Автор: Сенникова Людмила Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Котельнич
Населённый пункт: г.Котельнич Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование игровых технологий для формирования знаний по пожарной безопасности у младших школьников с ОВЗ через внеурочную деятельность».
Раздел: среднее образование
"Использование игровых технологий для формирования знаний по пожарной
безопасности у младших школьников с ОВЗ через внеурочную
деятельность».
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров
от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним.
Самое страшное при пожаре – гибель детей. Дети с ОВЗ так же входят в
категорию «риска». Статистика пожаров показывает, что часто причиной
пожаров становится незнание детьми элементарных правил поведения при
пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами
и материалами, которые могут явиться источниками возгорания. Это
свидетельствует о том, что мало времени уделяется для формирования у
детей чувства опасности огня, изучению правил пожарной безопасности,
формированию навыков правильных действий в случае возникновения
пожара.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков
обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого
раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные
знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной
ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного
поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам
безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной
безопасности будущего.
Одним из направлений внеурочной деятельности нашей школы является
спортивно-оздоровительное. В рамках этого направления реализуется
программа по пожарной безопасности «Пожарно-прикладной спорт» ,
которая ориентирована на создание условий для: расширения опыта
поведения, деятельности и общения; творческой самореализации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение
личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском обществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной
реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Пожарно-прикладной спорт позволяет последовательно решать задачи
физического воспитания школьников, дает им необходимое представление о
физической подготовке, ее возможности в повышении работоспособности и
улучшении состояния здоровья. Пожарно-прикладной спорт один из
прикладных видов спорта основанный на преодолении препятствий на
быстроту с применением специального пожарно-технического вооружения.
Пожарно-прикладной спорт развивает у детей силу, быстроту, выносливость,
гибкость, ловкость, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение слажено
взаимодействовать в коллективе при решении поставленной задачи. Для
занимающихся пожарно-прикладным спортом характерной чертой является
трудолюбие, а смелость, решимость, честность, совесть, благородство
становятся нормой поведения.
В наше время все чаще происходят чрезвычайные ситуации как природного,
так и техногенного характера. Нередко жертвами чрезвычайных ситуаций
становятся дети. Довольно часто они травмируются и погибают по
собственной неосторожности, невнимательности, по причине недооценки
степени риска и незнания опасности. Пожарно-прикладной спорт не только
дает необходимые теоретические знания в области безопасности
жизнедеятельности, но и готовит обучаемых действовать в нестандартных и
чрезвычайных ситуациях, вырабатывает у них необходимые волевые и
морально-психологические качества.
Цель проведения внеурочной деятельности: воспитание у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) потребности в
здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм и культуры быта,
формирование умении рационально организовывать свою жизнь.
Задачи:
1. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
2. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3. Воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и посильным
занятием спортом.
4. Формирование умения адекватно реагировать на изменение окружающей
среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
5. Воспитание волевых качеств, качеств взаимопомощи, взаимовыручки.
Формы организации:
1. Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
2. Встречи с работниками пожарной охраны.
3. Подвижные игры корригирующего и общеукрепляющего характера.
4. Тематические классные часы, внеклассные мероприятия.
5. Работа кружков.
Личностные и предметные результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социально (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования- - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- сформированность установки на безопасный образ жизни;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Работа внеурочной деятельности основывается на различных видах
деятельности:
- Изучение правил пожарной безопасности и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с работниками пожарной охраны;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применение их на практике;
- Участие в различных конкурсах по профилактике пожарной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
- Формирование глубоких теоретических знаний правил противопожарной
безопасности:
- Формирование устойчивых форм поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
- Формирование умений и навыков оказания первой медицинской помощи;
- Устойчивая мотивация к занятиям пожарно-прикладного спорта;
- Способность к установлению связи между поставленной целью, мотивом и
качеством тренировки;
- Развитие умений планировать, анализировать и осуществлять подготовку
по пожарно-прикладному спорту;
- Воспитание у детей ответственности за свою жизнь, гражданской позиции,
навыков ведения здорового образа жизни.
Из всех бедствий самыми страшными и частыми являются пожары. На
пожарах часто погибают дети, в основном младшего школьного возраста.
Жертвами огня они становятся, из-за своего детского любопытства,
отсутствия навыков безопасного обращения с огнем и незнания
элементарных правил поведения при пожаре.
Главной целью обучения младших школьников пожарной безопасности
является формирование у детей чувства опасности огня, привитие навыка
безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в
случае пожара.
Задачи:
-учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
- привить навыки правильного обращения с огнем;
- закрепить знания правильного поведения на пожаре;
- воспитывать в детях нравственные качества: мужество, находчивость
При обучении основам пожарной безопасности большой интерес вызывают
игровые технологии. Игровая форма занятий создается при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную
деятельность учащихся. Игра – лучший способ научить детей безопасному
поведению с огнем.
Реализация игровых приемов и ситуаций при внеурочной
форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Игровая педагогическая технология позволяет мне организовать процесс
обучения основам пожарной безопасности в форме различных
педагогических игр:
- дидактические;
- сюжетно-ролевые;
- подвижные;
- деловой театр.
Дидактическая игра-это коллективная, целенаправленная деятельность, когда
каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и
ориентирует свое поведение на выигрыш. В дидактической игре детям
предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Такие игры
делают процесс обучения мерам пожарной безопасности более легким,
занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре,
решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Дидактические игры развивают практические навыки детей по локализации и
тушению пожаров; умение определять, как выглядит опасность и почему она
возникает; воспитывают бережное отношение к своей жизни и своему
здоровью; формируют у ребят твердое убеждение того, что огонь-не
игрушка; закрепляют умения справляться с огнем и спасаться от огня.
В сюжетно-ролевых играх дети стараются проявить себя, применить весь
накопленный опыт, все свои знания и умения. В такой игре наиболее
интенсивно формируются все психические качества и особенности личности
ребёнка. При помощи ролевых игр проще научить правильно действовать в
чрезвычайных ситуациях, закрепить знания правильного поведения при
пожаре, привить навыки осторожного обращения с огнем.
На своих занятиях я иногда предлагаю детям сыграть роли своих любимых
сказочных героев, например Буратино, лису Алису, кота Базилио. Лиса
Алиса и кот Базилио становятся нарушителями правил пожарной
безопасности, а Буратино не допускает нарушений.
Сюжет: Лиса Алиса и кот Базилио шли из леса, они очень устали и замерзли.
Увидев дом, они зашли в него и, решив погреться, развели костер посредине
комнаты. В это время Буратино оказался около дома и, почувствовав запах
дыма, забежал в комнату. Он увидел костер, а около него лису Алису и кота
Базилио. Буратино быстро затушил костер и объяснил Алисе и Базилио, что
ни в коем случае нельзя разжигать костры в помещении и около различных
строений.
Эти занятия очень полезны для детей: увидев эту небольшую сюжетно-
ролевую игру, дети на всю жизнь запомнят, что костры в помещениях и
вблизи строений разводить нельзя.
Большое значение при обучении младших школьников пожарной
безопасности имеют подвижные игры. Дети учатся действовать в коллективе,
подчиняться общим требованиям. Дети в игре на пожарную тематику
постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, от действий
взаимной помощи зависит достижение общего успеха. В своей работе я часто
применяю подвижные игры.
Например, на занятиях при обучении школьников действиям в случае
пожара, после теоретической подготовки следует практическая отработка
навыков:
- срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим;
- при сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол, закрыв
мокрым платком нос и рот продвигаться к выходу.
- выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре взрослым и
по телефону «101». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта,
указать, что горит, назвать свою фамилию.
В качестве ещё одной формы игровой технологии при формировании основ
пожарной безопасности я использую деловой театр.
С детьми младших классов был подготовлен и представлен зрителям
начальной школы спектакль «Кошкин дом». В процессе подготовки этого
театрализованного представления мною преследовалась цель- обучение
детей правилам пожарной безопасности, передача(ретрансляция) знаний по
безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях сверстникам.
Игровые технологии способствуют повышению знаний учащихся по
пожарной безопасности, развивают познавательный интерес школьников.
Все проводимые занятия с применением игровых технологий направлены на
формирование у детей потребности в знаниях основ пожарной безопасности,
воспитание культуры безопасного поведения. Игровая деятельность,
реализованная на современном техническом уровне, создает повышенный
интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных
условиях, позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни,
трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению
новой реальностью, придаёт уверенность в возможности спасения себя и
других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.