Напоминание

Творческий подход при изучении темы "Рифма"


Автор: Станкевич Мария Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Спиринская ООШ
Населённый пункт: с.Спирино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческий подход при изучении темы "Рифма"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Рифма

Цели:

-закрепить знания о рифме, ритме;

-закрепить навыки поиска рифмы в тексте;

-научиться подбирать рифму к словам;

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют

различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то,

что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно) Благодаря чему создается эта

напевность?(рифме) Сегодня мы поговорим о рифме слов. Запишите тему урока:

РИФМА. Давайте запишем это четверостишие и подчеркнем рифмующиеся слова. А

кто может сказать, что такое рифма? А теперь давайте откроем учебник на стр. 138 и

прочитаем определение рифмы (созвучные окончания стихотворных строк). Верно ли

мы сформулировали, что такое рифма? Перепишем с учебника определение в тетрадь.

Скажите,

а

зачем

нам

вообще

нужна

рифма?

(рифма

призвана

добавить

стихотворению большую гармонию, плавность звучания, другими словами, добавить

стиху музыкальности, а также с помощью рифмы легко запоминать ударение трудных

слов, например, Тот из нас счастлИвее В ком душа красИвее)

−Давайте устно выполним 1 задание на стр. 138.

−А сейчас давайте попробуем себя в роли поэтов – будем сочинять стихи. Работаем в

парах. Каждая пара сочиняет двустишие (2 рифмующиеся строчки) на опред. тему,

общую для всего ряда. Темы мы сейчас выберем. Потом мы ваши двустишия

объединяем, тем самым получается 1 стихотворение. Кто-то 1 может зачитать стих

полностью. Я вам предлагаю след темы (но можете придумать свою тему или название

стих-я):

1)

Я с друзьями

2)

Как я делаю уроки?

3)

А за окном…

4)

Мне сейчас бы…

5)

В школе нравится мне…

−Теперь давайте вспомним известные стихотворные тексты и попытаемся их

восстановить по их рифмам, назвав автора и произведение(на слайде):

… окном

… вечерком.

… царица,−

… сестрица,− (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

… качается,

… ходу:

… кончается,

… упаду! (Барто «Бычок»)

… скажи,

… доложи:

… милее,

… белее? (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

… гвоздь!

… у вас?

… гость!

… у вас?

… кошка

… котят.

… немножко,

… не хотят. (С. Михалков «Что у вас?»)

… рассеянный

… Бассейной.

… на кровать,

… надевать,

… руки−

… брюки.

… рассеянный

… Бассейной. (С.Маршак «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»

−Рифма может быть не только в лирических произведениях, но и в прозе, например, в

пословицах и поговорках. Давайте запишем след. пословицы, найдем в них

рифмующиеся слова и объясним пословицы:

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (объясняем)

Как аукнется, так и откликнется.

Как потопаешь, так и полопаешь.

−Приведите примеры подобных пословиц, поговорок, крылатых выражений(Кончил

дело−гуляй смело, Милые бранятся−только тешатся, А вы друзья как ни садитесь,

все в музыканты не годитесь)

−ДЗ: сочинить стихотворение по заданной рифме слов. Запишем их(на слайде):

------------------------ океану

-------------------------- матрос

-------------------------- обезьяну

-------------------------- привез

---------------------------- тоскуя

------------------------- - напролет

----------- -----------------такую

------------ ----------------поет

−Давайте повторим правила написания стихотворений. Посмотрим мультфильм и

подумаем, что для этого необходимо? Какие нужно соблюдать условия? Почему

Незнайке это не удалось? (наличие ритма, рифмы и смысла) Отрывок из мультфильма

«Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам всем приветик»



В раздел образования