Напоминание

Работа воспитателя детского дома с детьми, поступившими из семей, находящимися в трудной жизненной ситуации


Автор: Лазарук Людмила Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение "Севский детский дом"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Киселевск
Наименование материала: статья
Тема: Работа воспитателя детского дома с детьми, поступившими из семей, находящимися в трудной жизненной ситуации
Раздел: высшее образование





Назад




Работа воспитателя детского дома – школы с детьми, поступившими из

семей, находящимися в трудной жизненной ситуации

Проблемы семейного неблагополучия в последние годы остаются крайне

острыми, несмотря на позитивность принимаемых мер. Кроме того, складывается

тенденция к их усложнению,

так как они затрагивают политическую,

экономическую, правовую, социально – педагогическую и психологическую

сферы.

Под неблагополучной семьёй принято понимать семью, в которой

ребёнок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых,

подвергается насилию или жестокому обращению. Причиной сложившейся

ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных

семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребёнка. Безусловно,

более эффективна

работа с семьями в начальной и средней степени

асоциальности с использованием восстановительных технологий. Для работы с

тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные

службы сопровождения, в состав которых входили бы социальные работники,

психологи, социальные педагоги, врачи – наркологи, помогающие семье

преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребёнку нормальные

социальные и биологические условия существования. Часто дети из семей, не

сумевших сохранить семейный очаг, попадают в детский дом. Важно вовремя

провести правильную диагностику для дальнейшей реабилитации и адаптации в

обществе.

В течение последних двух лет работы ко мне в группу, помимо имеющихся

«трудных» воспитанников, поступили братья Георгий и Эдуард М., брат и сестра

Артур и Милана К., которые имели негативный опыт жизни на улице, в своих

родных семьях. Педагоги приложили максимальные усилия по реабилитации

подростков в социуме, по восполнению колоссальных пробелов в знаниях, в

нормативах

поведения

и

общения

со

сверстниками

и

взрослыми,

по

дополнительному развитию. Они были вовлечены в работу с психологом,

спортивные секции. Артур и Милана К. были приглашены в выездные встречи

социального проекта «С уверенностью в будущее», где с ними, как и со старыми

участниками, работали известные педагоги по командообразованию, личностному

росту, развитию коммуникативных навыков. Такая кропотливая работа принесла

свои результаты - воспитанники успешно окончили основную школу, поступили в

училища и получают в данный момент профессию. Конечно, эффект от

воспитательной работы «трудных» детей, был бы ниже, если бы нами не

применялась диагностика и не разрабатывалась индивидуальная программа

реабилитации для каждого воспитанника.

Перечень основных аспектов в жизни ребёнка, подлежащих диагностике:

1.

Структура и демографические характеристики семьи.

2.

Основные события или кризисы в истории семьи (например, развод, смерть,

безработица, миграция и природные катастрофы).

3.

Культурный и социально – экономический статус семьи.

4.

Семейное функционирование и механизмы решения проблем.

5.

Важные события, происходившие в период рождения ребёнка, и основные

вехи в его развитии.

6.

Проблемы ребёнка, связанные со здоровьем (например, госпитализация).

7.

Особенности обучения ребёнка, образовательная среда ребёнка.

8.

Адаптивное

поведение

ребёнка,

его

социальные

контакты

и

взаимодействие.

Таким образом, при взаимодействии с ребенком из неблагополучной среды

необходимо исходить из сочетания нескольких принципов: приоритета семейных

форм воспитания, автономии семьи и раннего, социализирующего вторжения.

Учитывая особенности процесса выявления детского неблагополучия,

необходимо строить эту работу таким образом, чтобы уменьшить риск

ошибочного заключения: использовать технологии командной работы, когда

несколько специалистов участвуют в процессе диагностики; а главное

-

постоянно повышать профессиональный уровень специалистов.

ЭТАПЫ работы с детьми из неблагополучных семей, поступивших в детский дом

Работа с детьми, поступивших из неблагополучных семей, - это определённая

система, которая проводится в несколько этапов, различающихся

по своим

целям, задачам и методам, начинается с диагностики.

Первый этап направлен на оценку состояния ребёнка. Главная цель первичной

диагностики – определить, какие права и интересы ребёнка нуждаются в защите,

представляет ли ситуация угрозу жизни и здоровью ребёнка. В этом нам помогает

беседа с ребёнком, анализ имеющихся

документов, обследование условий

проживания ребёнка. Таким образом, результаты первого этапа обследования

определяют комплекс первоочередных мер по созданию программы реабилитации

и адаптации ребёнка .

Второй этап диагностической работы проводится после оказания

первоочередных мер помощи ребёнку.

Он направлен на формирование

индивидуальной программы ребёнка с учетом потребностей развития и обучения

ребёнка.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

Здоровье; образование, эмоциональное развитие и поведение, идентичность,

семейные

и

социальные

отношения,

социальная

презентация,

навыки

обслуживания (ухода за собой).

По итогам диагностики могут быть выделены такие характерологические

личностные и поведенческие особенности детей:

1.

Особенности структуры самосознания ребёнка: представления о своих

качествах, способностях и возможностях, уровень самооценки, полоролевая

идентификация.

2.

Особенности эмоционального развития: умения обозначать чувства и

переживания

в

речи,

способность

к

эмпатии,

сформированность

социальных

эмоций,

уровень

тревожности,

уровень

агрессивности

(вербальная и физическая агрессия), уровень импульсивности.

3.

Особенности сферы общения: уровень коммуникативной компетентности,

умение согласовывать свои действия с окружающими, наличие навыков

разрешения конфликтных ситуаций, умение ориентироваться в семейной

системе.

4.

Потребности

ребёнка:

уровень

удовлетворённости

базовых

физиологических потребностях, уровень удовлетворённости социальных

потребностей

любви,

дружбе,

общении

с

людьми),

уровень

удовлетворённости

потребности в самореализации (в развитии своих

возможностей и способностей).

Третий этап диагностической работы

Предполагает активную работу по реабилитации и адаптации ребёнка. Он

проводится во время реализации индивидуальной программы реабилитации для

оценки её эффективности и внесения корректив. К этому этапу привлекаются все

отделы

детского

дома:

психологическая

служба,

коррекционная

служба,

дополнительное образование.

Индивидуальная программа реабилитации включает:

- оценку – экспертизу состояния ребёнка (в том числе, проведенную органами

здравоохранения оценку состояния здоровья ребёнка);

- психологические и другие антикризисные меры;

-

долгосрочные

меры

по

социальной

реабилитации

ребёнка,

которые

осуществляются

социальной

службой

самостоятельно

или

совместно

с

образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и др.

Оценка состояния и развития ребёнка на данном этапе связана с

содержанием индивидуальной программы реабилитации. Так, если диагностика

на первых двух этапах выявила нарушения коммуникативной сферы ребёнка и

программа реабилитации была направлена на коррекцию именно этой сферы, то

на третьем этапе оценивается, удалось ли сформировать у ребёнка необходимые

коммуникативные навыки. В работе воспитателя с детьми из неблагополучной

семьи важен принцип конфиденциальности информации. Любая информация о

ребёнке и его семье становится известна специалистам в ходе диагностической

работы, является конфиденциальной.

На основе проведенной работы разрабатываются рекомендации по

индивидуальной поддержке и развитию каждого

ребёнка по следующим

факторам:

-

физическое

здоровье

(уровень,

наличие

хронических

заболеваний,

рекомендации по оздоровлению и профилактике);

-

психическое

здоровье

(уровень,

наличие

нарушений,

особенности

познавательной и эмоционально – волевой сферы);

-

возрастно

нормативное

развитие

(сформированность

основных

новообразований, соответствующих возрасту ребёнка, психологический возраст,

зона ближайшего развития);

- образовательный статус (соответствие имеющихся у ребёнка знаний, умений,

навыков

определенному

уровню

школьного

обучения,

эрудированность,

обучаемость);

- социальный статус особенности взаимодействия с другими людьми, степень

овладения социальными нормами);

-рекомендации по обучению и воспитанию;

- оценка функционирования семьи ребёнка в новых условиях меры по её

социальной поддержке.

РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ ДОМЕ

В процессе реабилитации и адаптации состояния ребёнка педагог

выступает в роли

«лакмусовой бумажки» или главного

«измерительного

прибора». «Точность» последнего определяется целым рядом факторов.

Во – первых, имеет значение наличие опыта работы педагога. Важно

установить доверительный контакт с малышом или подростком, без которого

возрастает риск неадекватной реакции. Например, замкнутость ребёнка могут

быть проявлениями защитной реакции на «чужого». При этом легкость

установления контакта зависит от коммуникативных умений педагога.

Во – вторых, качество и объём получаемой информации напрямую

зависит от активной личностной включённости педагога, когда сама ситуация

взаимодействия с ребёнком становится

источником для соответствующих

выводов. Воспитатель как бы на себе «проверяет» определённые умения и

навыки ребёнка, отмечает реакцию на те или иные его действия, замечает детские

взгляды, бросаемые перед каждым ответом. Всё это позволяет более достоверно

судить о прежде сложившихся формах общения в семье между членами семьи.

В – третьих, оценка благополучия ребенка охватывает очень широкий

спектр показателей, затрагивающий все стороны жизни ребёнка – от наличного

физического состояния до прогностической успешности в будущем. Такой

комплексный характер оценки предъявляет высокие требования к уровню

профессионализма педагога, к его знаниям, навыкам, умениям.

Среди наиболее необходимых компетенций педагога можно отнести

следующие:

- умение дословно фиксировать суждения и оценки, поскольку при переходе на

язык терминов может быть утеряна полезная информация;

- умение «добывать» конкретные примеры, особенно если это касается ребёнка.

- умение быть доброжелательным, понимающим, заинтересованным слушателем,

который не позволяет себе критики и оценки тех или иных высказываний.

ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

- умение различать информацию, отражающую объективные факты жизни

семьи и информацию, содержащие восприятие и оценку семейной ситуации тем

или иным членом семьи;

-знание соответствующих стандартов и норм, предъявляемых к процессу

воспитания ребёнка;

- отсутствие идентификации с кем - либо из членов семьи, позволяющее оценить

полученную информацию во всей её совокупности.

- доверительный контакт

- компетенции педагога, которые обеспечивают эффективную работу по сбору и

оценке соответствующей информации;

-понимание ситуации в контексте прошлого и будущего ребёнка.



В раздел образования