Автор: Бондаренко Любовь Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Дтский сад 163 ОАО РЖД
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Адаптация ребёнка к ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Рабочая
программа
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения
это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в
новые условия. Меняется режим, характер питания,
температура
помещения,
воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит
к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное
состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков.
Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое
ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители
должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все
усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в
коллективе.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад,
положительное отношение к нему
.1 Этапы адаптационного периода
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах,
было выделено 3 этапа (фазы) адаптационного процесса.
1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом
состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым
респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в
речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все
сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне
замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к
концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии (2)При
этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного
периода:
· легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок
соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не
болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
· адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок
на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание
длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
· тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже
полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое
истощение организма (3)
Одной из причин организации группы адаптации «Вместе с мамой» стало наше
желание свести к минимуму случаи тяжелой адаптации, увеличить количество
случаев легкой адаптации.
Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой,
воспитателем. Занятия с родителями позволяют заметить разницу в домашнем и
"организованном" воспитании, провести коррекцию до поступлению в детский
сад. После посещения группы кратковременного пребывания дети легче
адаптируются к дошкольному учреждению (9)
Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной
положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою
детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в
дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.
Главной же целью организации группы является просветительская. Мы хотели
показать родителям оптимальные, эффективные способы взаимодействия с
детьми для успешного психического и физического развития.
Цели:
Психологическое
просвещение
и
образование:
формирование
психологической
культуры,
развитие
психолого-педагогической
компетентности родителей.
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
предупреждение
возникновения
проблем
адаптации
к
дошкольному
учреждению.
Задачи.
обучение взрослых оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком.
знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного
учреждения,
выработка адаптационного стиля поведения,
расширение опыта общения,
формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и детьми,
устранение беспокойства, боязливости, неизвестности в себе,
Осуществление программы предполагает прямую связь педагогов, работающих с
детьми и родителями, с другими специалистами дошкольного учреждения:
психолог проводит наблюдение за детьми и родителями , а так же
оказывает консультативную помощь педагогам и родителям;
музыкальный руководитель работает непосредственно с детьми, проводит
музыкальную часть занятия;
инструктор по физвоспитанию методом наблюдения оценивает физическое
состояние детей на момент поступления в группу адаптации, на конец
посещения группы, проводит сравнительный анализ физического
состояния детей посещавших группу и не посещавших её, а так же
оказывает консультативную помощь педагогам;
медицинский работник оценивает динамику заболеваемости детей,
посещавших группу и не посещавших её;
старший воспитатель общее руководство и координацию действий всех
специалистов.
Принципы построения программы.
Программа построена в соответствии с «Рекомендациями по экспертизе
образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные
программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их
физическое развитие;
эмоциональное благополучие каждого ребенка;
интеллектуальное развитие ребенка;
создание условий для развития личности ребенка, его творческих
способностей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка.
Программа так же сроится на общих дидактических принципах.
Принцип систематичности: работа, однажды начавшись, продолжалась в
определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
Принцип последовательности: развивающие элементы образовывают
логически связанную последовательность .
Принцип доступности: работа соответствует индивидуальным психолого-
физиологическим особенностям детей по темпу, уровню усвоения и
реальному опыту.
Принцип активности: вовлечены в деятельность, адекватную целям
работы.
Принцип наглядности: детям предоставлена возможность действовать с
реальными объектами.
Связь со специалистами.
Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве со специалистами:
Психологом;
Медицинским работником;
Старшим воспитателем;
Музыкальным руководителем;
Инструктором по физвоспитанию.
Перспективный план.
Литература.
1.
Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и
воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
2.
Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное
воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-76
3.
Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста //
Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
4.
Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание.
- 2004. - №8. - с. 104-110
5.
Н.С. Петрушина, С.А. Останина Организация адаптационной группы. //
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. -
№8. – с. 33-40
6.
Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2002.
7.
С.С.Прищепа, Т.С.Шатверян Взаимодействие с родителями детей
раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения. – 2011. - №10. – с. 59-67
8.
Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей
раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-12
9.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
И вот как раз именно в то время, когда ребенок, как никогда, нуждается в родителях, в
понимании его, а главное - поддержке, когда надо и необходимо щадить его ослабленную
нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса
трех лет, невольно взваливается на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к
детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о
чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.