Автор: Ижбулдина Гульнара Арслановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г.Тарко-Сале
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район г.Тарко - Сале
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Графики функций y = ax2+ n, y = a(x-m)2 и y = a(x-m)2+n"
Раздел: среднее образование
Тема: «Графики функций y = ax
2
+ n, y = a(x-m)
2
и
y = a(x-m)
2
+n»
Цели: Формирование умений строить график квадратичной функции вида
у=ах
2
+ n, y=a(x-m)
2
и у=a (x – m)
2
+n.
Задачи:
1.
Научить изображать схематически графики функций y= ах²+n и
y=а(х-m)² с помощью параллельного переноса графика
y
=
a x
2
вдоль
осей координат.
2.
Строить с помощью шаблона графики функции вида у=ах
2
+ n,
y=a(x-m)
2
и у=a(x-m)
2
+n.
3.
Развивать интерес к предмету, познавательную и творческую
деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные, наглядные; частично-поисковый.
Оборудование: координатная плоскость на прозрачной пленке и на листе
бумаги формата А4, шаблоны парабол.
Техническое сопровождение к уроку: интерактивная доска (экран и
проектор), компьютерная презентация.
Планируемые результаты:
1.
самостоятельное формулирование правил построения графиков
2.
у=a(x-m)
2
+n из у=ах
2
;
3.
развить умения у учащихся строить график y=a(x-m)
2
+n;
4.
систематизировать знания о графиках функций, их свойствах;
5.
устанавливать соответствие между графиком и формулой;
6.
делать обобщения и выводы.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент. (1-2 минуты)
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы расширим свои
знания о квадратичной функции, а также познакомимся с графиками
квадратичной функции, заданной в виде у=ах
2
+n, y=a(x-m)
2
; у=a (x–m)
2
+n.
Урок мне хотелось бы начать словами известного французского
математика 16 – 17 веков Паскаля.
«Предмет математики настолько серьезен, что
нужно не упускать случая делать его немного
занимательнее»
2. Актуализация знаний учащихся. (8 – 10 минут)
- Какие бывают виды симметрии? (Симметрия бывает осевая и
центральная)
- Вспомните, что такое симметрия. (Симметрия — это свойство, которое
характеризует равенство или соответствие одной части или объекта
другой части или объекту.)
- Сегодня на уроке мы будем применять осевую симметрию. Как
построить симметричную точку относительно прямой? (От точки А к
прямой опускаем перпендикуляр. От точки О продолжаем перпендикуляр,
равный отрезку ОА и получаем точку А
1
.)
- Возьмите листочек и на координатной плоскости отметьте точки
симметричные данным относительно оси у. (У доски работает один
ученик. Остальные работают на местах).
- Теперь последовательно соедините эти точки. Что у вас получилось?
(Бабочка)
- На одном прекрасном лугу, среди множества цветов, жила бабочка.
Целый день она порхала с цветка на цветок вместе со своими подружками
и опыляла цветы. Вот и наша бабочка не усидела на месте и перелетела
вверх вдоль оси у на 3 единицы. А для того, чтобы увидеть, что
получилось, мы используем пленку с координатной плоскостью.
- Внимательно посмотрите и скажите, что произошло с точками, по
которым вы построили бабочку? (Точки сдвинулись вверх на 3 единицы.
При этом абсциссы (х) точек не меняются, а меняются ординаты (у))
- А ось симметрии у бабочки? (Она совпадает с осью у)
- Верните бабочку на начало координат. Теперь бабочка перелетела вниз
вдоль оси у на 3 единицы. Что изменилось? (Точки сдвинулись на 3
единицы вниз, а при этом абсциссы (х) точек не меняются, а меняются
ординаты (у). А ось симметрии не изменилась.)
- Данное передвижение называется параллельным переносом вдоль оси у.
- Верните бабочку на начало координат. А теперь наша бабочка перелетела
вправо вдоль оси х на 4 единицы. Что произошло с точками, по которым
вы построили бабочку? (Точки сдвинулись на 4 единицы вправо вдоль оси х,
При этом ординаты точек не меняются, а меняются абсциссы. И ось
симметрии у бабочки переместилась на 4 единицы вправо и проходит
параллельно оси у через точку х=4)
- Верните бабочку на начало координат. Теперь бабочка перелетела на 4
единицы влево. Что можно сказать про точки и ось симметрии? (Точки
сдвинулись на 4 единицы влево вдоль оси х, при этом ординаты точек не
меняются, а меняются абсциссы. Ось симметрии переместилась на 4
единицы влево вдоль оси икс и проходит параллельно оси у через точку -4)
-Мы использовали параллельный перенос вдоль оси х.
- А теперь проделанную работу мы используем для знакомства с новой
темой.
3. Знакомство с новой темой (10 – 12 минут)
- Скажите, что является графиком функции, заданной формулой у=х
2
?
(Парабола).
- В какой точке расположена вершина параболы? (Вершина параболы
расположена в начале координат)
- Можем ли мы построить параболу, зная только, где находится вершина?
(Нет, не можем. Для построения параболы, нам нужны дополнительные
точки)
- А теперь поработаем в паре. Рассмотрим виды квадратичной функции
:
у=ах
2
+n и y=a(x-m)
2
на примере функций.
Вместо бабочки возьмите шаблон параболы у=ах
2
и проделайте туже
работу.
- У вас на партах лежат листочки. Внимательно рассмотрите и соедините
формулу с графиком функции.
1.
В
2.
А
3.
О
4.
Б
5.
!
6.
Р
-
Запишите буквы по номерам. Какое слово у вас получилось? (Браво)
Браво, ребята. Вы правильно выполнили работу. Кто сможет сделать
вывод?
Вывод: движение графика на несколько единиц влево или вправо вдоль оси
х, можно задать формулой y=a(x-m)
2
;
движение графика на несколько единиц вверх или вниз вдоль оси у, можно
задать формулой у=ах
2
+n
Правило: график функции y = ax
2
+ n является параболой, которую можно
получить с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц
вверх, если n>0, или на –n единиц вниз, если n <0.
Правило: график функции
является параболой, которую можно
получить с помощью параллельного переноса вдоль оси X на m единиц
вправо, если m>0, или на – m единиц влево, если m <0.
- Спасибо за работу.
1.
В
2.
А
0
-1
0
3.
О
4.
Б
5.
!
6.
Р
3
0
-3
1
0
0
0