Напоминание

"Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие познавательной активности ребенка"


Автор: Чильчигешева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие познавательной активности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад «Золотая рыбка»

Чильчигешевой Ольга Ивановна, воспитатель

«Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие познавательной

активности ребенка»

В

Федеральных

государственных

требованиях

конструктивная

деятельность

относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном

образовательном

стандарте

конструктивно

модельная

деятельность

относится

к

образовательной

области

«Художественно

эстетическое

развитие»,

так

как

эта

деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания

детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными

памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое

наслаждение,

формируется

умение

ценить

созданное

творческим

трудом

людей,

любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

В художественном конструировании

Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как

разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные

коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п. В

педагогической

практике

используются

и

конструирования

из

плоскостных

геометрических форм. Создание конструкций из бросового материала может носить

как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит

перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

Конструирование по образцу

заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из

деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как

правило, показывая способы их воспроизведения, учатся выделять пространство для

постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.

Конструирование по модели

заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой

очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети

должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном

случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как

показало исследование А.Р. Лурия, постановка таких задач перед дошкольниками —

достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по

модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

Конструирование по условиям

Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят

проблемный

характер,

поскольку

способов

их

решения

не

дается.

Данная

форма

работы

способствует

развитию

творческого

конструирования,опыт

формируется,

прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с

разными материалами (Л.А. Парамонова).

Конструирование по простейшим чертежам,

и наглядным схемам предоставляет возможности для развития внутренних форм

наглядного

моделирования.

Эти

возможности

наиболее

успешно

могут

реализовываться

в

случае

обучения

детей

сначала

построению

простых

схем-

чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию

конструкций по простым чертежам- схемам.

Конструирование по замыслу

по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для

развития

творчества

детей,

для

проявления

их

самостоятельности;

в

этом

случае

ребенок

сам

решает,

чтои

как

он

будет

конструировать.

При

этом

степень

самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений

(умение строить замысел; искать решения, не боясь ошибок и т.п.).

В конструировании

по

теме детям

предлагают

общую

тематику

конструкций

(например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок,

выбирают способы их выполнения, материал.

Каркасное

конструирование,

предложенное

Н.Н.

Поддьяковым,

предполагает

первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным

звеном

постройки

(его

частями,

характером

их

взаимодействия)

и

последующую

демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации

всей

конструкции.

В

результате

дети

легко

усваивают

общий

принцип

строения

каркаса и учатся на его основе выделять особенности конструкции. Ребенок, глядя на

каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к нему разные детали.

Соответственно,

каркасное

конструирование

может

стать

эффективным

средством

формирования

воображения,

обобщенных

способов

конструирования,

образного

мышления.

Основные цели и задачи:

§ Приобщение к конструированию;

§ Развитие интереса к конструктивной деятельности

§ Знакомство с различными видами конструкторов

§

Воспитание

умения

работать

коллективно,

объединять

свои

поделки

в

соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет

выполнять

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Дети

способны

не

только

решать

задачу

в

наглядном

плане,

но

и

совершить

преобразование

объекта,

указать

в

какой

последовательности

объекты

вступят

во

взаимодействие и т.п. Однако подобные решение окажутся правильными только в том

случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них

можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе

наглядного моделирования

Конструктивная

деятельность-это

практическая

деятельность,

направленная

на

получение

определенного,

заранее

задуманного

реального

п р од у кт а ,

соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к

числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер

Опыт,

получаемый

ребёнком

в

ходе

конструирования,

незаменим

в

плане

формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Работа с различными конструкторами позволяет детям в форме познавательной игры

узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе

всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.



В раздел образования