Напоминание

Урок закрепления и обобщения изученного материала, развивающая технология ТРИЗ


Автор: Кочнева Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОУ "Урайская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок закрепления и обобщения изученного материала, развивающая технология ТРИЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Тип урока, педагогическая технология.

Урок закрепления и обобщения изученного материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/.

Тема: Повторение и обобщение по теме «Предлог».

Цели урока:

образовательные:

- продолжить формировать представление о предлоге как о служебной части речи;

- уметь узнавать предлоги, характеризовать их;

- знать отличия предлогов от приставок.

коррекционные:

- развивать логическое мышление, внимание путём подбора подходящих по смыслу предлогов;

- развивать смысловую и зрительную память путём восстановления рассыпанного текста;

- развивать фонематический слух через запись предложений под диктовку;

- развивать внутренний план действий при работе над морфологическим разбором предлогов.

воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению русского языка;

- воспитывать навыки сотрудничества через взаимодействие работы в парах, группах.

Ход урока

Содержание

Используемые

методы, приёмы

и формы

Коррекционная

работа

Скриншоты

1. Организационный

момент.

Здравствуйте!

Наш урок мне бы хотелось начать с народной

мудрости, которая гласит так: «Если у тебя есть

яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими,

то у тебя и у меня остаётся по одному яблоку, но

если у тебя есть мысль и у меня есть мысль, и мы

обменяемся ими, то каждый из нас станет богаче на

целую идею».

Вот и мы сегодня постараемся обменяться

знаниями и успешно применить их на практике. А в

обмен на ваши знания вам будут даны жетоны,

количество которых вы подсчитаете в конце урока.

Словесные

2. Рефлексия

настроения и

эмоционального

состояния.

- Ребята, возьмите смайлик с тем изображением,

которое соответствует вашему эмоциональному

настрою на урок.

Мотивация

учебной

деятельности

3. Орфографическая

разминка.

- Давайте проверим наше лингвистическое

здоровье, смекалку, умение быстро работать. Дома

вы повторяли правила правописания приставок

- По цепочке выходим к доске, записываем слово,

объясняем правописание. (на листочках)

Сгибать, погиб, дошёл, известность, записать,

пропал, внести, приоткрыла, подпевать.

- О какой части слова мы говорили?

- Что такое приставка и для чего она служит?

Наглядный,

словесный,

познавательный

Развитие

орфографической

зоркости,

монологической

речи, памяти

4. Сообщение темы

урока.

- Назовите одним словом то, что мы прочитали?

- С какой частью речи похожи приставки?

- Что вы знаете о предлоге?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем

работать?

- Открываем тетради, записываем дату и тему

урока.

Развитие

логического

мышления

5. Актуализация

опорных знаний.

Индивидуальная

работа.

- Какой месяц сейчас идёт?

- Скажите, какой общероссийский праздник

отметили мы в этом месяце? (День Защитника

Отечества)

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Юрия

Шмидта “Защитники Отечества”.

Две старых фотографии, два деда,

Со стен как будто смотрят на меня.

Один погиб почти перед победой,

Другой пропал в немецких лагерях.

Один дошел до самого Берлина,

В апреле сорок пятого - убит.

Другой пропал без вести, словно сгинул,

И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,

Две разных жизни, но с одной судьбой.

Со старых фотографий смотрят снова,

Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.

И в этот День Защитника Отчизны,

Героев павших будем вспоминать.

Они для нас свои отдали жизни,

Чтоб мы могли отчизну защищать.

- Расскажите о своих впечатлениях от этого

стихотворения? Какова его тема? (Ответы

обучающихся)

-

А теперь давайте поработаем с текстом этого

стихотворения.

- Для чего в речи употребляются предлоги?

- Назовите предлоги, которые автор использовал в

своём стихотворении?

- Выпишите 5 словосочетаний с предлогами

Развитие чувства

патриотизма

Развитие навыков

поисковой работы,

сравнения

- Индивидуально: смотрят … стен, пропал … вести,

дошёл … Берлина, пропал … лагерях, погиб …

победой.

Перед, без, до, в, со, на, из, к.

- Взаимопроверка. (оценивание)

- В чём отличие предлогов от приставок?

- Назовите предлоги?

- Какие это предлоги по составу?

- простые и составные

- Давайте вернёмся к нашему тексту.

Две старых фотографии, два деда,

…стен как будто смотрят … меня.

Один погиб почти …победой,

Другой пропал … немецких лагерях.

Один дошел… самого Берлина,

… апреле сорок пятого - убит.

Другой пропал … вести, словно сгинул,

И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,

Две разных жизни, но … одной судьбой.

… старых фотографий смотрят снова,

Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.

И …этот День Защитника Отчизны,

Героев павших будем вспоминать.

Они … нас свои отдали жизни,

Чтоб мы могли отчизну защищать.

1) – Какие изменения произошли в тексте? Что

изменилось? (В тексте не хватает предлогов.

Стихотворение стало “нескладным”)

- Нарушилась грамматическая связь в

предложениях.

2) - Почему в стихотворении появилась

Проблемный,

индивидуальный,

фронтальный

Развитие навыков

сотрудничества

Развитие

логического

мышления

Развитие

зрительной памяти,

внимания,

мышления

Индивидуальная

работа.

“нескладность”? Попробуйте восстановить

пропущенные предлоги самостоятельно.

(Обучающиеся вставляют предлоги в текст,

выделяя их, зачитывают получившиеся варианты)

- Индивидуально: предложение рассыпалось,

нужно собрать, записать, выделить предлог.

Один погиб почти перед победой.

Другой пропал в немецких лагерях.

3) - А теперь давайте посмотрим на авторский

вариант.

(самопроверка, оценивание)

4) - Итак, мы смогла побороть “нескладность”

путем восстановления предлогов в тексте.

Получается, что такая маленькая часть речи как

предлог, играет очень важную роль в языке. Какую?

- Ребята, а по происхождению какие предлоги

бывают?

- В чём их особенность? Посмотрим, как вы

запомнили правописание этих предлогов?

6. Работа с таблицей.

ПРЕДЛОГИ ПИШИТЕ

Умение работать

Развитие

с таблицей,

коллективный

Словесный

Фронтальный,

индивидуальный

логического

мышления,

смысловой и

зрительной памяти

Развитие

фонематического

слуха

Развитие

внутреннего плана

действий

Индивидуальная

работа.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО

Вследствие В течение

Наподобие В продолжение

Вроде По причине

Насчёт В целях

Ввиду Со стороны

Вместо В связи

Несмотря (на) В виде

- Запишем предложение под диктовку:

(В) течение многих веков на Руси уважали

Защитников Отечества.

- Какие встретились нам предлоги по

происхождению?

- Морфологический разбор предлога (по

вариантам, у доски)

- Вспомним план разбора предлога (учебник

стр.142)

Порядок разбора предлога

I.

Часть речи. Общее значение.

II.

Морфологический признак: простой или

составной, производный или

непроизводный, неизменяемый.

7. Подведём итог.

“Не поймай

ошибку!” (работа по

технологии ТРИЗ).

Учитель читает утверждения о предлогах, а задача

обучающихся определить какие из них являются

истинными, а какие – ложными.

Условные обозначения:

“+” – правда

“-” - ложь

1)

Предлог – это служебная часть речи. (+)

2)

Предлоги бывают простыми и составными.

(+)

3)

В предложении предлог является

дополнением. (-)

4)

Предлог выражает зависимость одних слов

от других в словосочетании и предложении.

(+)

5)

Предлоги отвечают на вопросы какой? Чей?

6)

Предлог из-за является составным. (+)

7)

Предлог благодаря является производным.

(+)

8)

Предлог в течение пишется слитно. (-)

Ключ: +++-++++-

Развитие

самоконтроля

8. Рефлексия

настроения и

эмоционального

состояния.

- Ребята, возьмите смайлик с тем изображением,

которое соответствует вашему эмоциональному

настрою в конце урока.

9. Информация о

домашнем задании.

Учитель поясняет домашнее задание:

1. Написать сочинение на лингвистическую тему

Словесный

«Ох, уж этот предлог».

2.Параграф 52 учебника, упр. 346 списать, 2

предлога разобрать морфологически

3.Параграф 52 учебника, упр. 346 списать,

выделить предлоги, определить простые они или

составные.

10. Выставление

оценок.

- Сегодня мне очень понравилось работать с вами.

Вы были активны, любознательны, настойчивы в

добывании знаний и поэтому заслуживаете только

хороших отметок. Молодцы!



В раздел образования