Напоминание

Заочное путешествие по картинной галерее Н.В. Гоголя "Мёртвые души"


Автор: Фёдорова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБВСОУ ВСОШ № 6
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Заочное путешествие по картинной галерее Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы ( УМК Т.Ф.Курдюмовой)

9 класс

Тема: Заочное путешествие по картинной галерее Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Цели урока: выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю

логику создания образа и на этой основе обучить школьников умению определять

принципы типизации социальных явлений; развить внимание учащихся, проследить

общий план изображения помещиков, которого придерживается автор, выявить приемы

создания Гоголем сатирических образов; воспитывать чувство патриотизма, любовь к

чтению.

Методы работы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами

исследовательской работы, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ

произведения, тестирование.

Оборудование:учебник Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леоновой «Литература 9 класс.

Учебник - хрестоматия». - М.: «Дрофапортреты помещиков, электронный учебник,

раздаточный материал.

Учитель русского языка и литературы Фёдорова Татьяна Николаевна МБВСОУ

ВСОШ № 6

ХОД УРОКА:

1.

Организационный момент.

2.

Проверка домашнего задания. Смысл названия поэмы.

Слово учителя:

- Итак, друзья, давайте на секунду закроем глаза, а, открыв, мы окажемся в необычной

галерее Н.В.Гоголя «Мертвый души»

- Почему «мертвые души»? В чем смысл названия поэмы?

Ответы экспертов

:

1)

Современник Н.В.ГоголяМ.П.Погодин отмечал: «…мертвых душ» в русском

языке нет, есть души ревизские. Приписные, убылые, прибылые…»

2)

« Мертвые души» -

это помещики – крепостники, чиновники, которые

продают крестьян, осуществляют документальное оформление купли –

продажи. Гоголь демонстрирует постепенное омертвение их душ. Перед

читателями раскрывается пугающая картина человеческого в человеке.

3.

Краткий обзор «портретных глав поэмы «Мертвые души»

Слово учителя:

- Давайте вглядимся в каждый портрет, представленный в галерее, и проанализируем

данных героев по плану:

1.

Первое впечатление.

2.

Характерные особенности внешности.

3.

Манера поведения, речь.

4.

Отношение к хозяйству, к окружающим людям.

5.

Любимое занятие, жизненные цели.

6.

Вывод (выявить определяющую черту образа помещиков, характеризующие их

как социальные типы).

- Чтобы создать портрет литературных героев, нам нужно окунуться в

творческую атмосферу самого писателя, и узнать тайну «Мертвых душ» .

Работа с учебником стр. 211- 213

- Дома вы внимательно перечитали 2 – 6 главы и делали пометы, а сейчас мы с вами

попробуем восстановить все в систему.

Обратите

внимание

на

картинную

галерею,

подумайте,

по

какому

принципу

сгруппированы картины, каким картинам не нашлась пара, почему?

Предполагаемые ответы на вопрос:

- Помещики Манилов и Ноздрев, Собакевич и Коробочка схожи между собой

искаженными положительными свойствами, а Плюшкин – не случайно последний портрет

в галерее, его образ – воплощение полнейшего застоя.

Экскурсовод – ученица:

Бричка подъехала к господскому дому, который стоял одиночкой, будто на возвышении

горы. Возле него ютились две – три клумбы с кустарниками сирени, желтыми акациями.

Целый ряд берез, между которыми виднелась миленькая беседка с надписью: «Храм

уединенного размышления». Давайте на минутку заглянем туда, а кто же там внутри?

Слово учителя:

- Друзья, кто этот миловидный человек?

Ответ:

(ученики

зачитывают

по

книге

-учебнику

Т.Ф.

Курдюмовой,

С.А.Леоновой

«Литература

9

класс.

Учебник

-

хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа, 2012. - 220-221)

- Черты лица его были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было

передано сахару. Он улыбался заманчиво (учитель показывает на картину), был

белокур с голубыми глазами. Какой приятный и добрый человек! – на первый взгляд, но

пообщавшись с ним больше, почувствуешь скуку смертельную!

Слово учителя:

- Какие детали или зарисовки раскрывают сущность Манилова?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг, каждый

поступок

оборачивается

вокруг

него.

Так

Манилов

фантазирует,

например,

о

строительстве мостов и замков – автор поэмы с издевкой указывает на два кресла,

которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.

Слово учителя:

- К каким выводам Н.В.Гоголь приводит читателей?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Главная социально – психологическая черта Манилова -

желание всем и всегда

нравиться: обходительность, учтивость – его «гербовая печать». Он спокойный

наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры – все для него

«предпочтейнейшие люди». Манилов человек неопределенный, в нем нет живых

человеческих желаний. Это мертвая душа, человек « так себе, ни то, ни се».

Слово учителя:

- А какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине? Что это за

социальное явление? Обратимся по этому вопросу к экспертам.

Эксперты:

Маниловщина – это

социальное явление, особый психологический тип личности,

который присущ осень многим, показывая полную непригодность человека к активной

деятельности. Поэтому Гоголь предостерегает читателей от возможности трагического

разрыва между мечтой и действительностью.

Слово учителя:

- Правильно вы определили. Давайте откроем тетрадь и запишем вывод по первому

образу:

Манилов – бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчеркивает

его никчемность и слабость. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи,

поступки говорят о том, что Манилов – человек « ни то, ни се»

- Гоголь предостерегает нас, читателей, от возможности трагизма между мечтами и

реальностью, если не прикладывать каких – либо усилий в осуществлении задуманного.

Слово учителя:

- А кто же по соседству с Маниловым? Какое первое впечатление от этого героя?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Здоровые « полные щеки…» (зачитывает отрывок)

Слово учителя:

- Чем наполнена жизнь Ноздрева?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Жизнь Ноздрева - «бесконечная и незнающая пределов, насыщенная самых низких

чувственных инстинктов человеческой природы. У него полностью отсутствуют

принципы нравственности: он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять,

обманывать.

Слово учителя:

Выделите ведущие черты характера Ноздрева?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Ноздрев – говорун, кутила, лихач, любитель ярмарок и карточных игр. Странную страсть

он имел: кто ближе с ним сходился, тому он больше вех насаждал.

Слово учителя:

А каково отношение Ноздрева к хозяйству?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- У Ноздрева было хорошее хозяйство, но должного ухода с его стороны не было. Он

любил собак, лошадей, когда – то у него была хорошая кузнеца, но так как хозяин не

интересовался ведением хозяйства, да и ему просто некогда за кутежами, ярмарками и

прочими увеселительными процедурами, то все постепенно приходило в упадок.

Ноздреву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль

приобретателя. Им всецело владела жажда удовольствий – таких, которые доступны его

пакостной душе.

Слово учителя:

Давайте запишем вывод – характеристику по Ноздреву.

Ноздрев – трактирный герой, с ярко выраженной страстью все менять, играть в карты

и шахматы, заводить пошлые разговоры, постоянно нагло врать, бездельничать.

Бесхозяйственный,

наделенный

социальной

болезнью

бездуховности,

порожденной

общественными отношениями.

- А что же роднит этих двух героев, почему их портреты расположены рядом?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Оба помещика ведут бесцельный образ жизни, им присущи безалаберность,

бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никаких нравственных

критериев. Оба наделены искаженными положительными чертами характера. Манилов

(мечтательность, доброжелательность и слащавость), Ноздрев (отвага и удаль, и наглое

вранье). У них общая социальная болезнь – бездуховность!

Слово учителя:

Пометьте, что оба помещика ведут бесцельный, праздный образ жизни, им характерны

безалаберность и бесхозяйственность.

ФИЗМИНУТКА.

Ученик – экскурсовод:

- Идем дальше по галерее. Обратите внимание на следующий портрет Настасьи Петровны

Коробочки. Она относилась к числу помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и

держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в

пестрядевые мешочки, которые размещены по ящикам, комодам.

Слово учителя:

- Почему Гоголь дал своей героине фамилию Коробочка?

Предполагаемый ответ на вопрос:

Так как помещицей руководила страсть к накопительству, наживе. Корысть. Весь дом

похож на склад: « картины одна находит на другую, между окон старинные зеркала с

темными рамками от сырости, часы, которые давно стоят, и масса других бесполезных

вещей…». Всматриваясь в портрет Настасьи Петровны, особенно бросаются выпуклые

глаза, которые словно осматривают вашу комнату, в надежде что- то взять или что –

нибудь продать вам.

Слово учителя:

Сущность характера Коробочки лучше проследить через речь персонажей. Речь –

важнейшая деталь создания сатирического образа Коробочки. Диалог Коробочки и

Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом

глухих. Во время прослушивания проследите, с помощью какого стилистического приема

Гоголь подтверждает мысль о дубиноголовности помещицы.

(читают ученики по ролям со слайда презентации)

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Дубиноголовность помещицы показана через многократное повторение Чичиковым:

«Ну, теперь ясно? Понимаете? Понимаете ли вы это? Да, не найдешь слов с вами!»

Слово учителя:

- А еще кто, как думает?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Гоголь показывает дубиноголовность, невежественность, мелочную хлопотливость

Коробочки. Деревенька – источник сала, меда, пеньки, которыми торгует она. Настасья

Петровна воспитана традициями патриархального быта, которые подавили в ней

личность, остановили интеллектуальное развитие на низком уровне, и ее помещичья

хозяйственность

может

иметь

такой

же

подлый,

бесчеловечный

смысл,

как

и

бесхозяйственность.

Слово учителя:

- Правильно, ребята, вы сделали вывод. Давайте запишем в тетрадь.

Образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его

бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30 –х

годах 19 векаЕю руководит страсть к накопительству, корысть. На первый план

Гоголь выдвигает невежественность, дубиноголовность, хлопотливость Коробочки.

Слово учителя:

- По соседству с Коробочкой, посмотрите-ка какой великолепно сложенный мужчина,

кто это?

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Похож на средней величины медведя. Для завершения сходства фрак был на нем

медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, своими ступнями ступал он и

вкривь и вкось. Цвет лица имел каленый, горячий. И даже звали его Михайлом

Семеновичем.

Слово учителя:

Посмотрите внимательно на портрет, что особенно бросается в глаза?

Предполагаемый ответ на вопрос:

В портрете невольно внимание обращаешь на его лицо. « Известно, что есть много на

свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких

мелких инструментов. Рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила

еще раз – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза.

Слово учителя:

- Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная прямолинейность

помещика? Послушайте диалог Чичикова с Собакевичем? Почему в разговоре с

Собакевичем

Чичиков

осторожен:

не

называет

души

умершими,

а

говорит

несуществующие?

( слушают диалог по мультимедиа)

Предполагаемый ответ на вопрос:

- Собакевич сразу понял, что предложенная сделка – жульничество. Но даже глазом не

моргнул. Говорил без малейшего удивления, как будто речь шла о хлебе.

Слово учителя:

- Какие детали – вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

( ученики зачитывают описание господского дома) «…виднелся

деревянный дом…»

Слово учителя:

-

Запишем

характеристику

Собакевича.

В

Михаиле

Семеновиче

Собакевиче

«проступает» звериное и жестокое начало. В его неуклюжем теле совсем не было

души.

Характер

не

наделен

ни

одним

положительным

моментом,

только

отрицательные – кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к

наживе.

- Что же объединяет портрет Собакевича с портретом Коробочки? Какие приемы

использовал автор для создания этих образов?

Предполагаемый ответ на вопрос:

-Для обрисовки героев Гоголь мастерски использовал диалогическую речь, как

важнейший элемент создания сатирических образов. Диалог очень точно рисует лиц,

ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер:

два мошенника стремятся обмануть друг друга.Крепостническая действительность

воспиталарасчетливых людей, занятых в основном накоплением. Жадное корыстолюбие

раскрывается в сцене продажи мертвых душ. Вся их жизнь - жадное накопительство ради

наживы. Герои эти по – хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому

что это не выгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.

Слово учителя:

- Спасибо, вы хорошо подготовились и славно поработали сегодня на уроке. Но, как вы

заметили, у нас остался еще один персонаж – Плюшкин. Тема нравственного падения,

духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину.

Обсуждение главы 6 из учебника Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леоновой «Литература 9

класс. Учебник - хрестоматия» издательство ». - М.: «Дрофа», 2012. - 234- 242)

4.Вывод на мультимедио. Подведение итогов.

5. Итоговое тестирование. (Медиопроектор)

6. Домашнее задание.

Слово учителя:

Дома вам нужно будет написать минисочинение – рассуждение на тему «Как и почему

трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество». При написании

опирайтесь на план – характеристику помещиков, подготовиться к уроку – презентации по

учебнику Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леоновой «Литература 9 класс. Учебник -

хрестоматия». - М.: «Дрофа», - 242-243 «Вопросы и задания»

7.Выставление оценок.



В раздел образования