Напоминание

"Использование ИКТ в условиях ФГОС"


Автор: Мельникова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №6"
Населённый пункт: город Чистополь РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ИКТ в условиях ФГОС

Использование ИКТ характеризуется пониманием того, что

интеллектуальный потенциал является основным фактором развития

цивилизации. Главными факторами роста интеллектуального потенциала

являются наука и образование. Наиболее перспективными технологиями

среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения

быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного

уровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии

обучения. Следует отметить, что в сегодняшних реалиях России при ее

экономической и политической ситуации, огромных территориях именно

инфокоммуникационные технологии, применяемые в государственном и

негосударственном сферах образовательного рынка, – это реальный

позитивный ответ на решение проблемы увеличения численности населения

с высшим образованием в России, что является необходимым условием

прогресса страны. В связи с вышесказанным, в российском образовании

назрела проблема «трансформирования» классической системы образования,

его адаптации к инновационным процессам совершенствования качества в

системе информационно-коммуникационного образования. С 2011 года

образование переходит на ФГОС, в котором информационным технологиям

отводиться одна из главных ролей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент

являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация

системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его

профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях

введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного

общества. В системе образования происходят значительные перемены. И во

многом это связано с обновлением научной, методической и материальной

базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является

использование новых информационных технологий. На сегодняшний день

учителю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это

компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD,

различного рода мультимедиа- и аудио-визуальное оборудование, множество

программ, позволяющие создать собственные анимационные видеоролики,

онлайн-тесты, кроссворды и т. д.

В ФГОС третьего поколения явно учитывается реальность и тенденции

современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все

сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых

стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения

учащимся образовательной программы отмечается формирование и развитие

компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции), как одной из

важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим

выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ

компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая

владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском,

построением и передачей информации, презентацией выполненных работ,

основами информационной безопасности, умением безопасного

использования средств информационно-коммуникационных технологий и

сети Интернет.

Из этого следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан

быть информационно грамотным. Что же такое информационная

грамотность?

Информационная грамотность – это:

· умение определять возможные источники информации и стратегию ее

поиска, получать ее;

· умение анализировать полученную информацию, используя различного

рода схемы, таблицы для фиксации результатов;

· умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности,

достаточности для решения проблемы (задачи);

· умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее,

если это возможно;

· умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и

оценки информации для принятия решений;

· умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации,

необходимой для деятельности в самых разных областях;

· умение использовать современные технологии при работе с информацией;

· умение работать с информацией индивидуально и в группе.

Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания,

является внедрение современных информационных образовательных

технологий, в том числе использование новейших электронных

образовательных ресурсов.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд

преимуществ перед традиционными уроками.

- Урок с использованием информационных технологий становится более

интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более

эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

- Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить

труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,

тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за

счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

- Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть

этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на

доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более

высокий уровень наглядности.

- Информационные технологии предоставляют широкие возможности для

индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет

разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных

технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую

структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок

индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной

области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным

средствам информационных технологий, дидактическими возможностями

программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ —

компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна

лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы

можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты,

видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания

для самостоятельной работы учащегося).

Использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие

возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в

использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие

затраты на оборудование. Такая форма работы позволяет увидеть и

использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное,

используя новые современные информационные технологии, привить детям

вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная

практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной

техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а

также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая

работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать

трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует

самостоятельному освоению новых возможностей информационных

технологий.

Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с

использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки,

разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического

коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока

возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не

только знания, умения и опыт педагога, но и частичка его души. Именно

такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее

эффективными.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного

процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса

обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных

мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей за счёт использования современных

средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при

решении задач из различных предметных областей.



В раздел образования