Автор: Чильчигешева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие познавательной активности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад «Золотая рыбка»
Чильчигешевой Ольга Ивановна, воспитатель
«Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие познавательной
активности ребенка»
В
Федеральных
государственных
требованиях
конструктивная
деятельность
относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном
образовательном
стандарте
конструктивно
–
модельная
деятельность
относится
к
образовательной
области
«Художественно
–
эстетическое
развитие»,
так
как
эта
деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.
При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания
детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными
памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое
наслаждение,
формируется
умение
ценить
созданное
творческим
трудом
людей,
любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
В художественном конструировании
Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как
разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные
коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п. В
педагогической
практике
используются
и
конструирования
—
из
плоскостных
геометрических форм. Создание конструкций из бросового материала может носить
как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит
перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.
Конструирование по образцу
заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из
деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как
правило, показывая способы их воспроизведения, учатся выделять пространство для
постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.
Конструирование по модели
заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой
очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети
должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном
случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как
показало исследование А.Р. Лурия, постановка таких задач перед дошкольниками —
достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по
модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям
Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят
проблемный
характер,
поскольку
способов
их
решения
не
дается.
Данная
форма
работы
способствует
развитию
творческого
конструирования,опыт
формируется,
прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с
разными материалами (Л.А. Парамонова).
Конструирование по простейшим чертежам,
и наглядным схемам предоставляет возможности для развития внутренних форм
наглядного
моделирования.
Эти
возможности
наиболее
успешно
могут
реализовываться
в
случае
обучения
детей
сначала
построению
простых
схем-
чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию
конструкций по простым чертежам- схемам.
Конструирование по замыслу
по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для
развития
творчества
детей,
для
проявления
их
самостоятельности;
в
этом
случае
ребенок
сам
решает,
чтои
как
он
будет
конструировать.
При
этом
степень
самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений
(умение строить замысел; искать решения, не боясь ошибок и т.п.).
В конструировании
по
теме детям
предлагают
общую
тематику
конструкций
(например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок,
выбирают способы их выполнения, материал.
Каркасное
конструирование,
предложенное
Н.Н.
Поддьяковым,
предполагает
первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным
звеном
постройки
(его
частями,
характером
их
взаимодействия)
и
последующую
демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации
всей
конструкции.
В
результате
дети
легко
усваивают
общий
принцип
строения
каркаса и учатся на его основе выделять особенности конструкции. Ребенок, глядя на
каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к нему разные детали.
Соответственно,
каркасное
конструирование
может
стать
эффективным
средством
формирования
воображения,
обобщенных
способов
конструирования,
образного
мышления.
Основные цели и задачи:
§ Приобщение к конструированию;
§ Развитие интереса к конструктивной деятельности
§ Знакомство с различными видами конструкторов
§
Воспитание
умения
работать
коллективно,
объединять
свои
поделки
в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет
выполнять
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети
способны
не
только
решать
задачу
в
наглядном
плане,
но
и
совершить
преобразование
объекта,
указать
в
какой
последовательности
объекты
вступят
во
взаимодействие и т.п. Однако подобные решение окажутся правильными только в том
случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них
можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования
Конструктивная
деятельность-это
практическая
деятельность,
направленная
на
получение
определенного,
заранее
задуманного
реального
п р од у кт а ,
соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к
числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер
Опыт,
получаемый
ребёнком
в
ходе
конструирования,
незаменим
в
плане
формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Работа с различными конструкторами позволяет детям в форме познавательной игры
узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.
Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе
всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.