Автор: Станкевич Мария Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Спиринская ООШ
Населённый пункт: с.Спирино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческий подход при изучении темы "Рифма"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Рифма
Цели:
-закрепить знания о рифме, ритме;
-закрепить навыки поиска рифмы в тексте;
-научиться подбирать рифму к словам;
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют
различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то,
что вы услышите.
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно) Благодаря чему создается эта
напевность?(рифме) Сегодня мы поговорим о рифме слов. Запишите тему урока:
РИФМА. Давайте запишем это четверостишие и подчеркнем рифмующиеся слова. А
кто может сказать, что такое рифма? А теперь давайте откроем учебник на стр. 138 и
прочитаем определение рифмы (созвучные окончания стихотворных строк). Верно ли
мы сформулировали, что такое рифма? Перепишем с учебника определение в тетрадь.
Скажите,
а
зачем
нам
вообще
нужна
рифма?
(рифма
призвана
добавить
стихотворению большую гармонию, плавность звучания, другими словами, добавить
стиху музыкальности, а также с помощью рифмы легко запоминать ударение трудных
слов, например, Тот из нас счастлИвее В ком душа красИвее)
−Давайте устно выполним 1 задание на стр. 138.
−А сейчас давайте попробуем себя в роли поэтов – будем сочинять стихи. Работаем в
парах. Каждая пара сочиняет двустишие (2 рифмующиеся строчки) на опред. тему,
общую для всего ряда. Темы мы сейчас выберем. Потом мы ваши двустишия
объединяем, тем самым получается 1 стихотворение. Кто-то 1 может зачитать стих
полностью. Я вам предлагаю след темы (но можете придумать свою тему или название
стих-я):
1)
Я с друзьями
2)
Как я делаю уроки?
3)
А за окном…
4)
Мне сейчас бы…
5)
В школе нравится мне…
−Теперь давайте вспомним известные стихотворные тексты и попытаемся их
восстановить по их рифмам, назвав автора и произведение(на слайде):
… окном
… вечерком.
… царица,−
… сестрица,− (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
… качается,
… ходу:
… кончается,
… упаду! (Барто «Бычок»)
… скажи,
… доложи:
… милее,
… белее? (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
… гвоздь!
… у вас?
… гость!
… у вас?
… кошка
… котят.
… немножко,
… не хотят. (С. Михалков «Что у вас?»)
… рассеянный
… Бассейной.
… на кровать,
… надевать,
… руки−
… брюки.
… рассеянный
… Бассейной. (С.Маршак «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»
−Рифма может быть не только в лирических произведениях, но и в прозе, например, в
пословицах и поговорках. Давайте запишем след. пословицы, найдем в них
рифмующиеся слова и объясним пословицы:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (объясняем)
Как аукнется, так и откликнется.
Как потопаешь, так и полопаешь.
−Приведите примеры подобных пословиц, поговорок, крылатых выражений(Кончил
дело−гуляй смело, Милые бранятся−только тешатся, А вы друзья как ни садитесь,
все в музыканты не годитесь)
−ДЗ: сочинить стихотворение по заданной рифме слов. Запишем их(на слайде):
------------------------ океану
-------------------------- матрос
-------------------------- обезьяну
-------------------------- привез
---------------------------- тоскуя
------------------------- - напролет
----------- -----------------такую
------------ ----------------поет
−Давайте повторим правила написания стихотворений. Посмотрим мультфильм и
подумаем, что для этого необходимо? Какие нужно соблюдать условия? Почему
Незнайке это не удалось? (наличие ритма, рифмы и смысла) Отрывок из мультфильма
«Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам всем приветик»