Автор: Слипенко Елена Викторовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Набережночелнинского филиала УПО "Колледж "ТИСБИ"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Тема: Планирование и организация логистических процессов в различных областях логистики
Раздел: среднее профессиональное
Набережночелнинский филиал
УПО «Колледж «ТИСБИ»
СЛИПЕНКО Е.В.
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ЛОГИСТИКЕ
Набережные Челны, 2023
УДК 658.7
ББК ББК 65.291.592
Л34
Слипенко Е.В. Сборник практических заданий по логистике
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС
СПО для обучающихся специальности 38.02.03 Операционная деятельность в
логистике
и
содержит
практические
задания
в
области
основных
функциональных областей логистики, позволяющие закрепить теоретические
знания
обучающихся
и
сформировать
необходимые
практические
компетенции посредствам ориентации на целостное видение процессов в
логистических системах.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Основы логистической деятельности..........................................................4
2.
Логистика закупок..........................................................................................7
3.
Складская логистика....................................................................................10
4.
Производственная логистика......................................................................13
5.
Распределительная логистика.....................................................................15
6.
Транспортная логистика..............................................................................17
7.
Логистика сервисного обслуживания........................................................19
1.
Основы логистической деятельности
Практическое задание №1
Ознакомьтесь с участниками логистической деятельности и ответьте на
вопросы.
Список участников:
ЗАО «Гончар»
Фабрика расположена на небольшом расстоянии к югу от «садового
кольца» г.Москвы.
ЗАО
«ГОНЧАР»
производит
керамическую
продукцию.
Основным
производством является изготовление облицовочной керамической плитки,
что
составляет
более
85%.
Кроме
того,
на
фабрике
производятся
декоративные керамические изделия, такие как вазы, кашпо и т.п.
СП «Велор»
Компания «Велор» является поставщиком материалов для производства
керамической плитки на ЗАО «ГОНЧАР».
Компания расположена в г.Орле (около 350 км от Москвы).
Компания «Керама»
Компания является основным дистрибъютором керамической продукции,
производимой ЗАО «ГОНЧАР» (70% реализации от всего объема выпуска).
Сеть магазинов розничной торговли («Росстройматериалы») г. Москвы
Магазины
осуществляют
реализацию
отечественных
строительных
материалов (в том числе реализацию керамической плитки) по всей
территории г. Москвы. Основными поставщиками стройматериалов в
магазины являются либо оптовики данной отрасли (в т.ч. компания
«Керама»), либо непосредственно производственные структуры со своих
складов готовой продукции (ЗАО «ГОНЧАР»).
Транспортная компания «Альтернатива»
Компания предоставляет транспорт для перевозки грузов. В автопарке
компании
находятся
машины
разных
категорий.
Однако
основная
специализация ориентирована на перевозку грузов средней тяжести (до 1,5
т).
Розничный потребитель керамической облицовочной плитки.
Осуществляет
единовременную
покупку
облицовочной
плитки
для
личных нужд (ремонт квартиры).
Вопросы:
1.
Какими Вы видите границы логистической системы
ЗАО «ГОНЧАР»
(далее просто Гончар)? Какую парадигму логистики, на Ваш взгляд,
целесообразнее всего, в условиях современного развития гончарного
производства,
положить
в
основу
проектирования
и
управления
обозначенной Вами логистической системы?
2.
Какие цели логистической системы Гончара, в условиях сложившихся на
рынке строительных материалов, на Ваш взгляд наиболее первостепенны?
3.
Решение
каких
задач
логистики
(глобальных
и
локальных)
предположительно можно организовать внутри логистической системы
Гончара?
4.
Какие с Вашей точки зрения МП наиболее важны для логистической
системы
Гончара?
Сгруппируйте
их
согласно
известным
Вам
классификационным признакам.
5.
Какие
основные
функции
логистической
системы
Гончара
можно
выделить? Приведите пример логистической операции, осуществляемой
внутри каждой из выделенных функций.
6.
Какие логистические звенья внутри логистической системы Гончара
можно выделить?
7.
Как на Ваш взгляд можно построить логистическую цепочку управления
МП логистической системы Гончара? Приведите пример 1-2-х вариантов,
используя как внутренние элементы, так и внешние относительно системы
элементы (поставщиков, посредников, потребителей).
8.
Представьте, что Вы являетесь штатным логистом ЗАО «ГОНЧАР».
Производственному предприятию необходимо, на Ваш взгляд, внедрение
срочных мер по реструктуризации сбытового процесса.
Подумайте и определите какие возможные пути решения этого вопроса в
условиях, обозначенных выше, Вы можете предложить?
Предположительные варианты могут заключаться в следующем:
расширение дистрибьюторской сети,
реорганизация отдела сбыта с целью создания 2-х направлений
сбытовой деятельности: оптовой и розничной,
организация внешнего распределительного склада и т.п.
При этом на внедрение предложенных Вами мер предприятие не имеет
достаточно собственных средств. Возможно в данном случае привлечение
инвестора
(скорее
всего
одного
из
логистических
посредников,
обозначенных выше).
Подумайте и определите основополагающие моменты бизнес-плана,
характеризующего целесообразность внедрения Вашего проекта с точки
зрения логистики. Обоснуйте свое решение.
Практическое задание №2.
Распределите по смыслу варианты ответов на три группы вопросов.
Вопрос 1. Какие
производственные вопросы решает логистическое
подразделение фирмы?
Вопрос 2. Как руководство фирмы помогает работе своей службе
логистики?
Вопрос 3. Какую пользу приносит служба логистики в плане «легко
выполняемого бизнеса»?
Варианты ответов на вопросы:
1. Руководство фирмы направило на курсы двоих сотрудников службы
логистики.
2. Финансовый директор выделил деньги на компьютерные программы
для решения транспортных задач.
3. Фирма, одна в регионе, выполняет заказы на перевозку механизмов
массой до 80 т.
4. В осенне-весеннюю распутицу фирма доставляет товары клиентам
вертолетом.
5. Разработана методика компьютерных
расчетов
оптимального
уровня складских запасов.
6. Зарплата начальника цеха определяется объемом реализации готовой
продукции.
7. Создана компьютерная база данных о поставщиках и клиентах фирмы.
8. Издан красочный рекламный буклет, посвященный новым товарам и
услугам фирмы.
9. До 95% заказов фирма получает за 2-3 месяца вперед по электронной
почте.
10. На складе внедрена система связи между диспетчером и постами
погрузки и разгрузки.
Практическое задание №3.
Распределите
основные
логистические
функции
между
службами
предприятия. В таблице отметить те функции, которые выполняет указанная
служба.
Логистические функции различных служб предприятия
Наименование функции
Наименование службы
логистика
маркетинг
финансы планирование
производства
1
2
3
4
5
1. Планирование товара (ассортимента,
объема реализации)
2. Планирование услуг, предоставляемых
предприятием
3. Упаковка (объем, параметры, прочность,
оформление)
4. Снабжение производства сырьем,
материалами, комплектующими частями (закуп
товаров – для торговых предприятий)
5.Пополнение запасов в системе
распределения
6. Контроль производственных процессов
(торговых процессов – для торговых организаций)
7. Проектирование и развитие складского
хозяйства (определение количества складов,
размера торговых площадей, места
расположения складов)
8. Финансирование обновления оборудования
9. Управление транспортом (выбор транспортного
средства, составление маршрутов, контроль
транспортных процессов)
10. Управление запасами (нормирование
запасов, контроль за их состоянием)
2.
Логистика закупок
Практическое задание №4.
Компания «Меблион» собирает кухонные столы, закупая для этого
ножки (4 шт. на стол) и столешницы. Время выполнения заказов на ножки и
столешницы составляет соответственно 2 и 3 недели, а сборка – одну неделю.
Компания получила заказ на 20 столов, которые должны быть доставлены в 5-
ю неделю периода планирования, и 40 столов – в 7-ю неделю. В настоящее
время у нее в запасе имеется 2 готовых стола, 40 ножек и 22 столешницы.
Когда компания должна отправить заказы на поставку ей комплектующих?
Практическое задание №5.
В компании УТП планируют использование своей мощности в
показателях «число дней обслуживания потребителей». Они классифицируют
свои услуги либо как «неполный день» использования автобуса – для
длинных маршрутов, либо как «полдня» - для коротких маршрутов. Прогнозы
показывают, что ожидаемый годовой спрос на следующие два года в среднем
составит 400 000 полных пассажиро-дней и 750 000 неполных.
У УТП 61 автобус, эффективная мощность каждого 40 пассажиров в
день в течение 300 дней за год. Поломки и другие неожиданно возникающие
проблемы снижают эффективность до 90%. В компании заняты 86 водителей,
работающих в среднем 220 дней в году, однако болезни и другие случаи
отсутствия на работе снижают эффективность этой категории работников до
85%.
Если наблюдается нехватка автобусов, компания может докупить
автобус за 110000 у.е. или арендовать его за 1100 у.е. в день. Если возникает
нехватка водителей, она может взять дополнительных работников в штат с
затратами в 20 000 у.е. в год на человека или арендовать их у
специализированного агентства, выплачивая ему по 110 у.е. в день за
человека. Как с учетом этой информации компания может провести
тактическое планирование?
Практическое задание №6.
Вопросы для рассмотрения:
1. Некоторые специалисты по снабжению говорят, что они всегда
сравнивают расценки даже для повторных заказов, поскольку это поощряет
конкуренцию и снижает цены. Другие утверждают, что лучше создавать
объединение с одним поставщиком, так как в этом случае они хорошо
понимают запросы друг друга. Какая из этих точек зрения, по вашему
мнению, более убедительна?
2. В настоящее время говорят о выгодах совершения покупок через
Интернет. Каковы они? Как электронное снабжение повлияет на другие
операции?
3. Что значит «квалифицированный» поставщик?
4. Как вы думаете, должна ли организация всегда упорно добиваться от
поставщиков самых низких цен и лучших условий поставки?
5. В чем заключается отличие государственных закупок от обычных
закупок организаций?
6. Укажите различия между осуществлением закупок, поставками,
материально-техническим
обеспечением,
логистикой
и
управлением
снабжения.
Практическое задание №7. «АВС-анализ закупаемой продукции»
Исходные данные:
Предприятие
осуществляло
в
течение
года
закупку
товарно-
материальных ценностей. Данные по количеству закупленной в исследуемом
периоде продукции и её стоимости представлены в табл. 1.
Таблица
1
–
Начальные
данные
для
проведения
АВС-анализа
закупаемой продукции
№ п\п
Номер закупаемого
продукта
Цена, по которой
закупался продукт, руб.
Годовое
потребление, ед.
1
61
20
18000
2
55
5
48000
3
63
9
5000
4
59
7
4800
5
56
11
2000
6
60
16
1200
7
64
13
500
8
58
8
800
9
57
15
300
10
62
4
300
Необходимо на основе проведения АВС-анализа определить категории
закупаемой продукции, представить результаты АВС-анализа в виде табл.2,
представить графически результаты АВС-анализа и дать рекомендации по
организации закупочной деятельности по каждой категории продукции.
Таблица 2 – Результаты АВС-анализа
Категория
Номер продукта
Процентная доля
стоимости годового
потребления
Процентная доля
продукции
А
В
С
Практическое задание №8. «XYZ-анализ закупаемой продукции».
Исходные данные:
Предприятие осуществляло в течение года закупку некоторых товарно-
материальных ценностей, в данном примере это четыре товара. Данные по
количеству потреблённого товара за каждый месяц исследуемого периода
представлены в табл. 3. В данном варианте за период наблюдения взяты 12
месяцев одного года. В реальности можно определить иное число и
длительность периодов, по которым будет проводиться анализ: неделя,
декада, месяц, квартал, сезон, полугодие, год и т.д. Чем больше период, тем
точнее будет статистика потребления. Для анализа необходимо брать не
менее трёх периодов, по которым ведётся отчётность. Рекомендуется брать
период, который как минимум в три раза превышает оборачиваемость товара.
Таблица
3
–
Начальные
данные
для
проведения
XYZ-анализа
закупаемой продукции
Период
наблюдения,
месяц
Текущее потребление, шт.
Продукт №1
Продукт №2
Продукт №3
Продукт №4
1
140
54
109
204
2
130
189
25
189
3
109
119
110
168
4
132
85
98
191
5
167
112
326
217
6
134
144
162
174
7
104
96
65
163
8
136
125
124
195
9
61
71
338
132
10
189
156
43
197
11
148
119
210
207
12
140
132
556
210
Необходимо на основе проведения XYZ-анализа определить категории
закупаемой продукции и представить результаты в виде итоговой табл. 4,
представить графически результаты XYZ-анализа и дать рекомендации по
организации закупочной деятельности по каждой категории продукции.
Таблица 4 – Результаты XYZ-анализа
Номер продукта
Коэффициент вариации, %
Категория
3.
Складская логистика
Практическое задание №9.
Компания Уют открывает новый завод в городе Иваново. Иван Кузьмин,
менеджера по распределению, опросили найти самый дешевый вариант
исходящих поставок продукции в логистической системе компании. Если
годовой объем продаж равен 24 тыс. матрасов, определите величину общих
издержек для каждого из перечисленных ниже вариантов.
а)
Построить рядом с заводом частный склад за 300 тыс. у.е.
Переменные издержки, включая расходы на техническое обслуживание
склада и на оплату труда, составят 5 у.е. в расчете на матрас. Услуги
контрактного перевозчика по вывозу со склада обойдутся в среднем в 12,5 у.е.
за матрас. В этом варианте для транспортировки матрасов с завода на склад
не нужны услуги внешних перевозчиков. Капиталовложения в строительство
склада подлежат равномерной амортизации в течение 10 лет.
б) Арендовать складское пространство на складе общего пользования,
расположенном в 60 км от завода. В этом случае, капиталовложения не
нужны, но переменные складские издержки составят 8 у.е. в расчете на
матрас. Услуги контрактного перевозчика по вывозу со склада обойдутся в
среднем в 12,5 у.е. за матрас. Тот же перевозчик возьмет за доставку с завода
на склад по 5 у.е. за матрас.
в)
Для приобретения складских и транспортных услуг нанять
компанию
Транспост,
специализирующуюся
на
интегрированном
логистическом сервисе, склад которой расположен в 25 км от завода. За
предоставление всего комплекса логистических услуг компания Транспост
требует единоразовый платеж в размере 150 тыс. у.е. и по 20 у.е. за каждый
матрас. Единоразовое капиталовложение 150 тыс. у.е.. обеспечивает услуги
компании Транспост в течение 10 лет.
г) Определите самый дешевый вариант логистических операций,
найдите еще несколько преимуществ его перед другими вариантами.
Практическое задание №10.
Компания Электроникс производит две модели радиочасов – Х-100 и Х-
250 с улучшенным дизайном. В настоящее время обе модели упаковываются
в однослойный гофрированный картон. При ближайшем рассмотрении фирма
обнаружила, что на этапе от упаковки до поставки заказчикам 0,5%
продукции обеих марок приходит в негодность. Компания может упаковывать
любую из моделей или обе модели в двойной гофрированный картон, что
сократит потери продукции вполовину. Нынешняя упаковка из однослойного
картона стоит 0,8 у.е., а из двухслойного – на 20% больше. Рыночная цена
модели Х-100 составляет 40 у.е., а модели Х-250 – 70 у.е. Поврежденные часы
восстановлению не подлежат. В прошлом году компания Электроникс
продала 12 тыс. часов модели Х-100 и 7 тыс. – модели Х-250. В соответствии
с прогнозами на следующий год сбыт модели Х-100 останется на том же
уровне, а сбыт модели Х-250 увеличится на 5%.
а) Если судить по уровню общих издержек, выгодно ли компании в
следующем году переходить на упаковку часов модели Х-100 в двойной
гофрированный картон?
б) А часов модели Х-250?
в) Как совершенствование упаковки может повлиять на величину
транспортных издержек?
Практическое задание №12.
Иван Тендорёв решил создать грузовую компанию. Он приобрел
хранилище со всей инфраструктурой и планирует переделать его в
современную
конкурентную
организацию.
Первоначально,
правда,
он
столкнулся с рядом серьезных проблем. Мощности хранилища приходили в
упадок, автомобили разваливались на части, сотрудников было слишком
много, а приемы их работы устарели. В прошлые годы хранилище
участвовало в торговле со странами бывшего советского блока, и теперь
требовалось найти других торговых партнеров в Европе.
В 2010 г. Тендорёв добился некоторого прогресса и стал получать
прибыль от резко возросшей торговли со странами Европейского союза. Он
модернизировал свое хранилище, заменил транспортные средства и улучшил
работу персонала. В начале 2012 г. он запланировал создание нового склада
возле польской границы, чтобы импортировать потребительские товары и
экспортировать сельскохозяйственную продукцию. Однако конкуренция с
другими транспортными компаниями постоянно возрастает, а европейские
промышленники все время внедряют новые идеи. Но Иван решил, что его
новый склад станет играть ведущую роль и поможет его компании в этой
конкуренции; он хотел, чтобы операции на складе осуществлялись так, чтобы
создавать явное превосходство над конкурентами.
Проблема, с которой сталкивается Иван, типична: он не знает точно,
что готовит для него будущее. Он читал отчеты, где высказывалось
предположение, что склады будущего будут в основном характеризоваться:
6)
более высоким уровнем обслуживания, обеспечивающим полное
удовлетворение заказчиков;
7)
концентрацией
операций
в
меньшем
числе
логистических
центров;
8)
сокращением
запасов
в
результате
совершенствования
управления материальным потоком;
9)
безбумажными трансакциями в электронном виде;
10)
гибкостью, позволяющей осуществлять персонализированные
операции;
11)
переотправкой;
12)
управлением складированием третье стороной (аутсорсинг);
13)
автоматизацией перемещения материалов;
14)
более профессионально подготовленным персоналом, способным
выполнять новые операции.
Вопросы к ситуации.
1.
Что бы вы посоветовали Ивану сделать в его новом складе, какой
тип операций вы бы ему предложили?
2.
Каковы преимущества этих новых операций?
3.
Дали бы они ему возможность получить устойчивое конкретное
преимущество?
Практическое задание №13.
Руководствуясь
принципами
оптимизации
складского
хозяйства,
методами центра тяжести и пробной точки определите место оптимального
расположения склада при следующих условиях:
Вариант 1
Потребитель
Координаты клиента
Объем грузооборота
(Q)
Х, км.
У, км.
1
168
2
201
3
386
4
252
5
285
Вариант 2
Потребитель
Координаты клиента
Объем грузооборота
(Q)
Х, км.
У, км.
1
76
68
15
2
21
71
85
3
53
38
15
4
30
45
60
5
31
48
44
Вариант 3
Потребитель
Координаты клиента
Объем грузооборота
(Q)
Х, км.
У, км.
1
33
59
76
2
45
21
15
3
28
45
30
4
54
82
14
5
12
54
68
Вариант 4
Потребитель
Координаты потребителя
Объем
грузооборота (Q)
Х, км.
У, км.
1
67
16
151
2
20
70
562
3
53
38
259
4
30
45
360
5
31
48
244
4.
Производственная логистика
Практическое задание №14.
Определить, когда необходимо приступить к выполнению заказа,
состоящего из 10 изделий, если длительность процесса изготовления каждого
изделия Т ц= 40 ч, а коэффициент параллельности процессов их изготовления
равен 0,8.
Директивный срок сдачи заказа 10 октября.
Практическое задание №15.
Рассчитать оборотный задел между смежными операциями поточной
линии, если такт работы линии 1 мин, период обслуживания поточной линии
240 мин, tшт.l = 2 мин, tшт2 = 0,5 мин.
Практическое задание №16.
Рассчитайте длительность производственного цикла при параллельно-
последовательном способе изготовления партии деталей, если размер партии
200 шт.
Деталь обрабатывается на четырех операциях. Трудоемкость обработки
детали приведена в табл. 5. Размер передаточной партии 50 шт.
Таблица 5 – Характеристика трудоемкости детали
Параметр
Операция процесса
1
2
3
4
Т
шт
мин
3
2
5
4
Т
пз
мин 20
20
30
30
Практическое задание №17.
Вопросы для обсуждения:
1.
Приведите
основные
характеристики
различных
типов
производств.
2.
Определите поточную и не поточную формы производственного
процесса.
3.
Опишите
основные
системы
и
методы
планирования
и
управления материальными потоками в производстве.
4.
Сформулируйте метод MRP I и специфику календарно-плановых
расчетов.
5.
Дайте общее представление об объемно-календарном методе.
6.
Опишите
механизм
работы
системы
Kanban
и
дайте
характеристику тянущей системы (JIT – концепции).
Практическое задание №18.
Постройте аналоговую модель внутрипроизводственной логистической
системы для предприятия, с деятельностью которого Вы хорошо знакомы.
Опишите
структуру
внутрипроизводственной
логистической
системы
данного предприятия.
Практическое задание №19.
Разработайте
«визитные
карточки»
понятий
«производственная
логистика» и «логистика производственных процессов», т.е. сформулируйте
их цель, задачи, опишите объект, предмет и направленность.
Практическое задание №20.
Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным
размером заказа (табл. 6).
Таблица 6 – Исходные данные
Показатели
Ед. изм.
Сахар
ЖБ Банка
Годовая потребность
кг
2 032 000
700 000
Число рабочих дней в году
дней
365
365
Оптимальный размер заказа
кг
20 000
5 000
Возможное время задержки
дней
1
14
Срок поставки
дней
2
30
Найти:
1.
Ежедневный расход, кг
2.
Страховой запас, кг
3.
Расход за время поставки, кг
4.
Точка заказа, кг
5.
Размер партии, кг
6.
Максимальный размер запаса, кг
Практическое задание №21.
Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным
интервалом заказа (табл. 7).
Таблица 7 – Исходные данные
Показатели
Ед. изм.
Сахар
ЖБ Банка
Годовая потребность
кг
2 032 000
700 000
Число рабочих дней в году
дней
365
365
Возможное время задержки
дней
1
14
Срок поставки
дней
2
30
Периодичность поставки
дней
7
30
Фактический остаток в момент
заказа
кг
12 000
50 000
Найти:
1.
Ежедневный расход, кг
2.
Страховой запас, кг
3.
Расход за время поставки, кг
4.
Расход за интервал между поставками, кг
5.
Максимальный желательный запас, кг
6.
Размер заказа, кг
5.
Распределительная логистика
Практическое задание №22.
В г. Орел работает небольшое частное производственное предприятие,
выпускающее пластиковые горшки и кашпо для комнатных растений.
Система распределения этого предприятия строится следующим
образом.
На предприятии существует отдел сбыта, который работает в двух
направлениях: розничные и оптовые продажи.
Розничные
продажи
осуществляются
собственными
силами
по-
средством продажи в трех магазинах промтоваров в г. Орел и в магазине
промтоваров г. Ромны Орловской области. Товар складируется на территории
предприятия и доставляется в магазины арендованным транспортом по мере
необходимости.
Оптовые продажи осуществляются мелкооптовым дилерам в города
Курск, Брянск, Тулу и Подольск Московской области. Дилеры доводят товар
до конечных потребителей через собственные розничные продажи или через
розничных торговых агентов. Товары купленные дилерами, складируются на
площадях их торговых точек и доставляются к местам продажи посредством
собственных сил. Так, курский и тульский дилеры имеют собственные
автомобили для перевозки товаров, а остальные — пользуются арендой.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы
распределения
орловского
предприятия.
Используя
различные
методы
анализа каналов распределения, обозначьте и прокомментируйте каналы
распределения предприятия.
Практическое задание №23.
Компания
PANASONIC
является
известным
производителем
мобильных телефонов различных модификаций.
Для сбыта своей продукции компания использует следующую систему
распределения.
Продукция продвигается от производителя к конечному потребителю
через 10 официальных дистрибьюторов. Дистрибьюторы в свою очередь
могут иметь неограниченное количество дилеров.
Доставка от производителя к дистрибьюторам осуществляется силами
последних.
Чаще
всего
это
происходит
с
привлечением
сторонних
перевозчиков. Дилеры же осуществляют вывоз товара самостоятельно.
Дистрибьюторы имеют свои пункты хранения товара, где осу-
ществляют разукрупнение партий и формируют заказы, состоящие, как
правило, из товаров не только компании PANASONIC.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы
распределения компании PANASONIC. Используя различные методы анализа
каналов
распределения,
обозначьте
и
прокомментируйте
каналы
распределения компании.
Практическое задание №24.
Предприятие «Орион» в г. Новокузнецк выпускает моторчики для
вентиляторов марки Х-11. Моторчики поставляют в г. Иркутск, где на
предприятии «Горизонт» собирают вентиляторы данной марки и продают
через независимых оптовых посредников, которые, в свою очередь,
организуют розничную продажу данного товара.
Склады готовой продукции имеются на территории предприятия
«Орион», на предприятии «Горизонт» и собственно у оптовых посредников.
Транспортировку груза «Орион» осуществляет собственными силами,
«Горизонт» и оптовики используют арендованный транспорт.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы
распределения предприятия «Орион» и предприятия «Горизонт». Используя
различные
методы
анализа
каналов
распределения,
обозначьте
и
прокомментируйте каналы распределения этих предприятий.
Практическое задание №25.
Предприятие «Малыш и Карлсон» производит мягкие игрушки.
Ассортимент предприятия составляет порядка 1000 наименований.
Исследования системы распределения данного предприятия показали
несостоятельность сбытовых процессов. Было решено отдать эту функцию на
аутсорсинг одному из лучших дистрибьюторов, с которым предприятие ранее
сотрудничало.
Таким образом, отдел сбыта был сокращен до минимума и на се-
годняшний день стал представлять собой лишь контролирующий орган.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы
распределения предприятия «Малыш и Карлсон». Используя различные
методы анализа каналов распределения, обозначьте и прокомментируйте
каналы распределения предприятия.
Практическое задание №26.
1. Согласны ли вы с декомпозицией функций сбытовой логистики на
основные и обеспечивающие с последующим разделением на микро- и
макро-уровнях? Постарайтесь аргументировать ответ.
2. Какую роль играют посредники в сбытовых процессах микро- и
макро-уровней?
3. Охарактеризуйте существующие методы анализа и проектирования
распределительных каналов.
4.
Опишите
последовательность
ваших
действий
при
создании
логистической сбытовой цепи (ЛСЦ).
5. Перечислите критерии выбора посредника.
6.
Из
чего
складываются
затраты
ЛСЦ
и
как
определяется
эффективность ЛСЦ?
7. Прокомментируйте «три золотых правила» сбытовой логистики.
6.
Транспортная логистика
Практическое задание №27.
Условие задачи. Российская компания имеет сборочное предприятие в
регионе Юго-Восточной Азии. Широкий ассортимент комплектующих частей
регулярно отправляется из России на сборочное предприятие. При этом часто
возникает вопрос: как транспортировать груз — воздушным или морским
транспортом?
Факторами,
играющими
решающую
роль
при
выборе
между
воздушным или водным транспортом, являются:
— фрахтовая ставка при транспортировке морем — 250 у.е. за 1 м3;
— фрахтовая ставка при перевозке воздушным транспортом — 1154 у.е.
за 1 м3;
— время в пути при перевозке морским транспортом — 50 дней;
— время в пути при перевозке воздушным транспортом —10 дней;
— дополнительные страховые запасы на сборочном предприятии в
случае транспортировки морем — 14 дней;
— процентная ставка на запасы грузов, находящихся в пути при
перевозке морским и воздушным транспортом — 7% годовых;
— дополнительные затраты на запасы на сборочном предприятии —
15%.
В рассматриваемом нами примере фрахтовая ставка на воздушном
транспорте выше, чем на морском. Однако при воздушных перевозках
продукция находится в пути не так долго, как при водных перевозках,
поэтому затраты на уплату процентов в связи с запасами в пути и страховыми
запасами на складе сборочного предприятия ниже.
Определить, какой вид транспорта выберет компания при удельной
стоимости товаров, равной 5000 у.е., 10 000 у.е., 50 000 у.е.
Практическое задание №28.
Вопросы для обсуждения
1.
Что такое транспорт в логистике, каковы его основные функции?
2.
Определите место транспортной логистики в логистической
системе фирмы.
3.
Назовите
основные
формы
международной
логистической
документации.
4.
Виды поставщиков услуг и их различия.
5.
Перечислите
и
поясните
экономические
факторы
транспортировки.
6.
Какие функции должен нести транспортный отдел?
7.
Приведите примеры использования математических методов в
транспортной логистике.
Практическое задание №29.
Дать характеристику видам транспорта исходя из указанных критериев
по пятибалльной шкале, где 1 – наивысшая оценка (таблица 8).
Таблица 8 – Ранжирование критериев при выборе вида транспорта
Критерий
Вид транспорта
Железнодо
-рожный
Водный
Автомобиль-
ный
Трубопро-
водный
Воздушны
й
Время доставки
Частота
отправлений
грузов
Надежность
соблюдения
графика доставки
Способность
перевозить
разные грузы
Способность
доставлять груз в
любую
географическую
точку
Стоимость
перевозки
Практическое задание №30. Решить лабораторную работу №1.
7.
Логистика сервисного обслуживания
Практическое задание №31. Подготовьте сообщение по одной из
приложенных тем:
1. Содержание подхода к организации логистического сервиса: «Построение
взаимовыгодных отношений с клиентами на основе принципа «не пытаться
обслужить всех»
2.
Содержание
подхода
к
организации
логистического
сервиса:
«Использование мультикомпонентной модели оказания услуг потребителям»
3. Содержание подхода к организации логистического сервиса: «Определение
потребности на основе стратегии отсрочки»
4. Содержание подхода к организации логистического сервиса: «Разработка
стандартов услуг»
5. Современные требования к организации сервисной службы предприятия.
Формирования системы логистического сервиса на предприятии.
6. Определение уровня организации логистического сервиса. Параметры
измерения качества логистического сервиса
7. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей.
Основные принципы организации логистического сервиса
8. Состав и характеристика элементов системы логистического сервиса
9. Организация и регулирование работы по управлению заказами клиентов
10. Организация эффективного логистического обслуживания на этапе
внутрипроизводственного потребления материальных ресурсов
11. Организация эффективного логистического обслуживания на этапе
закупок
12. Организация эффективного логистического обслуживания на этапе
распределения
13. Организация эффективного логистического обслуживания в процессе
транспортировки
14. Организация эффективного логистического обслуживания в процессе
складирования
15.
Содержание
и
методы
оптимизации
затрат
на
логистическое
обслуживание
16. Подходы к определению оптимального количества логистических услуг
сервисного предприятия
17.
Дайте
характеристику
существующим
моделям
определения
оптимального количества транспортных средств
18. Определение оптимального количества каналов распределения продукции
и услуг на основе метода минимизации совокупных затрат на движение
ресурсов, метода предельного уровня себестоимости продукции, метода
оптимизации времени обслуживания потребителей.
19. Размещение объектов сервиса гравитационным методом, методом
взвешивания.
20. Виды и характеристика провайдеров.
Практическое задание №32.
Вопросы для обсуждения:
1.
Классификация видов сервисного обслуживания продукции.
2.
Критерии сервиса удовлетворения потребительского спроса.
3.
Критерии сервиса оказания услуг производственного назначения.
4.
Критерии сервиса послепродажного обслуживания.
5.
Критерии сервиса информационного обслуживания.
6.
Критерии сервиса финансово-кредитного обслуживания.
7.
Зависимость затрат на сервис от уровня сервиса.
8.
Зависимость объема продаж от уровня сервиса.
9.
Критерии качества логистического сервиса.
Практическое задание №32.
Рассматривается вопрос о строительстве логистического центра в одном из
трех городов: A, B, C. Постоянные затраты (за год) в этих городах,
переменные затраты за одну оказываемую услугу и ожидаемый годовой
объем оказываемых услуг по вариантам приведены в таблице 9. Определить
место строительства логистического центра с учетом полных затрат.
Таблица 9 – Исходные данные