Напоминание

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционной техники рисования»


Автор: Зырянова Олеся Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад68"
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционной техники рисования»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики рук

детей дошкольного возраста

посредствам нетрадиционной техники рисования»

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В

дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации

движений

руки

становится

важной

частью

развития

детской

речи,

формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Очень

важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для

накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной

умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения

письмом. На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую

роль. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение

рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими

пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение

для общего психического развития ребёнка. Степень развития мелкой

моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества:

речевые

способности,

внимание,

координацию

в

пространстве,

концентрацию и воображение. Учёными доказано , что центры головного

мозга , отвечающие за эти способности непосредственно связаны с

движением

пальцев

рук.

Работа

по

развитию

мелкой

моторики

и

координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем

больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того,

насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его

дальнейшее

развитие.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность

является

одним

из

важнейших

средств

познания

мира

и

развития

эстетического

восприятия.

За

счёт

использования

различных

изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих

точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным

положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются

условия для развития мелкой моторики.

У

детей

наблюдались

трудности

в

сравнивать,

анализировать

информацию, принимать необходимые решения, создавать математические

модели, логические ряды и цепочки. Поэтому педагогу необходимо искать и

внедрять эффективные технологии, помогающие детям развить уровень

мелкой моторики в достаточной мере.

Наблюдая за деятельностью детей младшей группы в непосредственно —

организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была

выявлена

необходимость

в

развитие

мелкой

моторики.

Результаты

диагностики (по методике Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича) на начало

учебного года показали, недостаточный уровень развития мелкой моторики у

детей младшего дошкольного возраста, У детей наблюдалось недоразвитие

мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость,

несогласованность

рук.

Дети

быстро

уставали,

имели

низкую

работоспособность. В группу пришли дети "домашние", у них не были

сформированы навыки самообслуживания. Несмотря на то, что для работы

по

развитию

мелкой

моторики

в

группе

создана

соответствующая

развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами центра

сенсорики: (мозаика,

втулки,

пирамидки,

втыкалочки

различные

дидактические игры и др.), центра строительства (конструкторы, напольная

мозаика, разно фактурные игрушки бросовый материал и др.), театрально —

музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, разно фактурные

куклы и др.), результаты диагностики для определения уровня развития

мелкой моторики детей не смогли удовлетворить ожидания от использования

представленного материала.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является

изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник.

Все

дети

любят

рисовать.

В

дошкольном

детстве

изобразительная

деятельность становится одним из средств познания мира и становления

эстетического

восприятия.

С

помощью

использования

различных

изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих

точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным

положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются

условия для развития мелкой моторики. Испытав интерес к творчеству, они

сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем

более, что многие дети только начинают овладевать художественной

деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно

обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на

традиции.

Рисование

нетрадиционными

способами,

увлекательная,

завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха,

дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Необычные

материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не

присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и

даже

можно

придумать

свою

необычную

технику.

Дети

ощущают

незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о

настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Работая с

изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая

предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают

положительные

эмоции,

усиливается

работа

воображения.

Применение нетрадиционных техник – это использование материалов,

инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения

искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные

техники хороши тем, что они доступны и маленьким детям, и постарше .

Нетрадиционные техники позволяют быстро достичь желаемого результата и

вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более

интересной

и

увлекательной.

Нетрадиционные

материалы

и

техники

способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и

самоконтроля,

усидчивости,

внимания,

зрительного

восприятия

и

пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а

также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики

развиваются

память,

внимание,

а

также

словарный

запас.

Именно

нетрадиционные

техники

рисования

создают

атмосферу

непринуждённости,

открытости,

содействуют

развитию

инициативы,

самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к

деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может

быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и

неповторима.

Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, развивать

воображение,

творчество,

проявлять

самостоятельность,

инициативу,

выражать индивидуальность. Каждая техника – это маленькая игра,

доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет

малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на

протяжении

всего

времени

рисования.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-

моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для

подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование –

это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не

только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами,

открытия в себе новых возможностей!

Но одним из эффективных приёмов развития мелкой моторики у детей

дошкольного

возраста является

изобразительная

деятельность.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей

дошкольного

возраста.

Она

глубоко

волнует

ребёнка,

вызывает

положительные

эмоции,

заставляет

работать

пальчики, развивает координацию

их

движений.

В

процессе

изобразительного

творчества,

манипуляцией

с

материалами

идёт

естественный массаж биологически активных точек, расположенных на

ладонях

и

пальцах

рук,

что

положительно

сказывается

на

общем

самочувствии ребёнка, формируется общая умелость рук, в том числе

и мелкая моторика.

Рисование необычными

материалами,

оригинальными техниками позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции. Нетрадиционное

рисование раскрывает

новые

возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве

художественных

материалов,

удивляет

своей

непредсказуемостью.

Оригинальное рисование без кисточки и карандашей расковывает ребенка,

позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для

себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

В младшем дошкольном возрасте не все дети правильно держат кисть,

карандаш, им еще сложно создавать картинки с учетом пропорций,

нелегко вырисовывать какие-то элементы рисунка. У них наблюдаются

определенные трудности, связанные с развитием мелкой моторики рук.

Вот поэтому очень эффективно применение в процессе образовательной

деятельности с младшими дошкольниками нетрадиционной техники

рисования.

Детям

интересно

экспериментировать,

обмакивать

палец, ладошку в краску, ощущать ее, тем более, сразу же получать готовое

изображение на листе.

В работе с малышами надо идти от простого к сложному. В связи с этим,

в младшем

дошкольном

возрасте рекомендуется

использовать

следующие техники нетрадиционного рисования :

рисование пальчиками, ладошками,

рисование ватными палочками,

• оттиск печатками из картофеля и моркови,

• тычок жесткой полусухой кистью

Все эти техники интересны детям. Они погружаются в некую игру,

пользуясь «подручными материалами», необычными для них предметами, и

радуются,

увидев

свои

маленькие

шедевры.

Их

увлекает

превращение ладошки в забавного петушка или пеструю рыбку, необычные

узоры от отпечатков овощей, лохматая шерсть собачки или медведя от тычка

кисточки.

От

этого

ребята

чувствуют

себя

смелее,

раскованнее, непосредственнее.

С помощью данных техник у детей формируется целостное восприятие

предмета, развивается воображение, чувство цвета, ритма, композиции.

Также

раскрываются

творческие

способности детей,

их

неповторимая

индивидуальность.

Использование

различных

изобразительных

материалов,

освоение технических приемов, требующих точности движений, но не

ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением способствуют

созданию условия для развития общей моторной неловкости, развития

мелкой моторики. А от степени развития моторики руки, овладения

детьми нетрадиционными техниками рисования, зависит, в дальнейшем,

степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к

письму.

Развитие ребенка младшего дошкольного возраста является основой

формирования основных функций и систем, так как на этот период

приходятся важнейшие сензитивные периоды. Крайне важно подобрать

именно такие способы развития мелкой моторики, которые интересны и

доступны.

В современной литературе описываются различные средства, техники,

формы, направления развития мелкой моторики, но мы считаем, что

важнейшим среди них выступает изобразительная деятельность ребенка,

дающая возможность экспериментировать с цветом, формой с помощью

неожиданных материалов и позволяющая детям раннего и младшего

дошкольного возраста быть по-своему успешными.

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на

занятиях имеет важное значение. Нетрадиционное рисование способствует

развитию мелкой моторики рук, позволяет раскрыть творческий потенциал

ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности,

способствует развитию психических процессов. Таким образом, занятия с

использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую

услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти

контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах

деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

Наблюдая за деятельностью детей младшей группы в непосредственно —

организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была

выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось

недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации:

неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую

работоспособность. В группу пришли дети "домашние", у них не были

сформированы навыки самообслуживания. Несмотря на то, что для работы

по

развитию

мелкой

моторики

в

группе

создана

соответствующая

развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами центра

сенсорики: (мозаика,

втулки,

пирамидки,

втыкалочки

различные

дидактические игры и др.), центра строительства (конструкторы, напольная

мозаика, разно фактурные игрушки бросовый материал и др.), театрально —

музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, разно фактурные

куклы и др.), результаты диагностики для определения уровня развития

мелкой моторики детей не смогли удовлетворить ожидания от использования

представленного материала. Уровень развития мелкой моторики детей

повысился на незначительное количество процентов.

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет

следующую структуру.

Блок 1 — «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На

каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики

вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»:

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с

помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой

руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются

салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому

листу бумаги и начинает изображать.

пластилинография

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

«Рисование ватными палочками»

Способ

получения

изображения:

ребёнок

прижимает

печатку

или

поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на

бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и

трафарет.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой

ложкой

и

выливает

на

бумагу.

В

результате

получаются

пятна

в

произвольном

порядке.

Затем

лист

накрывается

другим

листом

и

прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а

другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение

рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали

дорисовываются.

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой

краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на

пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.

При

необходимости

процедура

повторяется.

Недостающие

детали

дорисовываются.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы

получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для

реализации

можно

взять

фломастер,

карандаш,

поставить

его

перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше

всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в

густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Рисование солью»

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет

кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками

разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев

можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а

затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не

заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в

краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки,

зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет

ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается.

Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается

имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам

обыкновенные

мелки,

сангина,

уголь.

Гладкий

асфальт,

фарфор,

керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится

мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А

на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в

кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие

предметы.

Большие

камни (типа

волунов) просятся

украсить

их

под

изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по

форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков»

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на

асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев,

машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных

собственных творений. В этой связи в идеале используются морские

камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма

камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать

иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под

лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок.

На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А лучше его

закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным

лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка,

сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать

в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

«Метод ниткографии»

Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон

наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану

хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или

полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит

следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается

ниточки,

имеющие

определенный

процент

шерсти.

Нужно

только

прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток

можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство

вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели

подходят одни цвета ниток, а к темной — совершенно другие. Так

начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них

рукоделию.

«Рисование на мокрой бумаге»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше

рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например,

если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне

приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и

т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если

будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому

рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести

или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной

части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой.

Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком

поролона, смоченным в воде и краске.

Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько

вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо,

когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения,

но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель.

Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует

точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и

овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток.

Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные

образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение

предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку

вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже

пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он

дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми

вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то

дошкольник,

ориентируясь

на

свое

воображение,

знание

сказок

и

изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного

качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на

конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка

могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время

легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены

цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим

хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое

красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в

качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или

шапочки для куклы, или сумочки.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг

другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать

рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые

и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один

сюжет.

«Восковые мелки или свеча+акварель»

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или

свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько

цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.



В раздел образования