Напоминание

"Использование игровых технологий для формирования знаний по пожарной безопасности у младших школьников с ОВЗ через внеурочную деятельность».


Автор: Сенникова Людмила Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Котельнич
Населённый пункт: г.Котельнич Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование игровых технологий для формирования знаний по пожарной безопасности у младших школьников с ОВЗ через внеурочную деятельность».
Раздел: среднее образование





Назад




"Использование игровых технологий для формирования знаний по пожарной

безопасности у младших школьников с ОВЗ через внеурочную

деятельность».

Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров

от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним.

Самое страшное при пожаре – гибель детей. Дети с ОВЗ так же входят в

категорию «риска». Статистика пожаров показывает, что часто причиной

пожаров становится незнание детьми элементарных правил поведения при

пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами

и материалами, которые могут явиться источниками возгорания. Это

свидетельствует о том, что мало времени уделяется для формирования у

детей чувства опасности огня, изучению правил пожарной безопасности,

формированию навыков правильных действий в случае возникновения

пожара.

Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков

обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого

раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные

знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной

ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.

В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного

поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам

безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной

безопасности будущего.

Одним из направлений внеурочной деятельности нашей школы является

спортивно-оздоровительное. В рамках этого направления реализуется

программа по пожарной безопасности «Пожарно-прикладной спорт» ,

которая ориентирована на создание условий для: расширения опыта

поведения, деятельности и общения; творческой самореализации

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение

личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

позитивного отношения к окружающей действительности; социального

становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в

детском обществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

профессионального самоопределения, необходимого для успешной

реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Пожарно-прикладной спорт позволяет последовательно решать задачи

физического воспитания школьников, дает им необходимое представление о

физической подготовке, ее возможности в повышении работоспособности и

улучшении состояния здоровья. Пожарно-прикладной спорт один из

прикладных видов спорта основанный на преодолении препятствий на

быстроту с применением специального пожарно-технического вооружения.

Пожарно-прикладной спорт развивает у детей силу, быстроту, выносливость,

гибкость, ловкость, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение слажено

взаимодействовать в коллективе при решении поставленной задачи. Для

занимающихся пожарно-прикладным спортом характерной чертой является

трудолюбие, а смелость, решимость, честность, совесть, благородство

становятся нормой поведения.

В наше время все чаще происходят чрезвычайные ситуации как природного,

так и техногенного характера. Нередко жертвами чрезвычайных ситуаций

становятся дети. Довольно часто они травмируются и погибают по

собственной неосторожности, невнимательности, по причине недооценки

степени риска и незнания опасности. Пожарно-прикладной спорт не только

дает необходимые теоретические знания в области безопасности

жизнедеятельности, но и готовит обучаемых действовать в нестандартных и

чрезвычайных ситуациях, вырабатывает у них необходимые волевые и

морально-психологические качества.

Цель проведения внеурочной деятельности: воспитание у обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) потребности в

здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм и культуры быта,

формирование умении рационально организовывать свою жизнь.

Задачи:

1. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

2. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3. Воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и посильным

занятием спортом.

4. Формирование умения адекватно реагировать на изменение окружающей

среды, оберегать здоровье, избегать опасности.

5. Воспитание волевых качеств, качеств взаимопомощи, взаимовыручки.

Формы организации:

1. Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

2. Встречи с работниками пожарной охраны.

3. Подвижные игры корригирующего и общеукрепляющего характера.

4. Тематические классные часы, внеклассные мероприятия.

5. Работа кружков.

Личностные и предметные результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение

комплексом социально (жизненных) компетенций, необходимых для

достижения основной цели современного образования- - введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

- сформированность адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

- сформированность установки на безопасный образ жизни;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Работа внеурочной деятельности основывается на различных видах

деятельности:

- Изучение правил пожарной безопасности и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с работниками пожарной охраны;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских

знаний и применение их на практике;

- Участие в различных конкурсах по профилактике пожарной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

- Формирование глубоких теоретических знаний правил противопожарной

безопасности:

- Формирование устойчивых форм поведения в опасных и чрезвычайных

ситуациях;

- Формирование умений и навыков оказания первой медицинской помощи;

- Устойчивая мотивация к занятиям пожарно-прикладного спорта;

- Способность к установлению связи между поставленной целью, мотивом и

качеством тренировки;

- Развитие умений планировать, анализировать и осуществлять подготовку

по пожарно-прикладному спорту;

- Воспитание у детей ответственности за свою жизнь, гражданской позиции,

навыков ведения здорового образа жизни.

Из всех бедствий самыми страшными и частыми являются пожары. На

пожарах часто погибают дети, в основном младшего школьного возраста.

Жертвами огня они становятся, из-за своего детского любопытства,

отсутствия навыков безопасного обращения с огнем и незнания

элементарных правил поведения при пожаре.

Главной целью обучения младших школьников пожарной безопасности

является формирование у детей чувства опасности огня, привитие навыка

безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в

случае пожара.

Задачи:

-учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

- привить навыки правильного обращения с огнем;

- закрепить знания правильного поведения на пожаре;

- воспитывать в детях нравственные качества: мужество, находчивость

При обучении основам пожарной безопасности большой интерес вызывают

игровые технологии. Игровая форма занятий создается при помощи игровых

приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную

деятельность учащихся. Игра – лучший способ научить детей безопасному

поведению с огнем.

Реализация игровых приемов и ситуаций при внеурочной

форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

Игровая педагогическая технология позволяет мне организовать процесс

обучения основам пожарной безопасности в форме различных

педагогических игр:

- дидактические;

- сюжетно-ролевые;

- подвижные;

- деловой театр.

Дидактическая игра-это коллективная, целенаправленная деятельность, когда

каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и

ориентирует свое поведение на выигрыш. В дидактической игре детям

предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Такие игры

делают процесс обучения мерам пожарной безопасности более легким,

занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре,

решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактические игры развивают практические навыки детей по локализации и

тушению пожаров; умение определять, как выглядит опасность и почему она

возникает; воспитывают бережное отношение к своей жизни и своему

здоровью; формируют у ребят твердое убеждение того, что огонь-не

игрушка; закрепляют умения справляться с огнем и спасаться от огня.

В сюжетно-ролевых играх дети стараются проявить себя, применить весь

накопленный опыт, все свои знания и умения. В такой игре наиболее

интенсивно формируются все психические качества и особенности личности

ребёнка. При помощи ролевых игр проще научить правильно действовать в

чрезвычайных ситуациях, закрепить знания правильного поведения при

пожаре, привить навыки осторожного обращения с огнем.

На своих занятиях я иногда предлагаю детям сыграть роли своих любимых

сказочных героев, например Буратино, лису Алису, кота Базилио. Лиса

Алиса и кот Базилио становятся нарушителями правил пожарной

безопасности, а Буратино не допускает нарушений.

Сюжет: Лиса Алиса и кот Базилио шли из леса, они очень устали и замерзли.

Увидев дом, они зашли в него и, решив погреться, развели костер посредине

комнаты. В это время Буратино оказался около дома и, почувствовав запах

дыма, забежал в комнату. Он увидел костер, а около него лису Алису и кота

Базилио. Буратино быстро затушил костер и объяснил Алисе и Базилио, что

ни в коем случае нельзя разжигать костры в помещении и около различных

строений.

Эти занятия очень полезны для детей: увидев эту небольшую сюжетно-

ролевую игру, дети на всю жизнь запомнят, что костры в помещениях и

вблизи строений разводить нельзя.

Большое значение при обучении младших школьников пожарной

безопасности имеют подвижные игры. Дети учатся действовать в коллективе,

подчиняться общим требованиям. Дети в игре на пожарную тематику

постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, от действий

взаимной помощи зависит достижение общего успеха. В своей работе я часто

применяю подвижные игры.

Например, на занятиях при обучении школьников действиям в случае

пожара, после теоретической подготовки следует практическая отработка

навыков:

- срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим;

- при сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол, закрыв

мокрым платком нос и рот продвигаться к выходу.

- выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре взрослым и

по телефону «101». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта,

указать, что горит, назвать свою фамилию.

В качестве ещё одной формы игровой технологии при формировании основ

пожарной безопасности я использую деловой театр.

С детьми младших классов был подготовлен и представлен зрителям

начальной школы спектакль «Кошкин дом». В процессе подготовки этого

театрализованного представления мною преследовалась цель- обучение

детей правилам пожарной безопасности, передача(ретрансляция) знаний по

безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях сверстникам.

Игровые технологии способствуют повышению знаний учащихся по

пожарной безопасности, развивают познавательный интерес школьников.

Все проводимые занятия с применением игровых технологий направлены на

формирование у детей потребности в знаниях основ пожарной безопасности,

воспитание культуры безопасного поведения. Игровая деятельность,

реализованная на современном техническом уровне, создает повышенный

интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных

условиях, позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни,

трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению

новой реальностью, придаёт уверенность в возможности спасения себя и

других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.



В раздел образования