Напоминание

"Методика выявления уровня наний детей дошкольного возраста о птицах"


Автор: Клементьева Любовь Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 83
Населённый пункт: Россия, Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика выявления уровня наний детей дошкольного возраста о птицах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА О ПТИЦАХ.

Материал для диагностики

Иллюстрация птиц, местностей, где живут птицы (луг, поле, болото, река, лес

и т. д.), грамзапись голосов птиц, чучела птиц.

Методики выявления уровня знаний о птицах:

I.

Отличие птиц от животных.

Вопросы:

Как ты понимаешь слово птица?

Чем отличается птица от животного?

Чем покрыто у птиц тело?

Как передвигаются птицы?

Что помогает птице... (летать, прыгать, плавать)?

Как птицы добывают себе пищу?

За что ты любишь птиц?

II.

Вид птиц, особенности их внешнего вида,

Среды обитания.

(Околоводные, водоплавающие, домашние, хищные и т. д.)

Вопросы:

Какая местность изображена на картинке?

А теперь посмотри на этих птиц и подумай, где каждая из них живет?

Почему?

Где находит корм каждая из этих птиц?

Почему ты так думаешь? Как ты это узнал?

Что общего во внешнем виде птиц, живущих на болоте, реке, в лесу?

Каких птиц водоемов ты знаешь?

Назови виды птиц?

Особенности названий птиц. Почему эту птицу так назвали?

III.

Защита от врагов, приспособление птиц

к сезонным изменениям.

Вопросы:

Как птицы спасаются от врагов?

Что они будут делать: прятаться, убегать или улетать?

Какие улетают? Почему лучше улетать?

Назовите защитную маскировку и приспособления у птиц.

Что заставляет птиц улетать на юг? Холод или другая причина?

Как ты думаешь, какие птицы лучше приспособлены к жизни в

природе?

Почему?

Какие птицы всегда прилетают и держатся стайкой? Какие только в

одиночку?

IV.

Размножение, забота о потомстве, гнездование,

Выбор места

Вопросы:

Что самое главное происходит в жизни птиц весной?

Дня чего птицы строят гнезда?

Какие "птичьи домики" ты знаешь? (гнездо, скворечник, дуплянка).

Из чего появляется птенец?

Какая птица не выращивает своих птенцов?

Какая птица выносит птенцов зимой?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

V.

Значение птиц в жизни природы и человека,

Охрана птиц.

Вопросы:

Какую пользу приносят птицы природе и человеку?

Что будет, если не будет птиц?

Что произойдет?

Как называются места, где человек охраняет птиц?

Как ты считаешь, надо ли заботиться о птицах? Почему?

Что ты знаешь о "Красной книге"?

Какие птицы туда занесены? Почему?

Как человек помогает птицам?

Какую пользу приносят птицы, живущие рядом с человеком?

VI.

Узнать по грамзаписи голоса птиц.

Материал

для диагностики по птицам.

I

.Отличие птицы от животных

Используется модель-схема основных признаков птиц:

Задается вопрос: За что ты любишь птиц?

II.

Вид птиц. Особенности их внешнего вида.

Среда обитания.

Используются:

Дидактическая игра "Кто живет?" – закрепляется среда обитания, названия

птиц.

Дидактическая игра "Знаешь ли ты?" – закрепляется среда обитания, корм,

виды птиц.

Дидактическая игра "Птичья столовая" – закрепляется корм для птиц.

Беседа "Почему птиц так назвали?.

III

. Защита от врагов. Приспособление

К сезонным изменениям

Используются:

Сезонные картинки;

Картинки птиц с использованием игрового задания:

"Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка!", или

"Не сорока, не ворона, не синица. Так скажи-ка, как зовется птица?";

Картинка птиц с ярко выраженной окраской (иволга, снегирь, тюдю);

Беседа;

Схема защиты от врагов:

IV.

Размножение, забота о потомстве. Гнездование.

Выбор места.

Набор гнезд из разного материала.

Таблица "птичьих домиков", книга "Что ты знаешь о птицах?".

Схема роста и развития птиц. Что было сначала, что потом?

Таблица "Забота о потомстве.

Кукушка, клест.

V.

Значение птиц в жизни природы и человека.

Охрана птиц.

Схема-фр дерево-насекомое-синица.

Проблемные ситуации: закрепить правила поведения в природе, учить

верно оценивать свои поступки и поступки окружающих; добиваться,

чтобы каждый знал нормы и правила поведения в природе.

Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять

аккуратных шоколадного цвета яиц (соловей). Она осторожно взяла

одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула себе

на место.

Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали

вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять .

его с собой.

См. Книгу: Молодовой Л. П. "Игровые экологические занятия с

детьми (с. 108)

Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. "Мир природы и ребенок".

СПб.: «Детство-пресс», 2000

Дидактическая игра "Хорошо-плохо".

Беседа по вопросам:

Что ты знаешь о "Красной книге?".

Какие птицы туда занесены? Почему?

VI.

Голоса птиц (грамзапись).

У Р О В Н И:

Высокий

Называет комплекс внешнего вида птиц

Знает много птиц, правильно классифицирует их.

Правильно и полно отвечает на вопросы, устанавливает связи.

Средний

Знает достаточно много объектов, узнает на картинках птиц.

Допускает неточности в ответах.

Недостаточно четко и правильно выделяет основные качества внешнего вида

птицы или выделяет 1-ый признак.

Классифицирует птиц не по основным признакам.

Низкий

Называет мало объектов, не классифицирует их без специального задания.

Не выделяет признаков, не аргументирует свои выводы.

На вопросы отвечает неправильно.



В раздел образования