Напоминание

«Формирование финансовой грамотности через интеграцию в урочную и внеурочную деятельности»


Автор: Лызь Ирина Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей №9 г.Сальска
Населённый пункт: г.Сальск, Ростовская область
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: «Формирование финансовой грамотности через интеграцию в урочную и внеурочную деятельности»
Раздел: среднее образование





Назад




1

Я,

Лызь

Ирина

Алексеевна,

учитель

математики МБОУ лицея

№9

г.Сальска.

Однажды с 5-классниками мы проводили небольшую исследовательскую

работу.

И начиналась

она

с

анкетирования

родителей.

Один из

вопросов

анкеты я хочу задать Вам.

Отвечать нужно,

не задумываясь:

итак,

зачем нам

нужна математика?

Пожалуйста, несколько версий!

Спасибо.

95% респондентов связывают изучение математики с

практическими

навыками финансового характера. Именно этот факт стал мотивом для большой

работы,

которую сегодня я

хочу представить вашему вниманию семинара:

«Финансовая грамотность на уроке математики».

Я хочу, чтобы мои ученики были успешны, а значит, я должна не просто

дать им знания, но и сформировать

жизненные навыки, которые им помогут в

дальнейшем.

Считаю, что интеграция математики и курса «Финансовой грамотности» -

это оптимальный путь к успешности выпускника.

Выдержка из ФГОС: «системно-деятельностный подход «предполагает

ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной

суммы знаний,

но

и

на

развитие

его

личности,

его

познавательных

и

созидательных способностей».

Уважаемые

коллеги!

Всем

известно,

что

издревле

математика

развивалась как средство решения повседневных практических задач. Считаю,

что и сегодня ученик должен видеть за вычислениями и математическими

понятиями

не

только

абстрактные

символы,

но

и

серьёзное

реальное

содержание.

Включение

в

задания

ЕГЭ задач

практической направленности на

кредиты, скидки, оплату коммунальных платежей - отражает запрос времени на

успешного, финансово – грамотного выпускника.

2

То

же

мы читаем

и

в

«Концепции

развития

математического

образования».

В 2016 г.

Министерство образования и науки РФ

и Банк России и

подписали соглашение о сотрудничестве в области организации и проведения

мероприятий,

направленных

на

повышение

финансовой

грамотности

школьников.

Но УМК, по которому я работаю (Дорофеев, Колягин), по моему мнению,

предлагает

нам

задания

финансово-практического

содержания

в

недостаточном количестве.

Для анализа обратимся к таблице:

Класс

Темы

Задание в задачах

5 класс

нет

6 класс

Задачи на проценты

Рассчитать расходы при увеличении

или уменьшении стоимости услуг,

проезда или товара.

7класс

Задачи на проценты

Рассчитать:

- сумму при увеличении процентной

ставки,

- проценты предоставляемых скидок.

8 класс

нет

9 класс

Задачи на простые и

сложные проценты

Рассчитать:

- просрочку оплаты кредита, штрафов,

- рост вклада по форме n-го члена

геометрической прогрессии.

10-11 класс

нет

Учитывая, что понятия: бюджет, ставки, кредит, вклады - ребята изучают

в курсе «Обществознания» в 7-8 классах, а с решением задач сталкиваются уже

3

в 6 классе

-

формирование необходимых

финансовых

навыков

подчас

сводится к механическому решению задач.

Стараюсь,

чтобы задачи финансового характера в любом классе стали

почвой для серьезных размышления и первых жизненных выводов.

В зависимости от возраста детей

на уроках,

предполагающих решение

задач на проценты, использую следующие методы:

Методы

Класс

Продукты

Словесно –

иллюстративный

5-9 класс

«Депозит знаний и фактов»

Наглядный

5-9 класс

Слоганы, плакаты, видеоролики

Метод проекта

6-11 класс

Проекты, например: "Откуда берется цена?",

"Национальные валюты", "Способы

зарабатывания денег"

Деловые игры

7-11 класс

Проекты, инструкции, советы.

Интерактивные

программы

5-11 класс

Мини – проекты, советы, навигатор «Юного

финансиста» и собственно работающие на

телефонах моих учеников полезные

программы

Хочу дать некоторые пояснения.

В

начале работы по финансовой грамотности мы завели с ребятами

словарик, в который записывали непонятные термины и слова.

Но вскоре этот

словарик перерос в «Депозит».

Как Вы понимаете,

название неслучайно.

На

протяжение несколько лет ребята вклеивают туда интересные факты, полезные

идеи,

примеры из жизни успешных людей,

советы,

мудрые слова,

о которых

стоит

подумать.

Приветствуются

самостоятельное

решение

задач по

теме

проценты. Так, словарик перерос в депозит знаний и идей.

4

Это чаще всего самостоятельная работа детей -

траектория личностного

развития и роста.

И продукт я получаю неравнозначный.

Но если работать с

депозитом регулярно, то интерес к ведению этой работы не ослабевает.

Применяю для объяснения новых финансовых понятий – ассоциативные

предметы:

ВЕСЫ-

при

объяснении

бюджета

семьи,

ГИДРОГЕЛЕВЫЕ

ШАРИКИ -при

введении понятия кредита,

ЧАСТЬ ПИРОГА - при изучении

налогов.

Опора на зрительное восприятие и образную память позволяет ребятам не

только лучше понять термины,

но и создать свой продукт:

слоганы,

плакаты,

видеоролики.

Любимыми для ребят становятся деловые игры. Это уроки-обощения, где

ребята пробуют применить свои знания математики и финансовой грамотности

на практике. Один из таких уроков я покажу на конкурсе.

Считаю очень полезным знакомить ребят

с

интерактивными играми,

приложениями, программами, которые условно можно разделить на 2 группы:

- тренажеры для усвоения знаний. Например, квест «Финансовая грамотность»

А также он-лайн задания на платформе Лекта.

-программы-помощники

в

реальной

жизни:

alzex

Finance

(«Домашняя

бухгалтерия»), coinkeeper.me.

(Способ учета личных финансов),

Едадил (акции

и скидки в магазинах),

Бла-бла-кар,

«Купонатор.ру» (собирает скидки с 10

скидочных

сайтов,

распределяет их по категориям и показывает контактные

данные продавца) и другие.

На

мастер-классе

вы сможете

ощутить

всю пользу

интерактивных

помощников.

Горжусь,

что с

помощью моих учеников

эти программы появись

в

телефонах их родителей.

Они помогают

контролировать бюджет,

экономить

деньги.

Уважаемые коллеги! Предвижу вопрос: где я беру время на все это?

Конечно,

нам давно стали тесны рамки урока.

Я веду

элективный курс для

обучающихся 9 классов «Математика в экономике и банковском деле», а также

5

разработала программы внеурочной деятельности для 5-8 классов «Финансовая

грамотность в математике и жизни».

Я прошла курсовую подготовку по теме «Финансовая грамотность в

математике», мои ученики приняли участие в весенней сессии он-лайн уроков

по финансовой грамотности в рамках проекта Центрального банка России.

По завершении обучения ребят по данному УМК предполагаю перейти на

учебник авторов,

где

финансовая грамотность уже

интегрирована в уроки

математики.

Как

каждый

учитель

стремлюсь

к

хорошим результатам единого

государственного

экзамена.

Диаграмму

результативности

выпускников

вы

видите на слайде.

Из диаграммы видно,

что средний балл моих выпускников

выше, чем по области и России.

Вместе со своими учениками расту и я, достигая собственных результатов,

с которыми вы можете познакомиться на моем официальном сайте.

Но все же больше всего хочу,

чтобы

в жизни

мои

ученики

были

счастливы и здоровы. К сожалению, и в этих вещах деньги немаловажны.

Хочу,

чтобы

ребята

поняли:

«Нажить много денег

– храбрость;

сохранить – мудрость, а умело расходовать – искусство».( А. Бертольд)

Спасибо за внимание!



В раздел образования