Автор: Мельникова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №6"
Населённый пункт: город Чистополь РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование
Использование ИКТ в условиях ФГОС
Использование ИКТ характеризуется пониманием того, что
интеллектуальный потенциал является основным фактором развития
цивилизации. Главными факторами роста интеллектуального потенциала
являются наука и образование. Наиболее перспективными технологиями
среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения
быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного
уровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии
обучения. Следует отметить, что в сегодняшних реалиях России при ее
экономической и политической ситуации, огромных территориях именно
инфокоммуникационные технологии, применяемые в государственном и
негосударственном сферах образовательного рынка, – это реальный
позитивный ответ на решение проблемы увеличения численности населения
с высшим образованием в России, что является необходимым условием
прогресса страны. В связи с вышесказанным, в российском образовании
назрела проблема «трансформирования» классической системы образования,
его адаптации к инновационным процессам совершенствования качества в
системе информационно-коммуникационного образования. С 2011 года
образование переходит на ФГОС, в котором информационным технологиям
отводиться одна из главных ролей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент
являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация
системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его
профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях
введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного
общества. В системе образования происходят значительные перемены. И во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является
использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
учителю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это
компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD,
различного рода мультимедиа- и аудио-визуальное оборудование, множество
программ, позволяющие создать собственные анимационные видеоролики,
онлайн-тесты, кроссворды и т. д.
В ФГОС третьего поколения явно учитывается реальность и тенденции
современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все
сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых
стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения
учащимся образовательной программы отмечается формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции), как одной из
важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим
выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ
компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая
владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском,
построением и передачей информации, презентацией выполненных работ,
основами информационной безопасности, умением безопасного
использования средств информационно-коммуникационных технологий и
сети Интернет.
Из этого следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан
быть информационно грамотным. Что же такое информационная
грамотность?
Информационная грамотность – это:
· умение определять возможные источники информации и стратегию ее
поиска, получать ее;
· умение анализировать полученную информацию, используя различного
рода схемы, таблицы для фиксации результатов;
· умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности,
достаточности для решения проблемы (задачи);
· умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее,
если это возможно;
· умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и
оценки информации для принятия решений;
· умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации,
необходимой для деятельности в самых разных областях;
· умение использовать современные технологии при работе с информацией;
· умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания,
является внедрение современных информационных образовательных
технологий, в том числе использование новейших электронных
образовательных ресурсов.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд
преимуществ перед традиционными уроками.
- Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более
эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
- Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить
труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,
тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за
счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
- Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть
этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на
доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более
высокий уровень наглядности.
- Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных
технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую
структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок
индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной
области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным
средствам информационных технологий, дидактическими возможностями
программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ —
компетенцией педагога.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна
лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы
можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты,
видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания
для самостоятельной работы учащегося).
Использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие
возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в
использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие
затраты на оборудование. Такая форма работы позволяет увидеть и
использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное,
используя новые современные информационные технологии, привить детям
вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная
практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной
техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а
также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая
работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать
трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует
самостоятельному освоению новых возможностей информационных
технологий.
Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с
использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки,
разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического
коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока
возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не
только знания, умения и опыт педагога, но и частичка его души. Именно
такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее
эффективными.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного
процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса
обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных
мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей за счёт использования современных
средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при
решении задач из различных предметных областей.