Авторы: Колошницина Оксана Олеговна, Оксана Олеговна Колошницина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАУО СОШ №85 "Журавушка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа внеурочной деятельности курса «Портфолио»
Раздел: начальное образование
Для формирования персонифицированного учета достижений ученика как инструмента
педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории
индивидуального развития личности в своей работе я использую курс «Портфолио»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 85 «Журавушка»
630049, г. Новосибирск, 49, Красный проспект 83/1 2 - 1 65 – 975
Рабочая программа
внеурочной деятельности
разработана учителем начальных классов
Колошнициной Оксаной Олеговной
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности курса «Портфолио» создана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и
Концепцией духовно- нравственного воспитания и развития; требований к результатам
освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий;
Программы внеурочной деятельности «Портфолио обучающегося начальной школы».
Основные цели программы:
создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее
уникальности и самобытности развитие творческих способностей детей, готовности к
самореализации, через создание портфолио
Программа определяет ряд задач:
воспитание нравственных чувств и моральных норм; через рассмотрение и
обсуждение ситуаций
воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и
окружающей среде; путем выполнения практических и творческих заданий
Решение
названных
задач
обеспечит
формирование
системы
ценностей
у
первоклассников:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,
достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,
свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство
и
литература (красота,
гармония,
духовный
мир
человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля)
Планируемые результаты освоения курса
В
результате
реализации
программы
должно
обеспечиваться
достижение
обучающимися:
Личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной
деятельности,
– способность к организации собственной деятельности;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметных результатов:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения
результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного
поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие
участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо
событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и
прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
– приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень:
– получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между
собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной
среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых
социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень:
- получение первоклассниками начального опыта самостоятельного общественного
действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
– на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
– на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими
школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Содержание учебного курса
Программа
предполагает
проведение
еженедельных
внеурочных
занятий
со
школьниками по 1 часу в неделю: в 1 классе- всего 33часа; во 2-4 классах- 34 часа
2 класс
№
Наименование
раздела
Количество
часов
1
Знакомьтесь, я второклассник
8
2
Мое здоровье
6
3
Моя школа. Мой класс.
8
4
Мои учебные достижения
9
5
Мои достижения.
1
6
Мои проектные исследовательские работы
1
7
Пожелания и отзывы
1
Итого
34
3 класс
№
Наименование
раздела
Количество
часов
1
Знакомьтесь, я- третьеклассник
6
2
Моя Родина
5
3
Моё здоровье
6
4
Моя школа. Мой класс
7
5
Мои успехи в учебе
7
6
Мои достижения.
1
7
Мои проектные исследовательские работы
1
8
Пожелания и отзывы
1
Итого
34
4 класс
1 класс
№
Наименование
раздела
Количество
часов
1
Знакомьтесь, это я
7
2
Моя школа
7
3
Мои учебные достижения
7
4
Мои достижения
1
5
Мои проектные работы
3
6
Пожелания и отзывы
1
7
Мой класс
7
Итого
33
№
Наименование
раздела
Количество
часов
1
Знакомьтесь, я- четвероклассник
8
2
Моя Родина
6
3
Моё здоровье
5
4
Моя школа. Мой класс
6
5
Мои успехи в учебе
7
6
Мои достижения.
1
7
Мои проектные исследовательские работы
1
8
Пожелания и отзывы
1
Итого
34
Тематическое планирование
1 класс
№
Тема занятия
Количество
часов
1
Кто ты? Будем знакомы. Мой портрет.
1
2
Моя семья. Под крышей дома моего.
1
3
Моя родословная. Мои родственники по линии мамы / папы.
1
4
Мир, в котором я живу. Я и мои друзья.
1
5
Земля, на которой я живу.
1
6
Я – гражданин своей Родины.
1
7
Моя маленькая родина.
1
8
Букет первоклассника.
1
9
Школьная мозаика.
Законы школьной жизни. Ты должен это знать.
1
10
Распорядок дня.
1
11
На зарядку становись.
1
12
Здоровье – это здорово.
1
13
Будь здоров без докторов.
1
14
Правила безопасности.
1
15
Мой класс. Традиции моего класса.
1
16
Законы школьной жизни.
1
17-
18
Как я отношусь к людям. Мои добрые дела.
2
19-
20
Мои жизненные принципы.
2
21
Итоговое занятие по разделу.
1
22
Учимся ставить цели. Мои цели.
1
23
Мое созвездие успеха.
1
24-
30
Путешествие по предметным страницам.
7
31
Мои достижения в школе и вне школы.
1
32
Участие в проектах.
1
33
Пожелания и отзывы.
1
2 класс
№
Тема занятия
Количество
часов
1
Я- второклассник. Как я провел лето. Мой портрет.
1
2
Астрологический паспорт. Тайны моего характера.
1
3
Моя семья. Под крышей дома моего.
1
4
Семейный этикет. Дом моей мечты
1
5
Я и мои друзья. Дерево дружбы
1
6
Россия- страна, в которой я живу. Моя родина- Россия. Я-
гражданин России
1
7
Моя маленькая родина
1
8
Итоговое занятие по разделу
9
Распорядок дня. На зарядку становись
1
10
Здоровье- это здорово
1
11
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу
1
12
правильно ли ты питаешься? Овощи и фрукты- лучшие
продукты
1
13
Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом-
школа»
1
14
Итоговое занятие по разделу
1
15
Калейдоскоп для второклассника ( что могу и что умею)
1
16
Первый учебный день во втором классе. Портрет
второклассника
1
17
Школьная мозаика.
1
18-
19
Мой любимый класс. Традиции моего класса. Классная
жизнь
2
20
Законы школьной жизни
1
21
Как я отношусь к окружающим. Мои добрые дела. Мои
жизненные принципы
1
22
Итоговое занятие по разделу
1
23
Учимся ставить цели. Мои цели
1
24-
29
Путешествие по предметным страницам
6
30
Самооценочный лист. Мои результаты
1
31
Подводим итоги.
1
32
Мои достижения в школе и вне школы.
1
33
Участие в проектах.
1
34
Пожелания и отзывы.
1
3 класс
№
Тема занятия
Количество
часов
1
Моя автобиография. Мои летние каникулы. Сочинение
«Мои летние каникулы». Подумай и вспомни.
1
2
астрологический паспорт. Тайны моего характера.
Почему мы разные? Я- хозяин своих эмоций
1
3-4
Моя семья. Семейные традиции. Семейный герб.
2
5
Я и мои друзья
1
6
Итоговое занятие по разделу
1
7
Россия- моя Родина
1
8
Главная высота России
1
9-10
Я- гражданин России. Конституция- главный закон
России. Правовая викторина
2
11
Итоговое занятие по разделу
1
12
Самое большое сокровище в жизни. Распорядок дня. Мой
распорядок дня. На зарядку становись
1
13
Карта здоровья. Гигиена тела- составляющая здоровья
1
14-
15
составляем меню
2
16
Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом-
школа».
1
17
Итоговое занятие по разделу
1
18-
19
Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс.
Мои одноклассники
2
20
Правила школьной дружбы. Кодекс школьной дружбы
1
21
И немного о себе. Как я отношусь к окружающим
1
22-
23
Копилка доброго человека. Поляна добрых дел. Мои
жизненные принципы
2
24
Подводим итоги.
1
25
Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год
1
26-
31
Путешествие по предметным страницам
6
32
Мои достижения в школе и вне школы
1
33
Участие в проектной и исследовательской деятельности
1
34
Пожелания и отзывы
1
4 класс
№
Тема занятия
Количество
часов
1
Мои летние каникулы.
1
2-3
Все люди разные. Тайны моего характера. Я- хозяин
своих эмоций
2
4-5
Моя семья. Дом, в котором я живу. Астрологический
прогноз
2
6-7
Я и мои друзья
2
8
Итоговое занятие по разделу
1
9-10
Россия- моя Родина
2
11
Моя маленькая Родина
1
12-13
Россия- часть планеты Земля
2
14
Итоговое занятие по разделу
1
15
Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов
1
16
дерево здоровья. Букет здоровья. Распорядок дня
1
17
Выше, быстрее, сильнее
1
18
Безопасный маршрут «Дом- школа».
1
19
Итоговое занятие по разделу
1
20-21
Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс.
сюрприз для одноклассников. Вместе- классная семья.
2
22
Я- выпускник начальной школы
1
23
Спешите делать добрые дела Дорога добрых дел
1
24
Мои жизненные принципы
1
25
Итоговое занятие по разделу.
1
26
Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели
на учебный год
1
27-32
Путешествие по предметным страницам
6
33
Мои достижения в школе и вне школы
1
33-34
Участие в проектной и исследовательской
деятельности
Пожелания и отзывы
2