Напоминание

"Повесть «Станционный смотритель»: главные аспекты в анализе образа Самсона Вырина на уроке литературы в 7 классе"


Автор: Барило Оксана Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Повесть «Станционный смотритель»: главные аспекты в анализе образа Самсона Вырина на уроке литературы в 7 классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Повесть «Станционный смотритель»:

главные аспекты в анализе образа Самсона Вырина на уроке литературы в 7 классе

Сегодня мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». В ней писатель

поднимает тему «маленького человека» — человека, который занимает скромное место в

обществе и не обладает выдающимися способностями или богатством. Главный герой повести,

Самсон Вырин, является ярким примером такого персонажа.

Образ Самсона Вырина

Как мы помним по тексту, Самсон Вырин — это добрый и отзывчивый человек, который

заботится о своей дочери Дуне. Он любит её всем сердцем и готов на всё ради неё. Вырин беден,

неприхотлив, простодушен и добр. Жизнь главного героя – в его дочери Дуне, она является

смыслом жизни для отца, его гордостью и отрадой.

Выделим те приемы, которые Пушкин использует, чтобы раскрыть образ Самсона Вырина.

1. Описание внешности героя. Автор описывает внешность Самсона как «бедного человека», что

сразу же вызывает у читателя сочувствие к нему.

2. Характеристика поступков героя. Самсон проявляет доброту и отзывчивость по отношению к

другим людям. Он всегда готов помочь, даже если это требует от него больших усилий.

3. Отношение других персонажей к герою. Другие персонажи также относятся к Самсону с

уважением и сочувствием. Они видят в нём доброго и честного человека.

4. Речь героя. Речь Самсона проста и искренна. В ней нет притворства или лицемерия. Это ещё

раз подчёркивает его честность и прямоту.

5. Интерьер. Описание жилища Самсона помогает понять, в каких условиях живёт герой. Оно

также подчёркивает его бедность и скромность.

Эти приёмы позволяют Пушкину создать яркий и запоминающийся образ «маленького человека»,

который вызывает у читателей не только сочувствие, но и уважение.

Для анализа образа Самсона Вырина на уроке литературы можно использовать следующие формы

работы с учениками:

1. Анализ текста. Ученики могут анализировать текст повести, обращая внимание на детали,

которые помогают раскрыть образ главного героя. Например, они могут обратить внимание

на описание внешности Самсона, его речи, поступков и отношений с другими персонажами.

2. Дискуссия. Ученики могут обсудить образ Самсона и его отношения с дочерью. Они могут

высказать своё мнение о том, правильно ли поступила Дуня, уйдя из дома, и как это повлияло

на её отца.

3. Творческое задание. Ученики могут написать сочинение на тему «Образ Самсона Вырина

в повести „Станционный смотритель“». В сочинении они должны проанализировать образ

главного героя и выразить своё отношение к нему.

4. Проектная работа. Ученики могут подготовить проект на тему «Тема „блудного сына“ в

русской литературе». В проекте они должны рассмотреть, как эта тема раскрывается в

различных произведениях русских писателей.

5. Игра. Ученики могут сыграть в игру, которая поможет им лучше понять образ Самсона.

Например, можно провести ролевую игру, в которой ученики будут играть роли Самсона,

Дуни и других персонажей повести.

В процессе анализа главного героя особое внимание стоит уделить теме блудного сына и

значению имени главного героя.

Тема блудного сына

Тема «блудного сына» является одной из основных тем в христианской культуре. Она

рассказывает о сыне, который уходит из дома отца и ведёт разгульную жизнь. В конце концов, он

возвращается домой, осознав свои ошибки. Отец прощает его и принимает обратно.

Эта тема имеет глубокий смысл. Она учит нас тому, что важно уметь прощать и принимать людей

такими, какие они есть. Это также напоминает нам о том, что семья — это самое важное в жизни

человека.

В повести «Станционный смотритель» Пушкин показывает, как тема «блудного сына» реализуется

в отношениях между Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Дуня уходит из дома, чтобы жить

с молодым офицером, и это становится причиной страданий одинокого Вырина.

Важно отметить, что Пушкин не просто пересказывает библейскую историю, но и

переосмысливает её. В его повести тема «блудного сына» приобретает новое звучание. Она

становится символом прощения и примирения.

Значение имени героя

Имя Самсон в переводе с древнееврейского обозначает «солнечный». Как мы помним, Вырин в

начале повести был очень добрым, искренним и радостным («солнечным») человеком.

В библейской мифологии имя Самсона обозначает древнееврейского богатыря, обладавшего

"необыкновенной

физической

силой,

таившейся

в

его

длинных

волосах».

Подобно

библейскому Самсону, герой слеп, но в отличие от него - никогда не прозревает и уж никак не

богатырь,

даже

духовно.

Иронией

звучит

оно

в

применении

к станционному смотрителю Самсону Вырину, "сущему мученику".

Фамилия главного героя повести близка к старому слову «вырей», которое обозначало

«жаворонок».

Известно также, что существовала реальная станция под названием «Выра», которая находилась за

несколько километров от Петербурга. Сам поэт изредка бывал на этой станции.



В раздел образования