Напоминание

Развитие творческого потенциала школьников в рамках реализации учебного предмета «Музыка»


Автор: Гульнара Рамильевна Шарифуллина
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СШ №29"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: семинар
Тема: Развитие творческого потенциала школьников в рамках реализации учебного предмета «Музыка»
Раздел: среднее образование





Назад




Слайд 1

Развитие творческого потенциала школьников в рамках реализации

учебного предмета «Музыка»

Творческая личность востребована обществом в любое время, так, как

именно творчески мыслящий человек, способен мгновенно реагировать на

происходящие изменения, ставить и выполнять цели и задачи, разумно взаи-

модействовать с другими людьми и творчески подходить к решению

проблем. При развитии творческого потенциала повышается уровень интел-

лектуального развития, степень самостоятельного решения и формирование

личностных качеств.

Не маловажную роль в становлении личности и её способностей играет

креативность и потенциал – они являются основополагающими факторами в

развитии творческих способностей.

Слайд 2

Творческим потенциалом называют способность и решимость чело-

века к достижению целей и преодолению препятствий, возникающих

при решении задачи. Он состоит из знаний, навыков и умений, реализуемых

в трудовой деятельности.

Слайд 3

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт

ориентирован на достижение основной цели общего образования - становле-

ние ответственной, творческой, критически мыслящей личности, члена гра-

жданского общества. Развитие индивидуальности каждого ребёнка, любозна-

тельного, активного, заинтересованно познающего мир, способного реализо-

вать свой творческий потенциал - стало приоритетной задачей для любого

учителя. Известный педагог и музыкант Г.Г. Нейгауз писал: «Таланты созда-

вать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать

таланты». Эти слова созвучны требованиям современного образования.

Необходимо создавать условия, которые будут способствовать становлению

творческой личности, а следовательно, необходим переход от репродуктив-

ной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной инфор-

мации к активному участию в приобретении знаний. Методы музыкальной

работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и

творческую инициативу школьников.

Слайд 4

Посредством развития творческих способностей учащихся на уроках

музыки и во внеурочной деятельности происходит формирование познава-

тельных, личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учеб-

ных действий, в результате чего обучающиеся принимают самостоятельные

нестандартные решения, обеспечивающие успешную социализацию, при

этом основываясь на сформированных духовно-нравственных ценностях.

Слайд 5

Процесс общения с музыкой является процессом ее поэтапного познания,

который может быть выражен формулой: «Восприятие – сопереживание – со-

творчество – творчество». Таким образом, модель изучения музыки концен-

трическая, данная формула повторяется из темы в тему, но каждый раз на-

блюдается усложнение самого изучаемого музыкального материала.

Слайд 6

На уроке музыки и во внеурочных занятиях школьники участвуют в

различных видах деятельности: слушание, музицирование, включающие в се-

бя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию

(вокальную, пластическую, инструментальную), музыкально-ритмическую

деятельность, творческие дидактические игры, драматизацию, основы эле-

ментарной музыкальной грамоты. На фоне данных видов деятельности при-

меняются следующие виды творчества:

1.

Развитие художественно-образного мышления в процессе музыкаль-

ной деятельности. В ходе работы учащиеся знакомятся с богатейшим

миром звуков живой и неживой Природы, немузыкальными и музы-

кальными звуками. Младшим школьникам предлагается определить ис-

точник звука, а именно: городские звуки (например, звуки машин, си-

рен, заводов), голоса природы (шум дождя, прибоя, водопада, грома,

пение птиц), а затем озвучить предложенный материал любым спосо-

бом (инструментами, голосом, подручными предметами). В процессе

озвучивания, анализа звуковой действительности у младших школьни-

ков происходит развитие ассоциативно-образного мышления, художе-

ственного воссоздания звуковых образов.

2.

Коллективное музицирование В ходе знакомства со звука-

ми музыкальных инструментов у учащихся уже идет процесс накопле-

ния полученных знаний, умений и навыков. Школьники знакомятся со

звуковысотными и незвуковысотными музыкальными инструментами.

В урок музыки вводится новый вид деятельности – коллективное му-

зицирование.

Учащиеся исполняют на элементарных музыкальных

инструментах произведения (например, «Полянка» (р.н.п.); «Стуколка»

(р.н.т.) и т.п.), что дает возможность импровизировать, проявить твор-

чество.

Замечательно принимается ребятами и вокальное музицирование.

Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая

работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память,

прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмо-

ции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.

Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок,

сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению,

способствует накоплению певческого репертуара, развивает актив-

ность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную

установку на творчество.

Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполне-

ние придуманных движений, соответствующих характеру музыки)

способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся,

углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет

проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на

уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует

творческую фантазию учащихся.

3.

Пластические импровизации. «Можно быть гениальным композито-

ром, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениаль-

ным слушателем», - говорил Д.Д.Шостакович. В процессе слушания

учащиеся на основе ассоциативного восприятия выполняют пластиче-

ские импровизации.

«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте, мимике, движе-

нии.

«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможно-

стей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой

эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает

особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

Пластическое интонирование – это любое движение человеческого те-

ла, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами

исполнительского искусства. Иногда пластическое интонирование возникает

спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и

пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят восприни-

мать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического

движения.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения,

чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками

и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.

Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музы-

ку каждый ученик.

4.

В ходе анализа музыкальных произведений происходит развитие тем-

брального, гармонического, ладового, регистрового, цветного слуха, а

также развитие творческого мышления, т.к. ученик выступает в роли

композитора, режиссера, актера, дирижера, певца, художника.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности

на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чув-

ства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в му-

зыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершен-

ства. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, ин-

тригующая ситуация, актуальная и доступная. При слушании и анализе

музыки используются различные методы и приемы, которые способ-

ствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в

условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размыш-

ления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания

музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариан-

тов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, ор-

кестровка инструментального произведения.

Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках

эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с по-

мощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жиз-

нью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается от-

носительная грань между ними.

Школьники в ходе анализа слуховой действительности знакомят-

ся с особенностями ритмической лексики и активно ею оперируют

(ритм, темп, динамика, тембр). Воспитание чувства метроритма проис-

ходит в различных видах музыкальной деятельности: в музыкально-

ритмической импровизации, в творческих дидактических играх, в про-

цессе слушания и коллективного музицирования.

5.

Творчество в домашних заданиях. Урок музыки – это урок искусства,

урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творчески-

ми.

Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к му-

зыке как школьному учебному предмету, являются элементы занима-

тельности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в

таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, по-

делки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера,

музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие

проекты. Очень важно сформировать у учащихся серьезное отношение

к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведе-

ний художественными образами происходит развитие ассоциативно-

образного мышления. Слушая и анализируя музыкальные произведе-

ния, основываясь на своих ощущениях и фантазиях, учащиеся прихо-

дят к выводу, что музыка способна открыть перед ними огромный и

удивительный мир, звучащих образов, каждый из которых имеет свой

характер, свое настроение и окраску, что через музыкальные образы

музыка выражает мысли и чувства человека. Именно благодаря этому

язык музыки становится понятным и доступным всем людям.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о

возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его

музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий

помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую рабо-

ту с учащимися.

6.

Импровизация, как вид художественного творчества. Очередным

этапом развития творческих способностей школьников является введе-

ние в урок музыки нового вида деятельности – музыкальной импрови-

зации.

В процессе импровизации происходит выявление учащимися своей

собственной индивидуальности, развитие интонационно-ладового, рит-

мического, тембрального и регистрового слуха.

Слайд 7

Результатом планомерной работы по развитию творческих способностей яв-

ляется достижение высокого уровня креативности, что позволяет перейти к

свободному творчеству, которое имеет место не только на уроках, но и на

внеурочных мероприятиях.

Слайд

8

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в

творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека

знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и заклады-

вают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее,

потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенци-

альный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним уче-

никам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить

дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любо-

вью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать

продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.



В раздел образования