Автор: Светлана Аркадьевна Дресвянникова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Формирующее оценивание как современный тренд индивидуализации математического образования школьников
Раздел: среднее образование
Муниципальный этап регионального конкурса творческих разработок учителей
математики, физики, химии, биологии, информатики муниципальных
общеобразовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе по теме
«Инновационные технологии в современной образовательной организации»
НОМИНАЦИЯ
«Педагогический проект»
Педагогический проект
«Формирующее оценивание как современный тренд
индивидуализации математического образования школьников»
Автор проекта:
Дресвянникова Светлана Аркадьевна,
учитель математики МБОУ Гимназия
г. Новый Уренгой
2023 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Профиль
Математика
Название
«Формирующее
оценивание
как
современный
тренд
индивидуализации
математического
образования школьников»
Краткое описание основной идеи
проекта (3-5 предложений о том, в
чем суть проекта).
Идея проекта заключается в изменении учебного
процесса
по
математике
за
счёт
внедрения
технологии формирующего оценивания, которая
имеет широкие образовательные возможности в
области
формировании
УУД
учащихся
и
индивидуализации
обучения.
Разработанные
индивидуальные образовательные маршруты на
основе
различных
техник
формирующего
оценивания
позволят
повысить
уровень
сформированности
УУД
и
выйти
на
более
качественный
уровень
математического
образования школьников. Формирующее обучение
позволит
педагогу
своевременно
получать
информацию
насколько
успешно
учатся
его
ученики, грамотно выстраивать траекторию их
индивидуального развития и создавать «ситуации
успеха»
Цели и задачи
Цель:
Создание
условий
для
индивидуализации
математического
образования
школьников
посредством
технологии
формирующего
оценивания.
Задачи:
1.Изучить
методические
аспекты
организации
формирующего оценивания на уроках математики.
2.Разработать
индивидуальные
образовательные
маршруты
для
обучающихся
6,
7
классов
посредством формирующего оценивания.
3.Организовать
индивидуализацию
обучения
математике
с
применением
индивидуальных
образовательных маршрутов.
4.Проанализировать изменение индивидуальных
достижений
обучающихся
в
результате
организации обучения с применением технологии
формирующего оценивания.
Содержание
проекта:
актуальность, способы реализации,
ожидаемые
результаты (как
Вы
поймёте,
что
идея
полностью
воплощена?), критерии измерения
ожидаемых
результатов
(10-15
предложений).
Учителю для организации учебной деятельности
необходимо
научить
учащихся
принципам
самооценки и способам улучшения собственных
результатов. Для этого недостаточно методов
стандартизированного оценивания академической
успешности ученика, необходимо использование
более сложных методов и инструментов. Решением
данного
вопроса
вижу
внедрение
в
образовательный процесс такой технологии, как
технология формирующего оценивания, которая
является условием реализации ФГОС, а значит
средством
для
формирования
УУД
и
индивидуализации
обучения
на
уроках
математики.
Формирующее
оценивание
направлено на развитие навыков самостоятельного
планирования
и
самооценки
результативности
учебной деятельности учеником.
Идея проекта
заключается в изменении учебного процесса по
математике в 6-7 классах. Процесс обучения будет
выстроен
на
основе
применения
техник
формирующего оценивания, что позволит достичь
ожидаемых результатов:
создание условий для
индивидуализации математического образования
школьников
посредством
разработки
индивидуальных образовательных маршрутов на
основе
техник
формирующего
оценивания;
достижение
высокого
уровня
предметных
и
метапредметных
результатов
обучающихся;
развитие
самооценки
и
взаимооценки
обучающихся;
повышение
мотивации
обучающихся за счёт индивидуализации обучения;
изменение системы оценочной деятельности в
общеобразовательной
организации
(педагогического сообщества г. Новый Уренгой),
через внедрение формирующего оценивания в
практику педагогов.
Критериями измерения достижения ожидаемых
результатов являются: сформированность УУД на
среднем и высоком уровне, высокий уровень
мотивации, самооценки, положительная тенденция
внедрения
техник
формирующего
оценивания
педагогическим
сообществом
образовательной
организации,
портфолио
достижений
обучающихся.
Теоретическая
значимость
проекта:
систематизация материала по теме, обоснование
эффективности
внедрения
элементов
формирующего оценивания в образовательный
процесс.
Практическая значимость проекта заключается в
разработке
индивидуальных
образовательных
маршрутов
с
применением
элементов
формирующего
оценивания,
в
использовании
техник на практике и обобщении собственного
методического опыта.
Время реализации идеи (сколько
времени займёт вся работа от самого
начала
и
до
достижения
100
%
результата).
01.09.2022 – 31.08.2025 (три учебных года)
Кадровое обеспечение проекта.
Заместитель директора по УВР, педагог-предметник,
педагог-психолог, социальный педагог
Материально-техническое
обеспечение
проекта
(ИКТ-класс,
подключение
к
сети
Интернет,
Курсовая
подготовка
по
теме
«Технология
формирующего оценивания в условиях реализации
ФГОС основного общего образования»
сканер, цифровой фотоаппарат и т.п.,
программное обеспечение проекта).
Принтер,
сканер,
бумага
(большой
объём
документации)
Актуальность
Современный школьник – это школьник, обладающий широким
выбором
возможностей
для
самопознания,
саморазвития
и
самосовершенствования.
В
то
же
время,
имея
такие
возможности,
обучающиеся усваивают и удерживают только ту информацию, которая, по
их
мнению,
актуальна
и
необходима.
Наряду
с
этим,
современное
образование должно способствовать всестороннему развитию личности
каждого ребенка и создавать условия для его самореализации. Основная
задача педагога – это развитие познавательной мотивации обучающихся;
формирование
навыков
самостоятельно
учиться
и
многократно
переучиваться в течение жизни; выстраивание образовательного маршрута с
учётом возможностей и особенностей обучающегося; воспитание человека,
готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Большие
возможности
для
этого
представляет
освоение
обучающимися
универсальных
учебных
действий.
Именно
поэтому
«Планируемые
результаты» Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС)
определяют
не
только
предметные,
но
и
метапредметные
(умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление
своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты. В
сентябре 2022 года с обучающимися 5в класса МБОУ Гимназия была
проведена диагностика уровня сформированности УУД (Приложение №1),
которая показала следующие результаты, представленные на диаграмме 1.
Диаграмма 1 «Результаты диагностики сформированности УУД»
Р
е
г
у
л
я
т
и
в
н
ы
е
У
У
Д
К
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
У
У
Д
П
о
з
н
а
в
а
т
е
л
ь
н
ы
е
У
У
Д
Л
и
ч
н
о
с
т
н
ы
е
У
У
Д
0
2
4
6
8
10
12
14
16
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Проведённая
диагностика
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных и личностных УУД и анализ качества образования по
математике за курс 4 класса (97% обучающихся имеют итоговые оценки по
математике «4» и «5») позволили
выделить некоторые противоречия,
которые потребовали немедленного поиска решений.
Это противоречия между:
- низким уровнем развития УУД и необходимостью сформированности
УУД на более высоком уровне у учащихся на данном этапе обучения;
- разным уровнем развития учащихся и необходимостью организовать
познавательную деятельность так, чтобы сформировать УУД у всех
учащихся;
- высоким качеством обучения по математике и низким уровнем
сформированности УУД;
-
доступностью
большого
количества
информации
и
неумением
применять её в повседневной жизни.
Данные
противоречия
позволили
мне
определить
проблему
формирования универсальных учебных действий обучающихся в сфере
познавательной деятельности и необходимостью индивидуализации процесса
обучения. Решением данной проблемы вижу внедрение в образовательный
процесс такой технологии, как технология формирующего оценивания,
которая является условием реализации ФГОС, а значит средством для
формирования УУД и индивидуализации обучения на уроках математики.
Почему именно эта технология?
По мнению Пинской М.А. формирующее оценивание для обучения:
· встроено в процесс преподавания и учения и является их
существенной частью;
·
предполагает
обсуждение
и
общее
признание
учебных
целей
учителями и учениками;
· нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные
стандарты, которых они должны достичь;
· вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание;
· обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать,
какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;
· укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться
улучшений;
· вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии
данных оценивания.
Идея
проекта
заключается
в
изменении
учебного
процесса
по
математике за счёт внедрения технологии формирующего оценивания,
которая
имеет
широкие
образовательные
возможности
в
области
формировании УУД учащихся и индивидуализации обучения.
Цель:
создание
условий
для
индивидуализации
математического
образования
школьников
посредством
технологии
формирующего
оценивания.
Задачи:
1.Изучить
методические
аспекты
организации
формирующего
оценивания на уроках математики.
2.Разработать
индивидуальные
образовательные
маршруты
для
обучающихся 6, 7 классов посредством формирующего оценивания.
3.Организовать индивидуализацию обучения математике с применением
индивидуальных образовательных маршрутов.
4.Проанализировать
изменение
индивидуальных
достижений
обучающихся (уровень сформированности УУД) в результате организации
обучения с применением технологии формирующего оценивания.
Теоретическая значимость проекта: систематизация материала по
теме, обоснование эффективности внедрения элементов формирующего
оценивания в образовательный процесс.
Практическая
значимость проекта
заключается
в
разработке
индивидуальных образовательных маршрутов с применением элементов
формирующего оценивания, в использовании техник на практике и
обобщении собственного методического опыта.
Для достижения цели использовались следующие методы: анализ
научной,
учебной,
методической
литературы
и
ресурсов
Интернета,
наблюдение за деятельностью учащихся.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые:
заключение договоров для прохождения курсовой подготовки
педагогов по теме «Технология формирующего оценивания в условиях
реализации ФГОС основного общего образования».
Научно-методические:
методические пособия по технологии формирующего оценивания;
предоставление рекомендаций по внедрению проекта.
Кадровые:
создание условий для повышения квалификации, переподготовки
педагогов, участвующих в реализации проекта;
привлечение специалистов.
Информационные:
организация мероприятий по информированию родителей (законных
представителей) о ходе реализации проекта;
диссеминация опыта среди педагогической общественности г. Новый
Уренгой (мастер-класс, методический семинар, доклад и др.);
размещение проекта на личном сайте педагога;
размещение информации о ходе реализации проекта в социальных
сетях и на сайте МБОУ Гимназия.
Материально-технические:
обеспечение педагогов, привлекаемых к проекту принтером, сканером,
бумагой.
Финансовые:
смета расходов Учреждения.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь, 2022г. – август, 2023г.)
Создание рабочей группы из числа педагогов школы и распределение
обязанностей по функциональным направлениям проекта.
Обучение, переподготовка членов группы для реализации проекта по
направлению:
формирующее
оценивание
обучающихся
(оценивание
в
классе).
Определение планируемых результатов обучения.
Организация наблюдения за обучающимися класса, определение
дефицитов и зон ближайшего развития каждого обучающегося.
Разработка
индивидуальных
образовательных
маршрутов
обучающихся на основе различных оценочных техник формирующего
оценивания, направленных на формирование УУД и усвоение учебного
материала по математике за курс 6, 7 класса.
2
этап – практический (сентябрь, 2023г. – апрель, 2025г.)
Организация
обучения
математике
на
основе
разработанных
индивидуальных образовательных маршрутов.
Психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
в
ходе
реализации проекта.
Информирование педагогического сообщества МБОУ Гимназия о ходе
реализации проекта.
3 этап – систематизации и обобщения результатов (апрель, 2025г. –
август, 2025г.)
анализ результатов реализации проекта, подведение итогов.
систематизация и обобщение опыта реализации проекта;
трансляция
опыта
на
городских,
окружных
и
всероссийских
мероприятиях;
разработка программы действий педагога на последующий период
реализации проекта с учётом полученных результатов.
План реализации проекта
Задачи
Мероприятия
Сроки
1 этап - подготовительный
Создание
рабочей
группы
из
числа
педагогов школы
Создание
рабочей
группы
(заместитель
директора,
учитель
математики,
педагог-психолог,
социальный
педагог)
и
распределение обязанностей
Октябрь, 2022
Обеспечение
работы
школьного
сайта,
своевременное
размещение
информации
о
ходе
реализации
проекта
В течение
реализации
проекта
Обучение,
переподготовка
членов
группы
для
реализации
проекта
по
направлению:
формирующее
оценивание
Изучение
методической
документации
по
вопросам
технологии
формирующего
оценивания на уроке
Ноябрь-
декабрь, 2022
Курсовая подготовка членов рабочей
группы
по
теме
«Технология
формирующего
оценивания
в
Январь – март,
2023
обучающихся
(оценивание в классе)
условиях
реализации
ФГОС
основного общего образования»
Определение
планируемых
результатов обучения
Определение
планируемых
результатов обучения за курс 6, 7
класса по математике
Март, 2023
Разработка
критериев
оценивания
учебных достижений обучающихся
на основе поставленных учебных
целей и дефицитов обучающихся.
Апрель, 2023
Организация
наблюдения
за
обучающимися
класса,
определение
дефицитов
и
зон
ближайшего развития
каждого
обучающегося
Проведение диагностик педагогом-
психологом
на
формирование
личностных и регулятивных УУД
обучающихся.
Октябрь, 2022
– март, 2023
Посещение уроков членами рабочей
группы
с
целью
наблюдения
за
обучающимися,
выявление
их
дефицитов
и
зон
ближайшего
развития.
Разработка
индивидуальных
образовательных
маршрутов
Разработка
индивидуальных
образовательных
маршрутов
обучающихся с учётом оценочных
техник формирующего оценивания
Май – август,
2023
2 этап - практический
Организация
обучения математике
Информирование
родителей
(законных
представителей)
об
организации
обучения
с
учётом
технологии
формирующего
оценивания, знакомство родителей
со
структурой
индивидуальных
образовательных маршрутов
Сентябрь,
2023
Внедрение
в
процесс
обучения
Сентябрь,
индивидуальные
образовательные
маршруты, разработанные на основе
технологии
формирующего
оценивания
2023 – апрель,
2025
Психолого-
педагогическое
сопровождение
обучающихся
Посещение
уроков
педагогом-
психологом
и
социальным
педагогом,
поведение
диагностических мероприятий
Сентябрь,
2023 – апрель,
2025
3
этап - систематизации и обобщения результатов
Анализ
результатов
реализации проекта,
подведение итогов
Заседание
рабочей
группы
по
реализации проекта.
Апрель, 2025
Трансляция опыта на городских и
окружных мероприятиях
Апрель
–
август, 2025
Проведение
сравнительного
мониторинга
формирования
УУД
обучающихся
Май, 2025
Организация заседаний группы с
целью анализа этапов работы.
Систематизация
полученных
результатов
Обобщение эффективности работы
по проекту
Разработка
программы действий
педагога
на
последующий период
реализации проекта с
учётом
полученных
результатов
Внедрение результативности проекта
в
практическую
деятельность
Учреждения.
Август, 2025
Анализ
результатов
реализации
проекта, корректировка содержания,
подведение итогов.
Самой
сложной
проблемой
с
введением
нового
Федерального
государственного образовательного стандарта на всех уровнях обучения
является проблема оценивания образовательных результатов учащихся.
Обучение, ставящее в центре ученика и создающее для него возможность
свободы и инициативы за счет реализации творческих, исследовательских,
проектных и других форм учебной работы, предполагает его партнерство и
сотрудничество с учителем, т.е. такое обучение, в котором ученик становится
его субъектом, снова упирается в традиционную систему оценивания.
Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам
новые учебные формы работы (мини-проекты, исследования, дебаты,
конференции и прочее), он не располагает инструментами, которые помогут
оценить их результаты.
В систему оценивания должен быть заложен
механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих
достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного
процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет
формирующее оценивание.
Сам термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967
году
Майклом
Скривеном
в
работе
«Методология
оценивания».
Формирующее оценивание было предложено в качестве инструмента
повышения
качества
освоения
образовательной
программы
и
противопоставлялось суммативному оцениванию, которое определялось как
показатель
соответствия
уровня
обученности
стандартам.
Вопросом
формирующего оценивания посвящены научные и практические работы
таких российских ученых и педагогов, как Н.И. Запрудский,
И.М.
Улановская, М.А. Пинская, А.А. Буркитова, Р.Х. Шакиров, И. Логвина, О.И.
Дудкина, Л. Рождественская.
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе
обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и
оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь
учитель – ученик. Основная цель данного вида оценивания – мотивировать
учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных
результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие [3].
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы
обучающиеся
включались
в
контрольно-оценочную
деятельность,
приобретали навыки и привычку к самооценке.
Современная оценка:
отражает степень достижения учащимися учебной цели, фиксирует
допущенные ошибки, указывает на их причины, способствует преодолению
ошибок, то есть определяет личный прогресс каждого ученика;
является инструментом адекватной педагогической оценки и средством
самооценки
учащегося,
помогает
ученику
самостоятельно
применять
оценочные критерии, анализировать причины неудач и понимать условия
достижения успеха;
характеризует разные стороны учебных достижений школьника, акцент
с оценки знаний должен быть смещен на оценку учебных действий ученика.
Оцениваются не только предметные, но и метапредметные результаты
учащихся;
учитывает
индивидуально-психологические
особенности
ученика,
ориентирована на зону ближайшего развития ребенка;
является результатом сотрудничества учителя и ученика, основанном
на взаимном уважении и доверии.
Внедрение в практику работы данной педагогической технологии
позволяет решить следующие задачи:
создание условий для определения наиболее эффективных путей
формирования предметных и метапредметных результатов учащихся;
создание возможностей для определения новых путей и форм
обучения, исправления ошибок учащихся, корректировки поставленных
образовательных целей и путей их достижения;
реализация самооценки и взаимооценки учащихся;
создание возможности для оценки прогресса каждого учащегося;
повышение мотивации учащихся к обучению за счет достижения более
высоких образовательных результатов;
создание условий для выбора учителем наиболее оптимальных
методов, приемов, технологий обучения и воспитания [1].
Преимущества для ученика: каждый ученик получит возможность
быть вовлечённым в процесс обучения, повысится его мотивация, появится
представление о целях обучения и о путях их достижения и знание критериев
оценивания.
Преимущества
для
учителя: с
более
мотивированными
и
независимыми
учениками
уроки
проходят
гораздо
эффективнее;
непрерывная обратная связь относительно достижений и недостатков
учащихся позволяет правильно корректировать преподавание и выстраивать
траекторию
индивидуального
развития
обучающихся
с
учётом
зоны
ближайшего развития. Кроме этого,
организация обучения с помощью
технологии
формирующего
оценивания
будет
способствовать
профессиональному росту и развитию педагога.
Для организации учебного процесса по математике и разработки
индивидуальных образовательных маршрутов будут использоваться техники
формирующего оценивания, представленные в Приложении 2.
Для оценки эффективности реализации проекта с обучающимися класса
будет проведена работа по оценке сформированности УУД за курс 7 класса
(Приложение 3), а также в течение всего периода реализации проекта
организовано педагогическое наблюдение участниками рабочей группы.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих
результатов:
создание
условий
для
индивидуализации
математического
образования
школьников
посредством
разработки
индивидуальных
образовательных маршрутов на основе техник формирующего оценивания;
достижение высокого уровня предметных и метапредметных
результатов обучающихся;
развитие самооценки и взаимооценки обучающихся;
повышение мотивации обучающихся за счёт индивидуализации
обучения;
изменение
системы
оценочной
деятельности
в
общеобразовательной организации (педагогического сообщества г. Новый
Уренгой), через внедрение формирующего оценивания в практику педагогов.
Заключение
Технология формирующего оценивания - это механизм, обеспечивающий
педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать
обучение,
находить
наиболее
эффективные
его
методы,
а
также
мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Данная
технология позволяет выявлять сильные и слабые стороны каждого ученика,
определять его индивидуальные возможности и способности, а также
разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение
успеваемости
обучающихся.
Обучающиеся
чётко
понимают
какие
качественные изменения происходят на каждом этапе изучения раздела,
темы, что позволяет своевременно корректировать образовательный маршрут
и выстраивать его наиболее эффективно.
Список литературы
1.
Бойцова
Е.
Г.
Педагогические
возможности
педагогической
технологии формирующего оценивания образовательных результатов
учащихся основной школы / Е. Г. Бойцова // Современные
исследования социальных проблем (электронный научный журнал).
2015. №4 (48).
2.
Крылова О.Н. Тренды оценивания в школе / О.Н. Крылова //
Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС
общего
образования
Материалы
II
Всероссийской
научно-
практической конференции // Под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И.
Соколовой, В.И. Сопина, З.Н. Ситник., 2014. С. 272-275.
3.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А.
Пинская. М.: Логос, 2010. 260 с.