Автор: Донская Оксана Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: образования МАОУ «СОШ №25 «Гелиос» НГО структурное подразделение «Арт-Центр»
Населённый пункт: г.Находка
Наименование материала: Статья
Тема: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Раздел: дополнительное образование
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Донская Оксана Алексеевна,
педагог дополнительного образования МБУ
ДО «Арт-Центр» г. Находка,
Ключевые
слова:
разновозрастные
группы,
межличностные
взаимодействия, психологический климат, дополнительное образование (ДО).
Актуальность темы определяется социальной значимостью и слабой
изученностью рассматриваемой проблемы. В учреждениях дополнительного
образования практика обучения детей в разновозрастных группах достаточно
широка, однако в отечественной литературе практически нет исследований,
специально посвященных психолого-педагогическому анализу отношений
детей в разновозрастных группах и их оптимизации.
Аннотация:
дополнительное образование детей является важнейшей
составляющей
личностно-ориентированного
обучения
и
обеспечивает
обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции для
воспитанников в атмосфере менее формальной, чем в системе общего
образования. Учреждения ДО стараются
создать
равные стартовые
возможности для каждого ребенка, при этом внимательно реагируя на быстро
меняющиеся потребности социума. В системе ДО детей всегда существовали
разновозрастные группы, объединяющие учащихся совершенно разных по
своим физическим, умственным и творческим возможностям, а межличностное
взаимодействие в системе дополнительного образования имеет свою специфику
и существенно отличается от межличностных отношений в группе сверстников
или в общеобразовательном коллективе. Оптимальная организация процесса
межличностного взаимодействия в разновозрастной группе может выступить в
качестве значительного ресурса личностного и социального развития ребёнка.
Дополнительное
образование
учащихся
–
это
целостная
система
практико-ориентированных занятий, которая, предполагая самостоятельный
выбор
ребенком
видов
внеурочной
деятельности,
способствует
разностороннему развитию интересов детей, формированию таких качеств его
личности, которые ведут к самореализации, саморазвитию, самовоспитанию,
что невозможно без обеспечения необходимого психологического комфорта в
детском коллективе.
Разновозрастные
группы
во
внеурочной
деятельности
объединяют
совершенно
разных
по
своим
физическим,
умственным
и
творческим
возможностям
детей,
а
межличностное
взаимодействие
в
системе
дополнительного
образования
имеет
свою
специфику
и
становится
значительным ресурсом личностного и социального развития ребёнка. Можно с
уверенностью сказать, что именно через межличностные отношения в группе
ребёнок приобретает навыки включения в систему общественных отношений,
так как межличностные отношения детей в малой группе являются одной из
основных форм реализации социальной сущности каждого обучающегося.
Многие исследователи отмечают важность адекватной организации
процесса межличностного взаимодействия в разновозрастной группе. В этом
контексте важно выявить те факторы, которые способствуют становлению
социальных норм поведения детей. Развернутый психологический анализ
межличностных отношений во внеурочной деятельности в разновозрастных
группах может дать новые подходы и перспективы к воспитанию таких
важнейших личностных качеств, как развитие этических норм, толерантность,
нравственность, способность сотрудничать с непохожими людьми. Педагог,
используя
разнообразные
методики
формирования
положительного
психологического климата в группе, может помочь каждому воспитаннику
научиться адекватно, эмоционально, своевременно откликаться на поведение и
состояние других членов группы, выбирать по отношению к ним такой способ
общения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным
особенностям. Несомненно, авторское начало в организации образовательного
процесса
является
одной
из
отличительных
особенностей
системы
дополнительного образования. В условиях вариативности образовательного
процесса педагог находится в ситуации непрерывного проектирования системы
индивидуально-личностного развития учащихся в разнообразных творческих
видах
деятельности.
Для
того,
чтобы
процесс
обучения
происходил
эффективно, необходимы слаженные взаимодействия педагога и обучающихся,
при
условии
постоянного
анализа
межличностных
отношений
в
разновозрастной группе. В качестве одной из методик такого анализа возможно
использование теста Т.Лири «Диагностика межличностных отношений».
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе
межличностных взаимоотношений, на фоне которых реализуются групповые
потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые
конфликты. Основными механизмами межличностного восприятия выступают
эмпатия
и
рефлексия.
Детское
восприятие
гораздо
менее
подвержено
стереотипизации,
чем
восприятие
взрослого
человека,
однако
на
межличностное
восприятие
в
разновозрастном
детском
коллективе
существенное влияние оказывают установки педагогов, родителей и других
значимых взрослых. Также психологический климат коллектива определяется
наличием в группе разноуровневых статусов и ролевых наборов поведения,
отвечающих им. Одним из основных компонентов характеристики положения
индивида в группе является система «групповых ожиданий». Это означает, что
всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно
воспринимается и оценивается остальными участниками образовательного
процесса в данной группе. В качестве основания для выявления уровня
группового развития принимается деятельность всей группы, ее ценности и
значимые цели, от которых зависит характер межличностных отношений.
В качестве одного из способов гармонизации межличностных отношений
в разновозрастной группе целесообразно применение исследовательского
метода обучения или метода проектов. Совместная работа учащихся в ходе
создания проекта над достижением общего результата, включающая высокую
вовлеченность
взрослого,
направленную
на
поддержку
детской
инициативности и создание необходимой для процесса обучения и воспитания
групповой общности, способствует как проявлению сугубо индивидуальных
качеств личности, ее эмоциональных, волевых свойств, интеллектуальных
возможностей,
так
и
усвоению
принятых
норм
и
ценностей
группы,
становлению позитивных межличностных отношений.
В заключение следует отметить, что характер межличностных отношений
в разновозрастной группе определяется в первую очередь стилем общения
педагога с детьми. Так, по классификации Л.Б. Ительсона, стиль общения
педагога должен быть смешанным: эмоциональный, деловой, направляющий,
требовательный,
побуждающий,
принуждающий.
Стиль
педагогического
руководства взаимодействиями детей должен быть направлен на актуализацию
образовательного,
интеллектуального,
эмоционального
потенциала
разновозрастной группы, позволяющего обогатить процесс социализации и
индивидуализации. В его основе должен лежать психологический анализ
межличностных взаимоотношений в интегративной группе, что обеспечивает
возможность
поиска новых подходов к воспитанию таких важнейших
личностных качеств, как толерантность, эмпатия, нравственность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. –
2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 640 с.
2.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика
межличностных
отношений.
Модифицированный
вариант
интерперсональной диагностики Т.Лири. Метод. Руководство. М., 1990.
3.
Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2013.