Напоминание

" В гостях у русской избы"


Автор: Тимофеева Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 77 "ЗОРЕНЬКА"
Населённый пункт: Новгородская область, город Велиеий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: " В гостях у русской избы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тимофеева Светлана Викторовна, воспитатель

МАДОУ» Центр развития ребенка-детский сад №77 «Зоренька»

Г. Великий Новгород

В гостях у русской избы.

Детский сад-место для удивительных открытий! Где еще взрослые люди с

серьезным вниманием откликнутся на предложение детей «отправиться в

путешествие в русский дом»? В лучшем случае предложат почитать или

заглянуть в Интернет. А в детском саду… Как раз работают те, для кого

любой вопрос детей- повод развернуть интересное событие.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность учиться находить

ответы, и мы стараемся помочь ребятам полюбить сам процесс

самостоятельного активного поиска информации, проведения

исследовательских работ, обсуждения с друзьями удивительного,

услышанного, найденного.

Чаче всего темы проектов возникают спонтанно из вполне житейской

ситуации, вызвавшей интерес одного или несколько детей: азарт

«заинтересованных лиц», в ходе осуждения на утреннем круге, заражает

остальных. Вот пример такого явления.

После летнего отдыха, наш воспитанник стал рассказывать, как он отдыхал

в деревне.

Андрей рассказывал, что жил он в большом деревянном доме, там была печь,

где можно было лежать, пил чай из самовара…и понеслось…. Как это лежал

на печи? Спрашивали (Маргарита, Марат), а из чего сделан дом? Спросил

(Даня), Чай из самовара — это вкусно? Спросила (Аделина).

В общем взрослые сообразили, что тема детей «зацепила» надо ее

развивать!

На утреннем круге мы с ребятами активно задавали вопросы: «Из чего сделан

русский дом?», «Что у него внутри?», «Почему на печи можно лежать?»,

«Какие раньше были игры, игрушки?» Из общих высказываний мы

сформировали смысловое поле- что знаем, что хотим узнать, где можно

узнать.

Уважая идеи детей, мы ведем записи их высказываний, вместе планируем

поисково-практическую работу. Далее составили план-паутинку, где

расписали свою работу в центрах активности:

центре математики, мы измеряли дома, считали бревна

центре грамоты, мы писали и выкладывали слова по теме

центе творчества, мы лепили, вырезали, делали аппликацию

центре конструирования, мы строили дома, усадьбы, хозяйские постройки

центе книги, мы читали, делали книжки-малышки

центре музыки и театра, мы пели и слушали частушки, народные песни,

играли сказку «Теремок»

центре физического развития, мы играли в игру «Золотые ворота»

центе сюжетно-ролевой игры, мы накрывали стол, пили чай из самовара.

Основывая на свободном выборе, работа в центрах дает возможность

каждому ребенку выбирать деятельность по его интересам включиться в

работу с желанием, стремиться к достижению его собственных интересов.

Задача педагога- всемерно поддерживать коммуникацию между детьми,

стимулировать обмен информацией и идеями, стремление к объединению в

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где можно узнать?

Изба- русский дом

(Марат)

Избы, дома- строили

без гвоздей (Андрей)

В избе не было

электричества (Андрей)

Избы строили сами, не

было строителей

(Кристина)

В доме была одна

комната (Арсений Б.)

Крыши были из соломы

(Арсений К.)

Одежда хранилась в

сундуках (Арсений К.)

Кушать готовили в

печке (Варя Ф.)

Игрушки делали из

дерева (Андрей)

Как разжигали

самовар? (Андрей)

Из чего была одежда?

(Аня)

Какие раньше были

инструменты? (Вова)

Какие игры играли

раньше? (Арсений К.)

Какие домашние

животные жили и где?

(Вероника)

Где хранили еду? (Варя

Ф.)

Из чего делали

игрушки? (Аня)

Из чего была посуда?

(Аделина)

В интернете (Андрей)

По телевизору (Даня)

В книге прочитать

(Аня)

В телефоне (Варя Ф.)

Спросить у взрослых

(Гасым)

партнерства и команды, стремление к личному и обще групповому успеху. Не

менее значимая задача- формирование рабочей предметно-пространственной

среды, пополнение материалов в центрах активности. Конечно, наш проект

не был таким интересным без участия родителей! В родительском чате, мы

выкладываем всю информацию по проекту и просим готовит вместе с

детьми: сообщения по теме, рисунки, поделки, наглядные пособия. И всегда

находим отклик, ведь совместная работа дает хорошие результаты! И так,

наш проект начал пополнятся различными атрибутами старины: это макеты

домов, которые сделали родители вместе со своими детьми, различная

посуда, самовар, ложки, одежда, которую мы рассматривали и примеряли на

утреннем круге, сообщение приносили ребята: про дома, печь, музыкальные

инструменты. Даже появились у нас коромысла с ведрами. Так примерев на

себя коромысло, Кристина сказала-«Не легко было жить нашим предкам,

тяжело воду в коромысле носить!» Пробовали и с ухватом, и горшком Егорка

–«даааа…тяжело, а если горшок с кашей ух…»

Вот так, занятие наши проходили не только с наглядность, но и сами

пробовали, на себя примеряли!

Говоря об взаимодействии, нам помогали наши специалисты: например,

музыкальный руководитель поставила нам русский народный танец, мы пели

частушки, русские народные песни! Одно из мамочек нашего воспитанника

организовала нам встречу со специалистом из «Витославлиц» это была

чудесная встреча дети узнали много нового и интересного, играли в

старинные игры, вычесывали шерсть, примеряли одежду!

Подводя итоги проекта, мы сделали с ребятами коллективную работу

«Самовар с чашками» из соленого теста испекли сушки и проиграли

сюжетно-ролевую игру «Чаепитие на руси с самоваром»

За время проекта дети узнали много нового:

- Что такое изба из чего она сделана

-Как и из чего делались игрушки

- Музыкальные инструменты

- Пополнили свой словарный запас

-Познакомились с русским костюмом

-Окунулись в быт прошлого и поняли, как же тяжело приходилось нашим

предкам по сравнению с нашей современной жизнью.

Что мы достигли? Главный эффект в осознании того, что любой вопрос

можно решить, если активно действовать. Познавательная и творческая

активность, коммуникация и сотрудничество обеспечивают успех.



В раздел образования