Напоминание

Особенности адаптации в школе у детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью


Автор: Казанцева Александра Сергеевна
Должность: дипломированный олигофренопедагог
Учебное заведение: Новосибирского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г. Новосибирска
Наименование материала: статья
Тема: Особенности адаптации в школе у детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью
Раздел: высшее образование





Назад




Автор: Казанцева Александра Сергеевна

Должность: студентка

Учебное заведение: Новосибирский государственный педагогический

университет

Населенный пункт: г. Новосибирск

Наименования материала: статья

Тема: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ УМСТВЕНООЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Раздел: высшее образование

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ УМСТВЕНООЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Актуальность исследования обусловлена тем, что, как и для любого

человека, вне зависимости от его возраста, пола, социального статуса,

попадание в новую среду связано с неопределенностями, вызывающими, как

минимум, тревожность. У ребенка это состояние усиливается, поскольку он

ещё не усвоил социальные знания, не обладает устойчивостью психики, у

него ещё не сформированы навыки социальной коммуникации и ряд других.

Из чего следует, что взаимодействие с детьми, прибывающими в школу,

требует особого подхода, основанного на соблюдении ряда принципов

социальной коммуникации с учетом психофизиологических особенностей их

развития.

Адаптация в переводе с латинского означает «приспособление». Это

слово имеет особое значение при использовании в качестве научного

термина. Адаптация в медицинской литературе часто рассматривается как

универсальное свойство приспособления к возможным изменениям в жизни

организма и имеет сложность механизмов адаптации, необходимых для

обеспечения оптимального функционирования физиологических систем в

определенных условиях окружающей среды. В связи с этим здоровье – это

состояние организма, которое наиболее приспособлено. Поэтому любое

снижение адаптивности также является ухудшением здоровья.

У детей с легкой умственной отсталостью социальное взаимодействие

в целом проявляется в упрощенной форме. Они используют менее широкий

спектр

коммуникативных

инструментов

и

по-разному

реагируют

на

информацию, полученную от других людей. При изучении феноменологии

общения при интеллектуальном недоразвитии учитывается специфика

уровней социального взаимодействия между двумя индивидами или внутри

группы. Каждый уровень характеризуется определенными параметрами,

поскольку в рамках социально-психологической диады малые и большие

группы имеют общие характеристики как социальные группы, но области,

связанные с разной вовлеченностью индивида в социальную коммуникацию

[5]. Для детей с легкой умственной отсталостью характерны проблемы

адаптации к социальной среде на микро- и макроуровнях.

Обладая

достаточно

большим

запасом

слов

для

построения

высказывания с целью установления общения с окружающими, дети с

интеллектуальной недостаточностью ограничены в возможностях речевого

общения, так как приобретенные речевые средства не предназначены для

удовлетворения потребности в общении.

К моменту поступления в школу все дети с умственной отсталостью

имеют

ограниченный

опыт

активных

и

разнообразных

контактов

с

социальной средой; соответственно, они могут страдать от недостаточности

социальных

и

бытовых

навыков.

Большинство

детей

с

умственной

отсталостью стремятся к общению, но в узком кругу с близкими людьми, к

общению со взрослыми. Семья и родственники считаются наиболее важным

средством общения. Наименее важным является школьная среда и среда в

классе.

В

начале

школьного

обучения

дети

с

интеллектуальной

недостаточностью не проявляют адекватной активности, познавательного

интереса, не имеют оценочных суждений [3].

Некоторые из них упрощенно используют коммуникативные навыки

для привлечения внимания педагогов, что при отсутствии содержательных

отношений может свидетельствовать о неудовлетворенности потребностью в

доброжелательном внимании со стороны близких. Вхождение в группу

сверстников

имеет

большое

социальное

значение

для

всех

детей:

расширяется

радиус

социальной

активности,

сфера

направленности,

появляется возможность в общении с окружающими и через реакцию

окружающих познавать себя, формировать собственную личность. Сам факт

установления

и

развития

отношений

между

детьми

с

умственной

отсталостью

и

их

сверстниками

является

необходимым

звеном

их

социализации, что требует окружающей ребенка атмосферы социальной

мысли, внешней педагогической поддержки.

У младших школьников с легкой умственной отсталостью отсутствуют

необходимые для социального развития коммуникативные способности:

знания и умения в области межличностных отношений, представления об

индивидуальных

особенностях

людей,

произвольной

регуляции

эмоциональной и поведенческой сфер. У детей с легкой умственной

отсталостью отмечалась задержка формирования социальных отношений в

отличие от нормально развивающихся сверстников. Одним из частых

явлений дезадаптации является ухудшение или затруднение в общении со

сверстниками. Они выражаются в том, что ребенок боится новых контактов,

избегает их, не умеет налаживать межличностные отношения, не обучается и

не

воспроизводит

уже

сформированные

коммуникативные

навыки.

Коммуникативные качества человека задерживаются в развитии из-за

трудностей, которые связаны с включением ребенка младшего школьного

возраста в совместную деятельность, например, невыполнением учебных

заданий. Поэтому личные и деловые отношения между детьми с легкой

умственной

отсталостью

строятся

медленно

и

с

определенными

трудностями.

Для

младших

школьников

с

легкой

умственной

отсталостью

характерны как неадекватные реакции, так и способность к глубокому

пониманию

характера

своих

взаимоотношений

с

окружающими.

Школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести

свои личные интересы с интересами коллектива. Младшие школьники с

легкой умственной отсталостью придерживаются когда-то устоявшегося

мнения. Если оно негативно по отношению к кому-то из одноклассников, то

дети не могут изменить его без посторонней помощи и не видят в своем

друге положительные качества. Учащиеся с легкой умственной отсталостью,

как правило, ближе к своим родителям. Им нужна их постоянная помощь, к

которой они привыкли. Дети склонны привлекать внимание взрослых,

провоцируют их на постоянный контакт. Большинство учащихся младшего

школьного возраста с легкой умственной отсталостью имеют негативные

переживания по поводу складывающихся межличностных отношений со

сверстниками, которые носят достаточно поверхностный характер.

Трудности

социальной

адаптации,

нарушения

взаимодействия

с

социальной средой отмечал еще Л.С. Выготский [2]. Затруднения в

установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня

тревожности, тормозимости, сложностями адаптации к новой обстановке и

незнакомым

людям,

реакциями

страха

и

другими

невротическими

реакциями. Правильно проведенный анализ причин нарушений социальной

адаптации поможет в разработке программы коррекционных мероприятий.

Анализ основных трудностей социализации младших школьников с

ОВЗ в образовательном пространстве массовой школы позволил определить

системность многочисленных проблем, а именно: трудности обучаемости,

целевые трудности, трудности организации самого включения детей с лёгкой

умственной

отсталостью

в

общеобразовательную

среду,

трудности

методического обеспечения, трудности выбора приёмов и методов работы,

неготовность родителей, несформированность социальной успешности у

детей с лёгкой умственной отсталостью отсутствие надлежащего психолого-

педагогического сопровождения [1; 4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с

ограниченными возможностями здоровья/ С.В. Алехина, Н.В.

Новикова, Л.А. Казакова// Современные образовательные

технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные

возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина.

Красноярск, 2013. С. 71-95.

2.

Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. Москва: ЭКСМО,

2000. 1008 с.

3.

Гринина Е. С. Введение в детскую дефектологию / Е. С. Гринина.

Саратов, 2016. 97 с.

4.

Коржова, Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации

// Психология социальных ситуаций / Е.Ю. Коржова; сост. и общая

редакция Н.В.Гришиной. Санкт-Петербург: Питер, 2011. С. 279.

5.

Чичугина,

М.С.

Особенности

речевого

развития

младших

школьников с умственной отсталостью / М.С. Чичугина //

Цифровизация: теория и практика современного образования.

Сборник

материалов

Международного

научно-практического

форума. 2022. С. 264-266.



В раздел образования