Автор: Кочнева Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОУ "Урайская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок закрепления и обобщения изученного материала, развивающая технология ТРИЗ
Раздел: среднее образование
Тип урока, педагогическая технология.
Урок закрепления и обобщения изученного материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/.
Тема: Повторение и обобщение по теме «Предлог».
Цели урока:
образовательные:
- продолжить формировать представление о предлоге как о служебной части речи;
- уметь узнавать предлоги, характеризовать их;
- знать отличия предлогов от приставок.
коррекционные:
- развивать логическое мышление, внимание путём подбора подходящих по смыслу предлогов;
- развивать смысловую и зрительную память путём восстановления рассыпанного текста;
- развивать фонематический слух через запись предложений под диктовку;
- развивать внутренний план действий при работе над морфологическим разбором предлогов.
воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать навыки сотрудничества через взаимодействие работы в парах, группах.
Ход урока
Содержание
Используемые
методы, приёмы
и формы
Коррекционная
работа
Скриншоты
1. Организационный
момент.
Здравствуйте!
Наш урок мне бы хотелось начать с народной
мудрости, которая гласит так: «Если у тебя есть
яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими,
то у тебя и у меня остаётся по одному яблоку, но
если у тебя есть мысль и у меня есть мысль, и мы
обменяемся ими, то каждый из нас станет богаче на
целую идею».
Вот и мы сегодня постараемся обменяться
знаниями и успешно применить их на практике. А в
обмен на ваши знания вам будут даны жетоны,
количество которых вы подсчитаете в конце урока.
Словесные
2. Рефлексия
настроения и
эмоционального
состояния.
- Ребята, возьмите смайлик с тем изображением,
которое соответствует вашему эмоциональному
настрою на урок.
Мотивация
учебной
деятельности
3. Орфографическая
разминка.
- Давайте проверим наше лингвистическое
здоровье, смекалку, умение быстро работать. Дома
вы повторяли правила правописания приставок
- По цепочке выходим к доске, записываем слово,
объясняем правописание. (на листочках)
Сгибать, погиб, дошёл, известность, записать,
пропал, внести, приоткрыла, подпевать.
- О какой части слова мы говорили?
- Что такое приставка и для чего она служит?
Наглядный,
словесный,
познавательный
Развитие
орфографической
зоркости,
монологической
речи, памяти
4. Сообщение темы
урока.
- Назовите одним словом то, что мы прочитали?
- С какой частью речи похожи приставки?
- Что вы знаете о предлоге?
- Как вы думаете, над какой темой мы будем
работать?
- Открываем тетради, записываем дату и тему
урока.
Развитие
логического
мышления
5. Актуализация
опорных знаний.
Индивидуальная
работа.
- Какой месяц сейчас идёт?
- Скажите, какой общероссийский праздник
отметили мы в этом месяце? (День Защитника
Отечества)
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Юрия
Шмидта “Защитники Отечества”.
Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.
Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.
И в этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.
- Расскажите о своих впечатлениях от этого
стихотворения? Какова его тема? (Ответы
обучающихся)
-
А теперь давайте поработаем с текстом этого
стихотворения.
- Для чего в речи употребляются предлоги?
- Назовите предлоги, которые автор использовал в
своём стихотворении?
- Выпишите 5 словосочетаний с предлогами
Развитие чувства
патриотизма
Развитие навыков
поисковой работы,
сравнения
- Индивидуально: смотрят … стен, пропал … вести,
дошёл … Берлина, пропал … лагерях, погиб …
победой.
Перед, без, до, в, со, на, из, к.
- Взаимопроверка. (оценивание)
- В чём отличие предлогов от приставок?
- Назовите предлоги?
- Какие это предлоги по составу?
- простые и составные
- Давайте вернёмся к нашему тексту.
Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.
Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.
… старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.
И …этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.
1) – Какие изменения произошли в тексте? Что
изменилось? (В тексте не хватает предлогов.
Стихотворение стало “нескладным”)
- Нарушилась грамматическая связь в
предложениях.
2) - Почему в стихотворении появилась
Проблемный,
индивидуальный,
фронтальный
Развитие навыков
сотрудничества
Развитие
логического
мышления
Развитие
зрительной памяти,
внимания,
мышления
Индивидуальная
работа.
“нескладность”? Попробуйте восстановить
пропущенные предлоги самостоятельно.
(Обучающиеся вставляют предлоги в текст,
выделяя их, зачитывают получившиеся варианты)
- Индивидуально: предложение рассыпалось,
нужно собрать, записать, выделить предлог.
Один погиб почти перед победой.
Другой пропал в немецких лагерях.
3) - А теперь давайте посмотрим на авторский
вариант.
(самопроверка, оценивание)
4) - Итак, мы смогла побороть “нескладность”
путем восстановления предлогов в тексте.
Получается, что такая маленькая часть речи как
предлог, играет очень важную роль в языке. Какую?
- Ребята, а по происхождению какие предлоги
бывают?
- В чём их особенность? Посмотрим, как вы
запомнили правописание этих предлогов?
6. Работа с таблицей.
ПРЕДЛОГИ ПИШИТЕ
Умение работать
Развитие
с таблицей,
коллективный
Словесный
Фронтальный,
индивидуальный
логического
мышления,
смысловой и
зрительной памяти
Развитие
фонематического
слуха
Развитие
внутреннего плана
действий
Индивидуальная
работа.
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
Вследствие В течение
Наподобие В продолжение
Вроде По причине
Насчёт В целях
Ввиду Со стороны
Вместо В связи
Несмотря (на) В виде
- Запишем предложение под диктовку:
(В) течение многих веков на Руси уважали
Защитников Отечества.
- Какие встретились нам предлоги по
происхождению?
- Морфологический разбор предлога (по
вариантам, у доски)
- Вспомним план разбора предлога (учебник
стр.142)
Порядок разбора предлога
I.
Часть речи. Общее значение.
II.
Морфологический признак: простой или
составной, производный или
непроизводный, неизменяемый.
7. Подведём итог.
“Не поймай
ошибку!” (работа по
технологии ТРИЗ).
Учитель читает утверждения о предлогах, а задача
обучающихся определить какие из них являются
истинными, а какие – ложными.
Условные обозначения:
“+” – правда
“-” - ложь
1)
Предлог – это служебная часть речи. (+)
2)
Предлоги бывают простыми и составными.
(+)
3)
В предложении предлог является
дополнением. (-)
4)
Предлог выражает зависимость одних слов
от других в словосочетании и предложении.
(+)
5)
Предлоги отвечают на вопросы какой? Чей?
6)
Предлог из-за является составным. (+)
7)
Предлог благодаря является производным.
(+)
8)
Предлог в течение пишется слитно. (-)
Ключ: +++-++++-
Развитие
самоконтроля
8. Рефлексия
настроения и
эмоционального
состояния.
- Ребята, возьмите смайлик с тем изображением,
которое соответствует вашему эмоциональному
настрою в конце урока.
9. Информация о
домашнем задании.
Учитель поясняет домашнее задание:
1. Написать сочинение на лингвистическую тему
Словесный
«Ох, уж этот предлог».
2.Параграф 52 учебника, упр. 346 списать, 2
предлога разобрать морфологически
3.Параграф 52 учебника, упр. 346 списать,
выделить предлоги, определить простые они или
составные.
10. Выставление
оценок.
- Сегодня мне очень понравилось работать с вами.
Вы были активны, любознательны, настойчивы в
добывании знаний и поэтому заслуживаете только
хороших отметок. Молодцы!