Автор: Марущак Сергей Николаевич
Должность: учитель основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 им.Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: город Курганинск, Краснодарский край
Наименование материала: Рабочая программа "Пост № 1"
Тема: Военно-патриотическое воспитание
Раздел: среднее образование
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ИМЕНИ Ю. А. ГАГАРИНА Г. КУРГАНИНСКА
Принята на заседании
Утверждаю
педагогического совета
Директор МАОУ СОШ № 2
от «30» августа 2023 г.
___________ Калугин А.В.
Протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРА
ЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙНАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОСТ № 1»
(наименованиепрограммы)
Уровеньпрограммы:базовый
(ознакомительный,базовыйилиуглубленный)
Срокреализациипрограммы:1год:34ч.
(общееколичествочасов,количествочасовпогодамобучения)
Возрастнаякатегория:от12до14 лет
Составгруппы:до15человек
(количествоучащихся)
Формаобучения:очная
Видпрограммы:модифицированная
(модифицированная,авторская)
Программареализуетсянабюджетнойоснове
ID-номер ПрограммывНавигаторе:
Автор-составитель:
Марущак С.Н., учитель
физической культуры и ОБЖ
г.Курганинск,2023
2
Нормативно-правовые основания проектирования
дополнительныхобщеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Пост №1»
составленасучетомпотребностейобразовательногоучрежденияивсоответств
ииснормативно-
законодательнойбазой,регламентирующейдеятельностьобщеобразовательн
ыхорганизаций,реализующихдополнительноеобразование:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г.
№273-
ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»свнесеннымиизменениямивчас
тиопределениясодержаниявоспитаниявобразовательномпроцессе;
2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года,утвержденнойраспоряжениемПравительствомРФот29.05.2015
г.
№996-р;
3.
Приоритетныйпроект«Доступноедополнительноеобразованиедляд
етей», утвержденным 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
приПрезидентеРФ;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №
474
«ОприоритетныхцеляхразвитияРоссийскойФедерациинапериоддо2030года
»;
5.
Федеральныйпроект«Успехкаждогоребенка»,утвержденныйпроток
оломзаседанияпроектногокомитетапонациональномупроекту
«Образование»от07декабря2018г;
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдея
тельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»(сизменен
иямиот11июля 2020года);
7.
СанитарныеправилаСП2.4.3648-20«Санитарно-
эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения,
отдыха
и
оздоровления
детейимолодежи»,утвержденнымипостановлениемГлавногогосударственн
огосанитарного врачаРоссийскойФедерацииот28 сентября2020г.№28
3
8.
Приказ
Министерства
труда
и
социальной
защиты
Российской федерацииот 05 мая 2018 г. № 298 «Об утверждении
профессионального
стандарта
«Педагогдополнительногообразованиядетейивзрослых»(зарегистриро
ванМинюстомРоссии28августа 2018г.,регистрационный №25016);
9.
Методическиерекомендациипопроектированиюдополнительн
ыхобщеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм(Краснодар,2024
г.).
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем,содержание,планируемыерезультаты»
1.1.
Пояснительнаязаписка
Развитиесовременногороссийскогообществаостропоставилоза
дачудуховного возрождения нации. Особую актуальность этот
вопрос приобрел всферепатриотическоговоспитаниямолодежи.
Подготовкавкружке«Пост№1»учащихсяпроводитсясцельюпод
готовить
дляВС
РФ
беззаветно
преданныхсвоему
народу
специалистов,обладающихнеобходимымизнаниямидляслужбыВСР
Ф,атакжедатьучащимся
знания
и
умения,
необходимые
для
дальнейшего
успешного
обученияввысшихвоенно-
учебныхзаведениях,привитьимволевые,командирскиекачества.
Направленностьпрограммы
Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающая программа
«Пост№1»военно-патриотическойнаправленности.
Содержаниепрограммыориентировано на:
на проведение занятий в 5-7 классах основной школы. В программе
учитываютсявозрастныефизическиеипсихологическиеособенностиуча
щихся.Врасчете1часа в неделю. Кружок «Пост №1» является отбором
и подготовкой к несениюслужбы на посту№1.
Кроме этого, учащимся (по выбору) рекомендуется участие в
различных военно-спортивныхкружкахи секциях.
1)
Актуальность,
новизна,
педагогическая
целесообразность.Актуальность программы заключается в
том,
что в
последнеевремянаблюдается тенденция возрождения
постовского
движения,
увеличенияколичестваПостов№1встране.АнализихдеятельностивРосс
ийскойФедерациипоказывает,чтоизменяетсяспецифика,расширяютсян
аправления,применяютсяинновационныеформыиметодыработысдетск
имколлективом.Пост№1всечаще
по-настоящему становится
центром патриотического воспитанияподрастающего
4
поколения
в
регионе,
осуществляет
координационнуюдеятельностьвэтомнаправлении.Анализпостовского
движенияпоказывает,чтоэтодвижениесегоднянеоднородно:этоипостоя
ннодействующиеПосты№1сразвитой
методической,
материальной,
технической
базой
(Пост
№1
Г.
Волгоград,Ярославль,Новороссийск,Ижевскидр.),и
разовоенесениеВахтыПамятиумемориаловиобелисковвДниВоинскойС
лавы,распространенноевт.ч.ивнашем г. Курганинск.
Новизна реализации программы «Пост № 1» в МАОУ СОШ № 2им.
Ю.А.
Гагарина
заключена
втом,
что
несение
вахты
будет
предопределено изучением теоретических основвоенной службы, что
позволит
более
глубоко
прочувствовать
ответственность
изначимостьПоста№1.
Педагогическаяцелесообразностьобусловленатем,чтонанашвзглядэт
оформапатриотическоговоспитаниявыступаетнаиболееэффективнойи
перспективной,черезактивныеформыреализациипрограммыпроисходи
тосознаниек причастности историческомупрошломустраны.
формирование
у
учащихся
чувства
патриотизма
и
гражданственности,верности конституционному и воинскому долгу
в условиях мирного и военноговремени,высокойответственности
идисциплинированности.
-
приобщениеучащихсякбоевымитрудовым традициям
Задачипрограммы
Предметные
- познакомитьсосновнымипонятиями
несенияПочетногокараула.
-
участиевреализациигосударственнойполитикивобластивоен
но-патриотического воспитаниядетей и молодежи;
- изучениеисторииикультурногонаследияродногокрая
- физическоеразвитиемолодежиидетей,формированиездоровог
ообразажизни;
Личностные
-
содействиеучащимсявформированииморально-
психологическойподготовленности,
повышении
личной
возможности
осуществлять
правильныйморальныйвыборвсложныхжизненныхситуациях;
-
формированиеуважительногоотношениякисторическому
прошломуРоссии,службевАрмии;
Метапредметные:
-
предоставлениевозможностидлясамореализацииучащегосяч
ерезразнообразныевидыдеятельности,участиевдетскомсамоуправлен
ии;
-
созданиеатмосферывзаимопомощи,доверия,доброжелательн
огоиоткрытогообщенияпостовцевдругсдругомиспедагогами.привлеч
ениеобщественного
вниманиякпроблемепатриотического
воспитанияучащихся;
5
2)
Отличительныеособенностиданнойобщеобразовательнойобщ
еразвивающейпрограммыотсуществующих программ
ПриразработкенастоящейДООП«Пост№1»
были
проанализированы
следующие
программы:
«ШколакомандногосоставаПоста№1»,автор-
составительВ.А.Решетников(г.Волгоград);«Пост№1»,автор-
составительС.В.Вахитова(г.Кувандык);
«Школазнаменныхгрупп»,автор-
составительЕ.А.Баринова(г.Смоленск).Программаразработанавконте
кстенепрерывногодополнительногообразования,котороеосуществля
етсядляучащихся5-11классов.Даннаяпрограмма позволяет построить
обучение
параллельно
школьному
курсу
основбезопасностижизнедеятельности,аэтовсвоюочередьблагоприят
ствуетпрактической составляющей курсу ОБЖ. Эта параллель
позволяет значительноуглубить знания, т.к. в школьной программе
практике уделяется слишком маловремени.
Адресатпрограммы
Осваиватьпрограмму
могутдевочкии
мальчики
12-
14лет.Комплектованиегруппосуществляетсяизучащихся,интересующи
хсясвоеймалойРодины,желающих учиться и осваиватьвнеучебные
знания.
3)
Уровеньпрограммы,объемисрокиреализации:
Уровень программы ознакомительный. Ознакомительный уровень
направлен
наповышениепсихологическойготовностиребенкаквключениюв
образовательную деятельность. Объем и сроки реализации данной
дополнительной образовательной программы – 1учебный год.
4) Формы
обучения–
очная.Возможна
дистанционная
форма
обучения (при возникновении условий временного ограничения
(приостановки) для учащихся занятий в очной (контактной) форме по
санитарно-эпидемиологическим и/или другим основаниям).
5) Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность
академического
часа
–
40
минут.
Часы
реализации программы осуществляются в каникулярный период
(ежедневно) по основному расписанию.
6) Особенности организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является
групповое комбинированное занятие, которое нацелено на освоение
теоретического
и
практического
материала.
Групповой
метод
обучения
способствует
созданию
соревновательного
фона,
стимулирующего повышенную работоспособность учащихся. Это
позволяет учащимся развить умения эффективно взаимодействовать в
группе, способствует самораскрытию ребенка своих потенциальных
возможностей, развитию коллективизма.
Обучение
осуществляется
как
через
традиционные,
так
и
6
нетрадиционные формы занятий. Это – лекции, беседы, экскурсии в
воинские части, училища, музеи, викторины, встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны и воин современности.
Содержание программы. Учебный план программы
1.Введение.
История Поста №1.
Символика, атрибутика и традиции Поста №1.
2.Строевая подготовка без оружия.
Обязанности постовцев перед построением. Одно-двухшереножный
строй. Построение из одной шеренги в две. Повороты на месте и в
движении. Отдание воинской чести на месте и в движении. Строевой
шаг, походный шаг. Движение в колонне. Выход из строя и подход к
начальнику. Вынос знамени. Поднятие флага.
3. Строевая подготовка с оружием.
Техника безопасности в обращении с оружием. Разборка-сборка АК-74.
Движение в строю с оружием. Повороты на месте, в движении с
оружием. Движение в колонне с оружием. Движение строевым шагом с
оружием. Отдание воинской чести на месте, в движении с оружием.
4. Почетный Караул на Посту №1.
Техника безопасности во время несения Почетного Караула. Элементы
воинской дисциплины на Посту №1 и во время несения Почетного
Караула. Должностные обязанности членов отряда Почетного Караула.
Порядок вывода на Пост №1. Смена Караула с оружием и без оружия.
Несение Почетного Караула на Посту №1.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
урока
Тема занятия
Характеристика
деятельности учащегося
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1.Введение (3 часа)
1
История Поста
№1.
Организация деятельности
выездного Поста № 1,
занимающегося несением
Вахты Памяти у воинских
мемориалов
Формирование у
обучающихся
позитивного
отношения к
базовым ценностям
общества
2
Описание
оборудования
Поста № 1.
Организация деятельности
выездного Поста № 1,
занимающегося несением
Вахты Памяти у воинских
мемориалов
Получение
учащимся опыта
позитивного
отношения к
базовым ценностям
общества
3
Атрибутика и
символика,
используемая при
экипировке
отряда Почетного
караула.
Изучение атрибутики и
символики, используемой при
экипировке отряда Почетного
караула
Формирование
умений
анализировать ход
исторических
событий,
7
воспитание
уважения к тем, кто
защищал Россию от
врагов,
стимулирование
интереса
школьников к
сохранению памяти
о героическом
прошлом нашего
народа
2.Строевая подготовка без оружия (15 час)
4
Место для
инструктажа
караульных
Изучение места для
инструктажа караульных
формирование у
школьников
чувства
сопричастности с
событиями времен
Отечественной
войны и войны в
Афганистане и
Чечне.
формирование у
подрастающего
поколения
ответственность за
судьбу России.
воспитание
уважения к
ратному труду
Воспитание
молодежи в духе
патриотизма и
гражданственности,
формирование
глубокого
понимания
гражданского и
патриотического
долга.
5
Обязанности
постовцев перед
построением.
Изучение обязанностей
постовцев перед построением.
6
Одно-
двухшереножный
строй.
Особенности одно-
двухшереножного строя.
7
Построение из
одной шеренги в
две
Построение из одной шеренги
в две
8
Повороты на
месте и в
движении.
Повороты на месте и в
движении.
9
Отдание воинской
чести на месте и в
движении.
Отдание воинской чести на
месте и в движении.
10
Походный шаг
Походный шаг
11,12
Строевой шаг
Строевой шаг
13,14
Мемориальный
шаг
Мемориальный шаг
15
Движение в
колонне
Движение в колонне
16
Выход из строя и
подход к
начальнику
Выход из строя и подход к
начальнику
17
Вынос знамени
Вынос знамени
18
Поднятие флага.
Поднятие флага.
3. Строевая подготовка с оружием (10 час.)
19
Техника
безопасности в
обращении с
оружием
Техника безопасности в
обращении с оружием
Воспитание
молодежи в духе
патриотизма и
гражданственности,
формирование
глубокого
понимания
гражданского и
20,21
Разборка-сборка
АК-74
Разборка-сборка АК-74
22
Движение в
строю с оружием
Движение в строю с оружием
8
патриотического
долга.
Углубленное
знакомство с
пониманием
патриотизма и
гражданского долга
в годы Великой
Отечественной
войны, в ходе
боевых действий в
«горячих точках»,
формирование
правильного
понимания долга
перед Родиной у
современной
молодежи.
Развитие навыков
23
Повороты на
месте, в движении
с оружием
Повороты на месте, в
движении с оружием
24
Движение в
колонне с
оружием
Движение в колонне с
оружием
25,26
Движение
строевым шагом с
оружием
Движение строевым шагом с
оружием
27
Движение
мемориальным
шагом с оружием
Движение мемориальным
шагом с оружием
28
Отдание воинской
чести на месте, в
движении с
оружием.
Отдание воинской чести на
месте, в движении с оружием.
4. Почетный Караул на Посту №1 (6 час.)
29
Техника
безопасности во
время несения
Почетного
Караула
Техника безопасности во
время несения Почетного
Караула
Укрепление
преемственности
связи поколений;
воспитание
уважительного я к
гражданскому и
30
Элементы
воинской
дисциплины на
Посту №1 и во
Элементы воинской
дисциплины на Посту №1 и
во время несения Почетного
Караула
9
время несения
Почетного
Караула
воинскому долгу на
примере традиций
предшествующих
поколений
31
Должностные
обязанности
членов отряда
Почетного
Караула
Должностные обязанности
членов отряда Почетного
Караула
320
Порядок вывода
на Пост №1
Порядок вывода на Пост №1
33
Смена Караула с
оружием и без
оружия
Смена Караула с оружием и
без оружия
34
Несение
Почетного
Караула на Посту
№1.
Несение Почетного Караула
на Посту №1.
ИТОГО:
34 часа
2.2.Условияреализациипрограммы
1)Материально-техническоеобеспечениепрограммы
Оборудование:столы,стулья,компьютер,принтер,шкафыдляхранениядлянаглядного
материала и оборудования
Учебныепомещения:
кабинетдлязанятий;
спортзал;
Оснащениеобразовательногопроцесса:
Строевой плац
‐
для проведения практических занятий и
тренировок.Аппаратурадлядемонстрации учебныхвидеофильмов.
Экран
‐
для демонстрации учебных кинофильмов и
пособий.Фотоаппарат.
Видеокамера.
Муляжиоружия.
Знамя.
Информационное обеспечение: видеоматериалы, презентации, иллюстративный
ифотоматериалы
Кадровоеобеспечение:
Педагогссоответствующимпрофилюобъединенияобразованиемиопытомработ
ы.
2.3 Формыаттестации
Дваразавгодпроводитсяаттестацияучащихсядетскогообъединения(поокончании
1-ого
полугодия
–
промежуточная
и
2-го
полугодия
–
итоговая)
поутверждённымвучреждении критериями формам.
Видыконтроля:
Текущийконтроль
осуществляетсявформеустногоопроса(усвоениетеоретическог
10
оипрактическогоматериала),опроса-
игры,соревнования,конкурсаТекущийконтрольприменяетсядляоценкикачестваусв
оенияматериала.
Промежуточныйиитоговыйконтрольможетиметьследующиеформы:тестировани
е,блиц-опрос.
2.4 Оценочныерезультаты
Оценкарезультатовобразовательнойдеятельностиосуществляется:
-
попроведениювходящейиитоговойдиагностикисредиучастниковПочетн
ого караула;
- поитогамвыступлениянасоревнованияхразличногоуровня;
- поколичествуподготовленныхвыступлений,докладовисообщенийнаурок
ахи предметныхвнеклассныхмероприятиях;
-
дляотслеживаниярезультатовтакжеиспользуются:анкетирование,тестир
ование;
- оценкавыполненияпрактическихприемовизаданий.
Оценкаобразовательныхрезультатовучащихсяпопрограммепроводитсявформе зачета.
Критерииоценкидостиженияпланируемыхрезультатов.
Уровни
освоени
яПрогра
ммы
Результат
Высоки
й
Учащиеся
демонстрируютвысокуюзаинтересованностьвучебной,
познавательной
итворческой
деятельности,составляющей
содержаниеПрограммы.На итоговом тестированиипоказываютотличное
знаниетеоретическогоматериала,практическоеприменениезнанийвоплощ
аетсявкачественныйпродукт
Средни
й
Учащиеся
демонстрируютдостаточнуюзаинтересованностьвучебной
познавательной итворческой деятельности,составляющей содержание
Программы.
На
итоговомтестированиипоказываютхорошеезнаниетеоретическогоматериа
ла,практическоеприменениезнанийвоплощаетсявпродукт,требующийнез
начительнойдоработки
Низкий
Учащиеся
демонстрируютнизкийуровеньзаинтересованностивучебной
познавательной итворческой деятельности,составляющей содержание
Программы.
На
итоговомтестированиипоказываютнизкиезнаниетеоретическогоматериал
а,практическоеприменениезнанийвоплощаетсявпродукт,требующийнезн
ачительнойдоработки
11
2.5.Методическиематериалы
Видеоролик«Юностьвалыхпогонах»
Видеоролик «Военно-спортивный лагерь «Юный
десантник»Оценочныйлистналучшуюсменупочетного
караула
Памятка «Порядок выполнения норматива неполной сборки-разборки
АК-74»ЗначкисэмблемойПоста №1
Положениеконкурсаналучшуюсмену
Положение конкурса на лучший почетный
караулЭкрансоревнований
2.6.
Списоклитературы
1)
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей
попрограмме
1
Строевой устав Вооружённых Сил РФ (Введён в действие
приказомМинистраобороныРоссийскойФедерацииот15декабря1993года№600
М.:Воениздат,1994,528с.)
1.
В.В. Апакидзе, Р.Г. Дуков «Строевая подготовка» Под ред. генерал
‐
полковникаВ.А.Меримского(учебноепособие).М.Воениздат,1988г.Агапова И.А.,
Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7лет.– М.
2.
Великие россияне./ Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.:
«ОЛМАМедиа-Групп»,2007.– 639с.
3.
Герб,флагигимнРоссии:изучениегосударственныхсимволовРоссийской
Федерациившколе.Методическиерекомендации./Сост.М.К.Антошкин.М.:«Айрис
–пресс»,2003.–80с.
4.
ЖиренкоО.Е.,ЛапинаЕ.В.,КиселеваТ.В.Я–гражданинРоссии!-М.:
«ВАКО»,2006.
5.
История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. / Сост.
А.В.Шестаков.М.:Просвещение,1991.–240 с.
6.
Колоколавеков./Сост.В.Я.Лазарев.М.:«Молодаягвардия»,1976.
7.« Программа для кружков по изучению основ военного дела и овладению
военно -техническимизнаниями впервичных организациях ДОСААФ»,М,1986
1) Списоклитературы,рекомендуемойпедагогамдляразработкипрограмм
ыиорганизацииобразовательного процесса
1.
Великие россияне./ Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.:
«ОЛМАМедиа-Групп»,2007.– 639с.
2.
Герб,флагигимнРоссии:изучениегосударственныхсимволовРоссийской
Федерациившколе.Методическиерекомендации./
Сост.М.К.Антошкин.М.:«Айрис–пресс»,2003.–80с.
3.
ЖиренкоО.Е.,ЛапинаЕ.В.,КиселеваТ.В.Я–гражданинРоссии!-М.:
«ВАКО»,2006.
12
4.
Колоколавеков./Сост.В.Я.Лазарев.М.:«Молодаягвардия»,1976г.
13
14
15
16