Автор: Фёдорова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБВСОУ ВСОШ № 6
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Заочное путешествие по картинной галерее Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Раздел: среднее образование
Урок литературы ( УМК Т.Ф.Курдюмовой)
9 класс
Тема: Заочное путешествие по картинной галерее Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Цели урока: выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю
логику создания образа и на этой основе обучить школьников умению определять
принципы типизации социальных явлений; развить внимание учащихся, проследить
общий план изображения помещиков, которого придерживается автор, выявить приемы
создания Гоголем сатирических образов; воспитывать чувство патриотизма, любовь к
чтению.
Методы работы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами
исследовательской работы, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ
произведения, тестирование.
Оборудование:учебник Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леоновой «Литература 9 класс.
Учебник - хрестоматия». - М.: «Дрофапортреты помещиков, электронный учебник,
раздаточный материал.
Учитель русского языка и литературы Фёдорова Татьяна Николаевна МБВСОУ
ВСОШ № 6
ХОД УРОКА:
1.
Организационный момент.
2.
Проверка домашнего задания. Смысл названия поэмы.
Слово учителя:
- Итак, друзья, давайте на секунду закроем глаза, а, открыв, мы окажемся в необычной
галерее Н.В.Гоголя «Мертвый души»
- Почему «мертвые души»? В чем смысл названия поэмы?
Ответы экспертов
:
1)
Современник Н.В.ГоголяМ.П.Погодин отмечал: «…мертвых душ» в русском
языке нет, есть души ревизские. Приписные, убылые, прибылые…»
2)
« Мертвые души» -
это помещики – крепостники, чиновники, которые
продают крестьян, осуществляют документальное оформление купли –
продажи. Гоголь демонстрирует постепенное омертвение их душ. Перед
читателями раскрывается пугающая картина человеческого в человеке.
3.
Краткий обзор «портретных глав поэмы «Мертвые души»
Слово учителя:
- Давайте вглядимся в каждый портрет, представленный в галерее, и проанализируем
данных героев по плану:
1.
Первое впечатление.
2.
Характерные особенности внешности.
3.
Манера поведения, речь.
4.
Отношение к хозяйству, к окружающим людям.
5.
Любимое занятие, жизненные цели.
6.
Вывод (выявить определяющую черту образа помещиков, характеризующие их
как социальные типы).
- Чтобы создать портрет литературных героев, нам нужно окунуться в
творческую атмосферу самого писателя, и узнать тайну «Мертвых душ» .
Работа с учебником стр. 211- 213
- Дома вы внимательно перечитали 2 – 6 главы и делали пометы, а сейчас мы с вами
попробуем восстановить все в систему.
Обратите
внимание
на
картинную
галерею,
подумайте,
по
какому
принципу
сгруппированы картины, каким картинам не нашлась пара, почему?
Предполагаемые ответы на вопрос:
- Помещики Манилов и Ноздрев, Собакевич и Коробочка схожи между собой
искаженными положительными свойствами, а Плюшкин – не случайно последний портрет
в галерее, его образ – воплощение полнейшего застоя.
Экскурсовод – ученица:
Бричка подъехала к господскому дому, который стоял одиночкой, будто на возвышении
горы. Возле него ютились две – три клумбы с кустарниками сирени, желтыми акациями.
Целый ряд берез, между которыми виднелась миленькая беседка с надписью: «Храм
уединенного размышления». Давайте на минутку заглянем туда, а кто же там внутри?
Слово учителя:
- Друзья, кто этот миловидный человек?
Ответ:
(ученики
зачитывают
по
книге
-учебнику
Т.Ф.
Курдюмовой,
С.А.Леоновой
«Литература
9
класс.
Учебник
-
хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа, 2012. - 220-221)
- Черты лица его были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было
передано сахару. Он улыбался заманчиво (учитель показывает на картину), был
белокур с голубыми глазами. Какой приятный и добрый человек! – на первый взгляд, но
пообщавшись с ним больше, почувствуешь скуку смертельную!
Слово учителя:
- Какие детали или зарисовки раскрывают сущность Манилова?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг, каждый
поступок
оборачивается
вокруг
него.
Так
Манилов
фантазирует,
например,
о
строительстве мостов и замков – автор поэмы с издевкой указывает на два кресла,
которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.
Слово учителя:
- К каким выводам Н.В.Гоголь приводит читателей?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Главная социально – психологическая черта Манилова -
желание всем и всегда
нравиться: обходительность, учтивость – его «гербовая печать». Он спокойный
наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры – все для него
«предпочтейнейшие люди». Манилов человек неопределенный, в нем нет живых
человеческих желаний. Это мертвая душа, человек « так себе, ни то, ни се».
Слово учителя:
- А какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине? Что это за
социальное явление? Обратимся по этому вопросу к экспертам.
Эксперты:
Маниловщина – это
социальное явление, особый психологический тип личности,
который присущ осень многим, показывая полную непригодность человека к активной
деятельности. Поэтому Гоголь предостерегает читателей от возможности трагического
разрыва между мечтой и действительностью.
Слово учителя:
- Правильно вы определили. Давайте откроем тетрадь и запишем вывод по первому
образу:
Манилов – бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчеркивает
его никчемность и слабость. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи,
поступки говорят о том, что Манилов – человек « ни то, ни се»
- Гоголь предостерегает нас, читателей, от возможности трагизма между мечтами и
реальностью, если не прикладывать каких – либо усилий в осуществлении задуманного.
Слово учителя:
- А кто же по соседству с Маниловым? Какое первое впечатление от этого героя?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Здоровые « полные щеки…» (зачитывает отрывок)
Слово учителя:
- Чем наполнена жизнь Ноздрева?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Жизнь Ноздрева - «бесконечная и незнающая пределов, насыщенная самых низких
чувственных инстинктов человеческой природы. У него полностью отсутствуют
принципы нравственности: он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять,
обманывать.
Слово учителя:
Выделите ведущие черты характера Ноздрева?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Ноздрев – говорун, кутила, лихач, любитель ярмарок и карточных игр. Странную страсть
он имел: кто ближе с ним сходился, тому он больше вех насаждал.
Слово учителя:
А каково отношение Ноздрева к хозяйству?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- У Ноздрева было хорошее хозяйство, но должного ухода с его стороны не было. Он
любил собак, лошадей, когда – то у него была хорошая кузнеца, но так как хозяин не
интересовался ведением хозяйства, да и ему просто некогда за кутежами, ярмарками и
прочими увеселительными процедурами, то все постепенно приходило в упадок.
Ноздреву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль
приобретателя. Им всецело владела жажда удовольствий – таких, которые доступны его
пакостной душе.
Слово учителя:
Давайте запишем вывод – характеристику по Ноздреву.
Ноздрев – трактирный герой, с ярко выраженной страстью все менять, играть в карты
и шахматы, заводить пошлые разговоры, постоянно нагло врать, бездельничать.
Бесхозяйственный,
наделенный
социальной
болезнью
бездуховности,
порожденной
общественными отношениями.
- А что же роднит этих двух героев, почему их портреты расположены рядом?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Оба помещика ведут бесцельный образ жизни, им присущи безалаберность,
бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никаких нравственных
критериев. Оба наделены искаженными положительными чертами характера. Манилов
(мечтательность, доброжелательность и слащавость), Ноздрев (отвага и удаль, и наглое
вранье). У них общая социальная болезнь – бездуховность!
Слово учителя:
Пометьте, что оба помещика ведут бесцельный, праздный образ жизни, им характерны
безалаберность и бесхозяйственность.
ФИЗМИНУТКА.
Ученик – экскурсовод:
- Идем дальше по галерее. Обратите внимание на следующий портрет Настасьи Петровны
Коробочки. Она относилась к числу помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и
держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в
пестрядевые мешочки, которые размещены по ящикам, комодам.
Слово учителя:
- Почему Гоголь дал своей героине фамилию Коробочка?
Предполагаемый ответ на вопрос:
Так как помещицей руководила страсть к накопительству, наживе. Корысть. Весь дом
похож на склад: « картины одна находит на другую, между окон старинные зеркала с
темными рамками от сырости, часы, которые давно стоят, и масса других бесполезных
вещей…». Всматриваясь в портрет Настасьи Петровны, особенно бросаются выпуклые
глаза, которые словно осматривают вашу комнату, в надежде что- то взять или что –
нибудь продать вам.
Слово учителя:
Сущность характера Коробочки лучше проследить через речь персонажей. Речь –
важнейшая деталь создания сатирического образа Коробочки. Диалог Коробочки и
Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом
глухих. Во время прослушивания проследите, с помощью какого стилистического приема
Гоголь подтверждает мысль о дубиноголовности помещицы.
(читают ученики по ролям со слайда презентации)
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Дубиноголовность помещицы показана через многократное повторение Чичиковым:
«Ну, теперь ясно? Понимаете? Понимаете ли вы это? Да, не найдешь слов с вами!»
Слово учителя:
- А еще кто, как думает?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Гоголь показывает дубиноголовность, невежественность, мелочную хлопотливость
Коробочки. Деревенька – источник сала, меда, пеньки, которыми торгует она. Настасья
Петровна воспитана традициями патриархального быта, которые подавили в ней
личность, остановили интеллектуальное развитие на низком уровне, и ее помещичья
хозяйственность
может
иметь
такой
же
подлый,
бесчеловечный
смысл,
как
и
бесхозяйственность.
Слово учителя:
- Правильно, ребята, вы сделали вывод. Давайте запишем в тетрадь.
Образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его
бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30 –х
годах 19 векаЕю руководит страсть к накопительству, корысть. На первый план
Гоголь выдвигает невежественность, дубиноголовность, хлопотливость Коробочки.
Слово учителя:
- По соседству с Коробочкой, посмотрите-ка какой великолепно сложенный мужчина,
кто это?
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Похож на средней величины медведя. Для завершения сходства фрак был на нем
медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, своими ступнями ступал он и
вкривь и вкось. Цвет лица имел каленый, горячий. И даже звали его Михайлом
Семеновичем.
Слово учителя:
Посмотрите внимательно на портрет, что особенно бросается в глаза?
Предполагаемый ответ на вопрос:
В портрете невольно внимание обращаешь на его лицо. « Известно, что есть много на
свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких
мелких инструментов. Рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила
еще раз – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза.
Слово учителя:
- Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная прямолинейность
помещика? Послушайте диалог Чичикова с Собакевичем? Почему в разговоре с
Собакевичем
Чичиков
осторожен:
не
называет
души
умершими,
а
говорит
несуществующие?
( слушают диалог по мультимедиа)
Предполагаемый ответ на вопрос:
- Собакевич сразу понял, что предложенная сделка – жульничество. Но даже глазом не
моргнул. Говорил без малейшего удивления, как будто речь шла о хлебе.
Слово учителя:
- Какие детали – вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?
( ученики зачитывают описание господского дома) «…виднелся
деревянный дом…»
Слово учителя:
-
Запишем
характеристику
Собакевича.
В
Михаиле
Семеновиче
Собакевиче
«проступает» звериное и жестокое начало. В его неуклюжем теле совсем не было
души.
Характер
не
наделен
ни
одним
положительным
моментом,
только
отрицательные – кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к
наживе.
- Что же объединяет портрет Собакевича с портретом Коробочки? Какие приемы
использовал автор для создания этих образов?
Предполагаемый ответ на вопрос:
-Для обрисовки героев Гоголь мастерски использовал диалогическую речь, как
важнейший элемент создания сатирических образов. Диалог очень точно рисует лиц,
ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер:
два мошенника стремятся обмануть друг друга.Крепостническая действительность
воспиталарасчетливых людей, занятых в основном накоплением. Жадное корыстолюбие
раскрывается в сцене продажи мертвых душ. Вся их жизнь - жадное накопительство ради
наживы. Герои эти по – хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому
что это не выгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.
Слово учителя:
- Спасибо, вы хорошо подготовились и славно поработали сегодня на уроке. Но, как вы
заметили, у нас остался еще один персонаж – Плюшкин. Тема нравственного падения,
духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину.
Обсуждение главы 6 из учебника Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леоновой «Литература 9
класс. Учебник - хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа», 2012. - 234- 242)
4.Вывод на мультимедио. Подведение итогов.
5. Итоговое тестирование. (Медиопроектор)
6. Домашнее задание.
Слово учителя:
Дома вам нужно будет написать минисочинение – рассуждение на тему «Как и почему
трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество». При написании
опирайтесь на план – характеристику помещиков, подготовиться к уроку – презентации по
учебнику Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леоновой «Литература 9 класс. Учебник -
хрестоматия». - М.: «Дрофа», - 242-243 «Вопросы и задания»
7.Выставление оценок.