Автор: Купрюхина Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа-интернат №1"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Раздел: среднее образование
Открытый урок в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы
Купрюхиной Л.Ю.
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об обстоятельстве как о второстепенном члене
предложения.
Задачи:
Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся
посредством знакомства с одним из видов второстепенных членов предложения –
обстоятельством.
Формировать умения составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в
предложении.
Ставить вопросы к обстоятельствам, определять их роль в предложении, способ
выражения, графически обозначать.
Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
Развивать умение применять новые знания.
Обогащать словарный запас учащихся.
Совершенствовать словарный запас учащихся.
Самостоятельно употреблять обстоятельства в речи.
Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться нахо
дить обстоятель
ство в предложе
нии, отличать его от
дополнения, выраженного су
ществительным в косвенном па
деже
Метапредметные:
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия
партнера, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе работы над обстоятельством
Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской
деятельности.
Оборудование: доска, мел, проектор, экран, компьютер
Ход урока
- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.
- Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня
достичь успеха на уроке?
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Выполняем первое
задание на повторению.
1) Цифровой диктант
Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да
– 1, нет – 0. (на доске)
А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.
Б) Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что
делать? что слелать?.
В) Сказуемое – это второстепенный член предложения.
Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный,
называются распространёнными.
Д) По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные,
повествовательные.
Ё) Предложения с одним главным членом называются двусоставными.
Ж) Синтаксис изучает словосочетание и предложение
Учитель: А теперь ребята, посмотрите, перед вами текст. Прочитайте его,
пожалуйста. Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания и
подчеркните , пожалуйста, подлежащие, сказуемые, определения и дополнения.
Весна чудесное время года. Весной интересно наблюдать за живой природой. Звонко
поют прилетевшие с юга птицы. Появляется зелень на деревьях и кустах.
Распускаются нежные цветы. Ярко светит солнце.
-
Какие знаки препинания вы вставили?
-
Объясните постановку тире.
Учитель: - Ребята посмотрите ещё раз на записанный текст. Все ли мы слова
подчеркнули?
- Да, у нас остались неподчеркнутые слова. ... Да, правильно, ребята, это
обстоятельства. Давайте в своих тетрадочках подчеркнем обстоятельства. А кто
помнит, как оно подчеркивается? Ребята, обратите внимание, а какими частями речи
выражено обстоятельство?
-Обстоятельство очень важный член предложения. Оно расширяет, делает более
понятной информацию, которую доносит до читателя предложение.
- обстоятельство говорит о времени, месте, способе действия, т.е. о том, когда, где,
как при каких обстоятельствах действие совершилось.
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. (на слайде тот же текст с выделенными
словами-обстоятельствами, и при нажатии выскакивают вопросы к каждому
обстоятельству).
Когда?
Весной
время
Как?
Интересно
Образа действия
Как ?
Звонко
Образа действия
Откуда?
С юга
место
Как?
Ярко
Образа действия
-
А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать определение
обстоятельства...
“Ромашка”. На парту кладу по 1 комплекту. 1 лепесток- это главный член
предложения, 2 лепесток - второстепенный член предложения; 1 лепесток -
отвечает на вопросы где, когда, каким образом и т.д; 2 лепесток - отвечает на
вопросы косвенных падежей, отвечает на вопросы какой? чей?; 1 лепесток -
подчеркивается штриховой линией, 2 лепесток - подчеркивается волнистой
линией, 3 лепесток - подчеркивается штрих-пунктирной линией. Если будет
больше детей, то и лепестки с видами обстоятельств и чем выражены)
Педагог в это время приклеивает правильные лепестки к серединке ромашки
на доске.
-
А теперь, ребята, кто попробует объединить все наши лепестки и
- Проверим работу. (Взаимопроверка карандашами)