Напоминание

"Адаптация ребёнка к ДОУ"


Автор: Бондаренко Любовь Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Дтский сад 163 ОАО РЖД
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Адаптация ребёнка к ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая

программа

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения

это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в

новые условия. Меняется режим, характер питания,

температура

помещения,

воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит

к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное

состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков.

Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое

ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители

должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все

усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в

коллективе.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения

необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад,

положительное отношение к нему

.1 Этапы адаптационного периода

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах,

было выделено 3 этапа (фазы) адаптационного процесса.

1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом

состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым

респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в

речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все

сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне

замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со

средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к

концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии (2)При

этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного

периода:

· легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок

соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не

болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

· адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок

на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание

длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

· тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже

полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое

истощение организма (3)

Одной из причин организации группы адаптации «Вместе с мамой» стало наше

желание свести к минимуму случаи тяжелой адаптации, увеличить количество

случаев легкой адаптации.

Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой,

воспитателем. Занятия с родителями позволяют заметить разницу в домашнем и

"организованном" воспитании, провести коррекцию до поступлению в детский

сад. После посещения группы кратковременного пребывания дети легче

адаптируются к дошкольному учреждению (9)

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной

положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою

детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в

дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.

Главной же целью организации группы является просветительская. Мы хотели

показать родителям оптимальные, эффективные способы взаимодействия с

детьми для успешного психического и физического развития.

Цели:

Психологическое

просвещение

и

образование:

формирование

психологической

культуры,

развитие

психолого-педагогической

компетентности родителей.

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

предупреждение

возникновения

проблем

адаптации

к

дошкольному

учреждению.

Задачи.

обучение взрослых оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком.

знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного

учреждения,

выработка адаптационного стиля поведения,

расширение опыта общения,

формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и детьми,

устранение беспокойства, боязливости, неизвестности в себе,

Осуществление программы предполагает прямую связь педагогов, работающих с

детьми и родителями, с другими специалистами дошкольного учреждения:

психолог проводит наблюдение за детьми и родителями , а так же

оказывает консультативную помощь педагогам и родителям;

музыкальный руководитель работает непосредственно с детьми, проводит

музыкальную часть занятия;

инструктор по физвоспитанию методом наблюдения оценивает физическое

состояние детей на момент поступления в группу адаптации, на конец

посещения группы, проводит сравнительный анализ физического

состояния детей посещавших группу и не посещавших её, а так же

оказывает консультативную помощь педагогам;

медицинский работник оценивает динамику заболеваемости детей,

посещавших группу и не посещавших её;

старший воспитатель общее руководство и координацию действий всех

специалистов.

Принципы построения программы.

Программа построена в соответствии с «Рекомендациями по экспертизе

образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные

программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного

взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их

физическое развитие;

эмоциональное благополучие каждого ребенка;

интеллектуальное развитие ребенка;

создание условий для развития личности ребенка, его творческих

способностей;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития

ребенка.

Программа так же сроится на общих дидактических принципах.

Принцип систематичности: работа, однажды начавшись, продолжалась в

определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.

Принцип последовательности: развивающие элементы образовывают

логически связанную последовательность .

Принцип доступности: работа соответствует индивидуальным психолого-

физиологическим особенностям детей по темпу, уровню усвоения и

реальному опыту.

Принцип активности: вовлечены в деятельность, адекватную целям

работы.

Принцип наглядности: детям предоставлена возможность действовать с

реальными объектами.

Связь со специалистами.

Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве со специалистами:

Психологом;

Медицинским работником;

Старшим воспитателем;

Музыкальным руководителем;

Инструктором по физвоспитанию.

Перспективный план.

Литература.

1.

Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и

воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.

2.

Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное

воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-76

3.

Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста //

Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

4.

Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание.

- 2004. - №8. - с. 104-110

5.

Н.С. Петрушина, С.А. Останина Организация адаптационной группы. //

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. -

№8. – с. 33-40

6.

Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных

учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2002.

7.

С.С.Прищепа, Т.С.Шатверян Взаимодействие с родителями детей

раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. – 2011. - №10. – с. 59-67

8.

Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей

раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-12

9.

Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

И вот как раз именно в то время, когда ребенок, как никогда, нуждается в родителях, в

понимании его, а главное - поддержке, когда надо и необходимо щадить его ослабленную

нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса

трех лет, невольно взваливается на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к

детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о

чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.



В раздел образования