Автор: Алена Геннадиевна Симулина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Губернаторский инженерный лицей № 102"
Населённый пункт: города Ульяновска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческие задания на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Система творческих заданий на уроках русского языка и литературы
Творческие задания, используемые мной на уроках русского языка и литературы в ходе их
использования были разделены на следующие группы:
На первом этапе работы творческие задания являются достаточно простыми, они,
как правило, связаны развитием орфографической грамотности, работой с отдельными
словами. К таким
относятся задания по русскому языку «Нарисуй и запомни»,
«Путешествие в слово». Задание «Нарисуй и запомни» мы используем в работе с
орфограммами. Здесь помогает мнемоника, запоминание с помощью образов, символов,
ассоциаций. Эффективность этой работы достаточно велика. На начальном этапе, в 5
классе, предлагается проанализировать слово, создать какой-то рисунок, который
поможет запомнить его написание. У каждого ассоциации будут свои. Но они помогают
создать зрительный образ, который закрепляется за словом и возникает в момент
написания этого слова. Так, например, один ученик в слове «варежка» на месте буквы Ж
изобразил две варежки, похожие на букву.
С необходимостью такой работы мы вновь столкнулись в 7 классе при изучении
темы «слитное и раздельное написание приставок в наречиях». Эта тема является одной из
самых сложных во всем курсе русского языка. Наречия образовывались в русском языке в
разное время, процесс их образования активно продолжается. С этим и связаны сложности
в их слитном, раздельном или дефисном написании.
В учебнике 7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской «Русский язык» правило
выглядит так:
«Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами:
обычно слитно (вверх, вмиг) и через дефис (по- вашему, кое- где), реже раздельно (без
устали, на миг). Орфограммами при этом являются дефис (по-нашему), слитное написание
(впрок), и пробел (по трое)».
Ребята сделали вывод, что из этого правила они могут лишь узнать то, какие виды
написания наречий существует, а не то, как определять, где наречие пишется слитно, где
раздельно, а где через дефис.. И тогда ребята пришли к выводу, что мнемоника может
помочь в запоминании правописания наречий. Ребята поделились на группы, и
приступили к поиску различных путей решения. В ходе анализа языкового материала
наречия были поделены на тематические группы,
которые были поделены между
учащимися. Опираясь на различные ассоциативные образы, ребята создали опорные
картинки, которые, по мнению учащихся должны были помочь в запоминании
правописания наречий. Каждая группа представила свой материал на уроке, после чего
было принято решение: сделать электронный вариант рисунков, создать книжку, в
которой разместить все картинки и выучить написания наречий по этой книжке. Через
несколько дней группа учащихся создала брошюру, которую получил каждый ученик.
Результаты такой работы был отличным:
1)
после повторного проведения диктанта ни один ученик не получил
оценку ниже «4»,
2)
ученики выступили с проектом на школьной конференции и заняли 1
место,
3)
созданная книжка была передана в фонд школьной библиотеки, и теперь
ей пользуются ученики школы,
4)
ученики в очередной раз убедились, что если к изучению русского
языка подойти творчески, то результат будет высоким.
Другие творческие задания находятся на ступеньку выше и направлены на развитие
основ системного мышления, продуктивного воображения. Это задания рубрик «Речевой
портрет»,
«Словарь
профессиональных
слов»,
«Придумай
заголовок».
Они
рассчитаны на творческое применение полученных знаний. Иногда такие задания дают
толчок дальнейшему творческому процессу. Так, например, когда в 6 классе на уроках
русского языка при изучении темы «Наклонение глагола» ребятам было предложено
составить предложения с формой условного наклонения глагола, которые могли бы стать
заголовком в газете, и написать статью в газету к одному из придуманных заголовков.
Затем одна из работ ученицы 6 класса переросла в статью для школьной газеты «Если б не
было профессии учителя…», которая получила много положительных отзывов от
читателей.
Учитель может предложить ученикам самим придумать задания на основе того
материала, который излагается в учебнике или предложить свои варианты. Например, на
стр. 102 (Тема «Чередование о//а в корнях») есть такое задание: «Подумайте, верно ли, что
все эти слова однокоренные. Как бы их следовало сгруппировать? Косой, косынка,
косогор, коса, косичка, косарь, прикосновение, касаться.). Это задание можно расширить,
чтобы оно носило исследовательский характер. Например, добавить такое продолжение:
«Встречал ли ты другие слова, в которых наблюдается такое явление? Как бы ты его
назвал? Приведи примеры таких слов». Или на странице 117 в рубрике «Это интересно»
есть задание: «Во фразеологизмах разных народов часто используются образы различных
животных. Выбор этих животных обусловлен специфическими, веками складывающимися
языковыми традициями. Русский кот в мешке – это то де, что английский поросенок в
мешке и немецкий заяц в мешке». Предлагаю дополнить это задание следующим:
«Попробуй найти в иностранном языке, который ты изучаешь и другие фразеологизмы с
животными. Есть ли их аналоги в русском языке?
Задания третьего уровня сложности («Лаборатория слова», «Лингвистический
эксперимент») уже носят исследовательский характер, содержат в себе проблему,
которую
каждый
ученик
решает
по-своему.
В
роли
объекта
на
этом
уровне
рассматриваются система русского языка в целом или художественная система писателя,
эпохи. К подобным, например, относится такое задание по русскому языку при
закреплении темы «Причастный и деепричастный оборот»: «В одной из глав повести
«Тарас Бульба» выпиши по три предложения с причастным и деепричастным оборотом.
Попробуй определить роль этих оборотов в тексте. Как они помогают автору в создании
характеристики героев». Ученики при выполнении такого задания закрепляют не только
знания по теме «Причастный и деепричастный оборот», но и умение различать их, что
для учеников 7 и последующих классов вызывает большие трудности. Кроме того,
учащиеся уже делают первые попытки по выявлению роли языковых средств в тексте.
Здесь они определяют, что деепричастия используются Гоголем в тех фрагментах, где
автору нужно придать динамику повествованию, кроме того, деепричастия в тексте
помогают автору дать более точную характеристику герою, например использование
деепричастий в первой главе в предложениях, где речь идет о Тарасе Бульбе, помогает
раскрыть характер героя. Ученица 7 класса Кипина Лада сделала такой вывод: «Тарас
Бульба отличается вспыльчивостью, очень быстро принимает решения, поэтому для его
описания нужны деепричастия, которые обозначают действия».
С 8 класса в систему творческих заданий я включаю лабораторные работы. Для
того чтобы проанализировать процессы, происходящие в русском языке в 8 классе мы
работаем с таблицей «Изменение лексики современного русского языка».
Задача работы – определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение
лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с
причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами».
Сферы жизни общества
Новая лексика
1.
Изменение
политической
структуры государства, совершенствование
системы
районного,
городского
и
регионального управления.
Губернатор …
2.
Открытое
экономическое
и
культурное
сотрудничество
с
другими
странами:
совершенствование
средств
коммуникации;
изменение банковской системы;
интеграция массовой культуры
ноутбук, …
маклер, …
шоумен,
«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь,
клип, дилер, мэр, дискета, импичмент, мюзикл, пацифизм, бартер, принтер, электорат,
брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура, менталитет,
пейджер,
терминал,
муниципалитет,
спикер,
бизнесмен,
монитор,
менеджмент,
приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».
После выполнения этой работы учащиеся делают вывод, что лексика – наиболее
подвижный пласт русского языка, в ней происходят самые стремительные изменения.
Такую работу можно дать и в 6 классе при изучении неологизмов, но она будет менее
самостоятельной и более долгой по выполнению.
Лабораторные работы уместны и при анализе текста, направленном на выявление
его стилистической принадлежности. Например, я предлагаю учащимся несколько
небольших текста разных стилей. Для определения принадлежности к стилю, нужно
заполнить таблицу «Признаки стиля в тексте».
Количество
«кадров» в тексте
Назначение текста (с
какой целью автор
написал текст)
Языковые средства
После выполнения работы, ученики анализируют полученные результаты и делают
выводы о функциональном стиле текста. Такую работу я предлагаю ученикам на уроках
русского языка с 6 класса, постепенное увеличивая количество и объем текстов.
Задание рубрики «Лаборатория слова» позволяют ученикам пополнить словарный
запас, узнать значение новых слов, понять роль слова в художественном тексте. Такая
работа позволяет соединить элементы лингвистического анализа художественного текста
с элементами творчества.
Задания по трансформации текстов мы выполняем на уроках развития речи. Так, на
уроке развития речи в 6 классе по теме «Типы речи в художественной литературе»
учащиеся в ходе урока анализируют тексты, предложенные им накануне для выполнения
домашней работы. И распределяют тексты по трем типам: повествование, рассуждение,
описание. Но у них возникает проблема: не все тексты можно отнести к определенному
типу речи.
(А потом я кaк-то тaк повернулся и увидел, что между тумбочкой и спинкой моей
деревянной кровaти рaстянутa пaутинa, и в ней, в сaмой в середине, сидит пaучок. И
глядит нa меня.
Снaчaлa я подумaл, что он просто кaк в гaмaке кaчaется. Но потом скaзaл себе, что
думaю непрaвильно. Ведь кaчaться в гaмaке, это знaчит отдыхaть. А пaучок не отдыхaл.
Он притaился и ждaл. Он охотился. И смотрел нa меня.
Я улыбнулся ему. Скaзaл, чтобы он меня не боялся)
Ученики определяют, что в тексте совмещены два типа речи: повествование и
рассуждение.
Учитель: Если в этом тексте есть рассуждение и повествование, но повествование
преобладает, как можно назвать такой тип речи?
(Ученики предлагают свои варианты ответов, учитель, если правильный ответ не дан,
подводит их к названию «повествование с элементами рассуждения»)..
Учитель: Скажите, почему автор использовал такое сочетание типов речи?
(Предполагаемый ответ: Рассуждение, включенное в повествование, дает возможность
читателю узнать, как важно мальчику объяснить, что он увидел. Мальчик много времени
находится один, он привык разговаривать сам с собой, поэтому он и рассказывает, и
рассуждает одновременно).
Учитель:
Предлагаю
провести
эксперимент
и
представить,
что
вы
являетесь
корректорами и вам нужно исправить фрагмент рукописи, принесенной для печати.
Редактор решил, что в этом тексте не хватает какого-то фрагмента(типа речи, поэтому
текст будет неточно понят читателями. Дополните текст.
(Предложенный текст: А потом я как-то раз повернулся и увидел, что между тумбочкой
и спинкой моей деревянной кровати растянута паутина, и в ней в самой середине сидит
паучок. И глядит на меня.)
На выполнение работы ученикам дается 3-4 минуты, т.к. они совместно выполняют эту
работу. Затем ученики читают свои варианты и объясняют, почему они добавили тот или
иной фрагмент. На уроке ученики добавили описание паутины и рассуждение о том, что
мог думать паучок, когда смотрел на него.
Такой лингвистический эксперимент помогает ученикам в доступной для них
игровой форме усвоить очень трудный материал по определению типов речи в тексте.
Подобное же задание я даю в 7 классе при изучении рассказа И.А. Тургенева
«Певцы» (на уроке внеклассного чтения). Предлагаю описать пение любимого певца, а
после чтения своих вариантов (по желанию) ученики сравнивают их с описанием пения
Якова, где повествователь описывает свои чувства, совпадающие с чувствами остальных
слушателей. В ходе обсуждения делается вывод о роли средств выразительности в
художественном тексте при создании неповторимого образа певца-самоучки, для которого
пение - это счастье, и этим счастьем он делится со слушателями, поэтому она объединяет
всех посетителей кабака,
такая творческая работа помогает актуализировать восприятие
учениками текста, готовит их к его вдумчивому чтению.
Безусловно, задача стимулировать творчество учеников, не может быть решена
только с помощью включения в урок творческих заданий. Такие задания должны быть
логическим включены в ход урока, на решение проблемы развития творческих
компетенций должна быть направлена система урочной и внеурочной деятельности. В
данной работе были проанализированы задания, применяемые мной на уроках в 5-8
классах. Безусловною. творческие задания я использую и во внеурочной деятельности, и
в старшем звене, где они уже приобретают исследовательский характер. В перспективе я
планирую описать и этот опыт работы.
Результаты работы позволили сделать выводы, что использование письменных
творческих заданий на уроках русского языка и литературы оказалось успешным. У
учеников
раскрывается
творческий
потенциал:
они
пробуют
создавать
свои
художественные произведения, участвуют в конкурсах литературного мастерства. Также с
каждым годом растет количество учеников, участвующих в конкурсах различного уровня.
(приложение )
Исходя из описанных выше результатов можно сделать вывод, что все
используемые на уроках русского языка формы и виды творческих работ эффективны
для активизации творческих способностей учащихся, для развития в детях творческого
взгляда
на
окружающий
мир,
для
более
осознанного
усвоения
ими
сложного
теоретического материала о языке и произведении, для развития умения применять те
знания и навыки, которые они получают на уроке, т.е. развиваются творческие
компетенции учащихся.
Список литературы
.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
3.
Федеральный
государственный
стандарт
основного
общего
образования.
4. Ашевская Л. А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. //
Русский язык в школе, №6, 2001
5.
Зимняя
И.
А.
Общая
культура
и
социально-профессиональная
компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–
20
6. Петрановская Л.В. Творчеству можно научить. // «Русский язык», №12,
2001
7. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А.
Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы :
пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Ба- ранов, Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М. :
Просвещение, 2011.
8. Русский язык. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [ Т.А,
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 6 научн. редактор Н.М.
Шанский], - М.: Просвещение, 2015
9. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / [ Л.
М. Рыбченкова, О.А. Александрова, А.В, Глазков, А.Г. Лисицын] ], - М.:
Просвещение, 2015