Авторы: Самойлова Мария Анатольевна, Асафова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ"МОДРС"
Населённый пункт: город Мурманск ул.Бочкова д 4
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста с ОВЗ на занятиях продуктивными видами деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей раннего возраста с ОВЗ на занятиях
продуктивными видами деятельности.
Самойлова Мария Анатольевна – воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г. Мурманск,
Россия manyniy
0988@
.
ru
Асафова Ирина Николаевна – воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г. Мурманск,
Россия iri
8658@
yandex
.
ru
Ладановская Оксана Владимировна, воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г.
Мурманск, Россия oxana
.
ladanovskaja
@
yandex
.
ru
Аннотация: речевое развитие детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) имеет особую актуальность в работе дошкольного педагога,
так как их речевая функция формируется со значительной задержкой, дети
испытывают
трудности
в
звукопроизношении,
овладении
лексико-
грамматическими формами, накоплении словаря и формировании связного
высказывания.
Ключевые слова: развитие речи, дети с ограниченными возможностями
здоровья, продуктивная деятельность.
Особую актуальность речевое развитие детей приобретает при наличии
проблем в нервно-психическом развитии, начиная с раннего возраста.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ
грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что
нас окружает.
В ходе работы с детьми раннего возраста с задержкой нервно-
психического и речевого развития, с органическим поражением центральной
нервной системы, с нарушением психики, с недостатками физического
развития, детьми-инвалидами было отмечено, что темпы овладения детьми
речью неодинаковы. Результаты наблюдения показали, что нормативным
показателям развития речи в данном возрасте соответствует лишь 30%
воспитанников. У остальных детей наблюдается значительная задержка
речевого развития или отсутствие речи. Таким образом, перед педагогами
встает задача создания качественной речевой среды в течение всего
коррекционно-развивающего процесса.
В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется
в нескольких направлениях:
1.Обогащение активного и пассивного словаря ребенка.
2. Становление речи как средства общения.
3. Формирование предпосылок целенаправленной деятельности ребенка.
В
продуктивной
деятельности
значительно
быстрее
происходит
развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает
действительно практическую направленность и имеет большое значение для
выполнения той или иной предложенной деятельности. Во время занятий
продуктивными видами деятельности знакомим детей с новыми словами,
учим понимать, различать и, как итог, употреблять слова в активной речи.
Знакомим детей с названием предметов, действий, которые они производят с
предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние
признаки предметов и признаки действий. Для развития понимания речи
взрослого
говорим
с
ребенком
короткими
фразами,
используем
положительную
эмоциональную
окраску,
богатую
интонацию,
что
способствует развитию просодической стороны активной речи ребенка.
Работа по формированию у детей с ограниченными возможностями
здоровья
умения
отвечать
на
вопросы
строится
в
определенной
последовательности:
показ предмета или выполнение с ним необходимого действия;
произнесение слова вместе с воспитателем (сопряженная речь);
самостоятельный ответ словом;
составление предложений из двух-трех слов;
использование в речи распространенных предложений из трех-
четырех слов.
При анализе исследования детей с задержкой речевого развития,
обнаружилась четкая закономерность, что уровень развития речи зависит от
сформированности тонких движений пальцев рук. Деятельность с бумагой,
ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-
двигательные упражнения, но и углубление представления детей об
окружающих предметах, что способствует проявлению умственной и
речевой активности. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Учитывая все
перечисленное, занятия продуктивными видами деятельности начинаются с
пальчиковой гимнастики. Развивая тонкую моторику ребенка, способствуем
улучшению его артикуляционных возможностей, что является одним из
ведущих компонентов речевой функции.
Занятия
по
продуктивной
деятельности
проводятся
учителем-
дефектологом, воспитателями, психологом, как индивидуально, так и в
небольших группах – по 2-4 ребенка с приблизительно одинаковым уровнем
развития.
Все задания в процессе занятий преподносятся в игровой форме. При
планировании и проведении занятий соблюдаются определенные условия:
1.
Планомерность проведения, соблюдение принципов "от простого к
сложному", "повторение и усложнение".
2.
Индивидуальный подход с учётом возможностей ребёнка.
3.
Четкая, понятная речь взрослого.
4.
Включенность занятий в лексическую тематику, что позволяет в
работе по той или иной теме опираться на двигательную и
эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность
детей.
5.
Эмоциональный характер занятий.
6.
"Наглядность + слово".
7.
Смена видов деятельности, включение в занятие упражнений для
развития мелкой моторики, координации речи с движением.
На этапе формирования и развития целенаправленных действий,
избирательности, освоения отдельных операций перед педагогами стоит
основная задача – формирование понимания цели действий; развитие
избирательности в действиях; умение выбрать из двух предложенных
занятий и обозначить свой выбор; использование коммуникативных средств
(слово, звук, жест) для отказа от задания или согласия на его выполнение.
Виды заданий:
открываем банки с завинчивающимися крышками, кладем туда
деревянные бусы и гремим;
открываем пластиковую бутылку с завинчивающейся крышкой и
кладем в нее фасоль;
отрываем маленькие кусочки пластилина, гофрированной бумаги,
цветной бумаги и заполняем контур;
размазываем пластилин или воск по картону;
выкладываем деревянные кубики, строим из них башни;
учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или
ткань, разворачивать конфету.
На этапе обучения использованию инструментов учимся:
заводить игрушку (например, мышку) и ловить ее;
нанизывать крупные деревянные бусы на деревянную палку, пользуясь
двумя руками; нанизывать бусы на толстую проволоку;
удерживать кисть, карандаш и проводить ею линии на бумаге.
делать “колобки” из пластилина, теста;
набирать краску на кисточку и проводить линии в определенном месте.
Анализируя результаты работы, можно отметить, что дети предыдущих
выпусков к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы
воспитателя, быстро вступали в речевые контакты с воспитателями и
близкими людьми, со сверстниками. Дети с желанием играют вместе,
активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки,
сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию речи на занятиях продуктивными
видами деятельности и в повседневной жизни, организация грамотной и
эффективной
речевой
среды
позволяет
достигать
положительных
результатов в работе по данной теме
Список литературы:
1.
Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. - М., 2000 г.
2.
Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада.
Младшая разновозрастная группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3.
Забаровская
Ю.И.
Шаг
за
шагом.
Программа
коррекционно-
развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое
пособие
для
педагогов
ДОУ.-
СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
4.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний
возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012.
5.
Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от
рождения
до
трех
лет.
-Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.