Напоминание

Нейропсихологические упражнения на уроках русского языка как средство повышения грамотности


Автор: Елена Витальевна Медведева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Светлополянск
Населённый пункт: КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЕРХНЕКАМСКИЙ РАЙОН, СВЕТЛОПОЛЯНСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нейропсихологические упражнения на уроках русского языка как средство повышения грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии

я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть.

Если два раза — затопать ногами. Если три раза —

крикнуть „Ура“». Такое задание помогает сохранять

внимание учеников на протяжении всего урока.

Жалобы на резко упавшую грамотность школьников стали в

последние годы крайне распространённой темой в

разговорах родителей и учителей. Диагноз «дисграфия»,

несколько десятилетий назад считавшийся экзотикой,

сегодня уже никого не удивляет. Все чаще учителя говорят о

неспособности школьников писать связные, логически

выстроенные предложения и тексты.

Привычными стали и массовые претензии к почерку

учеников. Речь при этом идёт о детях, у которых

интеллектуальное развитие, слух и зрение - в норме.

Специалисты объясняют такую тенденцию в первую очередь

снижением двигательной и игровой активности, слабым

развитием воображения, чрезмерной увлечённостью

гаджетами. Психологи отмечают, что в школу пришло

поколение печально не наигравшихся детей.

То есть предположений, почему грамотность снижается,

немало, и многие звучат вполне разумно. А вот

«работающих» методик, способных помочь безграмотным

детям, – гораздо меньше. Но, к счастью, они есть.

Вот типичная ситуация: есть правила русского языка и есть

ученик, который эти правила вызубрил. Но на грамотности

письма эти вызубренные правила, сколько ни бьются учителя

и родители, не отражаются. И сколько ни делай «работу над

ошибками», сколько ни тренируй искать проверочные слова -

эффекта ноль, одни и те же ошибки переползают из задания

в задание, из тетради в тетрадь. Так, может, не в прилежании

дело, не в том, что ученик «не старается писать правильно»?

Но тогда - в чём?

Что отвечают нейропсихологи

До недавнего времени ответа на этот вопрос не было.

Но в последние годы педагоги, которые постоянно ищут

новые пути борьбы с безграмотностью, обратились к

достижениям смежных наук, одной из которых является

нейропсихология. Исследования нейропсихологов

показывают, что причина кроется в неразвитости

отдельных участков мозга и их «разбалансировке».

Условно говоря, один участок мозга отвечает за «включение»

человека в мыслительную деятельность (и при слабой

активности ведет к быстрой утомляемости), другой – за

память, хранение информации, ориентацию в пространстве

(в том числе – расположение букв и слов), третий – за

постановку задачи и контроль её выполнения (кроме прочего,

реализует механизм применения правил в письменной речи,

регулирует нормы поведения). И если какой-либо из участков

мозга «проседает», то некоторые функции, которые

необходимы ребенку в учебной деятельности, могут

«работать» не в полную силу.

Так что винить ребенка в неспособности писать красиво и

правильно – бессмысленно. Это не его вина. Но помочь ему

справиться с этой проблемой можно и нужно.

Правильное, грамотное письмо — результат слаженной

работы большого количества систем организма, результат

гармоничного и своевременного развития многих психических

функций. А результативная учебная деятельность любого

ребёнка — это показатель «включённости» всех

необходимых зон мозга.

Такой подход к решению проблем школьной неуспешности

используют специалисты-нейропсихологи.

Что должно насторожить учителя и родителей

Проблемы, которые должны насторожить родителей и

учителей:

плохо запоминает информацию,

не может сосредоточиться,

плохо себя контролирует,

медленно читает, нелюбовь к чтению

неловок в движениях,

истощен (нет энергии),

пишет буквы зеркально,

имеет навязчивые движения,

обладает макро- или микропочерком, неразборчивый

почерк;

постоянный пропуск букв, «мешанина» в слогах;

неспособность применять правила при письме (при том,

что сами правила ученик может хорошо знать);

отсутствие логики при составлении предложений и

текстов

Всё это – явления одного порядка, чаще всего они

существуют в комплексе и осложняются психологическими

проблемами, поскольку из-за постоянных неудач ребенок

быстро утрачивает веру в свои силы, и занятия вызывают у

него только негативные эмоции. Поэтому и справляться с

проблемами предстоит комплексно.

Так как же решать проблему?

Сегодня разработаны и уже успешно применяются

авторские методики, основанные на сочетании

педагогических, психологических и

нейропсихологических практик, где используются и

движение, и логика, и творческая активность ребёнка.

Например, курс обучения грамотному письму «Движение.

Логика. Грамотность», уже более 10 лет успешно реализуется

в Учебном центре «Современное образование» (г. Пермь).

Учредители центра и авторы курса - Наталья Полыгалова и

Марина Сорокина. Действенность методики, созданной на

основе открытий нейропсихологии, подтверждается

многолетней практикой её применения.

Курс «ДЛГ» - это необычные уроки русского языка с

использованием нейропсихологических методик.

Филолог Марина Сорокина считает, что сочетание движения,

логики и творчества позволяет пробудить у детей интерес к

языку:

«Урок, построенный с учетом нейропсихологических

практик, отчасти напоминает спектакль. У него есть

интригующее начало и определённая драматургия. Дети

незаметно для них самих становятся увлечёнными

участниками процесса под названием «Русский язык -

интересней некуда!»

Это можно сравнить с ситуацией, когда ты пришёл в кино с

плохим настроением, а фильм с первых же кадров тебя

захватил, тебе интересно. Благодаря особой ритмике всего

происходящего, у ребенка, давно потерявшего интерес к

такому предмету, как русский язык, просыпается азарт!

Ученики весь урок в тонусе – темп такой, что у них нет ни

повода, ни возможности расслабиться.

Постоянно меняющиеся увлекательные задания

заставляют школьников быстрее соображать - и, как

результат, они начинают любить русский язык, улучшается

грамотность».

Три кита успешности данной авторской методики – сочетание

нейропсихологических методик, игры и системы.

Нейропсихологические методики:

I.

Известные:

1. Расположение важной информации, которую нужно

запомнить в левом верхнем углу.

2. Использование нелинованной бумаги.

3. Раскрашивание словарных слов.

4. Постоянное повторение.

II.

Новые:

Упражнения на дыхание;

Упражнения на активизацию глазных мышц;

Пальчиковые игры;

Тренировка межполушарных связей и реакций;

Тренировка слухового внимания, чувства ритма,

мышления;

Игры ….

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Самый простой пример – отвечать на вопросы «по-

болгарски»: «да» – отрицательные движения головой, «нет»

– кивок. Вроде бы ничего сложного, выглядит как игра, но

такие упражнения выводят определенные участки мозга из

«спящего режима» и помогают координировать их

деятельность.

Еще один нехитрый пример: учитель договаривается с

учениками, что, как только они услышат кодовое слово (к

примеру, «упражнение»), все должны встать (или поднять

руки, или сказать что-то в ответ). Такие задания

тренируют память, помогают сконцентрироваться,

улучшают внимание, реакцию и скорость мышления,

привлекают внимание к СЛОВУ.



В раздел образования