Автор: Елена Витальевна Медведева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Светлополянск
Населённый пункт: КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЕРХНЕКАМСКИЙ РАЙОН, СВЕТЛОПОЛЯНСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нейропсихологические упражнения на уроках русского языка как средство повышения грамотности
Раздел: среднее образование
Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии
я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть.
Если два раза — затопать ногами. Если три раза —
крикнуть „Ура“». Такое задание помогает сохранять
внимание учеников на протяжении всего урока.
Жалобы на резко упавшую грамотность школьников стали в
последние годы крайне распространённой темой в
разговорах родителей и учителей. Диагноз «дисграфия»,
несколько десятилетий назад считавшийся экзотикой,
сегодня уже никого не удивляет. Все чаще учителя говорят о
неспособности школьников писать связные, логически
выстроенные предложения и тексты.
Привычными стали и массовые претензии к почерку
учеников. Речь при этом идёт о детях, у которых
интеллектуальное развитие, слух и зрение - в норме.
Специалисты объясняют такую тенденцию в первую очередь
снижением двигательной и игровой активности, слабым
развитием воображения, чрезмерной увлечённостью
гаджетами. Психологи отмечают, что в школу пришло
поколение печально не наигравшихся детей.
То есть предположений, почему грамотность снижается,
немало, и многие звучат вполне разумно. А вот
«работающих» методик, способных помочь безграмотным
детям, – гораздо меньше. Но, к счастью, они есть.
Вот типичная ситуация: есть правила русского языка и есть
ученик, который эти правила вызубрил. Но на грамотности
письма эти вызубренные правила, сколько ни бьются учителя
и родители, не отражаются. И сколько ни делай «работу над
ошибками», сколько ни тренируй искать проверочные слова -
эффекта ноль, одни и те же ошибки переползают из задания
в задание, из тетради в тетрадь. Так, может, не в прилежании
дело, не в том, что ученик «не старается писать правильно»?
Но тогда - в чём?
Что отвечают нейропсихологи
До недавнего времени ответа на этот вопрос не было.
Но в последние годы педагоги, которые постоянно ищут
новые пути борьбы с безграмотностью, обратились к
достижениям смежных наук, одной из которых является
нейропсихология. Исследования нейропсихологов
показывают, что причина кроется в неразвитости
отдельных участков мозга и их «разбалансировке».
Условно говоря, один участок мозга отвечает за «включение»
человека в мыслительную деятельность (и при слабой
активности ведет к быстрой утомляемости), другой – за
память, хранение информации, ориентацию в пространстве
(в том числе – расположение букв и слов), третий – за
постановку задачи и контроль её выполнения (кроме прочего,
реализует механизм применения правил в письменной речи,
регулирует нормы поведения). И если какой-либо из участков
мозга «проседает», то некоторые функции, которые
необходимы ребенку в учебной деятельности, могут
«работать» не в полную силу.
Так что винить ребенка в неспособности писать красиво и
правильно – бессмысленно. Это не его вина. Но помочь ему
справиться с этой проблемой можно и нужно.
Правильное, грамотное письмо — результат слаженной
работы большого количества систем организма, результат
гармоничного и своевременного развития многих психических
функций. А результативная учебная деятельность любого
ребёнка — это показатель «включённости» всех
необходимых зон мозга.
Такой подход к решению проблем школьной неуспешности
используют специалисты-нейропсихологи.
Что должно насторожить учителя и родителей
•
Проблемы, которые должны насторожить родителей и
учителей:
плохо запоминает информацию,
•
не может сосредоточиться,
•
плохо себя контролирует,
•
медленно читает, нелюбовь к чтению
•
неловок в движениях,
•
истощен (нет энергии),
•
пишет буквы зеркально,
•
имеет навязчивые движения,
•
обладает макро- или микропочерком, неразборчивый
почерк;
•
постоянный пропуск букв, «мешанина» в слогах;
•
неспособность применять правила при письме (при том,
что сами правила ученик может хорошо знать);
•
отсутствие логики при составлении предложений и
текстов
Всё это – явления одного порядка, чаще всего они
существуют в комплексе и осложняются психологическими
проблемами, поскольку из-за постоянных неудач ребенок
быстро утрачивает веру в свои силы, и занятия вызывают у
него только негативные эмоции. Поэтому и справляться с
проблемами предстоит комплексно.
Так как же решать проблему?
•
Сегодня разработаны и уже успешно применяются
авторские методики, основанные на сочетании
педагогических, психологических и
нейропсихологических практик, где используются и
движение, и логика, и творческая активность ребёнка.
Например, курс обучения грамотному письму «Движение.
Логика. Грамотность», уже более 10 лет успешно реализуется
в Учебном центре «Современное образование» (г. Пермь).
Учредители центра и авторы курса - Наталья Полыгалова и
Марина Сорокина. Действенность методики, созданной на
основе открытий нейропсихологии, подтверждается
многолетней практикой её применения.
Курс «ДЛГ» - это необычные уроки русского языка с
использованием нейропсихологических методик.
Филолог Марина Сорокина считает, что сочетание движения,
логики и творчества позволяет пробудить у детей интерес к
языку:
«Урок, построенный с учетом нейропсихологических
практик, отчасти напоминает спектакль. У него есть
интригующее начало и определённая драматургия. Дети
незаметно для них самих становятся увлечёнными
участниками процесса под названием «Русский язык -
интересней некуда!»
Это можно сравнить с ситуацией, когда ты пришёл в кино с
плохим настроением, а фильм с первых же кадров тебя
захватил, тебе интересно. Благодаря особой ритмике всего
происходящего, у ребенка, давно потерявшего интерес к
такому предмету, как русский язык, просыпается азарт!
Ученики весь урок в тонусе – темп такой, что у них нет ни
повода, ни возможности расслабиться.
Постоянно меняющиеся увлекательные задания
заставляют школьников быстрее соображать - и, как
результат, они начинают любить русский язык, улучшается
грамотность».
Три кита успешности данной авторской методики – сочетание
нейропсихологических методик, игры и системы.
Нейропсихологические методики:
I.
Известные:
1. Расположение важной информации, которую нужно
запомнить в левом верхнем углу.
2. Использование нелинованной бумаги.
3. Раскрашивание словарных слов.
4. Постоянное повторение.
II.
Новые:
•
Упражнения на дыхание;
•
Упражнения на активизацию глазных мышц;
•
Пальчиковые игры;
•
Тренировка межполушарных связей и реакций;
•
Тренировка слухового внимания, чувства ритма,
мышления;
•
Игры ….
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Самый простой пример – отвечать на вопросы «по-
болгарски»: «да» – отрицательные движения головой, «нет»
– кивок. Вроде бы ничего сложного, выглядит как игра, но
такие упражнения выводят определенные участки мозга из
«спящего режима» и помогают координировать их
деятельность.
Еще один нехитрый пример: учитель договаривается с
учениками, что, как только они услышат кодовое слово (к
примеру, «упражнение»), все должны встать (или поднять
руки, или сказать что-то в ответ). Такие задания
тренируют память, помогают сконцентрироваться,
улучшают внимание, реакцию и скорость мышления,
привлекают внимание к СЛОВУ.