Напоминание

Рекомендации родителям по половому воспитанию


Автор: Татьяна Геннадьевна Кашперовская
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГКОУ"Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат № 1"
Населённый пункт: Ставропольский край, город Железноводск
Наименование материала: Рекомендации для родителей по половому воспитанию
Тема: Рекомендации родителям по половому воспитанию
Раздел: среднее образование





Назад




Рекомендации родителям

по половому воспитанию подростков

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт,

свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества

отношения человека к представителям другого пола. Подростковый период в

отношении полового воспитания – это самый ответственный возраст и самый

реальный шанс научить детей сексуальному здоровью. Особая актуальность

этого вопроса связана с характерным для современности ускоренным

формированием

структур

и

функций

детского

организма,

нередко

неравномерным,

с опережающим развитием психосексуальной сферы.

Наряду с биологическими факторами это обусловлено урбанизацией,

условиями жизни и питания, методами родительского воспитания.

Половое развитие зачастую опережает формирование социально принятых

моральных и этических норм поведения, делая подростков особенно

восприимчивыми и зависимыми от сексуальных проблем, значительно

затрудняя адекватное управление влечениями.

Психологические особенности младших школьников 7-10 лет

Дети этого возраста находятся на конвекционном уровне нравственности,

который

характеризуется

тем,

что

личность

подчиняется

законам

общественной нравственности, принятым окружающем ее микросообществе,

и не корректирует их в соответствии со своими представлениями о добре и

зле. У детей 7-10 лет формируются чувства физиологической брезгливости и

стыдливости. Именно в этот период они особенно любознательны, у них

возникает потребность в расширении представлений о мире живой природы.

Психологические особенности младших подростков 11-12 лет

11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация

половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время

первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой

сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их

повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией (непостоянным

обостренным недовольством своей внешностью). В 11 -12 лет подростки

предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно

там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения.

Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них

взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения,

украшения, прически, косметика и т.д.).

Психологические особенности старших подростков 13-15 лет

Девушки и подростки вступают в период половой зрелости. Часть девочек

вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как

начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18- 19

лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное

общение, заключающееся в построении отношений с противоположным

полом. Для подростков характерна полярность психики:

целеустремленность, настойчивость, импульсивность;

настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и

желаний что – либо делать;

повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро

сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

потребность в общении сменяется желанием уединиться;

развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

романтические

настроения

нередко

граничат

с

цинизмом,

расчетливостью, деструктивным поведением;

нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков

1. Необходимо

обеспечить

подростка

полной

информацией

о

физиологических изменениях, происходящих в организме при половом

созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди

и

т.д.).

О

венерических

заболеваниях,

о

существовании

насилия

в

сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы

контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового

возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох

неосведомленных

мальчиков

и

девочек,

поэтому

так

важно

заранее

подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер

этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам

личной гигиены.

2. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании

собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у

детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если

взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и

личную жизнь других людей.

3.

Быть

тактичными

и

осторожными

в

высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста

является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает

бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть,

нервная

система

подростка

не

терпит

грубого

вмешательства

и

неуважительного отношения к своим переживаниям.

4.

Прививать

скромность

в

половых

вопросах,

воспитывать

правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и

женщинам (профилактика половой распущенности).

5. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес

подростка. Многие

подростки

страдают

от

отсутствия

в

их

жизни

уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в

трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при

просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений,

подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку

пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью

личности.

6. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и

ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае.

7. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно

поднимает авторитет взрослого.

8. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания

тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой

измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать

важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют

не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка

необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере

взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности

наличествуют в душе каждого ребѐнка.

9.

Необходимо

объяснять

подросткам

ценность переживания

платонических

отношений

для

адекватного

формирования

зрелой

сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных,

важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных

отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется

повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут

зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и

смогут построить безопасные сексуальные отношения.

10. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод

всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий

уровень негативизма, они не приемлют давление со стороны взрослого.

11. В старшем школьном возрасте особе внимание следует уделять

воспитанию моральных принципов:

добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнѐ ров к

вступлению в сексуальную близость);

уважение личности партнера;

уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права

принуждения к сексуальной близости);

развитие навыков безопасного поведения в социуме;

алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти

помощь).

В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об

особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены,

соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных бесед ,

дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и

статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных

произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При

необходимости

обращаться

за

консультацией

узких

специалистов

(гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр)



В раздел образования