Автор: Шилинская Евгения Витальевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №59 "Солнечная страна"
Населённый пункт: город Альметьевск, РТ
Наименование материала: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях посредством применения нестандартного оборудования"
Раздел: дошкольное образование
«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
посредством применения нестандартного оборудования»
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе очень актуальна для нашего сада. Безопасность и здоровый образ
жизни
–
это
не
сумма
усвоенных
знаний,
а
стиль
жизни,
адекватное
поведение в различных ситуациях. Наша задача – все, чему мы учим детей,
они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа
жизни
является
правильно
организованная
предметно
–
развивающая
и
двигательная
среда.
Она
должна
носить
развивающий
характер,
быть
разнообразной, динамичной…
На музыкальных занятиях я использую следующие виды оздоровления,
обеспечивающие
сохранение,
укрепление
и
коррекцию
здоровья
дошкольников:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- релаксация, психогимнастика;
- музыкальная пауза;
- точечный массаж (профилактика простудных заболеваний);
- утренняя гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- музыкальные подвижные игры…
Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют
формированию
здорового
образа
жизни
детей,
воспитывают
бережное
отношение
к
своему
организму,
обеспечивают
своевременное
развитие
жизненно
необходимых
двигательных
навыков,
способностей,
а
так
же
психических и физических качеств ребенка.
Каждое
музыкальное
занятие
начинается
с
песни
–
распевки
(приветствие). Они поднимают настроение у детей, задают позитивный тон,
улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
«Без дыхания – нет жизни». Дыхательная гимнастика помогает развитию
дыхательных мышц и регулирует работу дыхательных центров, тем самым
развивает
певческие
способности
детей.
От
правильного
дыхания
в
значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях я
учу
детей
правильно
дышать,
следить
за
осанкой.
Для
дыхательных
упражнений
использую
воображаемые
предметы
(понюхать
цветок;
попыхтеть, как паровоз…) и раздаточный материал (перышки, снежинки,
бабочки и т.д.). Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех
резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики
приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей.
Для овладения детьми выразительными средствами музыки используются
речевые игры. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается
хором, сольно или дуэтом.
Одной из составляющих частей занятий является самомассаж. Ребенок
очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные
свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры,
которые
исполняются,
как
песенки
или
произносятся
под
музыку.
Они
повышают координационные способности пальцев рук и готовят детей к
письму и рисованию.
Необходимой составляющей музыкально – оздоровительной работы
является
музыкотерапия.
Слушание
правильно
подобранной
музыки
повышает
иммунитет
детей,
снимает
напряжение
и
раздражительность,
головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Здоровье детей станет крепче и от моей улыбки, потому что в
улыбающемся
человеке
дети
видят
друга,
и
процесс
обучения
проходит
плодотворней. А еще у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает
настроение.
Реализуя здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, я также
применяю нестандартное оборудование изготовленное своими руками, ведь
новое
–
это
всегда
дополнительный
стимул
активации
оздоровительной
работы.
Красочное
многофункциональное
нестандартное
оборудование,
вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить
возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
«Султанчики», «Снежки», «Помпоны», ленточки «Лучики», ленточки
«Ручейки»
и
т.д.,
используются
на
музыкальных
занятиях,
праздниках,
развлечениях.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул
музыкально
–оздоровительной
работы.
Поэтому
оно
никогда
не
бывает
лишним.
Такое
оборудование
несет
эффект
новизны,
позволяет
шире
использовать знакомые игры, упражнения.