Автор: Зарета Вахаевна Загаева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Технологическая карта урока по алгебре 6 класс
Тема: Вычитание рациональных чисел
Раздел: среднее образование
БУ СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра высшей математики и информатики
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по Алгебре
(название предмета)
В 6
«А
» классе МБОУ СОШ № 15
Обучающийся
(ФИО практиканта)
Группа
Дата проведения урока:
06.04
20
24
г.
Начало урока в 8
часов 00
минут
Учитель-наставник:
Руководитель практики
К уроку допущен
«__»
20_
г. (подпись учителя-наставника)
«__» 20___г. (подпись руководителя практики)
Тема урока: Вычитание рациональных чисел.
Цель урока (для учителя):
создать условия для открытия правила вычитания
рациональных чисел.
Задачи урока:
образовательные
вывести правило вычитания положительных и отрицательных чисел.
развивающие
развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной
работы, работы в паре, математической речи, контроля и самоконтроля.
воспитательные
воспитывать осознанное отношение к выполнению задания;
продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к
мнению других, умения слушать.
Планируемые результаты:
предметные
уметь выполнять вычитание чисел.
метапредметные
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать
правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои
действия
и
вносить
в
них
коррективы
при
необходимости,
высказывать
своё
предположение.
личностные
формирование устойчивой мотивации к обучению.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Средства обучения: учебник, листы самооценки.
Оформление классной доски:
План урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Используемые методы,
приемы, формы
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
Планируемо
е время
1. Этап. Мотивация учебной деятельности
Учитель приветствует учащихся,
проверяет их готовность к уроку,
организует внимания детей.
Проводит инструктаж
по работе с
листом самооценки. (Приложение 1)
На доске записано высказывание:
«Считай
несчастный
тот
день
или
тот
час,
в
который
ты
не
усвоил
ничего нового и ничего не прибавил к
своему образованию»
Ян Амос Каменский
- Как вы понимаете эти слова?
-И
сегодняшний
день
не
будет
несчастным потому, что вы обязательно
узнаете сегодня что – то новое.
Включаются
в
деловой
ритм
урока.
Настраиваются
на
рабочий лад.
Знакомятся
с
листом
самооценки,
уточняют
критерии оценки.
Если
человек
не
узнает
ничего
нового,
не
получит новых знаний, то
этот
день
для
него
можно
считать
пропавшим
или
несчастным.
Надо
стремиться к получению
новых знаний.
«Побуждение»
Демонстрируют
готовность
к
учебной
деятельности.
2 мин
2. Этап. Актуализации и пробного учебного действия
-Для того, чтобы изучить новый материал,
нужно повторить пройденный. Дома было
задание – повторить правила и
определения и сейчас вы покажете свои
знания, поработав с контрольными
вопросами.
1.Взаимотренажер (Приложение 2)
(Контрольные вопросы по теме
«Положительные и отрицательные
числа»)
-Какие вопросы были наиболее
Результаты работы
отмечают в таблице.
«Вопрос к тексту»
Формирование
умения
оформлять
свои
мысли в устной
форме; слушать и
понимать речь
других; взаимодействие
учащихся в парной
работе.
5 минут
трудными?
- Что нужно для успешной сдачи
контрольных вопросов?
2.Устная работа с комментированием
-45 + (-45) =
-3,5 +(-2,4) =
-20 + 15 =
6,5 + (-8,7) =
- Знать правила сложения
рациональных чисел
Вычисляют устно и дают
ответы с комментариями.
3. Этап. Постановка цели и задач урока.
Проблемная ситуация
Самостоятельная работа по карточкам
-7,5 + (-7,3)
- 491 + (-201)
86 + (-99)
-14 + 37
-113,5 +(-25,06)
34,8 – 58,9
-Всем ли удалось справится с
предложенными заданиями?
- Что вызвало затруднения у вас
затруднение?
-Почему последний пример вызвал у
вас затруднение?
Цель урока
Какая цель нашего урока?
Выполняют
самостоятельную
работу с
самопроверкой
(открывается во время
проверки) Результаты
работы отмечают в
таблице.
-Последний пример
-Мы не знаем правила
вычитания
Формулируют
тему
и
цели урока.
«Повторяем с
контролем»
Самостоятельная работа
Развитие
умения
самооценки
6 минут
4. Этап. Усвоение новых знаний и способов усвоения
-Откроем тетради запишем дату,
классная работа, тему урока
«Вычитание рациональных чисел».
- Вычитание отрицательных чисел имеет
тот же смысл, что и вычитание
Записывают
дату
в
тетрадь,
определяют
тему и цель урока.
Отвечают на вопросы
«Мозговой штурм»
Частично-поисковый
метод
Формирование
умения
находить
и
выделять
необходимую
информацию;
умение
делать предположения и
7 минут
положительных чисел. Расскажите
правило вычитание положительных
чисел.
- Приведите пример
-Как еще мы можем получить число 5:
число 4:
-Как называют числа 4 и -4, 5 и -5?
-
Попробуйте
сформулировать
правило
вычитание чисел? А как записать на
математическом языке?
Ребята, вы сейчас сами сформулировали
правило
вычитания
чисел.
Ваши
предположения мы назовем гипотезой. Вы
выполнили
очень
важную
интеллектуальную
работу.
Подобно
ученым выдвинули гипотезу и открыли
новое правило. Сверим вашу гипотезу с
правилом в учебнике.
Работа с учебником § 36 стр.211-212.
Вернемся к нашему примеру 34,8 – 58,9
= 34,8 + (- 58,9) = - 24,1
-Вычитание – действие,
с помощью которого по
сумме
и
одному
из
слагаемых
находят
другое слагаемое
4 +5 = 9, поэтому 9 – 4 =
5 или 9 – 5 =4
9 + (-4) = 5
9 + (- 5) = 4
Противоположные
Формулируют
правило.
Проговаривают
свои
предположения,
делают
выводы.
Работают
по
учебнику,
сравнивают
со
своей
формулировкой
обосновывать их.
5. Этап. Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа на доске.
Учебник – стр. 212 № 993
-Сравните
уменьшаемое
и
вычитание
в
каждой разности. Какой вывод можно
сделать?
Работают на доске, и в
тетради. Выполняют
задание, затем вместе с
учителем проверяют
верность выполненного
задания, анализируют
свои ответы, отвечают на
вопрос.
Делают вывод:
1.
Если уменьшаемое равно
вычитаемому, то их
разность равна нулю.
2.
Если уменьшаемое
меньше вычитаемого, то
их разность равна
отрицательному числу.
Работа у доски.
Планирование
деятельности для решения
поставленной
задачи
и
контроль
полученного
результата.
10 минут
Если
уменьшаемое
больше
вычитаемого, то
их
разность
равна
положительному числу.
6. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Сейчас
я
предлагаю
вам
выполнить
самостоятельную работу с последующей
взаимопроверкой.
Учащиеся
выполняют
самостоятельную работу
по карточкам.
Осуществляют
проверку
самостоятельной работы.
Результаты
работы
отмечают в таблице.
Учащиеся
сдают
самостоятельную работу
учителю.
"Блиц-контрольная"
Формирование
умения
самостоятельно адекватно
анализировать
правильность выполнения
действий и вносить
необходимые
коррективы.
8 минут.
7. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Дает комментарий к домашнему
заданию.
Прочитать теоретический материал
учебника стр. 186 -187, № 1109, № 1116,
творческая работа: составить кроссворд
по теме сложение и вычитание.
В течение всего урока вы заполняли лист
самооценки, посчитайте количество верно
выполненных заданий и выставьте себе
оценку за урок. Постарайтесь объяснить
свое оценивание.
Какую цель мы поставили в начале урока?
Достигли ли вы цели?
Ребята, если вы хорошо усвоили тему
урока, достигли цели урока, прикрепите
своего улыбающегося смайлика на дереве
познания. Если остались непонятными
какие-то моменты – грустного смайлика.
Учащиеся записывают в
дневники
домашнее
задание.
Участвуют в беседе по
обсуждению достижений.
Делают
выводы,
осуществляют
самооценку достижений.
Показывают с помощью
сигнальных
карт
(смайлики)
степень
усвоения материала.
"Опрос – итог"
«Смайлики»
Рефлексия
способов
и
условий
действия,
адекватное
понимание
причин успеха и неудач,
контроль
и
оценка
процесса
и
результатов
деятельности
2 минут
Приложения
Приложение 1.
Лист самооценки
Фамилия, имя
1
2
3
4
5
Оценка
Контрольные
вопросы
Самостоятельная
работа № 1
Самостоятельная
работа работа № 2
Итог
Ответы на вопрос или на пример «+» правильно, «-» неправильно.
Критерии оценки: 5 –«5», 4 – «4», 3 – «3»
Приложение 2.
Методика взаимотренажа
Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения она имеет
вполне определенную образовательную значимость.
Работа в паре
Один ученик имеет при себе одну карточку (вопрос – ответ), а другой ученик – другую (вопрос – ответ). Первый ученик диктует второму
первый вопрос из своей карточки (не говоря ответ), второй отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет
ответ. Если ответ правильный, то он диктует второй вопрос. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз ответить на
вопрос. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем
переходит к следующему
вопросу.
Когда первый продиктует все вопросы своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задает вопросы своей карточки, а
первый отвечает на эти вопросы. Когда все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу, благодаря друг друга за работу.
Работа в роли учителя интересна всем ученикам, не зависимо от их успеваемости, общего развития и индивидуальных особенностей. Здесь
работают все, все включены в учебный процесс.
Карточка 1.
Как
называются
числа
расположены
справа
от
начала
координат?
Положительные
Какие числа называют противоположными?
Два числа отличающиеся друг от друга только знаками, называются
противоположными
Что называют модулем числа?
Расстояние от начала от счета до точки А(а) до, называют модулем
числа
Как обозначают модуль числа?
Прямыми скобками
Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел?
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули и
поставить знак минус
Карточка 2.
Как называются числа расположены слева от начала координат?
Отрицательные
Какое число противоположно нулю?
0
Может ли
модуль
какого-нибудь
числа
быть
отрицательным
числом?
Нет. Расстояние не бывает отрицательным
Расскажи правило сравнения отрицательных чисел
Из двух отрицательных чисел больше то модуль которого меньше и
меньше то, у которого модуль больше или из двух отрицательных
чисел больше число, которое находиться ближе к нулю
Чему равна сумма противоположных чисел?
0