Напоминание

Новые материалы для начальной школы: обучение грамоте


Автор: Карпенко Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 им.Г.К.Жукова
Населённый пункт: Туапсинский район, с.Кривенковское
Наименование материала: статья
Тема: Новые материалы для начальной школы: обучение грамоте
Раздел: начальное образование





Назад




Краснодарский край, МО Туапсинский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 им. Г.К.Жукова

с. Кривенковское

Новые материалы для начальной школы:

обучение грамоте

Подготовил: Карпенко Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14

с.Кривенковское

Новые материалы для начальной школы: обучение грамоте. Особенности

современного урока обучения грамоте

Сейчас социальная ситуация изменилась коренным образом: большинство

родителей современных первоклассников имеют образование; они покупают

детям

еще

до

школы

детские

книги,

ребенок

окружен

разнообразной

«графической

реальностью»:

афиши,

реклама,

объявления,

вывески

с

названиями магазинов и учреждений. Общепризнанным считаются факты

поступления в 1 класс детей, уже владеющих в той или иной мере навыком

чтения или имеющих для овладения этим навыком собственный ресурс.

Большинство первоклассников знают буквы русского алфавита. В сельской

местности этот процент несколько ниже — в связи с занятостью родителей

домашним хозяйством. Однако современная методика обучения грамоте не

ориентирована

на

использование

образовательного

ресурса

современного

первоклассника: процесс обучения грамоте не сокращается, объем букварей и

азбук по сравнению с дореволюционными учебниками для обучения грамоте

значительно возрос. В истории русской методики обучения грамоте к анализу

взаимоотношений

«официальной

методики

обучения

грамоте»

и

опыта

самообучения детей чтению почти никто не обращался. Более того, существует

опасность случаев отторжения собственного образовательного ресурса ребенка

школьной практикой, случаев переучивания детей (если ребенок уже до школы

умел читать целыми словами — в школе его заставляли читать по слогам).

Но ни один существующий букварь, а значит, ни одна технология обучения

первоначальному механизму чтения не ориентированы на использование

дошкольного

опыта

ребенка.

Актуализации

знаний,

анализа

исходного

состояния умений и навыков не происходит, потому что метод обучения

рассчитан на среднего ученика, который почему-то авторам учебников

представляется абсолютно не знающим графической действительности.

Любого ребенка независимо от его подготовленности к школе обучают по

одному букварю, в течение определенного периода, одинакового для всех

учащихся, по строго выверенной схеме, одним методом. Получается, что

методика обучения грамоте довольно долгое время развивалась вне живой

практики овладения ребенком грамотой, не учитывала или слабо учитывала

реальные жизненные запросы. И современная методическая наука пока никак не

осмыслила этого факта и не внесла в свой методический арсенал современную

образовательную среду, поэтому социальная ситуация развития современного

ребенка не является ресурсом в современной практике обучения детей

первоначальному навыку чтения (формальному чтению).

В современной теории и практике обучения детей русской грамоте

наблюдаются явные кризисные явления, которые накапливались не одно

десятилетие.

Проанализировав современные буквари, я пришла к выводу, что

современная букваристика продолжает поиски оснований для нового порядка

изучения букв, в частности, для блоковой подачи букв в учебниках при обучении

грамоте, выдвигая для этого различные принципы: частотный, генетический (с

точки зрения легкости-трудности начертания букв), звуковой и некоторые

другие.

Чаще всего, уроки обучения грамоте в первом классе проходят раздельно-

сначала учитель предпочитает обучать первоначальным навыкам чтения, а за

этим уже следуют уроки по обучению элементарному, начальному письму.

Во многих системах обучения грамоте выделяется несколько этапов.

Первый этап – подготовительный, за ним следует основной этап и завершает

цепочку повторительно-обобщающий этап. Занятия на каждом из этапов

проходят только по преимуществу в форме уроков.

Как принято, уроки обучения грамоте проходят с учетом особенностей

внимания первоклассников. Именно из-за того, что ученики начинают быстро

утомляться необходимо каждые 15-20 минут менять виды деятельности, но

наряду с этим каждый этап урока должен подчиняться единому плану и цели

урока.

Работа на уроке должна организовываться таким образом, чтобы рассказ

или беседа сменятся действиями учеников, кроме того, можно использовать

физические упражнения. Так, основными средствами, используемыми на уроках,

являются:

1.

Учебная литература («Азбука», «Букварь»)

2.

Схемы-модели для звукового анализа слов

3.

Предметные картинки.

Нельзя на уроках обучения грамоте забывать игровые моменты, которые

способствуют

отдыху

учащихся

и

привлечению

их

внимания.

Можно

использовать загадки, приуроченные теме урока, рассказывание сказок и их

инсценировка или же можно предложить детям изобразить в альбоме с помощью

красок сюжет сказки.

Следует обращать внимание на то, что в первый класс приходит много

детей уже умеющих читать или же просто ученики, уже хорошо подготовленные

к овладению чтением и письмом. Сам учитель должен обращать на это большое

внимание и поэтому, прежде всего ему нужно ознакомиться с составом класса,

проверить кто из детей уже может читать и каким способом дети это делают.

Учителю следует знать все недочёты в речи и восприятия звуков речи у

отдельных учащихся своего класса. Потому что разный уровень подготовки

обучающихся ведёт за собой дифференцированный подход в обучении грамоте.

При фронтальной работе со всеми обучающимися слабо подготовленные

ученики отстают от детей более сильных. Но при этом, сильные дети зачастую

какую-то часть учебного времени скучают, не имея никакой заинтересованности

в уроке. В условиях современного обычного урока без дифференцированного

подхода учитель сам того не подозревая начинает ориентироваться на среднего

ученика. При этом работа со слабыми детьми чаще всего начинает переноситься

на послеурочное время, тем самым создаётся перегрузка детей, которые

нуждаются больше всего в отдыхе. А дети сильные испытывают недостаток

внимания со стороны учителя.

Поэтому

в

настоящее

время

всё

чаще

и

чаще

используется

дифференцированный

подход

и

частично

снимает

указанное

выше

противоречие, так как каждая отдельная группа учащихся получает достаточное

внимание

учителя

и

выполняет

задание,

которое

соответствует

их

возможностям.

В современной школе материал для обучения чтению подбирается

преимущественно так, чтобы он соответствовал общей теме урока, но был

применён к ученикам в соответствии с их возможностями. Такой принцип

подбора материала относится как к демонстративным таблицам, так и к книгам

для чтения.

Актуально в настоящее время включение перспективного материала, оно

не только расширяет возможности чтения учащихся, но и способствует развитию

навыка сознательного чтения, наряду с этим предупреждая механическое

запоминание содержания учебника. К перспективным материалам относят:

слоговые таблицы для чтения; слова разной трудности и структуры для

звукового анализа; слова и предметные картинки для словарно-логических

упражнений; слова и столбики слов для чтения повышенной трудности; тексты

различной трудности и объёма для чтения.

Организуя дифференцированное обучение в настоящее время, учитель

планирует сочетание разнообразных форм работы такие как: фронтальная,

групповая и индивидуальная.

Организуя дифференцированное обучение, учитель планирует сочетание

различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. На

каждом уроке по обучению грамоте дети получают самостоятельную работу,

которые постепенно усложняются для всех групп детей. Таким образом, дети,

начинающие познание чтения, получают более сложные тексты, которые им

доступны, а дети, хорошо читающие, прочитывают на уроке в значительно

большем объёме за счёт дополнительного материала.

Урок обучения грамоте это сложный процесс, который сопровождается

многими трудностями, которые требуют своевременного решения. В настоящее

время в школе создаются необходимые условия в классе, для благоприятного

хода обучения для всех учеников.

Сегодня почти все школы работают по программе

«Школа России»

Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи» авторов В. Г.

Горецкого и др. отвечает всем современным требованиям обучения детей в

начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию

фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму,

расширению

и

уточнению

представлений

детей

об

окружающей

действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный

материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире,

природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить

их

творческое

воображение.

Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи

авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А.

Илюхиной,

созданные

по

оригинальной

методике,

имеющей

прочную

теоретическую основу и прошедшей апробацию в российских школах. Их

отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки

грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать

почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но

сегодня – это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен

демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать

способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, -

учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.



В раздел образования