Автор: Мелетова Надежда Георгиевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: ст. Ессентукская
Наименование материала: Урок информатики в 9 классе
Тема: Глобальная сеть. IP-адрес компьютера
Раздел: среднее образование
1
Технологическая
карта
урока
информатики
в
9
классе
по
теме
«Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов.»
Предмет: Информатика
Класс: 9
Тема урока: «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Учитель: Халайчева Н.Г.
Технология построения урока: поисково-исследовательская
Методы: деятельностный метод обучения
Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о том, как устроен Интернет, об IP-адресе компьютера.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать у учащихся представлений о том, как устроен Интернет, об IP-адресе компьютера;
- -применять полученные знания в изменённых условиях;
- формировать представления о компьютерных сетях, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм, требований информационной безопасности.
Личностные:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу;
- формировать интерес к пониманию роли информационных процессов в современном мире, представлению о сферах применения компьютерных сетей
в различных областях деятельности человека, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить;
- определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности;
- анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.
Познавательные:
-
познакомить учащихся с основными принципами организации Интернета, IP-адресацией, повторить навыки перевода в системах счисления с
основаниями «2» и «10», сформировать умение решать задачи по восстановлению IP-адреса компьютера;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- создать возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения учебных и практических задач.
2
Коммуникативные:
- создать условия для развития у школьников умения строить сообщения в устной форме использовать в общении правила вежливости;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
С р е д с т в а
о б у ч е н и я : Учебник «Информатика», 9 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю., компьютеры, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Power Point, раздаточный материал.
Этап урока
Содержание
учебного материала
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
ФУУД
1.Мотивация
к
учебной
деятельности.
(1
мин)
Цель:
создать
условия
для
возникновения
у
учащихся
внутренней
потребности
включения
в учебную
деятельность.
Приветствие класса. Эпиграф к уроку:
Век двадцать первый… Компьютер не чудо,
И информатику знают повсюду.
Нам без компьютеров прямо беда,
Без Интернета мы никуда!
Приветствует
обучающихся,
проверяет
их
готовность
к
уроку.
Организует
учащихся,
проверяет
готовность
учащихся к уроку
Приветствуют
учителя.
Собираются
с
мыслями,
готовятся к уроку
Личностные:
мотивация к познанию
нового.
2.
Актуализация
знаний
и
фиксация
затруднения
(5
мин )
Цель:
готовность
мышления
и
осознание
потребности
к построению
нового способа
действия.
-
Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках?
(о
компьютерных сетях)
-
Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд по пройденной
теме
(Приложение
1).
Если
вы
правильно
ответите
на
вопросы, то по вертикали в выделенных клетках прочтете
ключевое слово, которое поможет определить тему урока
(работа со слайдом, выделенное слово – ИНТЕРНЕТ).
-Ребята, о том, что такое Интернет, вы уже знаете. Кто из вас
сможет
дать
определение
этому
понятию?
(всемирная
глобальная компьютерная сеть).
-
Об Интернете можно сказать словами Козьмы Петровича
Прутко
́
ва: "Невозможно объять необъятное", но мы будем к
этому стремиться.
Занимательное
начало урока для
повышения
мотивации.
Раскрывается це
мотив (что нужно
сделать и для
чего).
Слушают учителя,
вступают с ним в
диалог.
Личностные:
стремление
преодолевать
возникающие
затруднения.
Коммуникативные:
умение оформлять свои
мысли в устной форме.
Познавательные:
3
На прошлом уроке мы освоили устройство локальных
сетей.
- Предположите,
о
чем
пойдет
речь
на
сегодняшнем
уроке
?
(об устройстве сети Интернет)
Перед вами статистические данные о развитии сети Интернет.
На
диаграмме
сравнивается
число
пользователей
в
миллиардах человек в начале 2018 и 2019 г. Проанализируйте
данные.
О чем свидетельствует эта статистика?
(о стремительном
росте числа пользователей сети Интернет).
-
Ребята, подумайте, каким образом регистрируются новые
компьютеры,
подключаемые
к
сети,
и
как
они
взаимодействуют друг с другом?
(Каждый из них привязан к адресу)
- Правильно, у каждого компьютера есть свой IP-адрес.
А
кто
из
вас
знает,
как
компьютер
получает
IP-адрес?
(затруднение)
Итак, давайте уточним тему нашего занятия. (Мы будем
говорить об адресации в сети Интернет).
- Верно! Тема
нашего
урока
«Адресация
в
сети
Интернет»
.
(Открывается запись на доске.)
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Учитель
организует
подводящий
диалог,
конкретизирует
тему урока.
Анализируют
данные
диаграммы
Прогнозируют и
пытаются
ответить на
вопрос, используя
свой жизненный
опыт.
Определяют тему
урока
ориентироваться
в
своей системе знаний
(определять
границы
знания/незнания);
Личностные:
умение
сотрудничать,
формирование
интереса
к
информатике.
4
3.
Выявление
причины
затруднения
и
постановка цели.
(3 мин)
Цель: выявление и
фиксация
места
и
причины
затруднения.
-Вы разделены на 3 группы.
- Каждой из групп я предлагаю используя слова – помощники:
проверить, изучить, проанализировать, сформулировать
цель нашего урока.
-Для того чтобы уточнить её, прежде ответьте на вопрос
можете ли вы сейчас рассказать о структуре сети Интернет и
IP-адресе компьютера?
Какую цель поставите перед собой?
Акцентирование
внимания
на
содержательном
аспекте.
Раздает карточки с
названием групп.
Устанавливают
границы знания и
незнания.
Определяют цель
урока.
Познавательные:
способность правильно
сформулировать
проблему.
Регулятивные:
пределение цели урока.
I группа
Проверить,
верны ли наши
знания
II группа
Изучить, как
устроен Интернет
и как
производится IP-
адресация.
III группа
Проанализировать
полученную
информацию
4.
Построение
проекта
выхода
из затруднения (5
мин)
Цель:
постановка
В
соответствии
с
поставленной
целью
каждая
группа
получает название.
Те, для кого первостепенная цель – изучить новый материал,
объединяются в группу «Файлики». Те из вас, кто поставил
цель повторения имеющихся знаний, составят группу
«Инфознайки».
А
те
ребята,
которым
важно
проанализировать
данную
проблему,
будут
называться
«Аналитиками». Не забудьте распределить роли в группе!
Каждая группа получает своё задание.
- «Файлики» работают с учебниками на стр. 167-168 и
находят «Ключевые термины».
Задание. Найти в тексте слова
•
Интернет
•
протокол
•
Интернет - провайдер
•
IP-адрес
Организует
подводящий
диалог.
Выбирают способ
выхода
из
затруднения.
Личностные:
стремиться
преодолевать
возникающие
затруднения;
цели
учебной
деятельности,
выбор
способа
и
средств
ее
реализации.
Выполняют
задания,
выдвигают
гипотезу
Регулятивные:
составление
плана
действий
выхода
из
затруднения.
5
II группа «Инфознайки» должна, используя имеющиеся
знания, дать определение этих терминов.
Ребят из группы «Аналитики» я прошу подумать над
проблемным вопросом «Для чего нам необходимы знания
принципов адресации в сети Интернет и зачем нужно знать
свой IP-адрес?»
5.
Реализация
Пока «Файлики» работают с новой информацией, предлагаю
«Аналитикам» выслушать, что знают по обсуждаемой теме
«Инфознайки» (слушаем ответ)
-
Итак,
«Файлики»,
вы
познакомились
с
исходным
содержанием
теоретического
материала.
Пожалуйста,
осветите результаты своей работы (зачитывают определения,
рассказывают об устройстве Интернета и принципах IP-
адресации)
-Спасибо!
Аналитики,
сопоставьте
"свою"
версию
«Инфознаек» и версию "оригинального текста" «Файликов».
Обнаружены ли совпадения и выявлены ли разногласия?
Аналитики:
-В целом разногласий нет.
Вопрос аналитикам: для чего же нам необходимы знания
принципов
адресации
в
сети
Интернет?
(Понимание
принципов, лежащих в основе работы интернета, даст нам
возможность чувствовать себя в Интернете свободно, быстро
решать возникающие
проблемы и уверенно общаться с
техподдержкой). А зачем знать свой IP-адрес? (Иногда нужно
удаленно подключиться к своему компьютеру, для этого
требуется знание сетевого адреса устройства).
Учитель
Личностные:
умение
сотрудничать,
формирование
интереса
к
познанию
окружающего мира.
Познавательные:
умение
вычленять
нужную
информацию из общей
информации;
проводить
классификацию;
-
находить
ответы
на
вопросы,
используя
свой жизненный опыт;
проводить
сравнение,
объясняя
критерии
сравнения
Коммуникативные:
умение контролировать
свои
действия,
высказывать
свое
мнение,
выслушивать
мнение других.
построенного
проекта
(Открытие нового
знания) (5 мин)
Организует
подводящий
диалог
Отвечают
на
вопросы,
выдвигают
гипотезу
Цель:
Организовать
мыслительную
деятельность
Анализируют
и
обобщают
информацию.
учащихся,
достаточную
для
построения
новых
знаний, определить
совместный
план
действий.
6
-
Итак,
IP-адрес
–
это
уникальный
числовой
адрес
компьютера в сети, который имеет длину 32 бита и
записывается в виде четырех частей по 8 бит каждая.
- Поскольку двоичное представление IP-адреса для
человека неудобно, то на практике используется десятичная
форма записи IP-адреса. Каждый октет в адресе не может
быть больше числа 255 и начинаться с нуля. Как вы думаете,
почему? (Один октет имеет длину 8 бит, а 2
8
=256. При
переводе из двоичной СС в десятичную запись числа не
начинается нулем).
Например:
IP-адрес 128.250.33.199.
128.250.33 – это адреса сетей и подсетей,
199 – это адрес компьютера пользователя.
IP - адреса могут быть статическими и динамическими. Для
сервера,
на
котором
хранится
информация,
необходим
постоянный IP - адрес, иначе данные не будут найдены. Для
пользователя, входящего в Интернет на несколько часов, IP -
адрес
может
быть
выделен
динамически
из
некоторого
количества имеющихся у провайдера свободных номеров. По
желанию пользователь может иметь и постоянный IP - адрес.
Давайте
сделаем
вывод:
что
стало
объектом
наших
исследований? (принципы адресации в сети Интернет).
Какая группа может ответить на вопрос «Как выглядит IP-
адрес
компьютера
в
десятичной
форме
записи?»
(представляет собой последовательность из четырех чисел (от
0 до 255), разделенных точками)
Почему в записи октета не может стоять число больше 255?
Обращает
внимание
на
ключевые
особенности
формирования IP-
адреса
Отвечают
на
вопросы
7
6.
Первичное
закрепление
во
внешней речи (2
мин)
Цель:
зафиксировать
- Ребята, такое задание довольно часто встречается на
Основном государственном экзамене в 9 классе. Давайте
попробуем решить несколько заданий по этой теме. (решение
задания 7 ОГЭ) Слайд презентации.
Я предлагаю вам из данной комбинации составить IP адрес
компьютера.
Повторение
и
конкретизация
новых знаний.
Закрепляют
во
внешней
речи
полученные
знания.
Практическая
деятельность
с
целью
Личностные:
формирование интереса
к
познанию
окружающего мира.
Регулятивные:
анализировать
ход
и
новое
знание
в
речи, организовать
устранение
преодоления
затруднения.
(разбор вариантов на слайде)
установления
(проверки)
существенных
свойств IP-адреса.
результаты
проделанной
работы
под
руководством
учителя.
Физкультминутка
(1 мин)
Цель: соблюдение
санитарно
-
гигиенических
норм.
А теперь проведем физкультминутку для ваших глаз (слайд с
картинкой).
Посмотрите на картинку на экране, следите за движущейся
точкой
Объясняет
задание.
Выполняют
«гимнастику
для
глаз»
Личностные:
формирование ЗОЖ
Регулятивные: умение
понимать
поставленную задачу.
7.
Самостоятельная
работа (3 мин).
Цель:
организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы
на
новое
знание.
Учитель
раздает
указания
к
практической
работе
на
нахождение IP-адреса компьютера:
-
Ребята,
я
приготовила
для
вас
указания
к
практической
работе по определению IP-адреса компьютера. Каждая группа
получает свое задание.
-Группы «Инфознайки» и «Файлики» устанавливают IP-адрес
ПК: «Инфознайки» - через командную строку, а «Файлики»,
используя Центр управления сетями и общим доступом.
-Аналитики обсуждают, какой способ удобнее, основываясь
на теоретических знаниях (не применяя на практике).
Фон – музыка
Подведение итогов:
«Аналитики», какова ваша гипотеза? Какой способ, по-
вашему, наиболее удобен? Давайте выслушаем другие группы
и сравним данные, полученные теоретическим путем и на
практике. «Аналитики», я прошу вас сделать вывод.
Создание
ситуации успеха.
Самостоятельно
работают
на
компьютере,
анализируют
методы работы.
Личностные:
знание
моральных норм.
Регулятивные:
принять
учебную
задачу,
действовать
в
соответствии с ней.
8
8.
Включение
в
систему знаний и
повторение
(2
мин)
Цель:
включение
нового
знания
в
систему
знаний,
повторение
и
– А сейчас я вам
предлагаю в парах выполнить
задания из
итоговой аттестации (задачи).
- Давайте проверим.
Если есть ошибки, исправьте их.
Создание
ситуации успеха.
Самопроверка.
Вступают
в
общение с целью
с целью
анализа
деятельности,
определяют
границы
применимости
нового знания.
Личностные:
формирование
положи
тельного отношения
к
учебному материалу
закрепление ранее
изученного.
9.
Итог
урока
(1
мин)
- Ребята, давайте вспомним, какую цель каждая группа ставила
перед собой в начале урока?
Достигли мы поставленных перед каждой группой целей?
(выслушиваются ответы 3 групп)
Обсуждение полученных знаний об IP-адресе компьютера,
способах адресации в Интернете посредством IP-адресов.
Организует
обобщение знаний
Подводят
итоги,
обсуждают
полученные
знания.
Познавательные:
анализировать
полученную
информацию.
10.
Рефлексия
деятельности
(1
мин)
Цель: соотнесение
цели
урока
и
его
результатов,
самооценка работы
на уроке,
осознание метода
построения нового
знания.
А теперь я прошу каждого из вас ответить на вопрос: была ли
для вас актуальной тема нашего урока. На столе у вас
сигнальные карты. Я прошу поднять карточку «ENTER», если
считаете информацию важной и полезной, и карточку
«DELETE», если вы не знаете, для чего вам нужна данная
информация.
- Я рада, что урок вам понравился.
Вы активно работали,
особенно хочу отметить ….
Мне приятно, что вы выбрали «ENTER», значит вы будете
изучать эту тему более подробно.
Привлечение
учащихся
к
оценочной
деятельности.
Оценивают
деятельность
на
уроке
и
границы
своего познания.
Личностные:
формируется
самооценка
на
основе
критерия
успешной
деятельности.
Регулятивные: умение
оценивать результат.
9
11.
Домашнее
задание
(1 мин)
Запишите в тетради IP – адрес вашего домашнего компьютера.
§ 4.2(1. 2);
вопросы и задания 1–8 к параграфу 4.2
Урок окончен! Спасибо за внимание!
Объясняет
домашнее
задание.
Получают
информацию
о
домашнем
задании,
записывают
Личностные:
формирование
положи
тельного отношения
к
учебному материалу
Познавательные:
анализировать
полученную
информацию.