Автор: Антонина Геннадьевна Григорьева
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Педагог-психолог
Населённый пункт: ЯНАО, г.Новый Уренгой
Наименование материала: Коммуникативный тренинг
Тема: «Тимбилдинг – средство профилактики, предупреждения деструктивного поведения в детской среде»
Раздел: среднее образование
Тема: «Тимбилдинг – средство профилактики, предупреждения деструктивного
поведения в детской среде»
Подготовила педагог-психолог
МАДОУ «ДС «Мальвина» А.Г.Григорьева
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы будем с вами говорить о детском
коллективе, о том, как важно этому коллективу быть сплочённым, ну и как ,
собственно, сплачивать детей внутри коллектива.
Любой коллектив – это команда. В любой команде неизбежны конфликты. Команды с
разными взглядами и ценностями, с отсутствием ролей и обязанностей более
подвержены конфликтам. Мы знаем, что в конфликте много минусов, рисков, в
конфликте можно много чего потерять (потерять друзей, уйти из школы, сада), но при
этом в конфликте есть много возможностей. Конфликты следует не избегать, а
превращать в ресурс.
Здесь важно, чтобы взрослый показал , как вести себя в этой сложной ситуации.
Как обычно мы ведём себя в конфликтной ситуации: Мы нападаем! Нас захватывают
эмоции и нападаем в ответ. В первую очередь, важно помнить главное: конфликтом в
классе управляет педагог. Вне зависимости от возраста, учитель – это значимый
взрослый и его действия так или иначе влияют на весь детский коллектив. Взрослый
должен показать как нужно ответить обидчику, который кричит на тебя, не кричать в
ответ, а сказать: «мне не нравится как ты разговариваешь со мной, как поступаешь со
мной». Детей нужно этому учить. И это не про слабость! А про то, чтобы ответить
ассиметрично: тебя оскорбляют, а ты в ответ не оскорбляешь, а находишь другой путь
– это сложно, но эти пути есть. «Проживать конфликт» - это развивать саморегуляцию,
выстраивать позицию, что мы не против друг друга, а против проблемы. Главная
задача педагога: не дать конфликту перерасти в деструктивные формы поведения
детей и буллинг, как травлю.
«Что такое травля? В разных формах, условно говоря, травля выступала в самых
разных эволюционирующих системах. И её задача, грубо говоря: не высовывайся. Её
задача – погашение и элиминация разнообразия, убийство разнообразия.
Травля – это уникальный уравнитель: будь как все. Пределом травли является то, что,
например, замечательный мастер Милан Кундера назвал «торжество
незначительности»,…Травля – это механизм уравниловки, поэтому, когда человек
прибегает к травле, за этим стоит могучий комплекс его недоношенности в
социальном смысле слова, его неполноценности. Когда человек травит других, он тем
самым доказывает, что становится заложником социально-психологических
механизмов зависти, травмы и воспринимает себя как униженного, обойденного…
Травля – это комплекс обиженных, озлобленных людей.
Возвращаясь к теме профилактики, мы должны помнить, что важным условием, от
которого зависит, разовьётся ли конфликт в детском коллективе – это его
сплоченность. И сегодня я хочу предложить вам использовать технику тимбилдинг,
как кружок, детский клуб «Ну –ка, все вместе!».
Коллеги, знакомо вам понятие «Тимбилдинг»? (ответы участников). – Абсолютно
верно! В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование».
Главная задача тимбилдинга – сплотить коллектив. Существуют разные виды
тимбилдинга: спортивные, интеллектуальные, творческие).
1.
ПОВОРОТ В ПРЫЖКАХ (Экспресс-диагностика)
Описание упражнения
Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние
между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном
направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно закрывают
глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону
на 90, 180, 270 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему
повернуться, договариваться об этом нельзя. После прыжка участники открывают
глаза, смотрят друг на друга и по очередному сигналу, вновь закрыв глаза, совершают
следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача:
добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились,
повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток,
потребовавшихся для этого.
Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую
сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его
выполнения). При выборе времени и места проведения упражнения следует
учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении,
расположенном этажом ниже.
Смысл упражнения
Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники
стремятся решить задачу индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А
успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только
с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра
служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает
напряженность.
Обсуждение
Получится ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за
себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не
пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это сделать?
2.
КАРАНДАШИ (тактильное восприятие – сонастройка)
Описание упражнения
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых
колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала
участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются
друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша,
прижав их концы подушечками указательных пальцев . Дается задание: не выпуская
карандаши, двигать руками вверх вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг
(расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками
указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет
задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и
расширение круга).
4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.
5. Присесть; встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
_ Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки).
_ Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
_ Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
_ Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить
настоящий танец.
Смысл упражнения
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация
совместных действий, точное соизмерение своих движений с теми, что совершают
партнеры. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о
своихдействиях, не ориентируясь на других.
Обсуждение
Какие действия должен выполнять каждый из участников,
чтобы карандаши в кругу не падали?
Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание,
научиться «чувствовать» другого человека?
3.
СБОР ПО ГОЛОСАМ (слуховое восприятие друг друга)
Описание упражнения
Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны
названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова,
петух и т. п.) — по 2–3 карточки на группу с названием каждого животного.
Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им
досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание:
«Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться
только звуками, характерными для ваших животных».
Смысл упражнения
Разминка, демонстрация имеющей место в любом общении избирательности
восприятия информации: во всем потоке звуков удается выделить именно нужные,
остальные как будто отходят на второй план.
Обсуждение
Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом шуме? Мы слышим именно
то, что хотим услышать. В каких жизненных ситуациях проявляется такой же эффект?
4.
ЦИФЕРБЛАТ (подгруппы – острее чувствование и переживание за команду, внимание )
Описание упражнения
Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них
соответствует определенной цифре на нем. Проще всего, если участников 12 — тогда
каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется
изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека.
Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной.
Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата.
После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает
— сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание
часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1–2 заказа времени может сделать
ведущий, потом — каждый из участников по кругу.
Смысл упражнения
Тренировка внимательности, включение участников в активное групповое
взаимодействие.
Обсуждение
Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества
развиваются в этой игре и для чего они нужны.
5.
«Паучки».(ломаем пространственные барьеры, которые не исчезли в
предыдущих упражнениях)
Участники делятся на подгруппы по 4–5 человек. Члены каждой подгруппы встают
спинами вплотную друг к другу, и ведущий обвязывает их на уровне пояса веревкой.
Дальнейшие действия — как в варианте 1. Это более мягкий вариант упражнения,
его имеет смысл проводить в менее сплоченных и не раскрепощенных группах, где
существуют неявные запреты на тактильные контакты между участниками
Смысл упражнения
Упражнение требует четкой координации совместных действий, «ломает»
пространственные барьеры между участниками, сильно сближает группу в
физическом смысле, что, как следствие, вызывает и психологический эффект
сближения. Здесь уместно провести параллель с психофизиологической теорией
эмоций Джеймса-Ланге: внешнее выражение эмоции ведет к возникновению
соответствующего внутреннего переживания. Такое перемещение, особенно
выполняемое на скорость, также создает ощущение совместного риска, что тоже
способствует сплочению групп.
Обсуждение
Если все прошло без эксцессов, длительное обсуждение излишне— достаточно, чтобы
желающие кратко обменялись впечатлениями. Если группа упала — это произошло
случайно, или кто-то хотел устроить «кучу-малу»? Что чувствовали при этом
другие участники? Возможно, у кого-нибудь из участников подобное упражнение
вызовет дискомфорт. Если это так, то нужно дать им высказаться: с чем именно, на их
взгляд, это связано? (варианты ответа «Плохое упражнение!» и т. п. не принимаются,
нужно постараться конкретизировать, что именно вызывает дискомфорт в ситуации
вынужденного физического сближения).
6.
«Коллективный рисунок» (участники переходят к спокойной деятельности)
Маркеры, привязанные к нему резинки , за которые его держат участники , стараются
нарисовать.
Коллективный рисунок на заданную тему в малых подгруппах. Можно начать с
написания простых цифр, а затем чуть усложнить задание. После обязательно
вывесить получившиеся работы на стене в этом же помещении, на время проведения
тренинга.
Смысл упражнения
Каждый участник сосредотачивает внимание на моторных ощущениях. Включается
активная вербализация. Учатся слышать друг друга, уступать друг другу.
Обсуждение
В какой команде не удалось договориться ? Почему. Кто в большей мере брал на себя
управление? Действительно ли этот человек – лидер? Как он в повседневной
деятельности проявляет лидерские качества? И проявляет ли?
7.
УЗЕЛОК
Описание упражнения
Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд
выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к
другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, «капитанов» команд, лучше
пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник
держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих
колонн. Дается задание — не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке
между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не
объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем, группе
участников на это требуется 5–7 минут.
Смысл упражнения
Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и
создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно
способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения в
инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.
Обсуждение
Следует обратить внимание участников на то, что в выполнении данного упражнения
удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать
слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен
выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла,
нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того,
кто его предложил. А как этого добиться?».
8.
«Перекинь мяч».(совместная координация – закрепление упражнения Узелок
Две команды, два покрывала (пледа), два мяча.
Команды стараются на покрывале перекинуть мяч на покрывало другой команде.
9.
«Совместное исправление слабости»
Участники разбиваются на команды ,сидят в кругу. Каждому участнику даётся лист
бумаги и ручка. На одной части листа человек пишет своё слабое место. И передаёт
листок. На другой – другой человек – пишет, что нужно сделать, чтобы исправить
изъян. Передают. На третьей части листа следующий участник пишет, какие
качества потребуются для выполнения второго пункта. Передают.
Следующий пишет: к кому можно обратиться за поддержкой. Следующий: откуда
можно черпать силы и вдохновение для исправления. Каждому возвращается свой
лист. Участники читают собранные мнения и делятся впечатлениями.
10.«Арт - коллаж» ( завершение )
Коллективное выполнение участниками творческой композиции по совместно
выбранной теме на склеенных листах бумаги.
Проводить эти игры можно в любое время, например, как утренний ритуал встречи и
приветствия, или как упражнение в конце занятия, а можно проводить их как отдых.
Заканчиваем «Кругом душевного тепла»!
!.Уважаемые коллеги, важно помнить, что все эти методы эффективны исключительно до того, как в
коллективе начался конфликт или буллинг. Если использовать их уже в процессе, то результат будет
близок к нулю и в этом случае лучше будет потратить силы на разрешение конфликта, пока он не
перешёл в деструктивную фазу (эскалацию – обострение, интенсивность
).