Автор: Лызь Ирина Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей №9 г.Сальска
Населённый пункт: г.Сальск, Ростовская область
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: «Формирование финансовой грамотности через интеграцию в урочную и внеурочную деятельности»
Раздел: среднее образование
1
Я,
Лызь
Ирина
Алексеевна,
учитель
математики МБОУ лицея
№9
г.Сальска.
Однажды с 5-классниками мы проводили небольшую исследовательскую
работу.
И начиналась
она
с
анкетирования
родителей.
Один из
вопросов
анкеты я хочу задать Вам.
Отвечать нужно,
не задумываясь:
итак,
зачем нам
нужна математика?
Пожалуйста, несколько версий!
Спасибо.
95% респондентов связывают изучение математики с
практическими
навыками финансового характера. Именно этот факт стал мотивом для большой
работы,
которую сегодня я
хочу представить вашему вниманию семинара:
«Финансовая грамотность на уроке математики».
Я хочу, чтобы мои ученики были успешны, а значит, я должна не просто
дать им знания, но и сформировать
жизненные навыки, которые им помогут в
дальнейшем.
Считаю, что интеграция математики и курса «Финансовой грамотности» -
это оптимальный путь к успешности выпускника.
Выдержка из ФГОС: «системно-деятельностный подход «предполагает
ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной
суммы знаний,
но
и
на
развитие
его
личности,
его
познавательных
и
созидательных способностей».
Уважаемые
коллеги!
Всем
известно,
что
издревле
математика
развивалась как средство решения повседневных практических задач. Считаю,
что и сегодня ученик должен видеть за вычислениями и математическими
понятиями
не
только
абстрактные
символы,
но
и
серьёзное
реальное
содержание.
Включение
в
задания
ЕГЭ задач
практической направленности на
кредиты, скидки, оплату коммунальных платежей - отражает запрос времени на
успешного, финансово – грамотного выпускника.
2
То
же
мы читаем
и
в
«Концепции
развития
математического
образования».
В 2016 г.
Министерство образования и науки РФ
и Банк России и
подписали соглашение о сотрудничестве в области организации и проведения
мероприятий,
направленных
на
повышение
финансовой
грамотности
школьников.
Но УМК, по которому я работаю (Дорофеев, Колягин), по моему мнению,
предлагает
нам
задания
финансово-практического
содержания
в
недостаточном количестве.
Для анализа обратимся к таблице:
Класс
Темы
Задание в задачах
5 класс
нет
6 класс
Задачи на проценты
Рассчитать расходы при увеличении
или уменьшении стоимости услуг,
проезда или товара.
7класс
Задачи на проценты
Рассчитать:
- сумму при увеличении процентной
ставки,
- проценты предоставляемых скидок.
8 класс
нет
9 класс
Задачи на простые и
сложные проценты
Рассчитать:
- просрочку оплаты кредита, штрафов,
- рост вклада по форме n-го члена
геометрической прогрессии.
10-11 класс
нет
Учитывая, что понятия: бюджет, ставки, кредит, вклады - ребята изучают
в курсе «Обществознания» в 7-8 классах, а с решением задач сталкиваются уже
3
в 6 классе
-
формирование необходимых
финансовых
навыков
подчас
сводится к механическому решению задач.
Стараюсь,
чтобы задачи финансового характера в любом классе стали
почвой для серьезных размышления и первых жизненных выводов.
В зависимости от возраста детей
на уроках,
предполагающих решение
задач на проценты, использую следующие методы:
Методы
Класс
Продукты
Словесно –
иллюстративный
5-9 класс
«Депозит знаний и фактов»
Наглядный
5-9 класс
Слоганы, плакаты, видеоролики
Метод проекта
6-11 класс
Проекты, например: "Откуда берется цена?",
"Национальные валюты", "Способы
зарабатывания денег"
Деловые игры
7-11 класс
Проекты, инструкции, советы.
Интерактивные
программы
5-11 класс
Мини – проекты, советы, навигатор «Юного
финансиста» и собственно работающие на
телефонах моих учеников полезные
программы
Хочу дать некоторые пояснения.
В
начале работы по финансовой грамотности мы завели с ребятами
словарик, в который записывали непонятные термины и слова.
Но вскоре этот
словарик перерос в «Депозит».
Как Вы понимаете,
название неслучайно.
На
протяжение несколько лет ребята вклеивают туда интересные факты, полезные
идеи,
примеры из жизни успешных людей,
советы,
мудрые слова,
о которых
стоит
подумать.
Приветствуются
самостоятельное
решение
задач по
теме
проценты. Так, словарик перерос в депозит знаний и идей.
4
Это чаще всего самостоятельная работа детей -
траектория личностного
развития и роста.
И продукт я получаю неравнозначный.
Но если работать с
депозитом регулярно, то интерес к ведению этой работы не ослабевает.
Применяю для объяснения новых финансовых понятий – ассоциативные
предметы:
ВЕСЫ-
при
объяснении
бюджета
семьи,
ГИДРОГЕЛЕВЫЕ
ШАРИКИ -при
введении понятия кредита,
ЧАСТЬ ПИРОГА - при изучении
налогов.
Опора на зрительное восприятие и образную память позволяет ребятам не
только лучше понять термины,
но и создать свой продукт:
слоганы,
плакаты,
видеоролики.
Любимыми для ребят становятся деловые игры. Это уроки-обощения, где
ребята пробуют применить свои знания математики и финансовой грамотности
на практике. Один из таких уроков я покажу на конкурсе.
Считаю очень полезным знакомить ребят
с
интерактивными играми,
приложениями, программами, которые условно можно разделить на 2 группы:
- тренажеры для усвоения знаний. Например, квест «Финансовая грамотность»
А также он-лайн задания на платформе Лекта.
-программы-помощники
в
реальной
жизни:
alzex
Finance
(«Домашняя
бухгалтерия»), coinkeeper.me.
(Способ учета личных финансов),
Едадил (акции
и скидки в магазинах),
Бла-бла-кар,
«Купонатор.ру» (собирает скидки с 10
скидочных
сайтов,
распределяет их по категориям и показывает контактные
данные продавца) и другие.
На
мастер-классе
вы сможете
ощутить
всю пользу
интерактивных
помощников.
Горжусь,
что с
помощью моих учеников
эти программы появись
в
телефонах их родителей.
Они помогают
контролировать бюджет,
экономить
деньги.
Уважаемые коллеги! Предвижу вопрос: где я беру время на все это?
Конечно,
нам давно стали тесны рамки урока.
Я веду
элективный курс для
обучающихся 9 классов «Математика в экономике и банковском деле», а также
5
разработала программы внеурочной деятельности для 5-8 классов «Финансовая
грамотность в математике и жизни».
Я прошла курсовую подготовку по теме «Финансовая грамотность в
математике», мои ученики приняли участие в весенней сессии он-лайн уроков
по финансовой грамотности в рамках проекта Центрального банка России.
По завершении обучения ребят по данному УМК предполагаю перейти на
учебник авторов,
где
финансовая грамотность уже
интегрирована в уроки
математики.
Как
каждый
учитель
стремлюсь
к
хорошим результатам единого
государственного
экзамена.
Диаграмму
результативности
выпускников
вы
видите на слайде.
Из диаграммы видно,
что средний балл моих выпускников
выше, чем по области и России.
Вместе со своими учениками расту и я, достигая собственных результатов,
с которыми вы можете познакомиться на моем официальном сайте.
Но все же больше всего хочу,
чтобы
в жизни
мои
ученики
были
счастливы и здоровы. К сожалению, и в этих вещах деньги немаловажны.
Хочу,
чтобы
ребята
поняли:
«Нажить много денег
– храбрость;
сохранить – мудрость, а умело расходовать – искусство».( А. Бертольд)
Спасибо за внимание!