Напоминание

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора.


Автор: Тарантина Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида !Родничок"
Населённый пункт: Белгородская обл, Ивнянский р-н, село Верхопенье
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тарантина Ирина Николаевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

Духовно-нравственное формирование личности дошкольника через

знакомство с музыкальными инструментами Белгородчины

На протяжении нескольких предыдущих лет утрачивались духовно-нравственные

ценности и нормы. Изучение данного материала стала актуальной педагогической

задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, к духовно-

нравственному формированию личности дошкольника через знакомство с музыкальными

инструментами Белгородчины, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь

человека, от поколения к поколению.

Использование регионального компонента в образовательном процессе в МБДОУ

д/с «Родничок», предполагает введение детей в многообразный окружающий мир,

раскрытие региональных особенностей и традиций Белгородской области, влияет на

духовно-нравственное формирование личности ребенка.

На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и

воспитания положительных нравственных качеств личности. Эта тема очень актуальна в

наши дни, так как она позволяет педагогам, с ребенком не просто изучать особенности

региональной культуры в целом, а делать это совместно с родителями и социумом.

Очень важно научить детей любить и ценить свою Родину, знать свои традиции,

культуру,

творчество,

истоки

появления

музыкальных

инструментов

нашей

Белгородчины.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам музыкальной культуры

начинается с ознакомления культурного наследия родного края, воспитание любви к

родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций

Белгородской области одна из приоритетных задач.

На базе детского сада была проведёна исследовательская работа, по теме

«Изучение забытого духового музыкального инструмента – кугиклы».

Одним из важных условий решения поставленных задач является организация

развивающей предметно- пространственной среды, при которой процесс ознакомления с

культурой и традициями Белгородской области, будет проходить более эффективно с

помощью наглядных видео, фольклорно - творческих коллективов Белгородской и

Курской областей.

изготовлен лэпбук «Русские народные музыкальные инструменты», в котором

множество

дидактических

игр,

загадок,

пазл;

картотека

пальчиковой

и

артикуляционной гимнастики, физкультминуток;

изготовлен алгоритм изготовления музыкального инструмента - кугиклы;

изготовлен алгоритм, технике последовательности игре на кугиклах;

проведена

исследовательская

работа,

где

подробно

исследованы

вопросы:

«Угадай, как звучат кугиклы», «Из чего делают кугиклы?», « Как на кугиклах

играют?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек»

Данная среда способствует созданию благоприятных условий развития детей в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями,

развивает

интеллектуальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

По сравнению с первым диагностическим исследованием, можно сделать вывод об

успешной проделанной работе. Дошкольники, участвующие в исследовательской работе

максимально узнали о забытых инструментах нашего края и освоили элементарную

технику игре на музыкальном инструменте – кугикл.

Отмечено, что при регулярных занятиях пением и игре на духовых музыкальных

инструментах, дети становятся спокойнее, уравновешеннее., усидчивы. По наблюдению

медицинского работника, участники опыта стали меньше болеть бронхо-лёгочными

заболеваниями, так как, систематично проводится дыхательная гимнастика дыхательных

путей. При игре на духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого

воздуха. Это развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает

жизненный объем легких.

Таким образом, можно сделать вывод, что:

систематичность

и

последовательность

решения

поставленных

задач

позволила

сформировать

представление

детей

о

духовно-нравственной

культуре

Белгородчины;

успешно взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению

детей с народными творческими коллективами Белгородской области;

развить художественно-творческие способности у детей, сформировать

творческую индивидуальность;

развить стремление, расширить и усовершенствовать свои знания и умения

через музыкальный фольклор;

содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения

к окружающим.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Банин А. А. Свистящие инструменты // Русская инструментальная музыка

фольклорной

традиции. — М.:

Государственный

республиканский

центр

русского

фольклора, 1997. — 247 с.

2.

Бычков В. Н. Кугиклы : [устройство и изготовление] // Музыкальные

инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 68—73. — 176 с.

3.

Васильев Ю.А., Широков А.С. Кугиклы // Рассказы о русских народных

инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 23—24. — 88 с.

4.

Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка,

1975. — С. 33—36. — 280 с.

5.

Руднева А. В. Кугиклы // Курские танки

L

и карагоды. — М.: Советский

композитор, 1975. — С. 139—162. — 307 с.

6.

«Большая Российская энциклопедия» В. Н. Бычков 2004г.- C.130 с.

7.

Кувиклы // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия,

1976. — Т. 3. — С. 85—86. — 1104 с.



В раздел образования