Напоминание

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Автор: Донская Оксана Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: образования МАОУ «СОШ №25 «Гелиос» НГО структурное подразделение «Арт-Центр»
Населённый пункт: г.Находка
Наименование материала: Статья
Тема: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Донская Оксана Алексеевна,

педагог дополнительного образования МБУ

ДО «Арт-Центр» г. Находка,

Ключевые

слова:

разновозрастные

группы,

межличностные

взаимодействия, психологический климат, дополнительное образование (ДО).

Актуальность темы определяется социальной значимостью и слабой

изученностью рассматриваемой проблемы. В учреждениях дополнительного

образования практика обучения детей в разновозрастных группах достаточно

широка, однако в отечественной литературе практически нет исследований,

специально посвященных психолого-педагогическому анализу отношений

детей в разновозрастных группах и их оптимизации.

Аннотация:

дополнительное образование детей является важнейшей

составляющей

личностно-ориентированного

обучения

и

обеспечивает

обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции для

воспитанников в атмосфере менее формальной, чем в системе общего

образования. Учреждения ДО стараются

создать

равные стартовые

возможности для каждого ребенка, при этом внимательно реагируя на быстро

меняющиеся потребности социума. В системе ДО детей всегда существовали

разновозрастные группы, объединяющие учащихся совершенно разных по

своим физическим, умственным и творческим возможностям, а межличностное

взаимодействие в системе дополнительного образования имеет свою специфику

и существенно отличается от межличностных отношений в группе сверстников

или в общеобразовательном коллективе. Оптимальная организация процесса

межличностного взаимодействия в разновозрастной группе может выступить в

качестве значительного ресурса личностного и социального развития ребёнка.

Дополнительное

образование

учащихся

это

целостная

система

практико-ориентированных занятий, которая, предполагая самостоятельный

выбор

ребенком

видов

внеурочной

деятельности,

способствует

разностороннему развитию интересов детей, формированию таких качеств его

личности, которые ведут к самореализации, саморазвитию, самовоспитанию,

что невозможно без обеспечения необходимого психологического комфорта в

детском коллективе.

Разновозрастные

группы

во

внеурочной

деятельности

объединяют

совершенно

разных

по

своим

физическим,

умственным

и

творческим

возможностям

детей,

а

межличностное

взаимодействие

в

системе

дополнительного

образования

имеет

свою

специфику

и

становится

значительным ресурсом личностного и социального развития ребёнка. Можно с

уверенностью сказать, что именно через межличностные отношения в группе

ребёнок приобретает навыки включения в систему общественных отношений,

так как межличностные отношения детей в малой группе являются одной из

основных форм реализации социальной сущности каждого обучающегося.

Многие исследователи отмечают важность адекватной организации

процесса межличностного взаимодействия в разновозрастной группе. В этом

контексте важно выявить те факторы, которые способствуют становлению

социальных норм поведения детей. Развернутый психологический анализ

межличностных отношений во внеурочной деятельности в разновозрастных

группах может дать новые подходы и перспективы к воспитанию таких

важнейших личностных качеств, как развитие этических норм, толерантность,

нравственность, способность сотрудничать с непохожими людьми. Педагог,

используя

разнообразные

методики

формирования

положительного

психологического климата в группе, может помочь каждому воспитаннику

научиться адекватно, эмоционально, своевременно откликаться на поведение и

состояние других членов группы, выбирать по отношению к ним такой способ

общения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным

особенностям. Несомненно, авторское начало в организации образовательного

процесса

является

одной

из

отличительных

особенностей

системы

дополнительного образования. В условиях вариативности образовательного

процесса педагог находится в ситуации непрерывного проектирования системы

индивидуально-личностного развития учащихся в разнообразных творческих

видах

деятельности.

Для

того,

чтобы

процесс

обучения

происходил

эффективно, необходимы слаженные взаимодействия педагога и обучающихся,

при

условии

постоянного

анализа

межличностных

отношений

в

разновозрастной группе. В качестве одной из методик такого анализа возможно

использование теста Т.Лири «Диагностика межличностных отношений».

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе

межличностных взаимоотношений, на фоне которых реализуются групповые

потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые

конфликты. Основными механизмами межличностного восприятия выступают

эмпатия

и

рефлексия.

Детское

восприятие

гораздо

менее

подвержено

стереотипизации,

чем

восприятие

взрослого

человека,

однако

на

межличностное

восприятие

в

разновозрастном

детском

коллективе

существенное влияние оказывают установки педагогов, родителей и других

значимых взрослых. Также психологический климат коллектива определяется

наличием в группе разноуровневых статусов и ролевых наборов поведения,

отвечающих им. Одним из основных компонентов характеристики положения

индивида в группе является система «групповых ожиданий». Это означает, что

всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно

воспринимается и оценивается остальными участниками образовательного

процесса в данной группе. В качестве основания для выявления уровня

группового развития принимается деятельность всей группы, ее ценности и

значимые цели, от которых зависит характер межличностных отношений.

В качестве одного из способов гармонизации межличностных отношений

в разновозрастной группе целесообразно применение исследовательского

метода обучения или метода проектов. Совместная работа учащихся в ходе

создания проекта над достижением общего результата, включающая высокую

вовлеченность

взрослого,

направленную

на

поддержку

детской

инициативности и создание необходимой для процесса обучения и воспитания

групповой общности, способствует как проявлению сугубо индивидуальных

качеств личности, ее эмоциональных, волевых свойств, интеллектуальных

возможностей,

так

и

усвоению

принятых

норм

и

ценностей

группы,

становлению позитивных межличностных отношений.

В заключение следует отметить, что характер межличностных отношений

в разновозрастной группе определяется в первую очередь стилем общения

педагога с детьми. Так, по классификации Л.Б. Ительсона, стиль общения

педагога должен быть смешанным: эмоциональный, деловой, направляющий,

требовательный,

побуждающий,

принуждающий.

Стиль

педагогического

руководства взаимодействиями детей должен быть направлен на актуализацию

образовательного,

интеллектуального,

эмоционального

потенциала

разновозрастной группы, позволяющего обогатить процесс социализации и

индивидуализации. В его основе должен лежать психологический анализ

межличностных взаимоотношений в интегративной группе, что обеспечивает

возможность

поиска новых подходов к воспитанию таких важнейших

личностных качеств, как толерантность, эмпатия, нравственность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев.

2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 640 с.

2.

Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика

межличностных

отношений.

Модифицированный

вариант

интерперсональной диагностики Т.Лири. Метод. Руководство. М., 1990.

3.

Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2013.



В раздел образования