Автор: Конев Дмитрий Дмитриевич
Должность: магистрант
Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Научная статья
Тема: Понятие коррупции в Российском и международном уголовном праве: конституционное правовое исследование
Раздел: высшее образование
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
УДК 341 Конев Д.Д
Аннотация
В статье проведен анализ международных нормативных правовых
актов,
регламентирующих
деятельность
присоединившихся
к
ним
государств, направленную на предупреждение коррупции и борьбу с
различными ее проявлениями.
Материал настоящей статьи основан на изучении таких международно-
правовых
документов,
как
Всеобщая
декларация
прав
человека,
Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о
защите
прав
человека
и
основных
свобод,
Конвенция
Организации
Объединенных
Наций
против
транснациональной
организованной
преступности,
Конвенция
Организации
Объединенных
Наций
против
коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.
Особое внимание уделено сравнению международных и российских
нормативных
правовых
актов,
регламентирующих
противодействие
коррупционным преступлениям и иным проявлениям коррупции.
Статья
раскрывает
содержание
и
объем
понятия
коррупции,
закрепленного в международном и национальном праве, а также содержит
рассмотрение
существующего
в
них
арсенала
правовых
средств,
ориентированных на установление и реализацию уголовной и иной
юридической ответственности за совершение коррупционных преступлений
и других правонарушений.
В работе использованы документы и материалы по проблемам
международного публичного и уголовного права, а также криминологии.
Автор обращается к позициям разных ученых, выделяет и анализирует
дискуссионные вопросы темы, выражает и обосновывает собственную
позицию по ним. При этом особое внимание уделено различиям в
существующих
теоретических
подходах
к
определению
сущности
и
особенностей феномена коррупции и формирования системы правовых,
организационных и иных мер по противодействию коррупции.
Ключевые слова: феномен коррупции, международные нормативные
правовые
акты,
противодействие
коррупционным
преступлениям,
международное и национальное право, коррумпированность властных
структур, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции,
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.
Общеизвестно,
что
коррупция
представляет
собой
негативное
социально-правовое явление, деструктивно влияющее на состояние всех
элементов
национальной
безопасности
каждого
государства.
Великий
мыслитель Н. Макиавелли рассматривал коррупцию как свидетельство
общего заболевания государства, которое оказывает на него деструктивное
воздействие.
Коррупция
оказывает
разрушительное
воздействие
на
основы
государственного
устройства
и
конституционные
основы
правового
регулирования общественных отношений.
В
первую
очередь
это
обусловлено
тем,
что
деятельность
коррумпированных государственных и муниципальных чиновников меняет
свою направленность со службы на благо государству и обществу на
незаконное получение личных благ, как правило, имеющих имущественный
характер. Это неизбежно обусловливает снижение эффективности правовой
системы, нарушает нормальное функционирование государства, регионов и
муниципальных образований.
Как отмечал Томас Гоббс, «люди, кичащиеся своим богатством, смело
совершают преступления в надежде, что им удается избежать наказания
путем коррумпирования государственной юстиции». Коррумпированность
властных структур – фактор, затрудняющий реализацию основных прав и
свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской
Федерации, а также Всеобщей декларацией прав человека, Международным
пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией о защите прав
человека и основных свобод [Домников, Иванцов: 2013, с. 4-8].
Россия, как и многие другие государства, выражает серьезную
обеспокоенность ростом масштабов коррупции и ее негативного влияния на
развитие экономики на национальном и мировом уровнях подчеркивают
необходимость
расширения
международного
сотрудничества
в
сфере
противодействия коррупционным преступлениям, что требует формирования
правовой основы, полностью соответствующей современным условиям
[Проблемы совершенствования…: 2014, с. 16-17]. И этому есть причины.
Несмотря на предпринимаемые меры минимизировать коррупционную
деятельность государству не удается. Независимые исследования это
подтверждают. Так, международная организация Transparency International в
своем ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» (Corruption
Perceptions Index) определила в 2023 г. России 127-е место в рейтинге (из 177
стран и территорий).
Отметим,
что
мировое
сообщество
уделяет
большое
внимание
формированию
международно-правовой
основы
противодействия
коррупции. Так, за последние двадцать лет в рамках деятельности
Организации Объединенных Наций (ООН) были приняты: Декларация о
борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих
операциях [Декларация ООН…: 1996]; Международный кодекс поведения
государственных должностных лиц [Международный кодекс…: 1996];
Конвенция
против
транснациональной
организованной
преступности
[Конвенция ООН против транснациональной…: 2000 г.]; Конвенция против
коррупции [Конвенция ООН против коррупции…: 2003] и др.
Эти и иные международные нормативные правовые акты призваны
обеспечить создание единой правовой основы в сфере противодействия
коррупции, в том числе по сотрудничеству правоохранительных органов
разных государств. В Декларации о борьбе с коррупцией и взяточничеством
в международных коммерческих операциях, в частности, говорится о
необходимости принимать в каждом государстве – члене ООН эффективные
и
конкретные
меры
по
борьбе
со
всеми
формами
коррупции
в
международных
коммерческих
операциях,
в
том
числе
обеспечивать
эффективное применение действующих законов, запрещающих взятки в
таких операциях, развивать соответствующее национальное уголовное и иное
законодательство, содействовать достижению целей данной Декларации.
В рассматриваемой Декларации содержатся указания и на принятие
государствами
таких
обязательств,
как
разработка
или
применение
стандартов и методов учета, повышающих транспарентность международных
коммерческих
операций;
разработка
или
поощрение
разработки
в
соответствующих
случаях
кодексов
поведения
в
области
предпринимательской
деятельности;
изучение
возможности
признания
незаконного обогащения государственных должностных лиц или избранных
представителей уголовно наказуемым деянием; сотрудничество и оказание
друг другу максимально возможной помощи в отношении уголовных
расследований и других процессуальных действий в связи с коррупцией и
взяточничеством в международных коммерческих операциях.
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц
содержит определение государственной должности и приводит основные 337
требования к поведению лиц, ее занимающих, в том числе выполнять свои
обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с
законами
или
административными
положениями
и
со
всей
добросовестностью; как можно более эффективно и умело распоряжаться
государственными
ресурсами
и
нести
за
это
ответственность;
быть
внимательными, справедливыми и беспристрастными при выполнении своих
функций; не злоупотреблять предоставленными им полномочиями и властью.
Международный кодекс также содержит положения, касающиеся
коллизии интересов и отказа от прав, сообщения сведений об активах,
принятия
подарков
и
иных
знаков
внимания,
хранения
в
тайне
конфиденциальных сведений, участия в политике.
«Конвенция
ООН
против
транснациональной
организованной
преступности» рассматривает коррупцию как транснациональное явление. В
статье 8 приведен перечень коррупционных деяний, которые государства-
участники
должны
признать
уголовно
наказуемыми
в
случае
их
умышленного
совершения.
Одновременно
в
статье
8
Конвенции
подчеркивается,
что
государства-участники
могут
рассматривать
возможность признать уголовно наказуемыми другие формы коррупции.
Также указано, что государствам-участникам следует предпринять
меры, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого участие в качестве
сообщника в совершении какого-либо преступления, признанного таковым в
соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конвенции, а равно совершение данных
деяний каким-либо иностранным публичным должностным лицом или
международным гражданским служащим.
Констатируя эти положения, авторы справочного документа по
организованной транснациональной преступности отмечают, что коррупция
направлена на создание условий, благоприятствующих безнаказанности
криминальных организаций при реализации ими своих операций. Коррупция
может использоваться для нейтрализации как отдельных лиц, так и целых
учреждений и иметь самые пагубные последствия для сферы политики и
социальной структуры общества.
При этом коррупция государственных должностных лиц всегда
является одним из предпочтительных средств организованных преступных
группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось
предпочтение перед использованием открытого насилия [Основы борьбы…:
1996, с. 16; Иванцов: 2009, с. 77-78]. Российская Федерация, будучи
участником Конвенции ООН против транснациональной организованной
преступности,
в
своем
уголовном
законодательстве
предусматривает
ответственность за указанные выше и другие коррупционные преступления.
При этом соответствующие положения Уголовного кодекса Российской
Федерации весьма активно изменяются и дополняются с учетом реализации
уголовной политики государства в сфере противодействия коррупции.
Так, глава 30 УК РФ была дополнена статьей 2911 об ответственности
за посредничество во взяточничестве, обещание или предложение такого
посредничества. Было изменено понятие должностного лица, установлена
градация размера предмета взятки и исчисления суммы штрафа как
наказания в сумме, кратной величине взятки [Федеральный закон № 97- ФЗ:
2011]. Соответствующие законодательные изменения и дополнения стали
предметом научной дискуссии и даже резкой критики со стороны отдельных
ученых [Шафорост: 2013, с. 10, 21].
В статье 9 Конвенции ООН против транснациональной организованной
преступности указываются и такие меры противодействия коррупции, как
338
всестороннее
содействие
добросовестности,
предупреждению
и
выявлению коррупции среди публичных должностных лиц и наказанию за
нее,
в
том
числе
путем
предоставления
государственным
органам
достаточной
независимости
для
воспрепятствования
неправомерному
влиянию на их действия.
В рассматриваемой Конвенции также обращено внимание государств-
участников
на
целесообразность
решения
вопроса
об
установлении
уголовной ответственности юридических лиц с учетом существующих в
таких государствах правовых принципов и без нанесения ущерба уголовной
ответственности
физических
лиц,
совершивших
соответствующие
преступления.
Отметим, что в российском уголовном праве юридические лица
традиционно
не
рассматриваются
в
качестве
возможного
субъекта
преступления.
Вместе
с
тем
этот
вопрос
продолжает
оставаться
дискуссионным,
причем
сторонники
ужесточения
уголовной
ответственности юридических лиц в качестве основного аргумента в пользу
своей позиции обычно указывают, что величина ущерба, причиняемого
преступной деятельностью организаций, весьма велика и несоразмерна
ответственности, которую они несут [Келина: 2014, с. 50-60].
Однако, как отмечают Е.В. Краснопеева и А.М. Лазарев, такой подход
противоречит одному из основных принципов в уголовном праве – принципу
вины (ст. 5 УК РФ) [Краснопеева: 2022, с. 105]. То есть в данном случае
можно говорить о том, что установление уголовной ответственности
юридических лиц в России противоречит ее правовым принципам. Однако
это вовсе не является проблемой и не противоречит статье 9 Конвенции ООН
против транснациональной организованной преступности, поскольку вполне
может быть компенсирована установлением и реализацией мер администра-
тивной и гражданско-правовой ответственности.
Учитывая
особенности
правового
статуса
должностных
лиц,
регламентацию деятельности которых затрагивает этот Кодекс, можно
признать правильным существующий в нем подход, ограничивающий
понимание
коррупции
продажностью,
поскольку
иные
формы
коррупционного
поведения
должностным
лицам
правоохранительных
органов, как правило, не свойственны.
Однако необходимо учитывать, что в реальной действительности
существует великое множество форм коррупции, выходящих за рамки
указанного
в
Кодексе
определения.
В
заключение
отметим,
что
международные нормативные правовые акты не содержат точного и
исчерпывающего определения коррупции, а равно мер по противодействию
таковой. В данных документах преимущественно приводится перечень
коррупционных
правонарушений,
часть
из
которых
подлежат
криминализации, то есть в них находит свое определение не содержание, а
объем соответствующего понятия, а меры противодействия в основном
сводятся именно к установлению уголовной или иной ответственности за те
или иные деяния. То есть существующая международно-правовая основа
противодействия коррупции находится лишь в стадии становления и
неизбежно
продолжит
свое
развитие,
направленное
на
повышение
эффективности международного сотрудничества в данной сфере. Также
отметим,
что
при
совершенствовании
российского
законодательства
целесообразно не прибегать к полному заимствованию соответствующих
положений международных нормативных правовых актов, а учитывать уже
существующие нормы национальных законов, прежде всего устоявшиеся в
нашем государстве принципы правового регулирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Денисов С.А. Международные инструменты борьбы с коррупцией //
ЧиновникЪ : Информ.-аналит. вестн. Урал. акад. гос. службы. 2004. № 2. С.
63-68.
2.
Домников
А.С.,
Иванцов
С.В.
Криминологическая
оценка
социальных последствий коррупционной деятельности // Рос. криминол.
взгляд. 2013. № 3. С. 228-232.
3. Иванцов С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного
подхода в изучении и предупреждении организованной преступности. М. :
ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009. 287 с.
4. Келина С.Г. Ответственность юридических лиц в проекте нового УК
РФ // Уголовное пра-во: новые идеи / под ред. С.Г. Келиной и А.В. Наумова.
М., 1994. С. 50-60.
5.
Краснопеева
Е.В.
Взяточничество:
уголовно-правовой
и
криминологический аспекты : дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 239 с.
6. Основы борьбы с организованной преступностью / под ред. В.С.
Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М. : Инфра-М, 1996. 400 с.
7.
Правовые
механизмы
имплементации
антикоррупционных
конвенций : моногр. / [Т.Я. Хабриева и др.] ; отв. ред. О.И. Тиунов. М. : Ин-т
законодательства и сравн. 341 правоведения при Правительстве Рос.
Федерации : Юриспруденция, 2012. 288 с.
8.
Проблемы
совершенствования
законодательства
Российской
Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / [О.А.
Плохой и др.] ; под ред. Т.Я. Хабриевой. М. : Ин-т законодательства и сравн.
правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2014. 64 с.
9. Шафорост В.А. Уголовная ответственность за посредничество во
взяточничестве : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. 29 с.
10. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях
в
связи
с
совершенствованием
государственного
управления
в
области
противодействия коррупции» // Рос. газ. 2011. 6 мая.
11. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в
международных коммерческих операциях (принята резолюцией 51/191
Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г.).
12. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
(принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979
г.).
13. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию
ETS № 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г.) // Конвенции Совета Европы и
Российской Федерации. М. : Юрид. лит., 2000. С. 28.
14.
Конвенция
об
уголовной
ответственности
за
коррупцию
(Страсбург, 27 января 1999 г.) ETS № 173 // Совет Европы и Россия. 2002. №
2.
15. Конвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4
Генеральной
Ассамблеи
ООН
31
октября
2003
г.)
//
Собрание
законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.
16.
Конвенция
ООН
против
транснациональной
организованной
преступности (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15
ноября 2000 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40. Ст.
3882.