Автор: Зобова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС."
Раздел: полное образование
Наталья
Владимировна
Зобова,
учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги
категория высшая
Аннотация.
Из опыта работы учителя математики. В статье по этапам урока учитель рассказывает об
изменениях в преподавании предмета математики в основной и средней школе в условиях
реализации требований ФГОС.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований
ФГОС.
Можно накормить голодного рыбой,
1
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
Основная цель в обучении в условиях реализации ФГОС: научить не знаниям, а умению
их
получать,
т.е.
научить
работе.
Для
этого
учитель
ставит
следующие
вопросы:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной
системе знаний и ценностных ориентаций.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он
читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в
групповых
дискуссиях,
80%
при
самостоятельном
обнаружении
и
формулировании
проблем.
И
лишь
когда
обучающийся
непосредственно
участвует
в
реальной
деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения,
формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие
данные были получены американскими и российскими исследователями.
Организация работы на уроке.
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Структура урока в условиях реализации ФГОС.
1.Организационный момент.
Цель: включение
учащихся
в
деятельность
на
личностно
-
значимом
уровне: «Хочу,
потому что могу».
2
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг
другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети
высказываются;
- девиз, эпиграф урока («С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу, заготовленному заранее в виде слайда или
распечатанному каждому индивидуально.
Настрой
детей
на
работу,
проговаривая
с
ними
план
урока,
используя
слова
«спрогнозируем», «предположим» и т.д.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Приемы работы:
- актуализация ЗУН, необходимых для работы над новым материалом и мыслительных
операций (внимания, памяти, речи);
- создание проблемной ситуации;
-
выявление
и
фиксирование
в
громкой
речи:
где
и
почему
возникло
затруднение;
формулирование темы и цели урока.
Например, повторяем определение. Можно предложить учащимся прочитать в учебнике
определение, вдумываясь, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется
прямоугольником».
Призыв
«вдумайтесь!»
для
большинства
бесполезен.
Чтобы
в
действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное
задание, и указать, что и как должны ученики сделать.
Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и
установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть
прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут
выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.
3
В
таком
случае
учащиеся
лучше
запомнят
определение,
чем
при
его
чтении
без
конкретного задания.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение
затруднений
(«Почему
возникли
затруднения?»,
«Чего
мы
ещё
не
знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или
в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи:
- подводящий к теме от проблемной ситуации диалог,
- подводящий к теме без проблемы диалог;
- разгадывание сканворда, который формулирует тему урока.
Например, задача. Как маме разделить 5 яблок между троими детьми?
Дети
предлагают
свои
варианты
и
сталкиваются
с
тем,
что
не
знают,
как
записать
результат деления…
Учебная задача – запись неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот.
На данном этапе урока можно привести историческую справку: Леонардо Пизанский
(Фибоначчи) впервые ввел запись обыкновенной дроби и смешанных чисел, а на экране
показать слайд с портретом ученого на фоне Пизанской башни.
Перед изучением темы «Отношения», учитель беседует с детьми об отношениях:
отношения
между
родственниками
(родственные),отношения
между
сверстниками
(дружеские),
отношения
между
партнерами
по
бизнесу
(деловые),отношения
между
странами: политические (дипломаты), экономические (экономисты). А мы поговорим об
отношениях между числами.
Ответ на сканворд формулирует тему урока «Сложение и вычитание смешанных чисел».
4
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения.
Способы:
-диалог, групповая или парная работа:
- организация самостоятельной исследовательской деятельности;
- выведение алгоритма.
Новые знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого
под руководством учителя. Новые правила учащиеся пытаются сформулировать своими
словами.
В завершении подводится итог и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов
действий. Для лучшего их запоминания, где возможно, используется приём перевода
математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства:
комментирование,
обозначение
знаковыми
символами,
выполнение
продуктивных заданий.
5
Пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4,
7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если
отметить
эти
точки
на
координатной
плоскости,
а
затем
соединить
их
отрезками
в
последовательности
1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12
—13—14—15—1,
то
получим следующий рисунок:
VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
6
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы, выполняется письменно. При проведении
самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли
новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат
новый алгоритм или новое понятие.
Затем выполнить упражнения, в которых новые
знания
используется
вместе
с
изученными
ранее.
При
повторении
ранее
изученного
материала используются игровые элементы. Можно предложить задание с исторической
справкой. Например,во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов
считались волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех,
кто их носил, от разных бед. Сейчас мы составим магические квадраты.
Для красного квадрата магическое число
А
что
означает
магическое
число?
(Сумма
чисел
по
вертикалям,
горизонталям
и
диагоналям равна магическому числу).
Какое действие мы выполняем, при заполнении пустых клеток квадрата? Как заполнили
первую клетку? (Нужно магическое число представить в виде неправильной дроби, и
вычесть из него сумму двух известных дробей, стоящих по вертикали, горизонтали или
диагонали).
Пусть эти магические квадраты будут вашими талисманами.
Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса
к урокам.
7
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание
учащимися
своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и всего класса.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы без вариантов ответа:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Вопросы с вариантами ответа.
1. Результатом своей личной работы на уроке считаю, что я…
А. Разобрался в теории (правилах).
Б. Научился решать примеры и задачи.
В. Повторил весь изученный материал.
2. Чего вам не хватало на уроке при решении заданий:
А. Знаний. Б. Времени.
В. Желания. Д. Решал нормально.
3. Кто (что) оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А. Одноклассники. Б. Учитель.
В. Учебник. С. Никто.
Таким
образом
организованный
урок
способствует
формированию
у
учащихся
позитивных эмоций от математической деятельности, развитию способностей к занятиям
8
математикой,
обеспечивает
коммуникативную
включенность
всех
учащихся
в
образовательный процесс.
Литература.
Магические квадраты. М.М.Постников – М.:Наука, 1964 г.
9