Автор: Пинигина Александра Леонидовна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: ГКОУ РС (Я) "Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ТНР"
Населённый пункт: г Якутск
Наименование материала: «Эффективные формы сотрудничества с родителями по развитию речи детей школьного возраста»
Тема: Результаты работы с семьями обучающихся с ТНР
Раздел: среднее образование
Пинигина Александра Леонидовна, учитель-логопед
Государственное казенное образовательное учреждение «Республиканская
специальная(коррекционная) школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи»
г. Якутск.
«Эффективные формы сотрудничества с родителями по
развитию речи детей школьного возраста»
Эффективное сотрудничество с родителями в развитии речи детей школьного возраста
является важным аспектом образовательного процесса. Родители могут оказывать
значительное влияние на развитие речи своих детей, и их совместные усилия с учителями
могут привести к лучшим результатам. Вот несколько форм сотрудничества, которые
можно использовать в работе учителя -логопеда.:
1.
Семейные проекты: Организация проектов, которые могут быть выполнены в
семье, например, создание семейного альбома с описанием семейных традиций,
историй или путешествий. Это поможет детям развивать речь, участвуя в
обсуждении и представлении результатов.
2.
Родительские собрания и консультации: Проведение регулярных родительских
собраний, на которых обсуждаются проблемы и успехи детей в развитии речи.
Такие встречи могут быть использованы для обучения родителей стратегиям и
методам, которые они могут применять дома.
3.
Родительские семинары: Проведение семинаров для родителей, где они могут
изучать тему развития речи и обмениваться опытом.
4.
Ресурсы для домашнего использования: Предоставление родителям списков книг,
игр, аудиозаписей и других ресурсов, которые могут быть использованы для
развития речи детей в домашних условиях.
5.
Регулярная обратная связь: Учителя -логопеды
должны систематически
информировать
родителей
о
прогрессе
их
детей,
предлагая
конкретные
рекомендации о том, как они могут помочь развитию речи.
6.
Домашние задания, ориентированные на речь: Разработка домашних заданий,
которые стимулируют речь, например, подготовка докладов, составление рассказов
или участие в семейных дискуссиях.
7.
Родительские дневники и блоги: Использование дневников или блогов, где
родители могут записывать свои наблюдения и успехи детей в развитии речи, а
также обмениваться идеями с другими родителями и учителями.
8.
Интерактивные онлайн-платформы: Создание или использование существующих
онлайн-платформ, где родители могут получать информацию, задавать вопросы и
общаться с педагогами и другими родителями.
9.
Родительские группы поддержки: Организация групп, где родители могут
обсуждать свои проблемы и предложения, получать поддержку и делиться
успешными практиками.
10. Специальные программы: В случае детей с ТНР , сотрудничество может включать
в себя участие родителей в специальных программах, таких как логопедические
курсы или индивидуальные образовательные программы.
Для того чтобы сотрудничество с родителями по развитию речи детей школьного возраста
было действительно эффективным, необходимо использовать комплексный подход,
включающий в себя следующие элементы:
1.
Обмен
информацией:
Учителя
и
родители
должны
регулярно
обмениваться
информацией о прогрессе ребенка, его сильных и слабых сторонах, а также о текущих
задачах и целях.
2. Совместные планы действий: Разработка совместных планов по развитию речи,
включая домашние задания, чтение книг, участие в дискуссиях и другие активности.
3. Обучение родителей: Предоставление родителям информации о важности развития
речи, методах стимулирования речи и способах поддержки ребенка в домашних условиях.
4. Организация совместных семейных, таких как семейные театральные постановки,
презентации, семейные квесты и другие мероприятия, которые стимулируют речь и
общение.
5. Регулярная обратная связь: Предоставление родителям регулярной обратной связи о
прогрессе ребенка и обсуждение возможных проблем и решений.
6. Участие родителей в школьных мероприятиях: Привлечение родителей к участию в
школьных мероприятиях, связанных с развитием речи, таких как вечера чтения,
праздниках правильной речи , выступления и т.д.
7. Использование современных технологий: Привлечение родителей к использованию
различных онлайн-ресурсов и приложений, которые могут помочь в развитии речи
ребенка.
9.
Психолого-социальная
поддержка
поддержка:
Обеспечение
психологической
поддержки как для детей, так и для родителей, особенно в случаях, когда речь ребенка
требует специального внимания.
10. Оценка результатов: Регулярная оценка результатов сотрудничества и корректировка
планов и действий в соответствии с полученными данными.
Таким образом, эффективное сотрудничество требует от учителей и родителей
активности,
открытости,
терпения
и
готовно
постоянному
обучению
и
совершенствованию. Важно создать атмосферу сотрудничества, основанную на уважении
и доверии, чтобы ребенок чувствовал поддержку со стороны всех участников процесса его
развития.