Напоминание

Использование ИКТ на учебных занятиях по ОБЖ


Автор: Лушников Виктор Иванович
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: Агротехнический колледж
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на учебных занятиях по ОБЖ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование информационно – коммуникационных технологий

на учебных занятиях ОБЖ в колледже

Лушников В.И.

преподаватель ОБЖ

Старорусский агротехнический колледж

Новгородская область

В широком значении информационно-коммуникационные технологии

(ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникацион-

ных средств для реализации информационных процессов с целью оператив-

ной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необ-

ходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процес-

сов с целью высвобождения творческой энергии личности современного об-

щества.

Основной целью педагогов становится не только организация и веде-

ние процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но

и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современ-

ной жизни.

Основные дидактические требования, предъявляемые к информаци-

онно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения

эффективности их применения в образовательном процессе: основные дидак-

тические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным

технологиям в образовании с целью повышения эффективности их примене-

ния в образовательном процессе:

мотивированность в использовании различных дидактических материа-

лов;

четкое определение роли, места, назначения и времени использования

электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обу-

чения;

организационная роль преподавателя в проведении занятий;

введение в технологию только таких компонентов, которые гарантиру-

ют качество обучения;

соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии про-

ведения учебного занятия;

учет того, что введение в комплект учебных средств электронных об-

разовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует

пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики

обучения;

обеспечение высокой степени индивидуализации обучения и, одновре-

менно, организация обучения как коллективного процесса;

обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Использование новых компьютерных технологий является сегодня

основой успеха и совершенствования в производстве и в экономике в це-

лом, поэтому применение на уроках ОБЖ должно обеспечить успешное

обучение подрастающего поколения. ИКТ на уроках ОБЖ реально способ-

ствуют повышению и сохранению учебной мотивации обучающихся, пози-

тивным изменениям их познавательной активности и обеспечивают более

качественный уровень их обучения. Сегодня информационные компьютер-

ные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, ко-

торый соответствует качественно новому содержанию обучения и развития

обучающегося.

Свою деятельность обучения ОБЖ с применением ИКТ я начал с

подготовки дидактического материала к урокам, используя программы:

Microsoft Office Word и Power Point, а также пользуясь "услугами" сканера

и принтера. Сначала это были тесты, карточки со схемами, таблицами и

т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависи-

мости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контроль-

ные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно

разнообразить виды заданий и вариантов обучения.

Вначале урока применение ИКТ позволяет повысить исходную моти-

вацию урока с помощью демонстрации на экране ярких плакатов, эпиграфа

к уроку, цитаты, посвящения, фотографий с проблемными вопросами, ко-

роткого видеоролика, показывающего связь изучаемого с жизнью. Более

четким и незатянутым можно сделать организационный момент, поскольку

при объявлении темы урока, формулировке учебных задач, нет необходи-

мости писать все это на доске. Текст я вставляю в слайды презентации.

При изучении нового материала созданные мною, а также готовые

презентации к урокам, позволяют вовлечь обучающихся в объяснение но-

вого материала. При этом:

- обучающиеся могут дать определение, опираясь на демонстрируе-

мый текст;

- назвать по схеме, демонстрируемой на экране, на какие группы де-

лятся средства защиты;

- по слайду, где показан состав ОЗК и описание его составных ча-

стей, обучающиеся полностью могут изложить учебный материал и это не

требует предварительной подготовки;

- презентации позволяют проводить демонстрация таблиц и схем, ко-

торых нет в учебнике, с привлечением учеников на уроке к их анализу,

формулировке выводов позволяют развивать навыки самостоятельного

мышления.

Более динамичным и насыщенным стал темп урока, появилась

возможность полнее, понятнее и эмоциональнее (благодаря постоянной

визуализации) освещать учебные вопросы, создавать проблемные ситуации.

Одним из приемов активизации познавательной активности стало

составление учениками опорного конспекта. Составленные на компьютере и

распечатанные бланки раздаются для заполнения ученикам. Побуждающим

мотивом становится и то, что составление конспекта оценивается как вид

работы. При этом, как правило, применяется взаимопроверка.

Основная функция опорного конспекта – не столько организовать

воспроизведение материала, сколько предложить ученику стать активным

участником урока. Задачей такого конспекта является руководство всеми

видами познавательной деятельности обучающихся, развитие

наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной

цели развивающего обучения – направленности на общее развитие

обучающихся и индивидуальных способностей личности.

В ходе лекции я демонстрирую специально подобранный видеоряд из

текстов, схем, диаграмм, рисунков, фрагментов видеофильмов, звуковых и

фотодокументов. Такая форма работы показала, что использование

компьютерных технологий действительно стимулирует познавательную

активность обучающихся. При использовании мультимедиа во время

объяснения материала урока я отключаю звук и прошу обучающегося

прокомментировать процесс. Или я останавливаю кадр и предлагаю

продолжить дальнейший ход процесса, прошу объяснить процесс.

При закреплении изученного материала с использованием ИКТ, зара-

нее приготовленные вопросы высвечиваются на экране, что позволяет эф-

фективно организовать опрос. При этом такое представление вопросов

снимает завесу их непредсказуемости для ученика, дает время подгото-

виться к ответу на следующий вопрос. Ситуацию успеха создает то, что

при неправильном ответе, ученик может его исправить по слайду с иллю-

страцией, который возвращается на экран. Показ на экране заданий и алго-

ритма их выполнения при закреплении изученного материала в форме

самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних

объяснений и формировать умения обучающихся по переработке учебной

информации. Например, чтобы закрепить знания о подгонке противогаза,

предлагается составить таблицу, запомнив опорные позиции, затем изме-

рить свой охват головы, по таблице определить требуемый размер, ре-

зультаты занести в конспект. При необходимости закрепить материал, со-

держащий много цифровых данных, используется такой прием. Например,

необходимо запомнить боевые характеристики автомата Калашникова. Со-

ответствующая таблица показывается на экране. После подробного объяс-

нения она скрывается, и характеристики АКМ предлагается по памяти за-

нести в опорный конспект. Когда обучающиеся выполнят задание, на экра-

не снова демонстрируется таблица. Организуется взаимопроверка. Если

выполняются задания в форме составления схем, таблиц, один из обучаю-

щихся выполняет задание на компьютере с последующей демонстрацией

группе и обсуждением. ИКТ позволяют организовать закрепление изучен-

ного материала в форме тестирования. Оптимальное решение – тест из 5

вопросов, акцентирующих внимание на главных моментах. Оценка ре-

зультатов - по количеству верных ответов. Затрачиваемое время - 2-3 ми-

нуты. Задания выводятся на экран или все сразу, или поочередно каждое

через 30-40 секунд. После их выполнения на экране демонстрируются пра-

вильные ответы. Проверка проводится в форме самоконтроля, нечестность

при этом встречается очень редко.

Уроки ОБЖ имеют специфику как в методическом, дидактическом,

так и технологическом аспектах. Учебный материал курса базируется на

нормативных актах, инструкциях, которые не дают простора для творче-

ства, а требуют буквального исполнения. Использование ИКТ в процессе

изучения материала по ОБЖ позволяют организовать:

- свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

- изучение конкретного Интернет-ресурса по указаниям преподавателя;

- использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства;

- работа с мультимедийными презентациями;

- выполнение практических заданий с оформлением результатов в различ-

ных приложениях Microsoft Office;

- компьютерное тестирование.

Список литературы

1. Демкин В.П., Можаева Г.В., Яковлева А.Г. Адаптивное обучение на основе

информационных технологий // Труды Х Всероссийской научно-методиче-

ской конференции. Т. 2. – С. 400 – 401.

2. Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели проведе-

ния уроков с применением Интернет-технологий и мультимедиа средств //

Открытое и дистанционное образование. – 2004. – № 3 (15). – С. 3 – 10.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное посо-

бие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Акаде-

мия», 192 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образова-

ния / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред.

Е.С. Полат – М.: Изд. Центр Академия, 272 с.

5. Электронные образовательные информационные ресурсы (справочное из-

дание для профессиональных учебных заведений) / Седякин В.П., Каптерев

А.И., Шлыкова О.В; Под общей редакцией д.т.н., профессора Полякова А.А.

– М.: Янус-К, 168 с.



В раздел образования