Автор: Широнина Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №4 "Солнышко"
Населённый пункт: Оренбургская область п.Новосергиевка
Наименование материала: статья
Тема: "Эбру (рисование на воде), как инновационная технология в работе с дошкольниками."
Раздел: дошкольное образование
Эбру (рисование на воде) как инновационная технология в работе с
детьми с целью развития творческих навыков дошкольников
Условия
современности
таковы,
что
традиционное
обучение
в
дошкольном
образовательном
учреждении
не
может
полностью
соответствовать настоящим требованиям федерального государственного
образовательного стандарта. Использование инноваций в работе с детьми
открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной
является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника
процесса, и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем
самым, ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей
творческой активности.
В настоящее время использование разнообразных арт-технологий
приобретает
все
большее
значение
в
сфере
реабилитационной
и коррекционной
работы с
детьми,
имеющими
нарушения
развития.
Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют
огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка
в продуктах творчества – рисунках, аппликациях, композициях, игрушках
и т. п. Эти работы помогают определить и выразить отношение ребенка к
миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных
отношений с окружающими людьми.
Основная цель применения данной техники в моей работе с детьми –
развитие творческих навыков детей дошкольного возраста в процессе
творчества Эбру.
Рисование на воде – Эбру – как и любой вид искусства, привлекает
возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем,
создателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно
актуально. Ведь такой ребенок не всегда имеет возможность увидеть
результат своего труда в целом.
Результат работы предугадать очень сложно, особенно начинающим
художникам, что вызывает дополнительный интерес. Кроме того, в Эбру нет
почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные
ресурсы для коррекционной практики.
Искусство Эбру находит своё отражение в разных видах продуктивной
деятельности, в которой создаются условия для осуществления тесной связи
слова с действием, с признаками действия, значительно быстрее происходит
развитие
восприятия
речи
у
детей.
Способствует
в
качестве
вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить
его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение.
В процессе рисования вы можете наблюдать удивление, восхищение,
восторг в глазах детей, творящих волшебство Эбру. Из простых пятнышек
краски путём несложных движений получаются удивительные картины,
которые вы можете перенести не только на бумагу, но и на дерево, гипс,
ткань.
1. На протяжении веков этот уникальный и своеобразный в своей
основе метод рисунка используется на Востоке для украшения книжных
обложек. И мы вместе с детьми продолжаем данную традицию, даря книге
новую жизнь.
«Книжкина больница» дает детям возможность проявлять творчество в
процессе оформления. Ребята в ходе деятельности чувствуют важность своей
работы.
«Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд. Изготовление
обложек в стиле Эбру превращает этот труд в интереснейшее занятие!
Внешнее оформление книги способствует привлечению ребенка к
знакомству с ее содержанием. Чем красивее обложка у книги, тем больше
интереса она вызывает у ребенка к ее внутреннему содержанию.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой,
понятной, образной, красивой.
Как приятно держать в руках такую книгу, но, когда нам приходиться
её откладывать в сторону, на помощь приходит всем известная помощница
книголюбов — закладка.
Книжная закладка – это инструмент работы с книгой, а также - элемент
искусства в оформлении книги.
3.
Украшения в стиле Эбру всегда оригинальны и неповторимы. В
процессе ручного труда, манипуляций с материалами идет естественный
массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах
рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка.
Украшения могут быть изготовлены как из дерева, так и из бумаги,
расписанной в стиле Эбру. А бумажные бусины могут быть не только
материалом для изготовления украшений, но и прекрасным материалом для
развития сенсорных качеств у дошкольников, а также атрибутом для
проведения пальчиковых игр.
4. Рукоделие – это тот вариант, когда родители совместно с ребёнком
могут создать что-то уникальное, но при этом еще и развивать в ребенке
усидчивость,
воображение
и
стремление
к
достижению
конечного
результата, а именно – красивых вещей, созданных собственными руками, из
ткани, расписанной в стиле Эбру. Двигательные импульсы пальцев рук
влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору
головного мозга ребенка.
Всегда испытываешь чувство нежности к детям, когда они,
взволнованные и счастливые, вручают подарок родителям. И пусть этот
подарок далёк от совершенства, но в нём застыли капельки детской любви
вашего ребёнка!
5.
Процесс Оригами
способствует концентрации внимания, так как
заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить
желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии
конструктивного
мышления
детей,
их
творческого
воображения,
художественного вкуса. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка,
а также способствует созданию игровых ситуаций, тем самым активизируя
его речь. Поделки, изготовленные детьми способом оригами, применяются в
качестве персонажей для проведения речевых зарядок, в театрализованной
деятельности.
Многие виды продуктивной деятельности направлены на развитие
творческих и речевых навыков.
А искусство Эбру не только развивает
моторику, оно вызывает желание обсудить процесс создания картины,
придумать сказку, которая опишет происходящие на воде превращения.
Благодаря
нашему
совместному
творчеству
с
детьми
мы
достигли
значительных результатов: мы являемся победителями многих творческих
конкурсов, организуем творческие выставки, мы обучаем данной технике
своих друзей, коллег, родителей. И главное - занимаясь творчеством – мы
учимся говорить! Говорить о том, что мы нарисовали, что мы сделали своими
руками, обсуждая каждый свой шедевр, хвалясь всем и каждому своим
мастерством. Я- художник; я – творец. Эбру - для нас космос, в котором мы
маленькие звезды. Эбру – это эмоциональный взрыв, восторг и восхищение,
это удовольствие, о котором хочется говорить бесконечно!