Автор: Гульнара Рамильевна Шарифуллина
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СШ №29"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: семинар
Тема: Развитие творческого потенциала школьников в рамках реализации учебного предмета «Музыка»
Раздел: среднее образование
Слайд 1
Развитие творческого потенциала школьников в рамках реализации
учебного предмета «Музыка»
Творческая личность востребована обществом в любое время, так, как
именно творчески мыслящий человек, способен мгновенно реагировать на
происходящие изменения, ставить и выполнять цели и задачи, разумно взаи-
модействовать с другими людьми и творчески подходить к решению
проблем. При развитии творческого потенциала повышается уровень интел-
лектуального развития, степень самостоятельного решения и формирование
личностных качеств.
Не маловажную роль в становлении личности и её способностей играет
креативность и потенциал – они являются основополагающими факторами в
развитии творческих способностей.
Слайд 2
Творческим потенциалом называют способность и решимость чело-
века к достижению целей и преодолению препятствий, возникающих
при решении задачи. Он состоит из знаний, навыков и умений, реализуемых
в трудовой деятельности.
Слайд 3
Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт
ориентирован на достижение основной цели общего образования - становле-
ние ответственной, творческой, критически мыслящей личности, члена гра-
жданского общества. Развитие индивидуальности каждого ребёнка, любозна-
тельного, активного, заинтересованно познающего мир, способного реализо-
вать свой творческий потенциал - стало приоритетной задачей для любого
учителя. Известный педагог и музыкант Г.Г. Нейгауз писал: «Таланты созда-
вать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать
таланты». Эти слова созвучны требованиям современного образования.
Необходимо создавать условия, которые будут способствовать становлению
творческой личности, а следовательно, необходим переход от репродуктив-
ной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной инфор-
мации к активному участию в приобретении знаний. Методы музыкальной
работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и
творческую инициативу школьников.
Слайд 4
Посредством развития творческих способностей учащихся на уроках
музыки и во внеурочной деятельности происходит формирование познава-
тельных, личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учеб-
ных действий, в результате чего обучающиеся принимают самостоятельные
нестандартные решения, обеспечивающие успешную социализацию, при
этом основываясь на сформированных духовно-нравственных ценностях.
Слайд 5
Процесс общения с музыкой является процессом ее поэтапного познания,
который может быть выражен формулой: «Восприятие – сопереживание – со-
творчество – творчество». Таким образом, модель изучения музыки концен-
трическая, данная формула повторяется из темы в тему, но каждый раз на-
блюдается усложнение самого изучаемого музыкального материала.
Слайд 6
На уроке музыки и во внеурочных занятиях школьники участвуют в
различных видах деятельности: слушание, музицирование, включающие в се-
бя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию
(вокальную, пластическую, инструментальную), музыкально-ритмическую
деятельность, творческие дидактические игры, драматизацию, основы эле-
ментарной музыкальной грамоты. На фоне данных видов деятельности при-
меняются следующие виды творчества:
1.
Развитие художественно-образного мышления в процессе музыкаль-
ной деятельности. В ходе работы учащиеся знакомятся с богатейшим
миром звуков живой и неживой Природы, немузыкальными и музы-
кальными звуками. Младшим школьникам предлагается определить ис-
точник звука, а именно: городские звуки (например, звуки машин, си-
рен, заводов), голоса природы (шум дождя, прибоя, водопада, грома,
пение птиц), а затем озвучить предложенный материал любым спосо-
бом (инструментами, голосом, подручными предметами). В процессе
озвучивания, анализа звуковой действительности у младших школьни-
ков происходит развитие ассоциативно-образного мышления, художе-
ственного воссоздания звуковых образов.
2.
Коллективное музицирование В ходе знакомства со звука-
ми музыкальных инструментов у учащихся уже идет процесс накопле-
ния полученных знаний, умений и навыков. Школьники знакомятся со
звуковысотными и незвуковысотными музыкальными инструментами.
В урок музыки вводится новый вид деятельности – коллективное му-
зицирование.
Учащиеся исполняют на элементарных музыкальных
инструментах произведения (например, «Полянка» (р.н.п.); «Стуколка»
(р.н.т.) и т.п.), что дает возможность импровизировать, проявить твор-
чество.
Замечательно принимается ребятами и вокальное музицирование.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая
работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память,
прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмо-
ции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок,
сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению,
способствует накоплению певческого репертуара, развивает актив-
ность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную
установку на творчество.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполне-
ние придуманных движений, соответствующих характеру музыки)
способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся,
углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет
проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на
уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует
творческую фантазию учащихся.
3.
Пластические импровизации. «Можно быть гениальным композито-
ром, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениаль-
ным слушателем», - говорил Д.Д.Шостакович. В процессе слушания
учащиеся на основе ассоциативного восприятия выполняют пластиче-
ские импровизации.
«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте, мимике, движе-
нии.
«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможно-
стей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой
эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает
особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Пластическое интонирование – это любое движение человеческого те-
ла, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами
исполнительского искусства. Иногда пластическое интонирование возникает
спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и
пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят восприни-
мать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического
движения.
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения,
чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками
и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.
Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музы-
ку каждый ученик.
4.
В ходе анализа музыкальных произведений происходит развитие тем-
брального, гармонического, ладового, регистрового, цветного слуха, а
также развитие творческого мышления, т.к. ученик выступает в роли
композитора, режиссера, актера, дирижера, певца, художника.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности
на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чув-
ства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в му-
зыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершен-
ства. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, ин-
тригующая ситуация, актуальная и доступная. При слушании и анализе
музыки используются различные методы и приемы, которые способ-
ствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в
условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размыш-
ления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания
музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариан-
тов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, ор-
кестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках
эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с по-
мощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жиз-
нью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается от-
носительная грань между ними.
Школьники в ходе анализа слуховой действительности знакомят-
ся с особенностями ритмической лексики и активно ею оперируют
(ритм, темп, динамика, тембр). Воспитание чувства метроритма проис-
ходит в различных видах музыкальной деятельности: в музыкально-
ритмической импровизации, в творческих дидактических играх, в про-
цессе слушания и коллективного музицирования.
5.
Творчество в домашних заданиях. Урок музыки – это урок искусства,
урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творчески-
ми.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к му-
зыке как школьному учебному предмету, являются элементы занима-
тельности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в
таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, по-
делки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера,
музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие
проекты. Очень важно сформировать у учащихся серьезное отношение
к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведе-
ний художественными образами происходит развитие ассоциативно-
образного мышления. Слушая и анализируя музыкальные произведе-
ния, основываясь на своих ощущениях и фантазиях, учащиеся прихо-
дят к выводу, что музыка способна открыть перед ними огромный и
удивительный мир, звучащих образов, каждый из которых имеет свой
характер, свое настроение и окраску, что через музыкальные образы
музыка выражает мысли и чувства человека. Именно благодаря этому
язык музыки становится понятным и доступным всем людям.
Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о
возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его
музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий
помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую рабо-
ту с учащимися.
6.
Импровизация, как вид художественного творчества. Очередным
этапом развития творческих способностей школьников является введе-
ние в урок музыки нового вида деятельности – музыкальной импрови-
зации.
В процессе импровизации происходит выявление учащимися своей
собственной индивидуальности, развитие интонационно-ладового, рит-
мического, тембрального и регистрового слуха.
Слайд 7
Результатом планомерной работы по развитию творческих способностей яв-
ляется достижение высокого уровня креативности, что позволяет перейти к
свободному творчеству, которое имеет место не только на уроках, но и на
внеурочных мероприятиях.
Слайд
8
Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в
творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека
знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и заклады-
вают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее,
потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенци-
альный слушатель, и развивается креативность ребенка.
Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним уче-
никам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить
дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любо-
вью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать
продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.