Автор: Денисова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №18
Населённый пункт: г.Тобольск Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание глаголов" 4 класс
Раздел: начальное образование
Правописание глаголов. 4-й класс
1. Оргмомент:
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
- Подарите улыбки друг другу и мне. Люди, которые улыбаются – меньше болеют. Кстати, слово
“болеют” к какой части речи мы отнесем?
- Это действительно глагол, о нем и пойдет речь на нашем уроке.
2. Чистописание
Если не исправишь зло – оно удвоится.
(Древний Египет)
- Прочитайте. Чему учит это изречение?
(Просите прощения у тех кого обидели, проявляйте милосердие и сострадание ко всему
окружающему , и тогда в будущем ваши дети и внуки будут счастливы)
- Прежде чем запишем древнеегипетское высказывание, объясните, какие орфограммы
спрятались?
(Объяснили и записали по памяти. Проверьте.)
- А теперь посмотрите еще раз, и скажите, что объединяет все эти орфограммы?
3. Сообщение темы и целей урока.
- Кто попробует сформулировать тему урока?
(правописание глаголов)
- Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать изученные орфограммы правописания
глаголов, готовиться к предстоящему диктанту.
а) Орфограммы “Правописание не с глаголами”.
- Восстановите правило.
Частица не с глаголами пишется _______________________________, кроме слов, которые
___________________________________________________________________.
Задание: по вариантам: Списать слова, раскрывая скобки
1вар.- выписать слова, которые без не не употребляются
2 вар.- выписать слова, где «не» пишется раздельно.(по 1 человеку у доски)
(не) доумевая, (не) волить, (не) узнает, (не) пойму, (не) встретил, (не) навидеть, (не) увидел,
(не) договорили, (не)здоровится, (не) звонил, (не) взлюбить,
Проверка: читает 1 уч-к -Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка)
читает 2 уч-к -Ваше мнение? Задайте дополнительный вопрос.(оценка)
б) Орфограмма “Правописание безударных окончаний глаголов”.
- Восстановите правило.
Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение определяется по
________________________________________________________________.
Ко 2-му спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на ________
(кроме глаголов___________________________________) и 11 глаголов-сключений
______________________.
К 1-му спряжению относятся ________________________________________________.
Задание:
1 группа: Списать глаголы, вставить пропущенные буквы, указать спряжение
Мелька...т, выдерж...т
, наскоч...м, стерп...м, куса...т, застел...м, затян...м,
стел...м, озябн...м.
2 группа: Из предложений выписать только глаголы, определить спряжение.
Февраль холодом веет. Если вы посмотрите внимательнее, то узнаете удивительную
вещь. Вот видите холмик на припёке с тёмной проталиной? Дышит земля – весну
высматривает.
3 группа: Спишите глаголы, выделите их окончания, определите спряжение.
Смотрит, едем, ловишь, носит, вертят, рубишь, решают, бегаешь
Проверка: Ребята из 1 группы проверяют правильность выполнения работы по слайду.
Ребята из 2 группы - 1 человек зачитывает ответ.
Ребята из 3 группы -я показываю слово, уч-ся указывают спряжение.
1 группа- Почему глагол- выдержит - 1 спряжения?
3. Физминутка. (для глаз)
в) Орфограмма “Правописание тся и ться”.
- Восстановите правило.
Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на
конце пишется _______.
Если глагол употреблён в формах 3-го лица единственного или множественного числа (отвечает
на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?) на конце пишется
_____________________.
Задание:
Учебник стр.99, упр. 4. Прочитайте текст (задание -заменить транскрипцию буквенной
записью)
Ваша задача: показать сочетание, которое пишется в слове.
Текст упражнения:
Когда полоска горизонта отступает, она открывает нам новые пространства земли, она
открывает нам то, что раньше скрывала.
Хотя, если правду сказать, там вообще нет никакой полоски.
Нам только каже[ца], что она есть, потому что Земля круглая, и там, где Земля закругляе[ца],
каже[ца], что небо соединяе[ца] с Землей.
И хорошо, что так каже[ца], правда? Ведь Земле интересно соедини[ца] с небом, расспросить
его о других мирах, а небу полезно посмотреть, чем живет наша Земля и, может быть, чему-
нибудь у нее поучи[ца].
Вывод: Когда пишется сочетание тся? ться? (карточки)
г) Орфограмма «Вид глагола»
- Восстановите правило.
Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________
это глагол совершенного вида
Если глагол отвечает на вопросы ________________________________________________
это глаголы несовершенного вида.
Задание:
-Надо определить вид глагола. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)
Учитель:
- Я читаю слова, а вы ставите точку на графике.
I-сов. вид II- несов. вид
1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.
10)убрать,
Самопроверка:
-Соедините точки. Проверьте график. Если вы правильно определили вид глагола, то график
должен выглядеть так:
Вывод: как определить вид глагола?
5. Физминутка.
-Проведем физмин-ку и проверим наши слова. Я показываю слова:
если сов. вид-подпрыгиваете,
если несов. вид -присесть. Будьте внимательны.
1)Писать, 2)верить, 3)убрать, 4)написать, 5)петь, 6)вылететь, 7)лететь, 8)поверить, 9)запеть.
10)убрать,
д) Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.
- Восстановите правило.
Во _____________________глагольных формах после шипящих __________мягкий знак.
Задание: выписать глаголы, раскрывая скобки
Ноч(?),береч(?), луч(?),знаеш(?), чертиш(?), без туч(?), колюч(?), дремлеш(?)
Вз/проверка.
-Поменяйтесь тетрадями, какие слова вы выписали?
(Зачитывает 1 ученик -Ваше мнение?
-Как вы их написали? Дополнительный вопрос. Оценка.
4. Итог урока.
- Орфограммы какой части речи повторяли?
Проверочная работа.
Грамматическая игра « Да - нет».
а) Глагол обозначает действие предмета.
б) В слове качается пишется сочетание ться (с ь знаком)
в)
г)
е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.
ж) Если у глагола безударное окончание, орфограмму можно проверить ударением
з) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.
Передайте листочки.
5. Самооценка своей деятельности на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, подобрав глагол с подходящим для вас значением.