Напоминание

"Правописание глаголов" 4 класс


Автор: Денисова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №18
Населённый пункт: г.Тобольск Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание глаголов" 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Правописание глаголов. 4-й класс

1. Оргмомент:

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

- Подарите улыбки друг другу и мне. Люди, которые улыбаются – меньше болеют. Кстати, слово

“болеют” к какой части речи мы отнесем?

- Это действительно глагол, о нем и пойдет речь на нашем уроке.

2. Чистописание

Если не исправишь зло – оно удвоится.

(Древний Египет)

- Прочитайте. Чему учит это изречение?

(Просите прощения у тех кого обидели, проявляйте милосердие и сострадание ко всему

окружающему , и тогда в будущем ваши дети и внуки будут счастливы)

- Прежде чем запишем древнеегипетское высказывание, объясните, какие орфограммы

спрятались?

(Объяснили и записали по памяти. Проверьте.)

- А теперь посмотрите еще раз, и скажите, что объединяет все эти орфограммы?

3. Сообщение темы и целей урока.

- Кто попробует сформулировать тему урока?

(правописание глаголов)

- Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать изученные орфограммы правописания

глаголов, готовиться к предстоящему диктанту.

а) Орфограммы “Правописание не с глаголами”.

- Восстановите правило.

Частица не с глаголами пишется _______________________________, кроме слов, которые

___________________________________________________________________.

Задание: по вариантам: Списать слова, раскрывая скобки

1вар.- выписать слова, которые без не не употребляются

2 вар.- выписать слова, где «не» пишется раздельно.(по 1 человеку у доски)

(не) доумевая, (не) волить, (не) узнает, (не) пойму, (не) встретил, (не) навидеть, (не) увидел,

(не) договорили, (не)здоровится, (не) звонил, (не) взлюбить,

Проверка: читает 1 уч-к -Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка)

читает 2 уч-к -Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка)

б) Орфограмма “Правописание безударных окончаний глаголов”.

- Восстановите правило.

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение определяется по

________________________________________________________________.

Ко 2-му спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на ________

(кроме глаголов___________________________________) и 11 глаголов-сключений

______________________.

К 1-му спряжению относятся ________________________________________________.

Задание:

1 группа: Списать глаголы, вставить пропущенные буквы, указать спряжение

Мелька...т, выдерж...т

, наскоч...м, стерп...м, куса...т, застел...м, затян...м,

стел...м, озябн...м.

2 группа: Из предложений выписать только глаголы, определить спряжение.

Февраль холодом веет. Если вы посмотрите внимательнее, то узнаете удивительную

вещь. Вот видите холмик на припёке с тёмной проталиной? Дышит земля – весну

высматривает.

3 группа: Спишите глаголы, выделите их окончания, определите спряжение.

Смотрит, едем, ловишь, носит, вертят, рубишь, решают, бегаешь

Проверка: Ребята из 1 группы проверяют правильность выполнения работы по слайду.

Ребята из 2 группы - 1 человек зачитывает ответ.

Ребята из 3 группы -я показываю слово, уч-ся указывают спряжение.

1 группа- Почему глагол- выдержит - 1 спряжения?

3. Физминутка. (для глаз)

в) Орфограмма “Правописание тся и ться”.

- Восстановите правило.

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на

конце пишется _______.

Если глагол употреблён в формах 3-го лица единственного или множественного числа (отвечает

на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?) на конце пишется

_____________________.

Задание:

Учебник стр.99, упр. 4. Прочитайте текст (задание -заменить транскрипцию буквенной

записью)

Ваша задача: показать сочетание, которое пишется в слове.

Текст упражнения:

Когда полоска горизонта отступает, она открывает нам новые пространства земли, она

открывает нам то, что раньше скрывала.

Хотя, если правду сказать, там вообще нет никакой полоски.

Нам только каже[ца], что она есть, потому что Земля круглая, и там, где Земля закругляе[ца],

каже[ца], что небо соединяе[ца] с Землей.

И хорошо, что так каже[ца], правда? Ведь Земле интересно соедини[ца] с небом, расспросить

его о других мирах, а небу полезно посмотреть, чем живет наша Земля и, может быть, чему-

нибудь у нее поучи[ца].

Вывод: Когда пишется сочетание тся? ться? (карточки)

г) Орфограмма «Вид глагола»

- Восстановите правило.

Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________

это глагол совершенного вида

Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________

это глаголы несовершенного вида.

Задание:

-Надо определить вид глагола. Для этого выполнить упражнение «График».

(Детям раздаются листочки с системой координат)

Учитель:

- Я читаю слова, а вы ставите точку на графике.

I-сов. вид II- несов. вид

1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.

10)убрать,

Самопроверка:

-Соедините точки. Проверьте график. Если вы правильно определили вид глагола, то график

должен выглядеть так:

Вывод: как определить вид глагола?

5. Физминутка.

-Проведем физмин-ку и проверим наши слова. Я показываю слова:

если сов. вид-подпрыгиваете,

если несов. вид -присесть. Будьте внимательны.

1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.

10)убрать,

д) Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

- Восстановите правило.

Во _____________________глагольных формах после шипящих __________мягкий знак.

Задание: выписать глаголы, раскрывая скобки

Ноч(?),береч(?), луч(?),знаеш(?), чертиш(?), без туч(?), колюч(?), дремлеш(?)

Вз/проверка.

-Поменяйтесь тетрадями, какие слова вы выписали?

(Зачитывает 1 ученик -Ваше мнение?

-Как вы их написали? Дополнительный вопрос. Оценка.

4. Итог урока.

- Орфограммы какой части речи повторяли?

Проверочная работа.

Грамматическая игра « Да - нет».

а) Глагол обозначает действие предмета.

б) В слове качается пишется сочетание ться (с ь знаком)

в)

г)

е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.

ж) Если у глагола безударное окончание, орфограмму можно проверить ударением

з) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.

Передайте листочки.

5. Самооценка своей деятельности на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, подобрав глагол с подходящим для вас значением.



В раздел образования