Напоминание

Военно-патриотическое воспитание


Автор: Марущак Сергей Николаевич
Должность: учитель основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 им.Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: город Курганинск, Краснодарский край
Наименование материала: Рабочая программа "Пост № 1"
Тема: Военно-патриотическое воспитание
Раздел: среднее образование





Назад




1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ Ю. А. ГАГАРИНА Г. КУРГАНИНСКА

Принята на заседании

Утверждаю

педагогического совета

Директор МАОУ СОШ № 2

от «30» августа 2023 г.

___________ Калугин А.В.

Протокол № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРА

ЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙНАПРАВЛЕННОСТИ

«ПОСТ № 1»

(наименованиепрограммы)

Уровеньпрограммы:базовый

(ознакомительный,базовыйилиуглубленный)

Срокреализациипрограммы:1год:34ч.

(общееколичествочасов,количествочасовпогодамобучения)

Возрастнаякатегория:от12до14 лет

Составгруппы:до15человек

(количествоучащихся)

Формаобучения:очная

Видпрограммы:модифицированная

(модифицированная,авторская)

Программареализуетсянабюджетнойоснове

ID-номер ПрограммывНавигаторе:

Автор-составитель:

Марущак С.Н., учитель

физической культуры и ОБЖ

г.Курганинск,2023

2

Нормативно-правовые основания проектирования

дополнительныхобщеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Пост №1»

составленасучетомпотребностейобразовательногоучрежденияивсоответств

ииснормативно-

законодательнойбазой,регламентирующейдеятельностьобщеобразовательн

ыхорганизаций,реализующихдополнительноеобразование:

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012

г.

№273-

ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»свнесеннымиизменениямивчас

тиопределениясодержаниявоспитаниявобразовательномпроцессе;

2.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025

года,утвержденнойраспоряжениемПравительствомРФот29.05.2015

г.

№996-р;

3.

Приоритетныйпроект«Доступноедополнительноеобразованиедляд

етей», утвержденным 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума

приПрезидентеРФ;

4.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №

474

«ОприоритетныхцеляхразвитияРоссийскойФедерациинапериоддо2030года

»;

5.

Федеральныйпроект«Успехкаждогоребенка»,утвержденныйпроток

оломзаседанияпроектногокомитетапонациональномупроекту

«Образование»от07декабря2018г;

6.

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196

«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдея

тельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»(сизменен

иямиот11июля 2020года);

7.

СанитарныеправилаСП2.4.3648-20«Санитарно-

эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения,

отдыха

и

оздоровления

детейимолодежи»,утвержденнымипостановлениемГлавногогосударственн

огосанитарного врачаРоссийскойФедерацииот28 сентября2020г.№28

3

8.

Приказ

Министерства

труда

и

социальной

защиты

Российской федерацииот 05 мая 2018 г. № 298 «Об утверждении

профессионального

стандарта

«Педагогдополнительногообразованиядетейивзрослых»(зарегистриро

ванМинюстомРоссии28августа 2018г.,регистрационный №25016);

9.

Методическиерекомендациипопроектированиюдополнительн

ыхобщеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм(Краснодар,2024

г.).

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:

объем,содержание,планируемыерезультаты»

1.1.

Пояснительнаязаписка

Развитиесовременногороссийскогообществаостропоставилоза

дачудуховного возрождения нации. Особую актуальность этот

вопрос приобрел всферепатриотическоговоспитаниямолодежи.

Подготовкавкружке«Пост№1»учащихсяпроводитсясцельюпод

готовить

дляВС

РФ

беззаветно

преданныхсвоему

народу

специалистов,обладающихнеобходимымизнаниямидляслужбыВСР

Ф,атакжедатьучащимся

знания

и

умения,

необходимые

для

дальнейшего

успешного

обученияввысшихвоенно-

учебныхзаведениях,привитьимволевые,командирскиекачества.

Направленностьпрограммы

Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающая программа

«Пост№1»военно-патриотическойнаправленности.

Содержаниепрограммыориентировано на:

на проведение занятий в 5-7 классах основной школы. В программе

учитываютсявозрастныефизическиеипсихологическиеособенностиуча

щихся.Врасчете1часа в неделю. Кружок «Пост №1» является отбором

и подготовкой к несениюслужбы на посту№1.

Кроме этого, учащимся (по выбору) рекомендуется участие в

различных военно-спортивныхкружкахи секциях.

1)

Актуальность,

новизна,

педагогическая

целесообразность.Актуальность программы заключается в

том,

что в

последнеевремянаблюдается тенденция возрождения

постовского

движения,

увеличенияколичестваПостов№1встране.АнализихдеятельностивРосс

ийскойФедерациипоказывает,чтоизменяетсяспецифика,расширяютсян

аправления,применяютсяинновационныеформыиметодыработысдетск

имколлективом.Пост№1всечаще

по-настоящему становится

центром патриотического воспитанияподрастающего

4

поколения

в

регионе,

осуществляет

координационнуюдеятельностьвэтомнаправлении.Анализпостовского

движенияпоказывает,чтоэтодвижениесегоднянеоднородно:этоипостоя

ннодействующиеПосты№1сразвитой

методической,

материальной,

технической

базой

(Пост

№1

Г.

Волгоград,Ярославль,Новороссийск,Ижевскидр.),и

разовоенесениеВахтыПамятиумемориаловиобелисковвДниВоинскойС

лавы,распространенноевт.ч.ивнашем г. Курганинск.

Новизна реализации программы «Пост № 1» в МАОУ СОШ № 2им.

Ю.А.

Гагарина

заключена

втом,

что

несение

вахты

будет

предопределено изучением теоретических основвоенной службы, что

позволит

более

глубоко

прочувствовать

ответственность

изначимостьПоста№1.

Педагогическаяцелесообразностьобусловленатем,чтонанашвзглядэт

оформапатриотическоговоспитаниявыступаетнаиболееэффективнойи

перспективной,черезактивныеформыреализациипрограммыпроисходи

тосознаниек причастности историческомупрошломустраны.

формирование

у

учащихся

чувства

патриотизма

и

гражданственности,верности конституционному и воинскому долгу

в условиях мирного и военноговремени,высокойответственности

идисциплинированности.

-

приобщениеучащихсякбоевымитрудовым традициям

Задачипрограммы

Предметные

- познакомитьсосновнымипонятиями

несенияПочетногокараула.

-

участиевреализациигосударственнойполитикивобластивоен

но-патриотического воспитаниядетей и молодежи;

- изучениеисторииикультурногонаследияродногокрая

- физическоеразвитиемолодежиидетей,формированиездоровог

ообразажизни;

Личностные

-

содействиеучащимсявформированииморально-

психологическойподготовленности,

повышении

личной

возможности

осуществлять

правильныйморальныйвыборвсложныхжизненныхситуациях;

-

формированиеуважительногоотношениякисторическому

прошломуРоссии,службевАрмии;

Метапредметные:

-

предоставлениевозможностидлясамореализацииучащегосяч

ерезразнообразныевидыдеятельности,участиевдетскомсамоуправлен

ии;

-

созданиеатмосферывзаимопомощи,доверия,доброжелательн

огоиоткрытогообщенияпостовцевдругсдругомиспедагогами.привлеч

ениеобщественного

вниманиякпроблемепатриотического

воспитанияучащихся;

5

2)

Отличительныеособенностиданнойобщеобразовательнойобщ

еразвивающейпрограммыотсуществующих программ

ПриразработкенастоящейДООП«Пост№1»

были

проанализированы

следующие

программы:

«ШколакомандногосоставаПоста№1»,автор-

составительВ.А.Решетников(г.Волгоград);«Пост№1»,автор-

составительС.В.Вахитова(г.Кувандык);

«Школазнаменныхгрупп»,автор-

составительЕ.А.Баринова(г.Смоленск).Программаразработанавконте

кстенепрерывногодополнительногообразования,котороеосуществля

етсядляучащихся5-11классов.Даннаяпрограмма позволяет построить

обучение

параллельно

школьному

курсу

основбезопасностижизнедеятельности,аэтовсвоюочередьблагоприят

ствуетпрактической составляющей курсу ОБЖ. Эта параллель

позволяет значительноуглубить знания, т.к. в школьной программе

практике уделяется слишком маловремени.

Адресатпрограммы

Осваиватьпрограмму

могутдевочкии

мальчики

12-

14лет.Комплектованиегруппосуществляетсяизучащихся,интересующи

хсясвоеймалойРодины,желающих учиться и осваиватьвнеучебные

знания.

3)

Уровеньпрограммы,объемисрокиреализации:

Уровень программы ознакомительный. Ознакомительный уровень

направлен

наповышениепсихологическойготовностиребенкаквключениюв

образовательную деятельность. Объем и сроки реализации данной

дополнительной образовательной программы – 1учебный год.

4) Формы

обучения–

очная.Возможна

дистанционная

форма

обучения (при возникновении условий временного ограничения

(приостановки) для учащихся занятий в очной (контактной) форме по

санитарно-эпидемиологическим и/или другим основаниям).

5) Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность

академического

часа

40

минут.

Часы

реализации программы осуществляются в каникулярный период

(ежедневно) по основному расписанию.

6) Особенности организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является

групповое комбинированное занятие, которое нацелено на освоение

теоретического

и

практического

материала.

Групповой

метод

обучения

способствует

созданию

соревновательного

фона,

стимулирующего повышенную работоспособность учащихся. Это

позволяет учащимся развить умения эффективно взаимодействовать в

группе, способствует самораскрытию ребенка своих потенциальных

возможностей, развитию коллективизма.

Обучение

осуществляется

как

через

традиционные,

так

и

6

нетрадиционные формы занятий. Это – лекции, беседы, экскурсии в

воинские части, училища, музеи, викторины, встречи с ветеранами

Великой Отечественной войны и воин современности.

Содержание программы. Учебный план программы

1.Введение.

История Поста №1.

Символика, атрибутика и традиции Поста №1.

2.Строевая подготовка без оружия.

Обязанности постовцев перед построением. Одно-двухшереножный

строй. Построение из одной шеренги в две. Повороты на месте и в

движении. Отдание воинской чести на месте и в движении. Строевой

шаг, походный шаг. Движение в колонне. Выход из строя и подход к

начальнику. Вынос знамени. Поднятие флага.

3. Строевая подготовка с оружием.

Техника безопасности в обращении с оружием. Разборка-сборка АК-74.

Движение в строю с оружием. Повороты на месте, в движении с

оружием. Движение в колонне с оружием. Движение строевым шагом с

оружием. Отдание воинской чести на месте, в движении с оружием.

4. Почетный Караул на Посту №1.

Техника безопасности во время несения Почетного Караула. Элементы

воинской дисциплины на Посту №1 и во время несения Почетного

Караула. Должностные обязанности членов отряда Почетного Караула.

Порядок вывода на Пост №1. Смена Караула с оружием и без оружия.

Несение Почетного Караула на Посту №1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

урока

Тема занятия

Характеристика

деятельности учащегося

Основные

направления

воспитательной

деятельности

1.Введение (3 часа)

1

История Поста

№1.

Организация деятельности

выездного Поста № 1,

занимающегося несением

Вахты Памяти у воинских

мемориалов

Формирование у

обучающихся

позитивного

отношения к

базовым ценностям

общества

2

Описание

оборудования

Поста № 1.

Организация деятельности

выездного Поста № 1,

занимающегося несением

Вахты Памяти у воинских

мемориалов

Получение

учащимся опыта

позитивного

отношения к

базовым ценностям

общества

3

Атрибутика и

символика,

используемая при

экипировке

отряда Почетного

караула.

Изучение атрибутики и

символики, используемой при

экипировке отряда Почетного

караула

Формирование

умений

анализировать ход

исторических

событий,

7

воспитание

уважения к тем, кто

защищал Россию от

врагов,

стимулирование

интереса

школьников к

сохранению памяти

о героическом

прошлом нашего

народа

2.Строевая подготовка без оружия (15 час)

4

Место для

инструктажа

караульных

Изучение места для

инструктажа караульных

формирование у

школьников

чувства

сопричастности с

событиями времен

Отечественной

войны и войны в

Афганистане и

Чечне.

формирование у

подрастающего

поколения

ответственность за

судьбу России.

воспитание

уважения к

ратному труду

Воспитание

молодежи в духе

патриотизма и

гражданственности,

формирование

глубокого

понимания

гражданского и

патриотического

долга.

5

Обязанности

постовцев перед

построением.

Изучение обязанностей

постовцев перед построением.

6

Одно-

двухшереножный

строй.

Особенности одно-

двухшереножного строя.

7

Построение из

одной шеренги в

две

Построение из одной шеренги

в две

8

Повороты на

месте и в

движении.

Повороты на месте и в

движении.

9

Отдание воинской

чести на месте и в

движении.

Отдание воинской чести на

месте и в движении.

10

Походный шаг

Походный шаг

11,12

Строевой шаг

Строевой шаг

13,14

Мемориальный

шаг

Мемориальный шаг

15

Движение в

колонне

Движение в колонне

16

Выход из строя и

подход к

начальнику

Выход из строя и подход к

начальнику

17

Вынос знамени

Вынос знамени

18

Поднятие флага.

Поднятие флага.

3. Строевая подготовка с оружием (10 час.)

19

Техника

безопасности в

обращении с

оружием

Техника безопасности в

обращении с оружием

Воспитание

молодежи в духе

патриотизма и

гражданственности,

формирование

глубокого

понимания

гражданского и

20,21

Разборка-сборка

АК-74

Разборка-сборка АК-74

22

Движение в

строю с оружием

Движение в строю с оружием

8

патриотического

долга.

Углубленное

знакомство с

пониманием

патриотизма и

гражданского долга

в годы Великой

Отечественной

войны, в ходе

боевых действий в

«горячих точках»,

формирование

правильного

понимания долга

перед Родиной у

современной

молодежи.

Развитие навыков

23

Повороты на

месте, в движении

с оружием

Повороты на месте, в

движении с оружием

24

Движение в

колонне с

оружием

Движение в колонне с

оружием

25,26

Движение

строевым шагом с

оружием

Движение строевым шагом с

оружием

27

Движение

мемориальным

шагом с оружием

Движение мемориальным

шагом с оружием

28

Отдание воинской

чести на месте, в

движении с

оружием.

Отдание воинской чести на

месте, в движении с оружием.

4. Почетный Караул на Посту №1 (6 час.)

29

Техника

безопасности во

время несения

Почетного

Караула

Техника безопасности во

время несения Почетного

Караула

Укрепление

преемственности

связи поколений;

воспитание

уважительного я к

гражданскому и

30

Элементы

воинской

дисциплины на

Посту №1 и во

Элементы воинской

дисциплины на Посту №1 и

во время несения Почетного

Караула

9

время несения

Почетного

Караула

воинскому долгу на

примере традиций

предшествующих

поколений

31

Должностные

обязанности

членов отряда

Почетного

Караула

Должностные обязанности

членов отряда Почетного

Караула

320

Порядок вывода

на Пост №1

Порядок вывода на Пост №1

33

Смена Караула с

оружием и без

оружия

Смена Караула с оружием и

без оружия

34

Несение

Почетного

Караула на Посту

№1.

Несение Почетного Караула

на Посту №1.

ИТОГО:

34 часа

2.2.Условияреализациипрограммы

1)Материально-техническоеобеспечениепрограммы

Оборудование:столы,стулья,компьютер,принтер,шкафыдляхранениядлянаглядного

материала и оборудования

Учебныепомещения:

кабинетдлязанятий;

спортзал;

Оснащениеобразовательногопроцесса:

Строевой плац

для проведения практических занятий и

тренировок.Аппаратурадлядемонстрации учебныхвидеофильмов.

Экран

для демонстрации учебных кинофильмов и

пособий.Фотоаппарат.

Видеокамера.

Муляжиоружия.

Знамя.

Информационное обеспечение: видеоматериалы, презентации, иллюстративный

ифотоматериалы

Кадровоеобеспечение:

Педагогссоответствующимпрофилюобъединенияобразованиемиопытомработ

ы.

2.3 Формыаттестации

Дваразавгодпроводитсяаттестацияучащихсядетскогообъединения(поокончании

1-ого

полугодия

промежуточная

и

2-го

полугодия

итоговая)

поутверждённымвучреждении критериями формам.

Видыконтроля:

Текущийконтроль

осуществляетсявформеустногоопроса(усвоениетеоретическог

10

оипрактическогоматериала),опроса-

игры,соревнования,конкурсаТекущийконтрольприменяетсядляоценкикачестваусв

оенияматериала.

Промежуточныйиитоговыйконтрольможетиметьследующиеформы:тестировани

е,блиц-опрос.

2.4 Оценочныерезультаты

Оценкарезультатовобразовательнойдеятельностиосуществляется:

-

попроведениювходящейиитоговойдиагностикисредиучастниковПочетн

ого караула;

- поитогамвыступлениянасоревнованияхразличногоуровня;

- поколичествуподготовленныхвыступлений,докладовисообщенийнаурок

ахи предметныхвнеклассныхмероприятиях;

-

дляотслеживаниярезультатовтакжеиспользуются:анкетирование,тестир

ование;

- оценкавыполненияпрактическихприемовизаданий.

Оценкаобразовательныхрезультатовучащихсяпопрограммепроводитсявформе зачета.

Критерииоценкидостиженияпланируемыхрезультатов.

Уровни

освоени

яПрогра

ммы

Результат

Высоки

й

Учащиеся

демонстрируютвысокуюзаинтересованностьвучебной,

познавательной

итворческой

деятельности,составляющей

содержаниеПрограммы.На итоговом тестированиипоказываютотличное

знаниетеоретическогоматериала,практическоеприменениезнанийвоплощ

аетсявкачественныйпродукт

Средни

й

Учащиеся

демонстрируютдостаточнуюзаинтересованностьвучебной

познавательной итворческой деятельности,составляющей содержание

Программы.

На

итоговомтестированиипоказываютхорошеезнаниетеоретическогоматериа

ла,практическоеприменениезнанийвоплощаетсявпродукт,требующийнез

начительнойдоработки

Низкий

Учащиеся

демонстрируютнизкийуровеньзаинтересованностивучебной

познавательной итворческой деятельности,составляющей содержание

Программы.

На

итоговомтестированиипоказываютнизкиезнаниетеоретическогоматериал

а,практическоеприменениезнанийвоплощаетсявпродукт,требующийнезн

ачительнойдоработки

11

2.5.Методическиематериалы

Видеоролик«Юностьвалыхпогонах»

Видеоролик «Военно-спортивный лагерь «Юный

десантник»Оценочныйлистналучшуюсменупочетного

караула

Памятка «Порядок выполнения норматива неполной сборки-разборки

АК-74»ЗначкисэмблемойПоста №1

Положениеконкурсаналучшуюсмену

Положение конкурса на лучший почетный

караулЭкрансоревнований

2.6.

Списоклитературы

1)

Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей

попрограмме

1

Строевой устав Вооружённых Сил РФ (Введён в действие

приказомМинистраобороныРоссийскойФедерацииот15декабря1993года№600

М.:Воениздат,1994,528с.)

1.

В.В. Апакидзе, Р.Г. Дуков «Строевая подготовка» Под ред. генерал

полковникаВ.А.Меримского(учебноепособие).М.Воениздат,1988г.Агапова И.А.,

Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7лет.– М.

2.

Великие россияне./ Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.:

«ОЛМАМедиа-Групп»,2007.– 639с.

3.

Герб,флагигимнРоссии:изучениегосударственныхсимволовРоссийской

Федерациившколе.Методическиерекомендации./Сост.М.К.Антошкин.М.:«Айрис

–пресс»,2003.–80с.

4.

ЖиренкоО.Е.,ЛапинаЕ.В.,КиселеваТ.В.Я–гражданинРоссии!-М.:

«ВАКО»,2006.

5.

История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. / Сост.

А.В.Шестаков.М.:Просвещение,1991.–240 с.

6.

Колоколавеков./Сост.В.Я.Лазарев.М.:«Молодаягвардия»,1976.

7.« Программа для кружков по изучению основ военного дела и овладению

военно -техническимизнаниями впервичных организациях ДОСААФ»,М,1986

1) Списоклитературы,рекомендуемойпедагогамдляразработкипрограмм

ыиорганизацииобразовательного процесса

1.

Великие россияне./ Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.:

«ОЛМАМедиа-Групп»,2007.– 639с.

2.

Герб,флагигимнРоссии:изучениегосударственныхсимволовРоссийской

Федерациившколе.Методическиерекомендации./

Сост.М.К.Антошкин.М.:«Айрис–пресс»,2003.–80с.

3.

ЖиренкоО.Е.,ЛапинаЕ.В.,КиселеваТ.В.Я–гражданинРоссии!-М.:

«ВАКО»,2006.

12

4.

Колоколавеков./Сост.В.Я.Лазарев.М.:«Молодаягвардия»,1976г.

13

14

15

16



В раздел образования