Напоминание

"Пуговица - затейница"


Автор: Смирнова Алла Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: ГО Верняя Пышма, Сврдловская область
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Пуговица - затейница"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческий

проект

«Пуговица - затейница»

Автор:

педагог – психолог

Смирнова Алла Ивановна

Верхняя Пышма

Проект

«Пуговица - затейница»

Вид проекта:

- краткосрочный

По характеру создаваемого продукта:

- творческий

- познавательно - исследовательский

Цель проекта: использование коллекции пуговиц для развития психических

процессов детей старшего дошкольного возраста по средствам познавательно –

исследовательской деятельности

Задачи проекта:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности и мыслительной

активности у дошкольников

- развивать психические процессы дошкольников: мышление, память, внимание,

воображение с помощью разнообразия игр с пуговицами

- закрепить умение систематизировать образцы по типу материала, цвету,

размеру, структуре,

качеству предметов;

- обогащать сенсорный опыт детей, тренировать мелкую моторику и тактильное и

эстетическое восприятие дошкольников

- воспитывать эмоциональный отклик на свою работу и работу других, а так же

пробуждать желание к совместной деятельности

- подборка полезной методической информации о пуговицах, создание копилки

игр с пуговицами

Участники проекта:

Дети старших групп

5 – 6 лет

Сроки реализации: 1 месяц

Цикл

занятий

Занятие №1

(групповое)

«Знакомство с пуговицами»

Цель: расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской

деятельности

Задачи:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности и мыслительной

активности у дошкольников

- поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для

выявления их особенностей;

- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к

сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Структура занятия

1.Приветствие педагога – психолога детей в комнате психологической разгрузки.

2. Настрой детей на занятие и проведение психогимнастики.

3.Психолог показывает детям небольшой сундук.

Дети как вы думаете, что может лежать в этом сундуке. Варианты детей…

П:А давайте, я загадаю вам загадку, и вы попробуйте отгадать, что же лежит в

сундуке.

Загадки:

Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

(Пуговица)

Мелкие кружочки

В дырочки нырнули,

Словно на замочки

Куртку застегнули.

(Пуговицы)

П: Правильно, в сундуке лежат много разных пуговиц. Только они ещё с нами не

знакомы, и нас ещё бояться. Мы сейчас тихонько постучим и предупредим их.

Дети по очереди по кругу, стучат по сундучку, а затем все вместе. Психолог

открывают, и дети рассматривают пуговицы. Каждый ребёнок выбирает себе

пуговицу, рассматривает и кладёт перед собой.

П: А сейчас я расскажу вам сказку про пуговички, а вы мне в этом поможете.

Сказка:

Жила была тётя Глаша и она очень любила шить, а шила она много

много всего.

П: Дети что можно шить? Варианты детей…

И поэтому у тёти Глаши было много иголок, ниток, и очень красивая

шкатулка с большим количеством разных пуговок.

П: Дети какие пуговицы лежали в шкатулке. Каждый описывает свою пуговицу.

Варианты детей…

Вот однажды когда, тётя Глаша дошила красивое платье, она поставила

свою шкатулку на открытое окно, был теплый летний день.

У тети Глаши, был большой рыжий кот Тимофей, он прыгнул на окно, махнул

хвостом и уронил шкатулку. Все пуговицы рассыпались и покатились кто куда.

П: Куда покатились пуговицы? Каждый ребёнок рассказывает, куда покатилась

пуговица. Варианты детей…

П: А что было дальше расскажу в следующий раз, а пока садимся за столы.

4.Психолог предлагает детям, самим попробовать сделать пуговицу. Задаёт

вопросы:

- какого цвета бывают пуговицы

- какой формы бывают пуговицы

- какого размера бывают пуговицы

- из какого материала могут быть пуговицы. Ответы детей.

5. Психолог раздаёт детям за ранее приготовленные бумажные заготовки.

Шаблоны пуговиц. Дети вырезают пуговицу.

6. Затем, с помощью дырокола, делают дырочки в пуговице.

7. Психолог предлагает детям раскрасить свою пуговицу цветными карандашами,

каждому, как хочется.

Материалы: бумажная заготовка для пуговицы, шаблон для пуговицы, простой

карандаш, ножницы, дырокол, цветные карандаши

Занятие №2

(групповое)

«Пластилиновая пуговка»

Цель: формирование представления о многообразии видов пуговиц

Задачи:

- развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей

детей.

- поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для

выявления их особенностей;

Структура занятия

1.Приветствие педагога – психолога детей в комнате психологической разгрузки.

П: Ребята, а вы помните историю про пуговицы? Замечательно! А как вы

думаете, что же дальше произошло с пуговками тети Глаши?

Дети напоминают каждый по очереди, что могло случиться с пуговицами

П: Увидала, как рассыпались и покатились в разные места пуговицы, большая и

вредная ворона Клара. Она жила над окном тёти Глаши, и очень любила

наблюдать, как тётя Глаша шьёт. Как только Тётя Глаша заканчивала шить,

ворона прилетала на подоконник и успевала что-нибудь стащить блестящее и

интересное.

П: Ребята разве можно брать чужое без спросу?

Ответ детей…

П: Так и в этот раз, ворона Клара стала пытаться собрать все пуговицы.

Увидали это пуговки, и превратились все в белые кружочки. Ворона полетала

ни кого не нашла и улетела. А пуговки никак не могут обратно превратиться.

П: А мы сейчас с вами пуговкам поможем превратится обратно, и сделаем их

ещё красивее чем были.

2. Психолог раздаёт детям небольшие белые картонные кружки и разноцветный

пластилин.

3. Каждому ребёнку предлагается выбрать цвет пуговицы. Психолог показывает,

как наносить пластилин на кружок. (От середины по края) Дети раскрашивают

пуговицу пластилином.

4. Психолог раздаёт разрезанные коктейльные трубочки. С помощью трубочки

показывает, как проделывать дырочки. Дети доделывают пуговицу.

5. Затем каждый ребёнок украшает свою пуговицу как нравится.

Материалы: картонный белый круг, коктейльные трубочки, разноцветный

пластилин

Занятие №3

(групповое)

«Пуговичная картина»

Цель: воспитывать эмоциональный отклик на свою работу и работу других, а так

же пробуждать желание к совместной деятельности

Задачи:

обогащать

сенсорный

опыт

детей,

тренировать

мелкую

моторику

и

тактильное и эстетическое восприятие дошкольников

Структура занятия

1.Приветствие педагога – психолога детей в комнате психологической разгрузки.

П: Ребята вы помните вредную ворону Клару?

Ответ детей…

П: Представляете, смогла она всё таки утащить наши замечательные пуговки.

Ну, ни чего мы её выследили.

П: Оказывается ворона, Клара дружила, c Старушкой побирушкой

Она ни с кем не дружила, но была безобидная, потому что ничего не умела

делать, но очень хотела, чтоб вокруг неё было очень красиво, а ещё она очень

любила пуговиц, но не умела их пришивать.

Зато очень ей нравилось делать картины. Когда ворона Клара принесла все

пуговицы, Старушка поберушка очень обрадовалась. Она не стала обижать

пуговицы. Она стала за ними ухаживать.

П: Дети как можно и нужно ухаживать за пуговицами?

Ответ детей…

(закрепляются правила работы с пуговицами)

Понравилось пуговкам у старушки - поберушки, и решили они у неё остаться

погостить. А старушка – поберушка решила сделать из пуговиц красивую

картину. А давайте мы ей поможем

2. Психолог предлагает детям сделать картину из пуговиц в свободной форме.

3. На листе за ранее нарисована картина, которая затем украшается пуговицами.

4. Каждый ребёнок выбирает 3 - 4 пуговицы и с помощью психолога украшает

картины. Вариант может быть любой. (см Приложение)

5. Когда картина завершена, психолог приглашает детей посетить галерею

картин Старушки – поберушки. Дети проходят в холл детского сада и смотрят,

какие картины бывают из пуговиц (Галерею могут за ранее подготовить

воспитатели или родители в рамках проекта)

Материалы: картина формата А№, клей ПВА, пуговицы разной формы и цвета,

которые принесли дети и родители данной группы.

Занятие №4

(групповое)

«Занимательные пуговки»

Цель:

развивать

психические

процессы

дошкольников:

мышление,

память,

внимание, воображение с помощью разнообразия игр с пуговицами

Задачи:

закрепить умение систематизировать образцы по типу материала, цвету, размеру,

структуре,

качеству предметов;

Структура занятия

1.Приветствие педагога – психолога детей в комнате психологической разгрузки.

2.Игра с пуговицами «Разложи пуговицы». Ход игры:

а) Дети сидят в кругу, достают пуговицу из шкатулки ил мешочка.

б) Психолог предлагает детям положить свою пуговицу на ту картинку, к

которой она подходит ( см Приложение)

3. Каждому ребёнку выдаётся лист А4, на котором за раннее приклеены

пуговицы, в разных местах.

4. Психолог предлагает сделать картину с помощью пуговиц и цветных

карандашей.

5. На примере показывает, что можно нарисовать используя пуговицы.

6. Затем каждый ребёнок рисует свою картину.

7. Дети сидят в кругу с психологом, каждый ребёнок рассказывает про свою

картину.

В конце можно сделать выставку картин группы или среди нескольких групп.

Материалы: одноразовые тарелки, образец с узорами, лист А4, цветные

карандаши, пуговицы разных размеров и цветов

Результаты проекта:

-

сформировано

стремление

к

поисково-познавательной

деятельности

и

активизация мыслительной активности у дошкольников

- у дошкольников расширился кругозор, дети стали больше интересоваться

окружающим миром, задавать познавательные вопросы

- у дошкольников появилось желание и интерес получать новый опыт, по

средством нестандартных методов и приёмов

- заметна положительная динамика в повышении уровня психических процессов

дошкольников

- дошкольники стали более внимательны и заинтересованы в образовательной

деятельности

-

у

дошкольников

заметна

положительная

динамика

в

формировании

воображения, и как следствие развитие творческого мышления

- у дошкольников закреплён навык правильно называть цвет, форму, качество

предметов

- дети обогатились сенсорным и тактильным опытом с помощью пуговиц

- развит эмоциональный отклик у дошкольников на свою работу и работу других,

дети научились ценить результаты своей деятельности, а также результаты

деятельности других детей, положительно отзываться о ней

- у дошкольников закреплены положительные навыки совместной, коллективной

деятельности

Учитывая положительные результаты проектной деятельности, планирую в

дальнейшем

использовать

данный

метод

в

своей

работе

дошкольниками,

родителями, педагогами.

Приложение

Массаж для детей с пуговицами

Уже давно известно, что массажируя пальчики малышу, мы развиваем мелкую

моторику рук ребенка. Почему так важно для ребенка развитие моторики руки?

Оказывается, что в головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь

и движения пальцев рук. Они расположены очень близко. Стимулируя мелкую

моторику

и

активизируя

тем

самым

соответсвующие

отделы

мозга,

мы

активизируем

и

соседние

зоны,

отвечающие

за

речь.

Пальчиковые

игры

незаменимый помощник для массажа рук ребенка. Однако существует еще один, не

менее интересный массаж – пуговичный. Возьмите просторную коробку (например,

из-под обуви). Заполните ее пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много.

Предложите выполнять следующие действия ребенку, можно делать массаж вместе

с малышом:

опустите руки в коробку;

поводите ладонями по поверхности пуговиц;

захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

перетирайте пуговицы между ладонями;

пересыпайте их из ладошки в ладошку;

сначала

одной

рукой,

потом

другой,

затем

обеими

руками

захватите

«щепотку» пуговиц, отпустите;

берите

в

руки

по

одной

разнообразные пуговицы: большую,

вытянутую,

квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно

увеличивая амплитуду движений;

те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.

А теперь делаем массаж ножек. Высыпьте содержимое коробки на пол:

погрузите в коробку голые ступни;

производите круговые движения;

поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;

перебирайте пальцами ног пуговицы;

перетирайте пуговицы между ступнями;

захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

Кроме всего, вы можете сами сделать массажный коврик своему крохе. Для этого

сшейте

мешочки

разного

цвета.

Наполните

каждый

различными

материалами

(горох,

фасоль,

крупа

и

т.д.).

Пусть

ребенок

ходит

по

нему

каждый

день.

Придумывайте игры, где нужна дорожка. Вот здесь и используйте свой массажный

коврик. Будьте здоровы!

История пуговицы

Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной

детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой

стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не

только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Где и когда появились пуговицы.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в 3-м тысячелетии

до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с

двумя

дырочками

для

пришивания.

В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов.

Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части

одежды. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько

металлических пуговиц на ножке. Среди археологических находок древнегреческого

искусства

с

4

века

до

н.э.

по

1

век

н.э.

попадаются

пуговицы

из

золота.

В период средневековья рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но

широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Причем вначале, как

ни

странно,

интерес

к

новым

застежкам

проявили

мужчины.

Женщины

же

встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы

изготавливались

из

благородных

металлов,

часто

украшались

драгоценными

камнями.

До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в

конце 15 - начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно

так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная

модель. Закреплялась же одежда поясами.

Каким словом обозначаются пуговицы на разных языках и откуда пришло их

русское название

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили

миру

нэцке.

Именно

так

звучит

слово

«пуговица»

по-японски.

В

переводе

с

английского

пуговица

(button)

нераспустившийся

бутон.

И

действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы,

плоды

или

животных.

Германская

группа

языков:

немецкий

Knopf,

голландский

Кnоор,

исландский

Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением

«шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков

осталось

слово

кнопка,

обозначающее

разновидность

пуговицы.

Романская группа языков:

французский bouton, итальянский bottone, испанский

baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка,

бутон»

или

«пронзать,

протыкать,

протискивать».

Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga

и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскомуpunjas «куча, ком,

масса». По другим - к церковно-славянскомупугва (погва) «пуклость, выпуклость,

горбок,

холмик».

Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач.

Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с

тем,

что

пуговица

долгое

время

служила

защитой

от

злых

сил.

Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными

функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у

славян на первое место ставилась функция оберега.

Как менялись и как использовались пуговицы в разное время

- Пуговица как украшение и как застёжки. Древние египтяне носили диски, внешне

напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне

использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей

одежды. Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного,

когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от

локтя

до

манжета,

и

на

грудь,

от

шеи

до

пояса.

Мастерством

исполнения

и

изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы

из

золота,

серебра

и

слоновой

кости

символизировали

достаток

и

высокое

положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа

носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых

дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных

металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно

нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура.

Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные

чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их

передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески

к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука,

пиджаков,

жакетов

-

пуговицы

начинают

делать

небольшими,

строгими,

сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без

пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться

женщины!

- Пуговица как опознавательный знак. Ведомственные пуговицы использовались

для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и

флотских

частей,

учебных

заведений

и

т.п.

Они

очень

важный

материал

для

историков.

По

мундирной

пуговице

можно

определить,

к

какому

ведомству

относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно

чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все

должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили

мундиры

с

пуговицами

определенного

типа.

Некоторые

эмблемы,

которые

изображались

на

ведомственных

пуговицах

дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые

ветки

у

лесничих,

якорь

у

служащих

флота

и

т.д.

Офицерские

пуговицы

отличались

от

солдатских

тем,

что

по

положению

они

должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и

посеребренными.

Солдатские

изготовлялись

из

меди,

бронзы,

олова

и

латуни.

В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех

полках,

где

шефами

являлись

члены

императорской

фамилии,

на

пуговицах

присутствовало

изображение

императорской

короны.

Раньше

у

пуговиц было

и

магическое

значение:

отпугивать

злые,

враждебные

человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый

камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон

бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги.

Исследователи русского былинного эпоса не могли пройти мимо этих волшебных

пуговиц

и

всегда

пытались

как-то

объяснить

их

значение.

Загадку

разгадали

археологи — в одном из древнерусских княжеских кладов 10-12 веков они нашли

четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями этих самых

«птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Академик Рыбаков назвал их пуговицами-

«заклинаниями». Благодаря былинному фольклору мы узнали их значение через 800

лет!

В ту пору, когда пуговицы больше представляли из себя предметы роскоши — из

золота или драгоценных материалов, — цена их была соответствующей. Их даже

включали в завещания или в приданое. С годами материал, из которого делались

пуговицы, удешевлялся. Во время Первой Германия начала чеканить монеты

вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать

бумажные.

А

пуговицы

стали

железными

и

оловянными.

В

начале

20

века

с

развитием

химической

промышленности

золото,

стекло,

фарфор

заменили

пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и

латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия. А сейчас

можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые

страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих

пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство

перешли на алюминий или пластмассу.

Интересные факты из истории пуговиц.

Что

натворили

пуговицы

в

человеческой

истории:

Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось

еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на

морозе.

При

сильных

морозах

(ниже

минус

13-15

градусов

Цельсия)

олово

переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились. В 1798 году

во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с

базара

в

расстёгнутых

мундирах

-

они

расплачивались

пуговицами.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее

и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что

французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых

пуговиц

для

отделки

лишь

одного

бархатного

костюма.

Указ

Петра

I,

предписывающий

пришивать

оловянные

пуговицы

к

обшлагам

рукавов солдатских мундиров с

внешней стороны был полон тайного смысла:

пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и

нос.

Так

без

шпицрутенов

отучил

солдат

от

дурной

привычки,

портившей

мундирное

сукно.

Тайна

смерти

шведского

короля

Карла

XII.

30

ноября

1718

года

Карл

XII

инспектировал

инженерные

работы

возле

осажденной

норвежской

крепости.

Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса

высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля

убили

свои.

Заговорщики

залили

свинцом

круглую

латунную

пуговицу

от

королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что

Карл

заговорен

от

обычного

оружия

и

убить

его

можно

лишь

чем-то,

что

принадлежало

ему

самому.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать

нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

В прошлые времена у мальчишек была любимая игра – пуговицы.

Сама игра выглядела так – игроки делали заход, показывая кулак с зажатыми в нем

пуговицами, потом вскрывались – тот у кого заход весомее, собирал все пуговицы,

долго тряс в ладонях и выкидывал на землю. Все повернутые лицевой стороной,

забирал себе. Остальные по одной бил любой пуговицей

- если от удара они

переворачивалась – забирал себе, нет

ход переходил к

следующему игроку.

Существовал негласный табель о рангах. Так например джинсовые клепки были вне

конкуренции, после шли гламурные блестящие пуговицы от кофточек, с черной

пластиковой основой на ушке ну и т.д. Простые с четырьмя дырками для пальто -

расходный

материал.

Пуговицы

со

школьной

формы

или

рубашки

вообще

не

принимались к игре. Поскольку объективного показателя стоимости, как, например,

у

марок

не

было,

нередко

случались

споры,

которые

заканчивались

тем,

что

стоимость пуговицы устанавливалась сильнейшим. Правда после этого даже он

должен был соглашаться сим же установленной ценой - зачастую, когда выигранная

пуговица в следующем кону уже играла против него. Интересно, что все стеснялись

покупать

пуговицы. Хотя

стоимость

даже

самых

крутых была

не

такая

уж

и

высокая.



В раздел образования