Автор: Татьяна Геннадьевна Кашперовская
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГКОУ"Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат № 1"
Населённый пункт: Ставропольский край, город Железноводск
Наименование материала: Рекомендации для родителей по половому воспитанию
Тема: Рекомендации родителям по половому воспитанию
Раздел: среднее образование
Рекомендации родителям
по половому воспитанию подростков
Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт,
свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества
отношения человека к представителям другого пола. Подростковый период в
отношении полового воспитания – это самый ответственный возраст и самый
реальный шанс научить детей сексуальному здоровью. Особая актуальность
этого вопроса связана с характерным для современности ускоренным
формированием
структур
и
функций
детского
организма,
нередко
неравномерным,
с опережающим развитием психосексуальной сферы.
Наряду с биологическими факторами это обусловлено урбанизацией,
условиями жизни и питания, методами родительского воспитания.
Половое развитие зачастую опережает формирование социально принятых
моральных и этических норм поведения, делая подростков особенно
восприимчивыми и зависимыми от сексуальных проблем, значительно
затрудняя адекватное управление влечениями.
Психологические особенности младших школьников 7-10 лет
Дети этого возраста находятся на конвекционном уровне нравственности,
который
характеризуется
тем,
что
личность
подчиняется
законам
общественной нравственности, принятым окружающем ее микросообществе,
и не корректирует их в соответствии со своими представлениями о добре и
зле. У детей 7-10 лет формируются чувства физиологической брезгливости и
стыдливости. Именно в этот период они особенно любознательны, у них
возникает потребность в расширении представлений о мире живой природы.
Психологические особенности младших подростков 11-12 лет
11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация
половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время
первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой
сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их
повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией (непостоянным
обостренным недовольством своей внешностью). В 11 -12 лет подростки
предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно
там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения.
Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них
взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения,
украшения, прически, косметика и т.д.).
Психологические особенности старших подростков 13-15 лет
Девушки и подростки вступают в период половой зрелости. Часть девочек
вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как
начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18- 19
лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное
общение, заключающееся в построении отношений с противоположным
полом. Для подростков характерна полярность психики:
целеустремленность, настойчивость, импульсивность;
настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и
желаний что – либо делать;
повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро
сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
потребность в общении сменяется желанием уединиться;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические
настроения
нередко
граничат
с
цинизмом,
расчетливостью, деструктивным поведением;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков
1. Необходимо
обеспечить
подростка
полной
информацией
о
физиологических изменениях, происходящих в организме при половом
созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди
и
т.д.).
О
венерических
заболеваниях,
о
существовании
насилия
в
сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы
контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового
возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох
неосведомленных
мальчиков
и
девочек,
поэтому
так
важно
заранее
подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер
этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам
личной гигиены.
2. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании
собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у
детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если
взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и
личную жизнь других людей.
3.
Быть
тактичными
и
осторожными
в
высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста
является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает
бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть,
нервная
система
подростка
не
терпит
грубого
вмешательства
и
неуважительного отношения к своим переживаниям.
4.
Прививать
скромность
в
половых
вопросах,
воспитывать
правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и
женщинам (профилактика половой распущенности).
5. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес
подростка. Многие
подростки
страдают
от
отсутствия
в
их
жизни
уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в
трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при
просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений,
подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку
пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью
личности.
6. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и
ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае.
7. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно
поднимает авторитет взрослого.
8. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания
тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой
измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать
важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют
не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка
необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере
взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности
наличествуют в душе каждого ребѐнка.
9.
Необходимо
объяснять
подросткам
ценность переживания
платонических
отношений
для
адекватного
формирования
зрелой
сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных,
важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных
отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется
повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут
зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и
смогут построить безопасные сексуальные отношения.
10. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод
всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий
уровень негативизма, они не приемлют давление со стороны взрослого.
11. В старшем школьном возрасте особе внимание следует уделять
воспитанию моральных принципов:
добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнѐ ров к
вступлению в сексуальную близость);
уважение личности партнера;
уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права
принуждения к сексуальной близости);
развитие навыков безопасного поведения в социуме;
алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти
помощь).
В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об
особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены,
соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных бесед ,
дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и
статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных
произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При
необходимости
обращаться
за
консультацией
узких
специалистов
(гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр)