Напоминание

"Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС."


Автор: Зобова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС."
Раздел: полное образование





Назад




Наталья

Владимировна

Зобова,

учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги

категория высшая

Аннотация.

Из опыта работы учителя математики. В статье по этапам урока учитель рассказывает об

изменениях в преподавании предмета математики в основной и средней школе в условиях

реализации требований ФГОС.

Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований

ФГОС.

Можно накормить голодного рыбой,

1

а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

Основная цель в обучении в условиях реализации ФГОС: научить не знаниям, а умению

их

получать,

т.е.

научить

работе.

Для

этого

учитель

ставит

следующие

вопросы:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

-какие методы и средства обучения выбрать;

-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной

системе знаний и ценностных ориентаций.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он

читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в

групповых

дискуссиях,

80%

при

самостоятельном

обнаружении

и

формулировании

проблем.

И

лишь

когда

обучающийся

непосредственно

участвует

в

реальной

деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения,

формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие

данные были получены американскими и российскими исследователями.

Организация работы на уроке.

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Структура урока в условиях реализации ФГОС.

1.Организационный момент.

Цель: включение

учащихся

в

деятельность

на

личностно

-

значимом

уровне: «Хочу,

потому что могу».

2

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг

другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети

высказываются;

- девиз, эпиграф урока («С малой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу, заготовленному заранее в виде слайда или

распечатанному каждому индивидуально.

Настрой

детей

на

работу,

проговаривая

с

ними

план

урока,

используя

слова

«спрогнозируем», «предположим» и т.д.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Приемы работы:

- актуализация ЗУН, необходимых для работы над новым материалом и мыслительных

операций (внимания, памяти, речи);

- создание проблемной ситуации;

-

выявление

и

фиксирование

в

громкой

речи:

где

и

почему

возникло

затруднение;

формулирование темы и цели урока.

Например, повторяем определение. Можно предложить учащимся прочитать в учебнике

определение, вдумываясь, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется

прямоугольником».

Призыв

«вдумайтесь!»

для

большинства

бесполезен.

Чтобы

в

действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное

задание, и указать, что и как должны ученики сделать.

Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и

установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть

прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут

выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.

3

В

таком

случае

учащиеся

лучше

запомнят

определение,

чем

при

его

чтении

без

конкретного задания.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение

затруднений

(«Почему

возникли

затруднения?»,

«Чего

мы

ещё

не

знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или

в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи:

- подводящий к теме от проблемной ситуации диалог,

- подводящий к теме без проблемы диалог;

- разгадывание сканворда, который формулирует тему урока.

Например, задача. Как маме разделить 5 яблок между троими детьми?

Дети

предлагают

свои

варианты

и

сталкиваются

с

тем,

что

не

знают,

как

записать

результат деления…

Учебная задача – запись неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот.

На данном этапе урока можно привести историческую справку: Леонардо Пизанский

(Фибоначчи) впервые ввел запись обыкновенной дроби и смешанных чисел, а на экране

показать слайд с портретом ученого на фоне Пизанской башни.

Перед изучением темы «Отношения», учитель беседует с детьми об отношениях:

отношения

между

родственниками

(родственные),отношения

между

сверстниками

(дружеские),

отношения

между

партнерами

по

бизнесу

(деловые),отношения

между

странами: политические (дипломаты), экономические (экономисты). А мы поговорим об

отношениях между числами.

Ответ на сканворд формулирует тему урока «Сложение и вычитание смешанных чисел».

4

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения.

Способы:

-диалог, групповая или парная работа:

- организация самостоятельной исследовательской деятельности;

- выведение алгоритма.

Новые знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого

под руководством учителя. Новые правила учащиеся пытаются сформулировать своими

словами.

В завершении подводится итог и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов

действий. Для лучшего их запоминания, где возможно, используется приём перевода

математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства:

комментирование,

обозначение

знаковыми

символами,

выполнение

продуктивных заданий.

5

Пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4,

7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если

отметить

эти

точки

на

координатной

плоскости,

а

затем

соединить

их

отрезками

в

последовательности

1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12

—13—14—15—1,

то

получим следующий рисунок:

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

6

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы, выполняется письменно. При проведении

самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли

новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат

новый алгоритм или новое понятие.

Затем выполнить упражнения, в которых новые

знания

используется

вместе

с

изученными

ранее.

При

повторении

ранее

изученного

материала используются игровые элементы. Можно предложить задание с исторической

справкой. Например,во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов

считались волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех,

кто их носил, от разных бед. Сейчас мы составим магические квадраты.

Для красного квадрата магическое число

А

что

означает

магическое

число?

(Сумма

чисел

по

вертикалям,

горизонталям

и

диагоналям равна магическому числу).

Какое действие мы выполняем, при заполнении пустых клеток квадрата? Как заполнили

первую клетку? (Нужно магическое число представить в виде неправильной дроби, и

вычесть из него сумму двух известных дробей, стоящих по вертикали, горизонтали или

диагонали).

Пусть эти магические квадраты будут вашими талисманами.

Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса

к урокам.

7

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание

учащимися

своей

учебной

деятельности,

самооценка

результатов

деятельности своей и всего класса.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы без вариантов ответа:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Вопросы с вариантами ответа.

1. Результатом своей личной работы на уроке считаю, что я…

А. Разобрался в теории (правилах).

Б. Научился решать примеры и задачи.

В. Повторил весь изученный материал.

2. Чего вам не хватало на уроке при решении заданий:

А. Знаний. Б. Времени.

В. Желания. Д. Решал нормально.

3. Кто (что) оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?

А. Одноклассники. Б. Учитель.

В. Учебник. С. Никто.

Таким

образом

организованный

урок

способствует

формированию

у

учащихся

позитивных эмоций от математической деятельности, развитию способностей к занятиям

8

математикой,

обеспечивает

коммуникативную

включенность

всех

учащихся

в

образовательный процесс.

Литература.

Магические квадраты. М.М.Постников – М.:Наука, 1964 г.

9



В раздел образования