Напоминание

"Мой выбор"


Автор: Труфанова Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГОБУ Краснореченская КШИ
Населённый пункт: Приморский край,Дальнегорский район,с.Краснореченский
Наименование материала: Программа профориентации в коррекционной школе
Тема: "Мой выбор"
Раздел: среднее образование





Назад




Информационная карта программы.

1.

Полное название

программы

Программа по профориентации учащихся «Мой выбор»

2.

Цель программы

Создать систему профориентации учащихся, способствующей

формированию у подростков профессионального

самоопределения в соответствии с состоянием здоровья,

индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом

социокультурной и экономической ситуации в области,

знакомство обучающихся с умственной отсталостью с миром

современных профессий, психолого-педагогическую

диагностику и консультирование обучающихся и

воспитывающих их семей по проблемам профориентации,

организацию систематических профессиональных проб

обучающихся,

подготовить обучающегося к требованиям

современного рынка труда, с учетом объективных ограничений

здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей

трудовой занятости.

2.

Специфика

содержания

Система организационно-методических и практических

мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору,

профессиональному самоопределению учащихся

коррекционной школы VIII вида

3.

Название проводящей

организации

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное

учреждение «Краснореченская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» с. Краснореченский г.

Дальнегорска Приморского края

4.

Ожидаемый результат

-создание в школе-интернате системы профориентации,

мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по

рабочим профессиями и специальностям, востребованным на

рынке труда;

- изменение имиджа и повышение популярности рабочих

профессий и специальностей среди учащихся школы-

интерната.

5.

Участники программы

учащиеся 1-10 классов;

учителя;

родители

1

I.Введение

Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся школы на 2023-

2026годы разработана в соответствии с Законом об образовании Российской Федерации;

Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. )

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной

работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий,

творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области

самоопределения учащихся.

II. Обоснование программы

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей

с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них

реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что

большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных)

общеобразовательных

школах,

направленное

на

профессиональную

подготовку,

коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает

возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична,

так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально

развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как

помимо

снижения

интеллекта,

учащиеся

имеют,

как

правило,

сопутствующие

психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению

профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности

памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при

формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь

влияет на

осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин

ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая

помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав

на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения

трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-

адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида.

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом

в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее

профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия

трудоустраивают

молодежь

осторожно,

и

часто

молодые

люди

оказываются

невостребованными на рынке труда.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день

свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с

реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых

заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные,

малооплачиваемые трудовые места.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ,

привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

2

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей

формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с

состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом

социокультурной и экономической ситуации в области, знакомство обучающихся с

умственной отсталостью с миром современных профессий, психолого-педагогическую

диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам

профориентации,

организацию систематических профессиональных проб обучающихся,

подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда, с учетом

объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей

трудовой занятости.

Задачи:

1. Создание системы профориентации учащихся через урочную и внеурочную

деятельность.

2. Коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и

умственного развития;

3. Обеспечение профпросвещения, профдиагностики, профконсультации учащихся.

4. Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального

образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

5. Разработка механизмов содействия трудоустройства выпускников ОУ.

6. Формирование единого информационного пространства по профориентации.

Формы и методы

1.Уроки основ социальной жизни, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.

2.Дежурство по школе, столовой.

3. Кружковая работа.

4. Выставки детского творчества. Выпуск тематических стендов. Экскурсии, деловые

игры, трудовые десанты. Экскурсии в центр занятости населения, на предприятия города,

села.

4.Праздник труда. Выставка трудовых дел, выпуск тематических газет, стендов.

5.Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов

(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),

расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о

достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной

деятельности.

6.Экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о

существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.

7.Организация профессиональных проб в рамках курсов по выбору, включенных в

адаптированную основную образовательную программу образовательной организации, в

том числе, соорганизованную с курсами дополнительного образования.

8. организация творческих фестивалей, призванных познакомить обучающихся с миром

современных профессий и обеспечить среду, помогающую слабовидящему ребенку

совершить профессиональную или трудовую пробу.

3

IV Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми

актами:

- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости

населения в Российской Федерации».

- Закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013

№ 380н (ред. от 29.07.2014) «Об утверждении федерального государственного стандарта

государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях

выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения

профессионального обучения и получения дополнительного профессионального

образования».

- Программа развития школы.

-Трудовой кодекс;

-Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

V Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе

предусмотрены следующие направления деятельности:

1.

Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеурочную

деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.

Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков

осознанного выбора профессии.

3.

Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий

заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в

ОУ.

4.

Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия

занятости и трудоустройству молодежи.

5.Планирование коррекционной работы:

-Индивидуальные и групповые занятия по развитию памяти, внимания, мышления

учащихся.

-Развитие творческого потенциала.

-Развитие гибкости поведения и мышления, процесса самовыражения школьников.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной

работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная

чувствительность к внешним

воздействиям.

Ведущая деятельность -

учебная.

В овладении ЗУН руководит

мотив интереса,

любознательность,

стремление добиться

одобрения со стороны

взрослых.

Недостаточно развита

1.

Увлекательные рассказы с

примерами об

интересующих профессиях,

особый интерес вызывает

работа родителей.

2.

Проигрывание профессий,

сюжетно-ролевые игры.

3.

Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел

стать, под рисунком сделай

подпись.

Профпросвещение

4

волевая сфера,

мышление носит наглядно-

действенный характер

Самооценка, уверенность в

себе формируется в

деятельности под

воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить

значимость и

целесообразность своего

труда.

- встречи детей с мастерами

своего дела (бабушки,

дедушки)

- показы образцов труда,

конкурс рисунков о труде,

выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы

профессий

- сочинения на тему «Пусть

меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в

нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?

(экскурсия)

- как правильно организовать

свое рабочее место?

(практическая минутка)

- беседа: твои трудовые

обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные

мастерские

- беседа: мое любимое занятие в

свободное время

Поисковый

5-7 классы

Формируется чувство

взрослости.

Подростки стремятся

самоутвердиться в

коллективе.

Формируется нравственная

основа общения.

Для профессионального

самоопределения имеют

значение те виды

общественно полезной

деятельности, которые

связаны с проявлением

милосердия, заботы об

окружающих, младших и

людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для

формирования

профессионально

ориентированных ЗУН

1.

Встречи с интересными

людьми (профессионалами)

2.

Экскурсии

3.

Ролевые игры

4.

Конкурсы

5.

Практическая, трудовая,

общественно-значимая

работа

Темы классных часов

1.

Предприятия нашего села,

района, города, региона

(походы, экскурсии)

2.

Всякий труд надо уважать

Период развития

профессионального

самоопределения

8-10 классы

Период развития

профессионального

самосознания, формирование

личностного смысла выбора

профессии

Показатель достаточного

уровня самоопределения –

адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки

технологии, работа школьных

психологов

- информация о профессиях

народного хозяйства,

перспективами

профессионального роста и

мастерства

5

Период уточнения

социально-

профессионального статуса.

- знакомство с правилами выбора

профессии

- формирование умения адекватно

оценивать свои личностные

особенности в соответствии с

требованиями избираемой

профессией.

- формирование навыков

самопрезентации и предъявления

себя на рынке труда (написание

резюме, поведение при

собеседование, как проводиться

поиск работы, где получить

информацию о вакансиях)

VI. Механизм реализации Программы.

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями

мероприятий Программы – классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники,

психолог школы, социальные педагоги.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению

запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и

формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе,

чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;

-коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и

умственного развития;

VIII. Показатели эффективности реализации программы:

количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной

подготовки и профильного обучения, ориентирующих на получение рабочих

профессий и специальностей;

количество выпускников КГОБУ Краснореченская КШИ VIII вида, поступивших в

учреждения ПТУ.

IX. Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2023 – 2026 годы

I этап: проектный – 2023 -2024 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации

6

программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2024-2025 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание профпросвещения.

3. Развивать ученическое соуправление.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями села, района.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов

образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения села, района.

III этап: аналитический – 2025-2026 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

X. Ожидаемые результаты:

создание в школе-интернате системы профориентации, мотивирующей учащихся

к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям,

востребованным на рынке труда;

изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и

специальностей среди учащихся школы-интерната.

7

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Мой выбор»

пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение

программы по

профориентации учащихся.

Август

Социальный педагог

2.

Создание банка данных об

учебных заведениях края

Сентябрь

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое

совещание с учителями-

предметниками, классными

руководителями, психолого-

педагогической службой по

определении их роли в

системе

профориентационной

работы с учащимися и

планирование деятельности.

Сентябрь

Социальный педагог

4.

Разработки классных часов,

игр, рекомендаций

классным руководителям,

учителям-предметникам по

реализации программы

профориентации учащихся.

В течение года

Педколлектив

5.

Семинар-практикум для

учителей начальных классов

«Планирование, организация

профориентационной

работы с учащимися

начальных классов»

Октябрь

Социальный педагог

6.

Организация тематических

выставок по

профориентации учащихся в

школе.

2023 - 2024

Библиотекарь

8

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

1.

Профпросвещение

Реализация программы по профориентации:

1.

Экскурсии на предприятия

села, района.

Ежегодно

Социальный педагог

2.

Экскурсии в колледжи

Ежегодно по плану

УО

Классные руководители

3.

Дни открытых дверей в

колледжах

Ежегодно

Зам по УВР, классные

руководители , социальный

педагог

4.

Ярмарка профессий «Шаг в

будущее».

Ежегодно в сентябре

Классные руководители

5.

Сельская акция «Чистое

село».

Ежегодно в апреле

Зам директора по УВР,

социальный педагог

6.

Участие в школьной

выставке – конкурсе по

профессионально-трудовому

обучению.

Ежегодно

Учителя профессионально-

трудового обучения

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся

на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Проведение тематических

классных часов:

Мастерим мы –

мастерят родители (1

классы).

Профессии моего

села, района (2

классы).

Трудовая

родословная моей

семьи (3 классы).

Известные люди

нашего села (4

классы).

Мир

профессий

(5

классы).

Как изучить свои

способности (6

класс).

Я и моя будущая

профессия (7 классы)

Внутренняя культура

– гарант удачного

бизнеса (8 классы).

Формула успеха -

труд по призванию.

Проблемы

В течение года

Классные руководители,

библиотекарь, психолог

школы

9

профессионального

самоопределения

учащихся (8-9

классы).

Дороги, которые мы

выбираем.

Профессиональное

самоопределение,

подготовка

к

сдаче

государственных

экзаменов (9 классы).

3.

Информационно –

просветительская работа:

Оформление стенда

по профориентации:

«Алые паруса»

Наши выпускники

Рубрика «Твое

профессиональное

будущее»

«Типы профессий»

« Куда пойти

учиться»

Потребности труда

Постоянно

Зам директора по УВР

Социальный педагог

4.

Родительские собрания

Мир детей и мир

взрослых: точки

соприкосновения.

Изучение

склонностей и

способностей

ребенка.

Организация летнего

отдыха и

трудоустройство

учащихся.

Шпаргалка для

родителей. Помощь в

период подготовки и

сдачи выпускных

экзаменов.

Родительское

собрание для

будущих 9

классников.

Знакомство с

профилями.

Ежегодно:

октябрь

декабрь

апрель

май

апрель

Классные руководители

администрация

10

5.

Профессиональная

адаптация учащихся.

Организация внеурочной

деятельности учащихся

внутри школы

Швейное дело

Кружки

Рукодельница

Столярное дело

Слесарное дело

Субботники по

уборке

школьного двора

Учителя-предметники:

Администрация, классные

руководители.

2.Диагностика и консультирование

.

1.

Консультирование и

тестирование учащихся 8-

12 классов:

« Карта интересов».

«Склонности и

профессиональная

направленность».

● Профессиональные

склонности

● Профессиональный

тип личности

● Мотивы выбора

● Анкета

«Профессиональный

интерес»

Ежегодно

Психолог школы

2.

Консультирование

родителей:

по вопросам

профориентации

Ежегодно

Классные руководители,

психолог, социальный педагог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о

предварительном и

фактическом

трудоустройстве

выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители,

заместитель директора по

УВР

2.

Оказание

помощи

в

трудоустройстве опекаемых

и детям «группы риска».

Ежегодно в мае,

июне

Педколлектив

11

4.Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных

руководителей по

профориентации учащихся

ежегодно

заместитель директора по

УВР

2.

Анализ соответствия

профнамерений учащихся и

их участия в кружках.

постоянно

заместитель директора по

УВР

3.

Анализ соответствия выбора

профиля и дальнейшего

обучения выпускников

школы

ежегодно

Заместитель директора по

УВР

4.

Разработка и выпуск

методических рекомендаций

по профориентации для

учащихся, педагогов и

родителей:

- психология выбора

профессии

- использование игровых

упражнений в

профориентационной работе

- трудовое воспитание как

условие

эффективности

профориентации

старшеклассников

- конфликты

профессионального

самоопределения

ежегодно

Педколлектив

12

План занятий по профориентации.

5-й класс

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Беседа “ В мире профессий”

3

3

2

Оформление рисунков “Моя будущая

профессия»

1

1

3

Профессии людей, работающих в нашей

школе-интернате

5

5

4

Профессии, которые нас окружают (конкурс

рисунков).

2

2

5

Беседы о профессиях и специальностях в

пищевой промышленности.

2

2

6

Экскурсия в библиотеку

1

1

7

Воспитательский час “Все работы хороши –

выбирай на вкус”

2

2

8

Воспитательский час “Труд кормит, а лень

портит”.

1

1

9

Чему учат в школе (трудовое обучение в

школе).

2

2

10

Кем быть, каким быть?

5

5

11

Беседа «Человек имеет права и обязанности»

1

1

12

Экскурсия в аптеку.

1

1

12

Беседа о работе водителя.

1

1

14

Оформление рисунков по теме “Профессии

вокруг нас”.

3

3

15

Экскурсия на почту.

1

1

16

Беседа «Все профессии нужны, все профессии

важны»

2

2

17

Экскурсия в магазин

1

1

Итого

34

План занятий по профориентации.

6-й класс

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Чтение и обсуждение рассказов о профессиях.

3

3

2

Знакомство с профессиями.

3

3

3

Беседа “Самая хорошая профессия”

1

1

4

Беседа о профессии врача и медсестры.

1

1

5

Экскурсия в поликлинику.

1

1

6

Дидактические и сюжетно- ролевые игры.

5

5

7

Диагностика : Рисуночные методики “Я на

работе”.

1

1

8

Викторина “ Угадай профессию”.

2

2

9

Просмотр фильмов о профессиях.

3

3

10

Анкетирование “Кем я хочу быть”.

1

1

11

Экскурсии на данную тематику

2

2

13

12

Оформление рисунков по теме “Профессии

вокруг нас”.

2

2

13

Беседа «Человек имеет права и обязанности»

1

1

14

Анкетирование: “Профессиональные интересы

и склонности”.

1

1

15

Планирование профессионального пути.

1

1

16

Сюжетно-ролевые игры профессионального

содержания

1

1

17

Кем быть, каким быть?

5

5

Итого

34

План занятий по профориентации.

7-й класс

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Беседа “ Мир профессий”

2

2

2

Устный журнал “ Профессия и специальность

2

2

3

Классификация профессий (по Климову.)

3

3

4

Беседа о профессии “ Строитель”.

1

1

5

Анкетирование: “Профессиональные интересы

и склонности”.

3

3

6

Просмотр кинофильмов о профессиях

2

2

7

Беседа “Самые “модные” профессии”

2

2

8

Экскурсии на предприятия и учреждения

города.

5

5

9

Сюжетно – ролевые игры профессионального

содержания.

2

2

10

Тестирование “Куда пойти учиться?”.

1

1

11

Беседа “Самые нужные профессии”

2

2

12

Планирование профессионального пути.

2

2

13

Диагностика “Личная профессиональная

перспектива”

1

1

14

Викторина “ Угадай профессию”.

1

1

15

Беседа «Человек имеет права и обязанности»

1

1

16

Кем быть, каким быть?

2

2

17

Беседа “Самая хорошая профессия”

2

2

Итого

34

План занятий по профориентации.

8-й класс

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Беседа “Успех в профессии – успех в жизни ”

3

3

2

Беседа “Что такое профессиональная

пригодность?”

3

3

3

Оформление рисунков “Моя мечта о будущей

профессии”

1

1

14

4

Занятие практикум “Основные составляющие

профессионального выбора”

2

2

5

Беседа “Важно знать и уметь – (твои

физические способности и возможности).

1

1

6

Самооценка и уровень притязаний- тренинг.

2

2

7

Экскурсии на предприятия и учреждения

города.

5

5

8

Сюжетно-ролевые игры профессионального

содержания

1

1

9

Тестирование “Куда пойти учиться”.

1

1

10

Беседа “Самые опасные профессии”

1

1

11

Просмотр фильмов о профессиях.

1

1

12

Престижные профессии – диспут.

1

1

13

Планирование профессионального пути.

2

2

14

Диагностика “Личная профессиональная

перспектива”

2

2

15

Беседа “Самая хорошая профессия”

2

2

16

Анкетирование: “Профессиональные интересы

и склонности”.

3

3

17

Классификация профессий (по Климову.)

3

3

Итого

34

План занятий по профориентации.

9-й класс

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Многообразие мира профессий. Диспут

2

2

2

Секреты выбора профессий “Скоро мне 16”.

2

2

3

Дороги, которые мы выбираем

2

2

4

Это мой выбор- тестирование

2

2

5

Ошибки при выборе профессий- беседа.

2

2

6

Я б в строители пошёл…– тренинг

1

1

7

Приемы саморегуляции эмоционального

состояния в профессиональном развитии

человека – тренинг

2

2

8

Клуб интересных встреч.

1

1

9

Ты и твоя профессия – тестирование.

1

1

10

Сюжетно ролевые игры профессионального

содержания.

1

1

11

Экскурсии

5

5

12

Диагностика: методика профессиональной

готовности выпускника.

1

1

13

Анкетирование

3

3

14

Беседа “Что такое профессиональная

пригодность?”

2

2

15

Классификация профессий (по Климову.)

3

3

16

Беседа “Самые опасные профессии”

1

1

17

Просмотр фильмов о профессиях.

3

3

Итого:

34

15

.

План занятий по профориентации.

10-й класс

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Беседа “ В мире профессий”

1

1

2

Оформление рисунков “Моя будущая

профессия»

1

1

3

Профессии людей, работающих в нашей

школе-интернате

4

4

4

Профессии, которые нас окружают (конкурс

рисунков).

3

3

5

Беседы о профессиях и специальностях в

пищевой промышленности.

2

2

6

Экскурсии на предприятия

3

3

7

Воспитательский час “Все работы хороши –

выбирай на вкус”

2

2

8

Воспитательский час “Труд кормит, а лень

портит”.

1

1

9

Чему учат в школе (трудовое обучение в школе).

1

1

10

Кем быть, каким быть?

3

3

11

Беседа «Найди себя»

1

1

12

Экскурсия в аптеку.

1

1

12

Беседа о работе водителя.

1

1

14

Оформление рисунков по теме “Профессии вокруг

нас”.

2

2

15

Просмотр фильмов о профессиях.

2

2

16

Анкетирование

3

3

17

Многообразие мира профессий. Диспут

2

2

Итого

34

Информационные ресурсы.

Голубева Я.В. “Проблемные классные часы”. 2003 г.

Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”. 1996 г.

Кривцова С.В. “Подросток на перекрестке эпох”. 1997 г.

Прудченков А.С. “Трудное восхождение к себе: методические разработки и

сценарии занятий социально – психологических тренингов”. 1995 г.

Резапкина Г.В. “Я и моя профессия. Программа профессионального

самоопределения для подростков”. 2000 г.

Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”. 2001 г.

Герасимова В.А. “Классный час играючи”. 2004 г.

Коротаева Е.В. “Хочу, могу, умею”. 1997 г.

Прошицкая Е.Н. “Практикум по выбору профессии” 1995 г.

Ашихмина Л.П. “Найди себя в мире людей и профессий”2001 г.

Климов Е.А. “Как выбирать профессию”. 1990 г.

Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”.1996 г.

Видеотека: Энциклопедия профессий

16

План работы по профориентации на 2023-2024учебный год.

Цели:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля

обучения и сферы будущей профессиональной деятельности,

- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное

самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со

своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

- Подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда с учетом

объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей

трудовой занятости

– скоординировать работу классных руководителей и воспитателей по преемственности

профориентационной работы между ступенями образования, по организации

индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных

профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу

методобъединения классных руководителей.

- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями

дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями села,

города, района.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

1.

Оформление уголка по профориентации «В

мире профессий» на стенде «Профориентация»

Сентябрь

Социальный

педагог

1.

Разработка рекомендаций для учителей-

предметников по планированию

профориентационной работы в рамках

учебной деятельности учащихся

2-я неделя

сентября

Зам.директора

по УВР

2.

Оформление рисунков: «Профессии моих

родителей», ко Дню матери

15-24 ноября

Воспитатели

Социальный

педагог

3.

Сбор информации об учреждениях

профессионального образования на

территории Приморского края

В течение

учебного года

Педагоги

Социальный

педагог

4.

Создание банка методических пособий и

разработок по профориентации, используемых

в учебном процессе.

В течение

учебного года

Зам.директора

по УВР

Социальный

педагог

5.

Проведение индивидуальных консультаций

для родителей по вопросу профессионального

выбора учащихся.

В течение

учебного года

Педколлектив

6.

Проведение тематических родительских

собраний по вопросам профориентации

учащихся (1раз в полугодие)

В течение

учебного года

Классные

руководители

17

Работа с учащимися

1.

Игровая программа «Профессии, которые нас

окружают».

По плану

работы

классных

руководителей

Классные

руководители,

социальный

педагог

2.

Внеклассное мероприятие «Азбука

профессий».

По плану

работы

воспитателей

Воспитатели

социальный

педагог

3.

Оформление рисунков «Кем я хочу быть?»

октябрь

Социальный

педагог

4.

Кл.час «Как понять собственное «Я» и сделать

правильный выбор»

По плану

работы

классных

руководителей

Классные

руководители,

психолог,

социальный

педагог

5.

Тест «Определи свой профиль».

По плану

Психолог,

социальный

педагог

6.

Оформление рисунков «Мы выбираем

профессию»

Февраль

Социальный

педагог

7.

Диагностика 8-х – 12-х классов по

профориентации.

Март

Психолог,

социальный

педагог

8.

Беседы по теме «Найди себя»

По плану

Социальный

педагог

9.

Подготовка к выставке праздника Труда.

Апрель

Педколлектив,

социальный

педагог

10.

Посещение предприятий, организаций родного

села. Экскурсии.

По плану

Воспитатели,

социальный

педагог

18



В раздел образования