Автор: Лазарук Людмила Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение "Севский детский дом"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Киселевск
Наименование материала: статья
Тема: Работа воспитателя детского дома с детьми, поступившими из семей, находящимися в трудной жизненной ситуации
Раздел: высшее образование
Работа воспитателя детского дома – школы с детьми, поступившими из
семей, находящимися в трудной жизненной ситуации
Проблемы семейного неблагополучия в последние годы остаются крайне
острыми, несмотря на позитивность принимаемых мер. Кроме того, складывается
тенденция к их усложнению,
так как они затрагивают политическую,
экономическую, правовую, социально – педагогическую и психологическую
сферы.
Под неблагополучной семьёй принято понимать семью, в которой
ребёнок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых,
подвергается насилию или жестокому обращению. Причиной сложившейся
ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных
семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребёнка. Безусловно,
более эффективна
работа с семьями в начальной и средней степени
асоциальности с использованием восстановительных технологий. Для работы с
тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные
службы сопровождения, в состав которых входили бы социальные работники,
психологи, социальные педагоги, врачи – наркологи, помогающие семье
преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребёнку нормальные
социальные и биологические условия существования. Часто дети из семей, не
сумевших сохранить семейный очаг, попадают в детский дом. Важно вовремя
провести правильную диагностику для дальнейшей реабилитации и адаптации в
обществе.
В течение последних двух лет работы ко мне в группу, помимо имеющихся
«трудных» воспитанников, поступили братья Георгий и Эдуард М., брат и сестра
Артур и Милана К., которые имели негативный опыт жизни на улице, в своих
родных семьях. Педагоги приложили максимальные усилия по реабилитации
подростков в социуме, по восполнению колоссальных пробелов в знаниях, в
нормативах
поведения
и
общения
со
сверстниками
и
взрослыми,
по
дополнительному развитию. Они были вовлечены в работу с психологом,
спортивные секции. Артур и Милана К. были приглашены в выездные встречи
социального проекта «С уверенностью в будущее», где с ними, как и со старыми
участниками, работали известные педагоги по командообразованию, личностному
росту, развитию коммуникативных навыков. Такая кропотливая работа принесла
свои результаты - воспитанники успешно окончили основную школу, поступили в
училища и получают в данный момент профессию. Конечно, эффект от
воспитательной работы «трудных» детей, был бы ниже, если бы нами не
применялась диагностика и не разрабатывалась индивидуальная программа
реабилитации для каждого воспитанника.
Перечень основных аспектов в жизни ребёнка, подлежащих диагностике:
1.
Структура и демографические характеристики семьи.
2.
Основные события или кризисы в истории семьи (например, развод, смерть,
безработица, миграция и природные катастрофы).
3.
Культурный и социально – экономический статус семьи.
4.
Семейное функционирование и механизмы решения проблем.
5.
Важные события, происходившие в период рождения ребёнка, и основные
вехи в его развитии.
6.
Проблемы ребёнка, связанные со здоровьем (например, госпитализация).
7.
Особенности обучения ребёнка, образовательная среда ребёнка.
8.
Адаптивное
поведение
ребёнка,
его
социальные
контакты
и
взаимодействие.
Таким образом, при взаимодействии с ребенком из неблагополучной среды
необходимо исходить из сочетания нескольких принципов: приоритета семейных
форм воспитания, автономии семьи и раннего, социализирующего вторжения.
Учитывая особенности процесса выявления детского неблагополучия,
необходимо строить эту работу таким образом, чтобы уменьшить риск
ошибочного заключения: использовать технологии командной работы, когда
несколько специалистов участвуют в процессе диагностики; а главное
-
постоянно повышать профессиональный уровень специалистов.
ЭТАПЫ работы с детьми из неблагополучных семей, поступивших в детский дом
Работа с детьми, поступивших из неблагополучных семей, - это определённая
система, которая проводится в несколько этапов, различающихся
по своим
целям, задачам и методам, начинается с диагностики.
Первый этап направлен на оценку состояния ребёнка. Главная цель первичной
диагностики – определить, какие права и интересы ребёнка нуждаются в защите,
представляет ли ситуация угрозу жизни и здоровью ребёнка. В этом нам помогает
беседа с ребёнком, анализ имеющихся
документов, обследование условий
проживания ребёнка. Таким образом, результаты первого этапа обследования
определяют комплекс первоочередных мер по созданию программы реабилитации
и адаптации ребёнка .
Второй этап диагностической работы проводится после оказания
первоочередных мер помощи ребёнку.
Он направлен на формирование
индивидуальной программы ребёнка с учетом потребностей развития и обучения
ребёнка.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Здоровье; образование, эмоциональное развитие и поведение, идентичность,
семейные
и
социальные
отношения,
социальная
презентация,
навыки
обслуживания (ухода за собой).
По итогам диагностики могут быть выделены такие характерологические
личностные и поведенческие особенности детей:
1.
Особенности структуры самосознания ребёнка: представления о своих
качествах, способностях и возможностях, уровень самооценки, полоролевая
идентификация.
2.
Особенности эмоционального развития: умения обозначать чувства и
переживания
в
речи,
способность
к
эмпатии,
сформированность
социальных
эмоций,
уровень
тревожности,
уровень
агрессивности
(вербальная и физическая агрессия), уровень импульсивности.
3.
Особенности сферы общения: уровень коммуникативной компетентности,
умение согласовывать свои действия с окружающими, наличие навыков
разрешения конфликтных ситуаций, умение ориентироваться в семейной
системе.
4.
Потребности
ребёнка:
уровень
удовлетворённости
базовых
физиологических потребностях, уровень удовлетворённости социальных
потребностей
(в
любви,
дружбе,
общении
с
людьми),
уровень
удовлетворённости
потребности в самореализации (в развитии своих
возможностей и способностей).
Третий этап диагностической работы
Предполагает активную работу по реабилитации и адаптации ребёнка. Он
проводится во время реализации индивидуальной программы реабилитации для
оценки её эффективности и внесения корректив. К этому этапу привлекаются все
отделы
детского
дома:
психологическая
служба,
коррекционная
служба,
дополнительное образование.
Индивидуальная программа реабилитации включает:
- оценку – экспертизу состояния ребёнка (в том числе, проведенную органами
здравоохранения оценку состояния здоровья ребёнка);
- психологические и другие антикризисные меры;
-
долгосрочные
меры
по
социальной
реабилитации
ребёнка,
которые
осуществляются
социальной
службой
самостоятельно
или
совместно
с
образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и др.
Оценка состояния и развития ребёнка на данном этапе связана с
содержанием индивидуальной программы реабилитации. Так, если диагностика
на первых двух этапах выявила нарушения коммуникативной сферы ребёнка и
программа реабилитации была направлена на коррекцию именно этой сферы, то
на третьем этапе оценивается, удалось ли сформировать у ребёнка необходимые
коммуникативные навыки. В работе воспитателя с детьми из неблагополучной
семьи важен принцип конфиденциальности информации. Любая информация о
ребёнке и его семье становится известна специалистам в ходе диагностической
работы, является конфиденциальной.
На основе проведенной работы разрабатываются рекомендации по
индивидуальной поддержке и развитию каждого
ребёнка по следующим
факторам:
-
физическое
здоровье
(уровень,
наличие
хронических
заболеваний,
рекомендации по оздоровлению и профилактике);
-
психическое
здоровье
(уровень,
наличие
нарушений,
особенности
познавательной и эмоционально – волевой сферы);
-
возрастно
–
нормативное
развитие
(сформированность
основных
новообразований, соответствующих возрасту ребёнка, психологический возраст,
зона ближайшего развития);
- образовательный статус (соответствие имеющихся у ребёнка знаний, умений,
навыков
определенному
уровню
школьного
обучения,
эрудированность,
обучаемость);
- социальный статус особенности взаимодействия с другими людьми, степень
овладения социальными нормами);
-рекомендации по обучению и воспитанию;
- оценка функционирования семьи ребёнка в новых условиях меры по её
социальной поддержке.
РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ ДОМЕ
В процессе реабилитации и адаптации состояния ребёнка педагог
выступает в роли
«лакмусовой бумажки» или главного
«измерительного
прибора». «Точность» последнего определяется целым рядом факторов.
Во – первых, имеет значение наличие опыта работы педагога. Важно
установить доверительный контакт с малышом или подростком, без которого
возрастает риск неадекватной реакции. Например, замкнутость ребёнка могут
быть проявлениями защитной реакции на «чужого». При этом легкость
установления контакта зависит от коммуникативных умений педагога.
Во – вторых, качество и объём получаемой информации напрямую
зависит от активной личностной включённости педагога, когда сама ситуация
взаимодействия с ребёнком становится
источником для соответствующих
выводов. Воспитатель как бы на себе «проверяет» определённые умения и
навыки ребёнка, отмечает реакцию на те или иные его действия, замечает детские
взгляды, бросаемые перед каждым ответом. Всё это позволяет более достоверно
судить о прежде сложившихся формах общения в семье между членами семьи.
В – третьих, оценка благополучия ребенка охватывает очень широкий
спектр показателей, затрагивающий все стороны жизни ребёнка – от наличного
физического состояния до прогностической успешности в будущем. Такой
комплексный характер оценки предъявляет высокие требования к уровню
профессионализма педагога, к его знаниям, навыкам, умениям.
Среди наиболее необходимых компетенций педагога можно отнести
следующие:
- умение дословно фиксировать суждения и оценки, поскольку при переходе на
язык терминов может быть утеряна полезная информация;
- умение «добывать» конкретные примеры, особенно если это касается ребёнка.
- умение быть доброжелательным, понимающим, заинтересованным слушателем,
который не позволяет себе критики и оценки тех или иных высказываний.
ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
- умение различать информацию, отражающую объективные факты жизни
семьи и информацию, содержащие восприятие и оценку семейной ситуации тем
или иным членом семьи;
-знание соответствующих стандартов и норм, предъявляемых к процессу
воспитания ребёнка;
- отсутствие идентификации с кем - либо из членов семьи, позволяющее оценить
полученную информацию во всей её совокупности.
- доверительный контакт
- компетенции педагога, которые обеспечивают эффективную работу по сбору и
оценке соответствующей информации;
-понимание ситуации в контексте прошлого и будущего ребёнка.