Автор: Науменко Оксана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 38 им. В.И. Машковцева" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Развитие читательской грамотности у обучающихся
Тема: выступление на педагогическом совете
Раздел: среднее образование
Развитие читательской грамотности у обучающихся
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
Словосочетание «читательская
грамотность» появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская
грамотность – способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из
мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. –
Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чем главное».
Чтение
–
это
процесс
восприятия
и
смысловой
переработки
(понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с
помощью
речи.
Цель
читателя
–
преобразование
содержания
прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
Работа
с
текстом
предполагает
развитие
определенных
читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать
текстовую
информацию
с
учетом
цели
дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в
тексте информации
Выделяют четыре основных способа осмысления текста:
постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;
построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов
и т.д);
создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования,
пересказа и других видов сжатия);
конструирование собственных высказываний о прочитанном
Я покажу несколько примеров работы с текстом, способствующих
формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны
соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Задание 1
5-6 класс.
Прочитайте текст и выполните задания:
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь,
то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь,
тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку
зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового
размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей
1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя
грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой
грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
1.
Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки.
Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента?
Запиши
свои
рассуждения,
используя
прилагательные
в
сравнительной степени сравнения
(Сравнительная степень –
обозначает признак, который проявляется в одном предмете
сильнее (меньше), чем в другом предмете, а также признак,
который проявляется в предмете в разное время с разной
степенью.
(Примеры
прилагательных
сравнительной
степени: белее, чище, более глубокий, менее строгий).
2.
Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и
приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме
рассуждения.
Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то
получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.
Считается, что эта пословица была придумана исходя из высказывания царя
Соломона. Оно говорило о том, что рассеивая зло, в ответ получишь тоже много
зла. Если задуматься это действительно, правда. Делая людям плохое, в ответ
мы врятли получим что-то хорошее. Если человек добрый, открытый, он
обязательно делает в своей жизни много добра, чем ему отплачивают люди.
Задание проверяет следующие группы читательских умений:
- нахождение и извлечение информации;
- сопоставление и сравнение информации;
- интерпретация информации;
- осмысление информации;
- интерпретация информации с целью создания собственного текста.
Задание 2
Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.
Ответьте на два простых вопроса:
1.
Какова тема этого текста? (О нелёгком труде по выращиванию
серебристой ели)
2.
Какова его идея? (Можно достичь всего, если есть терпение,
трудолюбие, знания, опыт)
(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)
Ель Ковтуненко
Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого
дерева – 500-800 лет. Но серебристая ель, выращенная в питомнике под
городом Нальчиком, ещё совсем молода.
Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван
Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии.
Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не
подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили.
Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов,
он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших
родную среду, потянулись к солнцу.
Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на
Днепрогэс.
Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и
возле Брестской крепости.
Давайте проверим себя.
Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном
тексте, и сгруппируйте их.
(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)
Географические
названия
Названия памятных
мест
Имя человека
Название награды
Канада
Нальчик
Днепрогэс
Кремль
Мамаев курган
Брестская крепость
Иван
Порфирьевич
Ковтуненко
Государственная
премия
Обратите внимание на географические названия.
Объясните, почему никак не всходили семена серебристой ели?
(Кана
-
да — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади.
Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую
линию в мире. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией
(Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке.)
(На
-
льчик — город на юге России, столица Кабардино-Балкарской Республики.)
Обратите внимание на название памятных мест.
Как вы думаете, почему ель Ковтуненко встала у этих стен?
(Днепрóвская гидроэлектростáнция — крупная гидроэлектростанция на юг Украины, пятая
ступень каскада гидроэлектростанций, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский
промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада
электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический,
химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м
повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство. 1-я очередь построена в 1927—1932
годах.)
(Мама
-
ев курга
-
н — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города
Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942
года и заканчивая январём 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-
ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовёт!». На Мамаевом
кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35
000 защитников Сталинграда.)
(Брест, го
-
род-геро
-
й, — высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов
Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны
1941—1945 годов. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепости-героя.)
Вернёмся к нашим первым выводам.
Перечитайте текст снова.
3.
Какова тема этого текста? (О нелёгком труде по выращиванию
серебристой ели)
4.
Какова его идея? (Можно достичь всего, если есть терпение,
трудолюбие, знания, опыт)
(коллективное обсуждение)
Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему
каждого абзаца.
1.
Серебристая ель из Нальчика совсем молода.
2.
Терпение и опыт селекционера Ивана Ковтуненко.
3.
Первая - на Днепрогэс
4.
Ель - у памятников воинской славы и героического труда.
Что у вас получилось? (План)
Будьте добры, перескажите текст, опираясь на план.
За что же Иван Порфирьевич Ковтуненко был удостоен высокой
награды, Государственной премии СССР?
Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?
4. Рефлексия
При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск
и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция
(связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование
информации из текста.
Поиск и извлечение информации
Нашли имена собственные, сгруппировали.
Объяснили, почему были проблемы с
выращиванием этой ели в России.
Объяснили, почему эта ель посажена у мест
воинской и трудовой славы
Интерпретация и интеграция
текста
Определили тему и идею текста
Составили план текста
Пересказали текст
Оценка текста
Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко
был удостоен высокой награды?»
Использование информации из
текста
Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно
посадить ель Ковтуненко?»
Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном
ответе освобождайте один палец.
1.
Интересно ли было вам работать?
2.
Всё ли вам было понятно?
3.
Со всеми ли заданиями вы справились?
4.
Полезной ли была эта деятельность?
5.
Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих
занятиях?