Напоминание

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.


Автор: Купрюхина Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа-интернат №1"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы

Купрюхиной Л.Ю.

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование понятия об обстоятельстве как о второстепенном члене

предложения.

Задачи:

Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся

посредством знакомства с одним из видов второстепенных членов предложения –

обстоятельством.

Формировать умения составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в

предложении.

Ставить вопросы к обстоятельствам, определять их роль в предложении, способ

выражения, графически обозначать.

Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

Развивать умение применять новые знания.

Обогащать словарный запас учащихся.

Совершенствовать словарный запас учащихся.

Самостоятельно употреблять обстоятельства в речи.

Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться нахо

дить обстоятель

ство в предложе

нии, отличать его от

дополнения, выраженного су

ществительным в косвенном па

деже

Метапредметные:

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия

партнера, умение убеждать).

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через

включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе работы над обстоятельством

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской

деятельности.

Оборудование: доска, мел, проектор, экран, компьютер

Ход урока

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.

- Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня

достичь успеха на уроке?

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Выполняем первое

задание на повторению.

1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да

– 1, нет – 0. (на доске)

А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

Б) Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что

делать? что слелать?.

В) Сказуемое – это второстепенный член предложения.

Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный,

называются распространёнными.

Д) По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные,

повествовательные.

Ё) Предложения с одним главным членом называются двусоставными.

Ж) Синтаксис изучает словосочетание и предложение

Учитель: А теперь ребята, посмотрите, перед вами текст. Прочитайте его,

пожалуйста. Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания и

подчеркните , пожалуйста, подлежащие, сказуемые, определения и дополнения.

Весна чудесное время года. Весной интересно наблюдать за живой природой. Звонко

поют прилетевшие с юга птицы. Появляется зелень на деревьях и кустах.

Распускаются нежные цветы. Ярко светит солнце.

-

Какие знаки препинания вы вставили?

-

Объясните постановку тире.

Учитель: - Ребята посмотрите ещё раз на записанный текст. Все ли мы слова

подчеркнули?

- Да, у нас остались неподчеркнутые слова. ... Да, правильно, ребята, это

обстоятельства. Давайте в своих тетрадочках подчеркнем обстоятельства. А кто

помнит, как оно подчеркивается? Ребята, обратите внимание, а какими частями речи

выражено обстоятельство?

-Обстоятельство очень важный член предложения. Оно расширяет, делает более

понятной информацию, которую доносит до читателя предложение.

- обстоятельство говорит о времени, месте, способе действия, т.е. о том, когда, где,

как при каких обстоятельствах действие совершилось.

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. (на слайде тот же текст с выделенными

словами-обстоятельствами, и при нажатии выскакивают вопросы к каждому

обстоятельству).

Когда?

Весной

время

Как?

Интересно

Образа действия

Как ?

Звонко

Образа действия

Откуда?

С юга

место

Как?

Ярко

Образа действия

-

А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать определение

обстоятельства...

“Ромашка”. На парту кладу по 1 комплекту. 1 лепесток- это главный член

предложения, 2 лепесток - второстепенный член предложения; 1 лепесток -

отвечает на вопросы где, когда, каким образом и т.д; 2 лепесток - отвечает на

вопросы косвенных падежей, отвечает на вопросы какой? чей?; 1 лепесток -

подчеркивается штриховой линией, 2 лепесток - подчеркивается волнистой

линией, 3 лепесток - подчеркивается штрих-пунктирной линией. Если будет

больше детей, то и лепестки с видами обстоятельств и чем выражены)

Педагог в это время приклеивает правильные лепестки к серединке ромашки

на доске.

-

А теперь, ребята, кто попробует объединить все наши лепестки и

- Проверим работу. (Взаимопроверка карандашами)



В раздел образования