Автор: Тарантина Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида !Родничок"
Населённый пункт: Белгородская обл, Ивнянский р-н, село Верхопенье
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Раздел: дошкольное образование
Тарантина Ирина Николаевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
Духовно-нравственное формирование личности дошкольника через
знакомство с музыкальными инструментами Белгородчины
На протяжении нескольких предыдущих лет утрачивались духовно-нравственные
ценности и нормы. Изучение данного материала стала актуальной педагогической
задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, к духовно-
нравственному формированию личности дошкольника через знакомство с музыкальными
инструментами Белгородчины, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь
человека, от поколения к поколению.
Использование регионального компонента в образовательном процессе в МБДОУ
д/с «Родничок», предполагает введение детей в многообразный окружающий мир,
раскрытие региональных особенностей и традиций Белгородской области, влияет на
духовно-нравственное формирование личности ребенка.
На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и
воспитания положительных нравственных качеств личности. Эта тема очень актуальна в
наши дни, так как она позволяет педагогам, с ребенком не просто изучать особенности
региональной культуры в целом, а делать это совместно с родителями и социумом.
Очень важно научить детей любить и ценить свою Родину, знать свои традиции,
культуру,
творчество,
истоки
появления
музыкальных
инструментов
нашей
Белгородчины.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам музыкальной культуры
начинается с ознакомления культурного наследия родного края, воспитание любви к
родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций
Белгородской области одна из приоритетных задач.
На базе детского сада была проведёна исследовательская работа, по теме
«Изучение забытого духового музыкального инструмента – кугиклы».
Одним из важных условий решения поставленных задач является организация
развивающей предметно- пространственной среды, при которой процесс ознакомления с
культурой и традициями Белгородской области, будет проходить более эффективно с
помощью наглядных видео, фольклорно - творческих коллективов Белгородской и
Курской областей.
изготовлен лэпбук «Русские народные музыкальные инструменты», в котором
множество
дидактических
игр,
загадок,
пазл;
картотека
пальчиковой
и
артикуляционной гимнастики, физкультминуток;
изготовлен алгоритм изготовления музыкального инструмента - кугиклы;
изготовлен алгоритм, технике последовательности игре на кугиклах;
проведена
исследовательская
работа,
где
подробно
исследованы
вопросы:
«Угадай, как звучат кугиклы», «Из чего делают кугиклы?», « Как на кугиклах
играют?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек»
Данная среда способствует созданию благоприятных условий развития детей в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
развивает
интеллектуальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
По сравнению с первым диагностическим исследованием, можно сделать вывод об
успешной проделанной работе. Дошкольники, участвующие в исследовательской работе
максимально узнали о забытых инструментах нашего края и освоили элементарную
технику игре на музыкальном инструменте – кугикл.
Отмечено, что при регулярных занятиях пением и игре на духовых музыкальных
инструментах, дети становятся спокойнее, уравновешеннее., усидчивы. По наблюдению
медицинского работника, участники опыта стали меньше болеть бронхо-лёгочными
заболеваниями, так как, систематично проводится дыхательная гимнастика дыхательных
путей. При игре на духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого
воздуха. Это развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает
жизненный объем легких.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
систематичность
и
последовательность
решения
поставленных
задач
позволила
сформировать
представление
детей
о
духовно-нравственной
культуре
Белгородчины;
успешно взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению
детей с народными творческими коллективами Белгородской области;
развить художественно-творческие способности у детей, сформировать
творческую индивидуальность;
развить стремление, расширить и усовершенствовать свои знания и умения
через музыкальный фольклор;
содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения
к окружающим.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Банин А. А. Свистящие инструменты // Русская инструментальная музыка
фольклорной
традиции. — М.:
Государственный
республиканский
центр
русского
фольклора, 1997. — 247 с.
2.
Бычков В. Н. Кугиклы : [устройство и изготовление] // Музыкальные
инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.
3.
Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных
инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.
4.
Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка,
1975. — С. 33—36. — 280 с.
5.
Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки
L
и карагоды. — М.: Советский
композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.
6.
«Большая Российская энциклопедия» В. Н. Бычков 2004г.- C.130 с.
7.
Кувиклы // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия,
1976. — Т. 3. — С. 85—86. — 1104 с.