Автор: Токарев Юрий Николаевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат"
Населённый пункт: г. Луганск, Луганская Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Циклы с параметром"
Раздел: среднее образование
Открытый
урок
по
информатике
для
8
класса
по теме «Циклы с параметром»
Токарев Юрий Николаевич
ГБОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат»
Учитель информатики
Тема урока: Циклы с параметром.
Тип: урок усвоения новых знаний
Формы:
круговой опрос, работа с презентацией, частично-поисковое
исследование, самостоятельная работа за компьютером.
Цели
и
задачи урока:
Учебные:
•
формирование знаний о конструкции цикла с параметром
•
выполнение программ, содержащих оператор цикла с параметром
•
закрепление навыков использования циклических алгоритмических конструкций
Развивающие:
•
формирование алгоритмического мышления
•
развитие интеллектуальных способностей
Воспитательные:
•
воспитание алгоритмической культуры
Планируемые результаты урока
Личностные результаты
•
готовность к повышению своего образовательного уровня с использованием средств
и методов информатики.
Метапредметные результаты
•
умение структурировать и визуализировать информацию;
•
умение устанавливать аналогии, классифицировать и устанавливать причинно-
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
и по аналогии) и делать выводы;
Предметные результаты
•
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной
деятельности в современном обществе;
•
формирование знаний об алгоритмических конструкциях цикла,
Ход урока
1. Организационный этап.
Ученики заходят в класс по звонку, готовятся к уроку, (вещи на стулья у окна).
Приветствие, дата 13 марта, классная работа, тема урока.
Записать в тетради ДЗ: Прочитать учебник: страницы 88-90. Составить алгоритм для
примера 19 на странице 89
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Команда цикла с параметром – наиболее востребованная команда цикла в школьном
программировании. Профессионалы так же охотно пользуются этой командой, хоть это и
~
1
~
не самый мощный из циклов, зато прост в использовании, и уберегает от ошибки
зацикливания. Для решения большинства задач по программированию в 9-м и 10-м
классах нужно уметь использовать команду цикла с параметром.
3. Актуализация знаний.
Круговой опрос (можно использовать прием чет/нечет для оживления аудитории).
За полный ответ – плюсик, за частичный пол-плюса.
Вопросы:
1.
назначение команды цикла
2.
определение тела цикла
3.
назвать служебные слова команды Цикл-N-Раз
4.
назвать служебные слова команды Цикл-Пока
5.
назвать служебные слова команды Цикл-До
6.
назвать все команды, содержащие условие
7.
где расположено условие в Цикл-До
8.
какова роль условия в Цикл-До (прекращения или продолжения повторений)
9.
где расположено условие в Цикл- N-Раз
10. где расположено условие в Цикл-Пока
11. какова роль условия в Цикл-Пока
4. Усвоение новых знаний.
Используем
системно-деятельностный
подход.
Учащиеся
изучают
слайд
7,
сопоставляют информацию о применении параметра цикла в качестве счетчика
аналогично команде Цикл-Пока,
а также схожесть упрощенной записи цикла с
параметром с простейшей командой Цикл- N-Раз
Работа с презентацией АиП-3. Задание к презентации. (за полное выполнение плюсик,
частичное - полплюса)
1)
Изучить слайд 7.
2)
Записать в тетрадь все служебные слова команды цикла с параметром.
3)
Записать команду цикла с параметром, выполняющую тело цикла 7 раз.
5. Первичное закрепление.
Задание (код файла – Smile2)
Используя раненнее рассмотренные примеры, и примеры со слайда 8 учащиеся строят
предположение о том, как выглядит команда с параметром применительно к задаче, а
затем экпериментально проверяют ее на компьютере (частично-поисковый метод)
Используя только цикл с параметром (подсказки на слайде 8 справа)
1)
Вывести свой ник в столбик 7 раз.
2)
Вывести в строку последовательность натуральных чисел от 3 до 9
~
2
~
3)
Вывести первые 11 двузначных чисел
4)
Доп. Вывести первые 9 четных чисел
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
По звонку сохранить программы (они будут оцениваться на следующем уроке, но
успевшие сделать 1 или 2 задачи до звонка могут получить еще пол-плюса/плюс).
Пока учащиеся составляют программы проверить записи в тетради (плюсик) и выставить
оценку с учетом ответов вначале урока.
Критерий оценивания: 2 плюса=5, плюс и пол-плюса=4, 1 плюс переносится на следующий
урок (накопительно-поощрительный принцип формирующей оценки)
МЕСТО В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 8 КЛАССА
Раздел
4:
Начала
программирования.(13ч)
Тема 2:
Программирование циклических алгоритмов.
(7ч)
46
1
Циклы с условием продолжения работы.
47
2
Таблицы значений переменных.
48
3
Циклы с условием прекращения работы.
49
4
Реализация
циклических
алгоритмов.
Практическая
работа.
50
5
Циклы с параметром.
51
6
Варианты программирования циклического алгоритма.
52
7
Программирование циклов. Проверочная работа.
Важнейшие предметные результаты
•
формирование алгоритмической культуры;
•
формирование представлений о понятии «алгоритм» и его свойствах;
•
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной
деятельности в современном обществе;
•
формирование знаний об алгоритмических конструкциях цикла,
•
знакомство с записью циклической алгоритмической структуры на языке Pascal;
•
формирование умений формализации информации,
•
формирование умений структурирования информации,
Выпускник научится:
•
разрабатывать программы, содержащие оператор цикла с предусловием «Пока»;
•
разрабатывать программы, содержащие оператор цикла с постусловием «До»;
•
разрабатывать программы, содержащие оператор цикла с параметром «Для»;
•
разрабатывать программы, использующие цикл со счетчиком;
Выпускник овладеет:
•
практическими навыками реализации в среде программирования циклических
алгоритмов;
Выпускник получит возможность:
•
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
~
3
~
Узел «циклы с условием» (!флаг – противопоставление с «N-раз»)
Общий вид команд, схемы команд, описание работы, применение флага, главный
цикл работы программы (выход по 0), моделирование цикла N-раз
Узел «счетчик цикла» (!моделирование цикла N-раз)
моделирование цикла N-раз с помощью цикла с параметром
~
4
~