Автор: Барило Оксана Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Повесть «Станционный смотритель»: главные аспекты в анализе образа Самсона Вырина на уроке литературы в 7 классе"
Раздел: среднее образование
Повесть «Станционный смотритель»:
главные аспекты в анализе образа Самсона Вырина на уроке литературы в 7 классе
Сегодня мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». В ней писатель
поднимает тему «маленького человека» — человека, который занимает скромное место в
обществе и не обладает выдающимися способностями или богатством. Главный герой повести,
Самсон Вырин, является ярким примером такого персонажа.
Образ Самсона Вырина
Как мы помним по тексту, Самсон Вырин — это добрый и отзывчивый человек, который
заботится о своей дочери Дуне. Он любит её всем сердцем и готов на всё ради неё. Вырин беден,
неприхотлив, простодушен и добр. Жизнь главного героя – в его дочери Дуне, она является
смыслом жизни для отца, его гордостью и отрадой.
Выделим те приемы, которые Пушкин использует, чтобы раскрыть образ Самсона Вырина.
1. Описание внешности героя. Автор описывает внешность Самсона как «бедного человека», что
сразу же вызывает у читателя сочувствие к нему.
2. Характеристика поступков героя. Самсон проявляет доброту и отзывчивость по отношению к
другим людям. Он всегда готов помочь, даже если это требует от него больших усилий.
3. Отношение других персонажей к герою. Другие персонажи также относятся к Самсону с
уважением и сочувствием. Они видят в нём доброго и честного человека.
4. Речь героя. Речь Самсона проста и искренна. В ней нет притворства или лицемерия. Это ещё
раз подчёркивает его честность и прямоту.
5. Интерьер. Описание жилища Самсона помогает понять, в каких условиях живёт герой. Оно
также подчёркивает его бедность и скромность.
Эти приёмы позволяют Пушкину создать яркий и запоминающийся образ «маленького человека»,
который вызывает у читателей не только сочувствие, но и уважение.
Для анализа образа Самсона Вырина на уроке литературы можно использовать следующие формы
работы с учениками:
1. Анализ текста. Ученики могут анализировать текст повести, обращая внимание на детали,
которые помогают раскрыть образ главного героя. Например, они могут обратить внимание
на описание внешности Самсона, его речи, поступков и отношений с другими персонажами.
2. Дискуссия. Ученики могут обсудить образ Самсона и его отношения с дочерью. Они могут
высказать своё мнение о том, правильно ли поступила Дуня, уйдя из дома, и как это повлияло
на её отца.
3. Творческое задание. Ученики могут написать сочинение на тему «Образ Самсона Вырина
в повести „Станционный смотритель“». В сочинении они должны проанализировать образ
главного героя и выразить своё отношение к нему.
4. Проектная работа. Ученики могут подготовить проект на тему «Тема „блудного сына“ в
русской литературе». В проекте они должны рассмотреть, как эта тема раскрывается в
различных произведениях русских писателей.
5. Игра. Ученики могут сыграть в игру, которая поможет им лучше понять образ Самсона.
Например, можно провести ролевую игру, в которой ученики будут играть роли Самсона,
Дуни и других персонажей повести.
В процессе анализа главного героя особое внимание стоит уделить теме блудного сына и
значению имени главного героя.
Тема блудного сына
Тема «блудного сына» является одной из основных тем в христианской культуре. Она
рассказывает о сыне, который уходит из дома отца и ведёт разгульную жизнь. В конце концов, он
возвращается домой, осознав свои ошибки. Отец прощает его и принимает обратно.
Эта тема имеет глубокий смысл. Она учит нас тому, что важно уметь прощать и принимать людей
такими, какие они есть. Это также напоминает нам о том, что семья — это самое важное в жизни
человека.
В повести «Станционный смотритель» Пушкин показывает, как тема «блудного сына» реализуется
в отношениях между Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Дуня уходит из дома, чтобы жить
с молодым офицером, и это становится причиной страданий одинокого Вырина.
Важно отметить, что Пушкин не просто пересказывает библейскую историю, но и
переосмысливает её. В его повести тема «блудного сына» приобретает новое звучание. Она
становится символом прощения и примирения.
Значение имени героя
Имя Самсон в переводе с древнееврейского обозначает «солнечный». Как мы помним, Вырин в
начале повести был очень добрым, искренним и радостным («солнечным») человеком.
В библейской мифологии имя Самсона обозначает древнееврейского богатыря, обладавшего
"необыкновенной
физической
силой,
таившейся
в
его
длинных
волосах».
Подобно
библейскому Самсону, герой слеп, но в отличие от него - никогда не прозревает и уж никак не
богатырь,
даже
духовно.
Иронией
звучит
оно
в
применении
к станционному смотрителю Самсону Вырину, "сущему мученику".
Фамилия главного героя повести близка к старому слову «вырей», которое обозначало
«жаворонок».
Известно также, что существовала реальная станция под названием «Выра», которая находилась за
несколько километров от Петербурга. Сам поэт изредка бывал на этой станции.