Автор: Феоктистова Гульсина Равкатовна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский Ресурсный центр"
Населённый пункт: с. Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка к библиотечному уроку
Тема: Квест - игра "Эпоха Петра I"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
для школьных библиотекарей и учителей истории
Квест – игра «Правление Петра I»
Проблема. Предметы гуманитарного цикла традиционно школьники относят
к числу наиболее сложных, трудных для восприятия дисциплин, увлеченность
ими заметно снижается в среднем звене. Большинство обучающихся не
стремятся к самостоятельному познанию того или иного факта, считая, что
знания, которые они получают в процессе обучения, не пригодятся им в жизни,
а также учащиеся хотят, чтобы преподаватель преподнес им знания в готовом
виде. Познавательная активность характеризуется естественным стремлением
ребенка к познанию, поэтому первое, что нужно - это возбудить желание у
учащихся познавать новое и развить потребность школьника в саморазвитии. То
есть, возникает необходимость в поиске методов обучения, которые могли бы
эффективно сформировать познавательную активность учащихся. Здесь на
помощь приходят интерактивные методы, вносящие элемент занимательности в
познавательный процесс.
Актуальность. Различные подходы интерактивных программ ставят
участника в условия поиска, побуждают интерес к познанию, позволяют
вовлечь, заинтересовать учащихся, активизировать их учебную деятельность, а
отсюда стремление быть собранным, уметь четко выполнять задания и
формулировать мысли, грамотно строить речь, то есть быть активным
участником процесса. Таким образом, интерактивные игровые формы могут
служить эффективным средством повышения познавательной активности
учащихся. Одним из видов интерактивной игровой формы является «квест».
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для
продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до
которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ
к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными:
активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты
могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически
в любом окружении.
Квест-игра по истории России помогает ребятам в игровой форме
усовершенствовать свои знания, вспомнить материал, который они прошли
давно или, наоборот, узнать что-то новое для себя.
Я предлагаю использование квест-технологии на уроке истории для
повторения изученного материала по теме «Правление Петра I», либо при
проведении библиотечного урока к круглой дате Петра I
Цель: повышение интереса к предмету, закрепление знаний по теме
«Правление Петра I»
Задачи:
Образовательная задача: развивать интерес к истории своей Родины.
Воспитательная задача: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное
воспитание школьников, приобщение к изучению истории России; активное
включение каждого учащегося в образовательный процесс, формирование
навыков самообразования, коллективной работы; развитие социальных связей
коллективов.
Развивающая задача: совершенствование коммуникативных навыков;
совершенствование всех видов речевой деятельности школьника: умения
участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания, отвечать
лаконично и убедительно на поставленные вопросы; развитие познавательной
деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие
эрудиции и кругозора учащихся.
Адресная группа: учащиеся 8 классов.
Условия игры:
Для того, чтобы завершить игру и дойти до финала, участникам
необходимо пройти все станции;
Номер и название станции выдаются только при условии качественного
выполнения условий этапа (на усмотрение помощника). В конце игры все
участники собираются на конечной станции (в Казанском Ханстве) для
подведения итогов.
Разрешено в игре:
Обращаться за разъяснением к организаторам и помощникам;
Зарабатывать дополнительные подсказки;
Запрашивать дополнительные упражнения
Запрещено:
Толкать, мешать другим участникам;
Меняться участниками с другой командой;
Бездействовать и пропускать этапы;
Этапы:
Первый этап – подготовительный:
-Разработка сценария;
-Разработка заданий и их условий выполнения;
-Разработка маршрутных листов, наградной продукции;
Второй этап – основной:
Игровое время 60 минут. По итогу завершения игрового времени все
участники должны прибыть в Штаб (кабинет истории).
На каждом этапе есть ведущий. Ведущий сообщает условия выполнения,
отслеживает, как команда работает и качество выполнения заданий этапа. На
прохождение каждого этапа выделяется 5-6 минут + 2-3 минуты на переход
команды на следующий этап.
Участники делятся на команды и выбирают себе капитана. Деление на
команды происходит до игры. Численность команд зависит от количества
учеников в классе (примерно 6 человек). Капитан выбирается внутри команды.
Если возникает трудность, тогда выбрать капитана помогает организатор. Так
же участникам дается задание придумать название команды и девиз.
Игра начинается с введения в ситуацию.
Игроки собираются в Штабе. Каждой команде выдается шифр, они
отгадывают как называется станция, получают карту и маршрутный лист и
отправляются в путь.
Командам раздаются маршрутные листы. Задания на станциях нацелены на
повторение главы «Правление Петра I». За правильные ответы на вопросы по 5
баллов, за неточности и дополнительные подсказки баллы отнимаются.
Станция «Начало правления Петра I»
Задание 1 «Угадайка» - дано 5 тестовых заданий, в каждом задании нужно
выбрать один правильный ответ.
Задание 2 «Текст с ошибкой» - прочитать текст, найти в нем 4 ошибки,
исправить их.
Станция «Внутренняя политика Петра I»
Задание 1 «Знания + Внимание» - определить и соотнести соответствующие
цифрам буквы.
Задание 2 «Мнение историков» - прочитать текст, ответить на вопрос.
Станция «Великая Северная война 1700 – 1721 гг.»
Задание 1 «Криптограмма «Карта 1700 – 1721гг.» - зашифровано 5 названий
населенных пунктов, связанных с военными событиями 1700 – 1721 гг. Нужно
правильно расставить перепутанные буквы и определить лишнюю букву. Из
лишних букв получится еще одно название населенного пункта. Все населенные
пункты показать на карте.
Задание 2 «Знания + Догадка» - в каждом из трех заданий правильно
расставить перепутанные буквы
Станция «Культура России при Петре I»
Задание 1 «Кроссворд» - разгадать кроссворд
Задание 2 «Сравнение» - рассмотреть изображение, сравнить алфавит до
реформы 1710 г. и после. Ответить на вопросы.
После прохождения всех станций, игроки собираются в Штабе. Сдают
маршрутные листы, жюри подсчитывает балы.
В это время учитель показывает итоговое слайд - шоу на тему: «Правление
Петра I».
После слайд-шоу учитель благодарит ребят за активное участие, желает им
продолжать изучать историю, оглашает решение жюри, выдает дипломы и
прощается с командами.
Третий этап – заключительный (рефлексия):
На последнем оценочном этапе проводится вывод всех участников из
игрового состояния, анализ проведенной игры, оценка и самооценка
участников, обсуждается сам ход и результативность действий участников.
Учителю предоставляется заключительное слово, он раздает карточки для
анализа игры. Ученикам предлагается выбрать «смайлик» с тем выражением
лица, которое подходит к их оценке квеста и опустить его в специальный ящик
для голосования.
Вывод:
В целом, квест-технология является инновационной технологией в системе
современного образования, стимулирующей познавательную активность
учащихся, пробуждающей исследовательский интерес, критическое мышление,
развивающей интерес к прошлому и настоящему своей страны, так как
позволяет прочувствовать полную причастность каждого ребенка к
историческому процессу. С помощью системы квестов можно увеличить
интерес учеников к изучению предмета, способствовать единству и
сплоченности группы, класса, стимулировать здоровую состязательность в
процессе обучения, воспитывать ответственность за свои действия и за действия
коллектива, а также установить более тесный контакт между учащимися и
педагогом.
Приложения
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШТАБ-КВАРТИРА
КОМАНДА 8 класса
_________________________________________
КАПИТАН КОМАНДЫ
______________________________________________________________
ДЕВИЗ КОМАНДЫ
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОСХЕМА КОМАНДЫ
Станция
подпись
1.
Штаб (кабинет истории)
2.
Станция «Начало
правления Петра I»
3.
Станция «Великая
Северная война 1700-
1721гг.»
4.
Станция «Внутренняя
политика Петра I»
5.
Станция «Культура
России при Петре I»
6.
Штаб (кабинет истории)
СТАНЦИЯ «НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I»
1.
УГАДАЙКА
Дайте один правильный ответ
1. После смерти царя Алексея Михайловича правителем России стал(-а)
1) Пётр I
2) Софья Алексеевна
3) Фёдор Алексеевич
4) Никита Зотов
2. Пётр I отправился в составе Великого посольства под именем
1) императора России Петра Великого
2) урядника Преображенского полка Петра Михайлова
3) дьяка Посольского приказа Петра Алексеева
4) митрополита Московского Петра
3. Целью Азовских походов Петра I было
1) уничтожение Османской империи
2) завоевание территории Китая
3) приобретение выхода к незамерзающим морям для активизации торговли
4) оказание помощи Франции в расширении территории
4. Семёновский и Преображенский полки, созданные Петром I, носили
название
1) смешных
2) забавных
3) потешных
4) веселых
5. Целью Великого посольства был(-о)
1) поиск Петром I союзников для Великих географических открытий
2) заключение Россией дипломатических союзов со всеми странами Европы
3) поиск Россией союзников для борьбы с Османской империей
4) поиск Россией союзников для покорения Северного Ледовитого океана
2. ТЕКСТ С ОШИБКОЙ
Найдите 4 ошибки в тексте
По приказу Петра I в 1699г. в Западную Европу направилось Великое
посольство в составе 50 человек. Его главой целью была организация
единого союза европейских христианских государств против Крымского
ханства и Турции. Посольство имело огромное значение для Петра. Оно
позволило ему увидеть Европу и понять, что главным направлением внешней
политики его царствования станет восточное.
Руководителями посольства были назначены Ф.Я. Лефорт, Б.П. Шереметьев,
П.Б. Возницын.
СТАНЦИЯ « ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721гг.»
1. КРИПТОГРАММА «КАРТА 1700-1721 гг.»
Здесь зашифрованы названия населенных пунктов, связанных с военными со-
бытиями 1700-1721гг. Ваша задача — правильно расставить перепутанные
буквы и определить лишнюю букву. Вписав эту букву в вертикальную
колонку, вы сможете прочитать название еще одного пункта. Покажите все
угаданные названия пунктов на карте.
1.
н
т
о
у
г
е
б
р
а
2.
т
а
д
о
н
ш
к
т
р
в
3.
а
г
и
р
н
4.
я
е
с
л
а
н
р
5.
д
а
т
и
т
ш
н
а
1.
Крепость, которой овладели русские войска в 1702г.
2.
Морская крепость, заложенная в восточной части финского залива
3.
Город, который осадил Август II в феврале 1700г.
4.
У этой деревни был дан бой 28 сентября 1708г.
5.
В этом городе был заключен мирный договор между Россией и
Швецией.
2.
ЗНАНИЯ+ДОГАДКА
В предложенных вам фамилиях перепутались все буквы. Расставьте их
в нужном порядке и расскажите, что они делали и кем являлись.
1.
ЕРМЕЬТЕВШЕ
2.
ВОМЕНИКШ
3.
ИПНЕРН
СТАНЦИЯ « ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I.»
1.
ЗНАНИЯ+ВНИМАНИЕ
Перед вами таблица. В ней два столбца, связанные с внутренней политикой
Петра I. Но строки в правом столбце не соответствуют строкам в левом.
Найдите соответствующие цифрам буквы. Например: 1-a и так далее.
1.
Правительствующий
1.канцелярия
2.
Тайная
2.О единонаследии
3.
Генеральный
3.крестьяне
4.
Бурмистерская
4.приказ
5.
Посессионные
5.Сенат
6.
Подушная
6.О рангах
7.
Преображенский
7.регламент
8.
Табель
8.перепись
9.
Указ
9.палата
2.МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ
С.М. Соловьев: «Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в
этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного
по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений
Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он
сознал, что его обязанность -- вывести слабый, бедный, почти
неизвестный народ из этого печального положения посредством
цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по
возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе
с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким
бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него,
вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил
призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям
всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что
русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился
подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика;
но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения
славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать
политическое значение России и средства для его поддержания. Петру
предстояла трудная задача: для образования русских людей
необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей,
которые, естественно, стремились подчинить учеников своему
влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел
сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не
принял предложения вести дело успешно с людьми выученными,
вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские,
проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь,
сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения
мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление
перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера
деятельности которого была бы так обширна».
Как С.М. Соловьев оценивает деятельность Петра I?
СТАНЦИЯ « КУЛЬТУРА РОССИИ ПРИ ПЕТРЕ I»
1.
КРОССВОРД
Вопросы:
По горизонтали: 1. В 1712-1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд
токарных станков? 4. Первый русский музей? 7. Кто написал портрет «Петр
Великий»? 8. Как назывался налог, за право носить бороду? 9. Вид бытовой
многоголосой песни, популярной во времена Петра I?
По вертикали: 2. Русский механик по проекту которого была создана и
испытана первая русская подводная лодка? 3. Первая официальная русская
печатная газета? 5. Собрания- балы с участием женщин в домах российской
знати, введенные при Петре I? 6. В каком городе впервые стали изготавливать
первые отечественные хирургические инструменты?
1.
СРАВНЕНИЕ
6
8
3
5
4
2
1
9
7
Сравните алфавит до реформы 1710г. и после. Кем был утвержден новый
алфавит? В чем его преимущество?
ОТВЕТЫ:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШТАБ-КВАРТИРА
СТАНЦИЯ «НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I»
1.
УГАДАЙКА
1-3, 1-2, 3-3, 4-3, 5-3
2.
ТЕКСТ С ОШИБКОЙ
1699-1697, 50 чел.- 250 чел, восточное- западное, Б.П. Шереметьев- Ф.А.
Головин
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШТАБ-КВАРТИРА
СТАНЦИЯ « ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721гг.»
1. КРИПТОГРАММА «КАРТА 1700-1721 гг.»
1.Нотебург
2. Кронштадт
3. Рига
4. Лесная
5. Ништадт
Нарва
2.ЗНАНИЯ+ДОГАДКА
1. Шереметьев
2. Меншиков
3. Репнин
Прославленные полководцы
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШТАБ-КВАРТИРА
СТАНЦИЯ « ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I.»
1.
ЗНАНИЯ+ВНИМАНИЕ
1-5, 2-1, 3-7, 4-9, 5-3, 6-8, 7-4, 8-6, 9-2
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШТАБ-КВАРТИРА
СТАНЦИЯ « КУЛЬТУРА РОССИИ ПРИ ПЕТРЕ I»
1.КРОССВОРД
п
е
т
е
б
о
р
о
д
о
в
о
й
б
в
а
к
у
н
с
т
к
а
м е
р
а
с
р
д
с
г
н
а
р
т
о
в
а
и
м
м
к
о
б
о
с
л
к
а
н
т
т
е
о
н
и
к
и
т
и
н
в
2.СРАВНЕНИЕ
В 1710 г. был введен лично утвержденный Петром I легкий для чтения и
написания гражданский шрифт. Были вычеркнуты ненужные буквы.
Реформа алфавита имела большое значение для повышение уровня
грамотности населения.