Напоминание

Развитие речи детей раннего возраста с ОВЗ на занятиях продуктивными видами деятельности


Авторы: Самойлова Мария Анатольевна, Асафова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ"МОДРС"
Населённый пункт: город Мурманск ул.Бочкова д 4
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста с ОВЗ на занятиях продуктивными видами деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей раннего возраста с ОВЗ на занятиях

продуктивными видами деятельности.

Самойлова Мария Анатольевна – воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г. Мурманск,

Россия manyniy

0988@

mail

.

ru

Асафова Ирина Николаевна – воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г. Мурманск,

Россия iri

8658@

yandex

.

ru

Ладановская Оксана Владимировна, воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г.

Мурманск, Россия oxana

.

ladanovskaja

@

yandex

.

ru

Аннотация: речевое развитие детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) имеет особую актуальность в работе дошкольного педагога,

так как их речевая функция формируется со значительной задержкой, дети

испытывают

трудности

в

звукопроизношении,

овладении

лексико-

грамматическими формами, накоплении словаря и формировании связного

высказывания.

Ключевые слова: развитие речи, дети с ограниченными возможностями

здоровья, продуктивная деятельность.

Особую актуальность речевое развитие детей приобретает при наличии

проблем в нервно-психическом развитии, начиная с раннего возраста.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ

грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что

нас окружает.

В ходе работы с детьми раннего возраста с задержкой нервно-

психического и речевого развития, с органическим поражением центральной

нервной системы, с нарушением психики, с недостатками физического

развития, детьми-инвалидами было отмечено, что темпы овладения детьми

речью неодинаковы. Результаты наблюдения показали, что нормативным

показателям развития речи в данном возрасте соответствует лишь 30%

воспитанников. У остальных детей наблюдается значительная задержка

речевого развития или отсутствие речи. Таким образом, перед педагогами

встает задача создания качественной речевой среды в течение всего

коррекционно-развивающего процесса.

В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется

в нескольких направлениях:

1.Обогащение активного и пассивного словаря ребенка.

2. Становление речи как средства общения.

3. Формирование предпосылок целенаправленной деятельности ребенка.

В

продуктивной

деятельности

значительно

быстрее

происходит

развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает

действительно практическую направленность и имеет большое значение для

выполнения той или иной предложенной деятельности. Во время занятий

продуктивными видами деятельности знакомим детей с новыми словами,

учим понимать, различать и, как итог, употреблять слова в активной речи.

Знакомим детей с названием предметов, действий, которые они производят с

предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние

признаки предметов и признаки действий. Для развития понимания речи

взрослого

говорим

с

ребенком

короткими

фразами,

используем

положительную

эмоциональную

окраску,

богатую

интонацию,

что

способствует развитию просодической стороны активной речи ребенка.

Работа по формированию у детей с ограниченными возможностями

здоровья

умения

отвечать

на

вопросы

строится

в

определенной

последовательности:

показ предмета или выполнение с ним необходимого действия;

произнесение слова вместе с воспитателем (сопряженная речь);

самостоятельный ответ словом;

составление предложений из двух-трех слов;

использование в речи распространенных предложений из трех-

четырех слов.

При анализе исследования детей с задержкой речевого развития,

обнаружилась четкая закономерность, что уровень развития речи зависит от

сформированности тонких движений пальцев рук. Деятельность с бумагой,

ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-

двигательные упражнения, но и углубление представления детей об

окружающих предметах, что способствует проявлению умственной и

речевой активности. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие

мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Учитывая все

перечисленное, занятия продуктивными видами деятельности начинаются с

пальчиковой гимнастики. Развивая тонкую моторику ребенка, способствуем

улучшению его артикуляционных возможностей, что является одним из

ведущих компонентов речевой функции.

Занятия

по

продуктивной

деятельности

проводятся

учителем-

дефектологом, воспитателями, психологом, как индивидуально, так и в

небольших группах – по 2-4 ребенка с приблизительно одинаковым уровнем

развития.

Все задания в процессе занятий преподносятся в игровой форме. При

планировании и проведении занятий соблюдаются определенные условия:

1.

Планомерность проведения, соблюдение принципов "от простого к

сложному", "повторение и усложнение".

2.

Индивидуальный подход с учётом возможностей ребёнка.

3.

Четкая, понятная речь взрослого.

4.

Включенность занятий в лексическую тематику, что позволяет в

работе по той или иной теме опираться на двигательную и

эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность

детей.

5.

Эмоциональный характер занятий.

6.

"Наглядность + слово".

7.

Смена видов деятельности, включение в занятие упражнений для

развития мелкой моторики, координации речи с движением.

На этапе формирования и развития целенаправленных действий,

избирательности, освоения отдельных операций перед педагогами стоит

основная задача – формирование понимания цели действий; развитие

избирательности в действиях; умение выбрать из двух предложенных

занятий и обозначить свой выбор; использование коммуникативных средств

(слово, звук, жест) для отказа от задания или согласия на его выполнение.

Виды заданий:

открываем банки с завинчивающимися крышками, кладем туда

деревянные бусы и гремим;

открываем пластиковую бутылку с завинчивающейся крышкой и

кладем в нее фасоль;

отрываем маленькие кусочки пластилина, гофрированной бумаги,

цветной бумаги и заполняем контур;

размазываем пластилин или воск по картону;

выкладываем деревянные кубики, строим из них башни;

учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или

ткань, разворачивать конфету.

На этапе обучения использованию инструментов учимся:

заводить игрушку (например, мышку) и ловить ее;

нанизывать крупные деревянные бусы на деревянную палку, пользуясь

двумя руками; нанизывать бусы на толстую проволоку;

удерживать кисть, карандаш и проводить ею линии на бумаге.

делать “колобки” из пластилина, теста;

набирать краску на кисточку и проводить линии в определенном месте.

Анализируя результаты работы, можно отметить, что дети предыдущих

выпусков к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы

воспитателя, быстро вступали в речевые контакты с воспитателями и

близкими людьми, со сверстниками. Дети с желанием играют вместе,

активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки,

сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и

систематическая работа по развитию речи на занятиях продуктивными

видами деятельности и в повседневной жизни, организация грамотной и

эффективной

речевой

среды

позволяет

достигать

положительных

результатов в работе по данной теме

Список литературы:

1.

Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников. - М., 2000 г.

2.

Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада.

Младшая разновозрастная группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3.

Забаровская

Ю.И.

Шаг

за

шагом.

Программа

коррекционно-

развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое

пособие

для

педагогов

ДОУ.-

СПб.:

ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

4.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний

возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012.

5.

Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от

рождения

до

трех

лет.

-Пособие

для

педагогов

дошкольных

учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.



В раздел образования