Напоминание

Психологическая работа в рамках выявления семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации


Автор: Иванова Дарья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом "Радуга"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс г.Юрга
Наименование материала: Научная публикация "Психологическое консультирование семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Тема: Психологическая работа в рамках выявления семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Раздел: полное образование





Назад




Статья «Психологическое консультирование семей, находящихся в ТЖС»

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение

которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены

супружеские, родительские и детские взаимоотношения. На данный момент,

количество семей,

попавших

в трудную

жизненную

ситуацию из-за

низких

доходов, безработицы, разводов, неуклонно растет. Это неполные семьи, в которых

отсутствует папа или мама, где есть дети с ограниченными возможностями, где

сами

родители

имеют

ограничения

в

здоровье;

семьи,

подверженные

алкоголизации

и

наркомании,

которые

в

силу

различных

причин

не

могут трудоустроиться; семьи, имеющие низкий доход.

Семья - это живая система, которая реорганизуется вследствие изменения

социальных условий (выход родителя на работу, смена места жительства и т.п.) и

внутренних (рождение ребенка в семье, наступление подросткового периода и т.п.).

Трудная жизненная ситуация — это совокупность факторов и условий,

объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие которых

гражданин или семья не может преодолеть самостоятельно (инвалидность,

одиночество,

малообеспеченность,

беспризорность

или

безнадзорность

несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, другие факторы

и условия).

Социально опасное положение — совокупность факторов и условий, вызывающих

неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, внутрисемейные

конфликты,

противоправное

поведение

родителей

или

иных

законных

представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей

по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение

с детьми.

Большим пластом работы педагога-психолога в консультационной службе

помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является грамотное

консультирование родителей по той проблеме, с которой они обратились. Родители

являются важными субъектами консультирования. Выход из трудной ситуации

зависит именно от них. Для этого они должны, прежде всего, найти ресурсы в

самих себе: раскрыть важные личностные особенности, обрести уверенность в

себе, успокоиться и т.д. Родители находят необходимые ресурсы вовне и внутри

себя с помощью консультанта. Внешними ресурсами могут выступить книги,

видеоматериалы,

общение

со

специалистом,

новые

взаимоотношения

с

супругом/супругой и др. членами семьи, участие в тренинговых группах. Все это

помогает открыть внутренние резервы и стратегии совладания с той ситуацией, в

которой они оказались, и помочь ребенку справиться с ее последствиями. Причем

это касается абсолютно всех ситуаций, хотя большая часть из них, казалось бы,

затрагивает только ребенка. Если ситуация коснулась ребенка, значит она

коснулась и родителей. Очень часто, к сожалению, мы встречаемся с родителями,

которые, сознательно или нет, выключаются из процесса реабилитации. Им

кажется, что достаточно привести ребенка к специалисту и начать с ним

психокоррекцию

или

психотерапию.

Для

понимания

всей

многогранности

проблемы, с которой они обращаются, необходимости участия в терапии всей

семьи и требуется наше правильное информирование их о проблеме, разъяснение,

эмоциональная поддержка, а при необходимости - семейная психотерапия.

Действительно, в ряде случаев роль педагога-психолога состоит в убеждении

родителей

в

необходимости

семейной

психотерапии.

Для

специалистов

очевидным является тот факт, что если после большой проделанной работы

ребенок возвращается в те же условия, систему воспитания и взаимодействия в

семье, то он утрачивает приобретенные на занятиях навыки. Если же мы хотим,

чтобы

психокоррекционные

и

психотерапевтические

мероприятия

были

эффективны, мы должны постараться подключить родителей. Таким образом,

деятельность консультационной службы должна включать помощь родителю в

преодолении трудных жизненных ситуаций.

Консультационная помощь, в

зависимости от запроса, может оказываться специалистами разного профиля:

врачами, психологами, дефектологами, психотерапевтами. Однако зачастую запрос

родителя формулируется таким образом, что на первый план для него выступают

совсем не те проблемы.

Таким образом, консультационная помощь может заключаться в виде:

- Разъяснения причин ситуации и определения маршрута сопровождения

ребенка специалистами.

- Консультационная помощь родителю несет в себе информационный характер:

знакомит его с вопросами соблюдения прав ребенка; в зависимости от проблемы,

консультант освещает родителю вопросы возрастных особенностей ребенка,

понятие нормы развития.

Не все родители готовы признать проблемы и работать с ними. При первой

консультации можно встретить сопротивление, когда

клиент сознательно или

бессознательно не готов работать над собой. Сопротивление возникает как реакция

на ощущение психологической опасности, источником которой может быть сам

педагог-психолог, тема беседы. Как же преодолеть это сопротивление?

Важно осознать причины сопротивления, почему родитель не хочет работать,

возможно, это внешние причины (узнают, что мы были у психолога и будут

осуждать), - рассказать об этике работы психолога;

сместить акцент на ребенка, например «Давайте я расскажу про результаты

диагностики вашего ребенка»;

Поддержка и выражение принятия: «Я понимаю, что вам сейчас тяжело, но

мы вместе справимся с вашей ситуацией»;

Отразить чувства клиента, которые были вызваны его сопротивлением,

например чувства вины;

Приободрить с помощью юмора, шутки, но с осторожностью, использовать

отвлеченные темы, не задевая чувств самого клиента (Смеясь, человек

расслабляется и легче идет на контакт);

Также встречается три возможных типа отрицания предпосылок нормальных

консультативных отношений:

1.

«Это не моя проблема». В этом случае клиент имеет тенденцию себя вести как

начальник психолога. Рассказывать он более склонен о других членах семьи, у

которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами.

Он призывает психолога «сделать что-нибудь», при этом не определяет конкретно,

каких изменений хочет, все расплывчато.

2. «Я сомневаюсь в вашей компетентности». Тут можно выделить два варианта:

Клиент всегда знает положение дел лучше психолога. Говорит много, в основном,

абстрактно, точный смысл слов остается неясным. Когда психолог пытается

обобщать его высказывания, клиент обычно стремится его поправить: «Вы не

поняли...».

Клиент склонен формулировать свои сообщения психологу в терминах, с помощью

которых он выражает неуважение предположениям психолога. Характерное

высказывание: «Смотрите, мы здесь занимаемся производством и не нуждаемся... ,

поэтому мы ждем от вас нечто иное». Психолог периодически ставится в такую

позицию, что он должен все время доказывать, что он лучше, чем о нем думают.

3. «Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя». В процессе консультативной

беседы клиент предпочитает соглашаться с психологом. Оружие против психолога

здесь - беспомощность клиента. Он вроде пытается все выполнять, но результат

всегда выражается характерной фразой: «Я все перепробовал по вашему совету, но

все оказалось бездейственным».

Решение:

1. Согласие и поддержка. Главный принцип здесь - прекратить бороться с

клиентом. Занять позицию: «Да, вы эксперт», «Да, вы лучше знаете». Психолог не

принимает на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококлассного»

эксперта. Основная форма реагирования - дружеское удивление и искренняя

радость при понимании сложного высказывания клиента.

2. Прогнозирование. Сущность этой техники заключается в том, что вместо того

чтобы блокировать неконструктивное поведение клиента, ему поддаются. Клиента

поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему, он дошел до

логического и окончательного конца, после чего почувствовал необходимость

смягчить, ослабить свои «отрицания».

3. Предписывание проблемы. Психолог сам сопротивляется всем возможным

вариантам решения проблемы. Клиента не только просят продолжать то, что он

делает, но и подразумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного

выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего изменить нельзя и его

проблема неразрешима, то психолог серьезно воспринимает это утверждение и

отвечает: «Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо

научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко».

Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по

собственному желанию, т. е. то, что клиент заявляет, то он и получает.

4. Формулировать открытые вопросы: например: «Не расскажите ли Вы мне еще

чего-нибудь?».

5. «Угу-реакция» - согласие и одобрение клиента.

6. Обратное резюмирование – попросить клиента самого подытожить сказанное,

сделать резюме.

7. Избегание важности, значимости. Например, если клиент заявляет нам: «У меня

нет проблем», то мы склонны ответить ему: «Тогда давайте поговорим и ничего

больше».

Важно понимать и всегда помнить, что специалисты, имея знания, умения и

навыки способны помочь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию!

Педагог-психолог ГКУ «Детский дом «Радуга» г.Юрга Иванова Дарья

Викторовна

28.03.2024 г .



В раздел образования