Автор: Кобылкина Валентина Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Буйлэсанская СОШ
Населённый пункт: Забайкальский край, Ононский район, с. Буйлэсан
Наименование материала: Презентация
Тема: Урок по ФГОС
Раздел: среднее образование
Урок по ФГОС
Кобылкина В.М. учитель истории
МБОУ Буйлэсанской СОШ
1
Проектирование урока по предмету. Планируемые
результаты.
Ключевые вопросы темы:
•
Функции урока;
•
Структура урока;
•
Планируемые результаты.
2
Планируемые результаты, их значение.
Требования ФГОС Планируемые результаты
ФГОС ООП Раб.Пр.
План урока
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, диагностические работы
3
Планируемые результаты уточняют и конкретизируют
требования ФГОС к результатам освоения ООП по
каждому учебному предмету с учетом главных целевых
установок изучения данного предмета, а также с
учетом возрастных особенностей психики учащихся.
4
В структуре
планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения ООП представлены в
соответствии с группой личностных результатов и
раскрывают и детализируют основные направленности этих
результатов. Оценка достижения этой группы планируемых
результатов ведется в ходе процедур, допускающих
предоставление и использование исключительно
неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы представлены в соответствии с
подгруппами универсальных учебных действий (УУД),
раскрывают и детализируют основные направленности
метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены в соответствии с группами
результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют
их.
5
В соответствии с реализуемой ФГОС второго поколения
деятельностной парадигмой образования система
планируемых результатов по предмету строится на
основе уровневого подхода (2 уровня): выделения
ожидаемого уровня актуального развития большинства
обучающихся (выпускник научится) и ближайшей
перспективы их развития (выпускник получит
возможность научиться).
Такой подход позволяет определять динамическую картину
развития обучающихся, поощрять продвижение
обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории
обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
6
Критериями отбора предметных результатов «Выпускник
научится» служат их значимость для решения основных задач
образования на данном уровне и необходимость для
последующего обучения, а также потенциальная возможность
их достижения большинством обучающихся (базовый уровень).
Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных
задач, построенных на опорном учебном материале, овладение
которыми принципиально необходимо для успешного
обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми
обучающихся.
Планируемые предметные результаты относятся к блокам
«Выпускник научится» в каждом разделе программы. Успешное
выполнение учащимися заданий базового уровня служит
единственным основанием для положительного решения
вопроса о возможности перехода на следующую ступень
обучения.
7
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» по предмету
приводятся планируемые результаты, характеризующие систему
учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного
материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего
изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий
планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать
отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
Система учебных действий в отношении знаний, умений, расширяющих
и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика
для дальнейшего изучения данного предмета. Этот вид планируемых
результатов приводятся в блоках «Выпускник получит возможность
научиться» к каждому разделу рабочей программы по предмету и
выделяются курсивом.
При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых
ведется оценка достижения планируемых результатов блока
«Выпускник получит возможность научиться», не является
препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
В повседневной практике преподавания цели данного блока не
отрабатываются со всеми без исключения обучающимися.
8
Планируемые результаты в соответствии
с обновленными ФГОС 2021 года
•
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО –
личностные, метапредметные, предметные.
•
Предметные результаты
•
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по
каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной
области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по
каждому модулю ОРКСЭ
•
•
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета
«История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
•
•
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном
изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы
•
«Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»;
«Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
•
9
•
Метапредметные и личностные результаты
•
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Если в старых стандартах эти результаты
были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
•
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
•
гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое;
•
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое;
•
экологическое;
•
ценность научного познания.
•
•
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
•
овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые
исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
– общение, совместная деятельность;
•
овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
•
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД
содержит критерии их сформированности.
•
Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД
«Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
•
•
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще
организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать
качество обучения.
10
Структура урока
•
1 Этап подготовительный:
•
1. Целевой блок (цель, планируемые результаты
(задачи), определение условий методических,
материально-технических и др.)
•
2. Организационный момент.
11
Структура урока
•
2 этап. Вводно-мотивационный. Актуализация.
•
Мотивация
— начальный этап
урока
, призванный
сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом
материале, заинтересовать их, показать необходимость или
пользу изучения материала.
•
Актуализация
[лат. Actio – действие, деятельность] –
процесс извлечения из памяти усвоенной информации или
опыта и подготовки их к немедленному
использованию.
Актуализация
знаний — этап
урока
, на
котором планируется воспроизведение учащимися знаний
умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.
12
Структура урока
•
3 Этап. Содержательно-операционный
•
этап
открытия нового знания на
данном
уроке
организован через работу с
различными видами источников информации: анализ
текста документов, исторической картой,
схематическим рисунком, данными диаграмм.
•
На этом этапе создаются условия для достижения
планируемых результатов через систему правильно
подобранных заданий, действий.
•
Включает: освоение нового материала, первичное
закрепление, закрепление, вывод по теме урока.
13
Структура урока
•
4.Этап. Оценочно-рефлексивный
•
Если говорить о
рефлексии
как этапе
урока
,
то
это
оценивание своего состояния, эмоций, результатов
своей деятельности на занятии. Слово "
рефлексия
" имеет
латинское происхождение от слова reflexio, что означает
умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление
своей деятельности
•
Оценивание
–
это
механизм, обеспечивающий
преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы
совершенствовать преподавание, находить наиболее
эффективные методы обучения, а также мотивировать
учеников более активно включиться в свое учение.
14
Спасибо за внимание!
15