Напоминание

Особенности построения учебно-тренировочного процесса борцов


Автор: Альберт Борисович Габитов
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ОГКУ ДО"СШОР по спортивной борьбе им.А.И.Винника"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методический материал
Тема: Особенности построения учебно-тренировочного процесса борцов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов

Тренер - преподаватель

по греко-римской борьбе

Габитов Альберт Борисович

Одной из наиболее актуальных проблем в спортивных единоборствах считается

подготовка резерва национальных сборных команд. Одаренные юные спортсмены

становятся призерами европейских и мировых первенств в своей возрастной категории,

затем среди юниоров, но лишь немногие попадают в сборные команды страны. И причина

не только в травмах, которых у юниоров порой больше, чем у ветеранов. Тренеры часто

выбирают наиболее легкий путь к достижению высоких результатов - форсированное

подведение к основным соревнованиям годичного цикла, используя для этого все

доступные средства — от фармакологии до тренировок в среднегорье. Это приводит к

длительной подготовке в соревновательном периоде на фоне хронического утомления.

При этом снижается эффективность совершенствования техники и на освоение базовых

приемов, составляющих «школу», не остается времени. Результатом такого планирования

средств и нагрузок в греко-римской борьбе является формирование примитивного

технического арсенала — один-два приема в партере и практически полное отсутствие

бросков в стойке: спортсменов этому попросту не учат. Сложившееся положение в

системе подготовки резерва российских борцов греко-римского стиля последовательно

ведет к потере их позиций на международной арене. Немалую роль в этом играют и

существующая оценка работы тренеров, и в соответствии с ней материальное

стимулирование группы юношей и юниоров к достижениям. Стремясь добиться высоких

результатов своих учеников на международных турнирах за счет их физической и

функциональной подготовленности, тренеры зачастую не задумываются о перспективах

дальнейшего прогресса своих учеников в группе взрослых. Это обусловлено тем, что на

определенном этапе возникает необходимость перехода молодых мастеров спорта к

профессиональной подготовке и созданию для этого необходимой материальной базы.

Для большинства специалистов на местах эта проблема неразрешима, и они вынуждены

передавать своих учеников в спортивные центры. Юридическое обеспечение этого

закономерного процесса в нашей стране отсутствует во всех видах борьбы.

Основная часть

Теоретическая база

Нагрузка в физической культуре и спорте понимается как воздействие физических

упражнений на организм учащихся. Для того чтобы охарактеризовать ее, необходимо

ответить на следующие вопросы:

- для чего, с какой целью выполняется нагрузка?

- каков ее результат – тренировочный эффект?

- на что она действует, т.е. какова ее направленность?

- какова величина нагрузки?

- каков метод выполнения нагрузки?

Можно выделить три основные цели, для достижения которых выполняется

физическая нагрузка. Это достижение спортивного результата, укрепление здоровья,

подготовка к какой-либо деятельности.

В соответствии с поставленной целью планируются и ставятся задачи по развитию

конкретных физических качеств, групп мышц, необходимых для достижения цели. И

определяется воздействие нагрузки на организм.

По своему воздействию на организм нагрузки могут быть:

развивающими

поддерживающими

реабилитационными

активирующими

подготовительно-стимулирующими

обучающими

Эффект физической нагрузки во время или после одного занятия определяется

понятием - срочный тренировочный эффект (СТЭ)

Результат суммирования (интеграции) нескольких СТЭ, полученных вследствие

повторения развивающих нагрузок, определяется понятием - кумулятивный

тренировочный

эффект

(КТЭ).

Он

основан

на

структурно-эмоциональных

изменениях в организме, в его мышечных и нервных клетках, в дыхательной,

сердечно-сосудистой и эндокринной системах

Направленность нагрузки – это адрес, указание, на что она действует – на

двигательное качество, на группу мышц и т.п.

Величина нагрузки – это мера воздействия упражнений на организм, она

характеризуется объемом и интенсивностью нагрузки.

Методы развития физических качеств:

Равномерный

метод

нагрузка

выполняется

непрерывно

с

постоянной

интенсивностью. В зависимости от интенсивности и объема нагрузки можно

развивать любые качества. В основном этот метод применяется для поддержания

физической подготовленности на достигнутом уровне

Интервальный

метод

характерен

чередованием

нагрузок

максимальной

интенсивности с интервалом отдыха до 1 мин. Следующая нагрузка проводится на

фоне недовосстановления. Данный метод не рекомендуется для физически

неподготовленных учащихся

Повторный метод - отличается от интервального большей продолжительностью

отдыха. Эффективен для развития скоростных и силовых качеств.

Переменный метод - интенсивность нагрузки изменяется во время ее выполнения,

хорош для развития скоростных, скоростно-силовых качеств, общей и специальной

выносливости

Непрерывный метод с переменной интенсивностью - уровень интенсивности

чередуется

с

умеренной

зоны

до

максимальной

интенсивности.

Требует

предварительной подготовленности учащихся

Соревновательный

проведение

поединков,

максимально-приближенных

к

соревновательным условиям.

Для развивающего и поддерживающего тренировочного эффекта необходимо, чтобы

однократная направленная нагрузка достигала величины (по параметрам объема и

интенсивности), достаточной для активизации генетического аппарата клеток. Если объем

нагрузок меньше порогового уровня, то он активизации не производит. Для того чтобы

получить кумулятивный тренирующий эффект (КТЭ), выражающийся в поддержании или

развитии физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки

проводилось на фоне следа от предыдущей.

Суммирование срочного тренирующего эффекта (СТЭ) от каждого занятия в КТЭ

возможно только при определенной продолжительности интервалов между занятиями.

Оптимальный интервал для повторного выполнения соответствующей развивающей или

поддерживающей нагрузки 24-48 часов. При более длительном интервале след слабеет, но

он остается примерно 96 часов (4 суток). При интервале в 120 часов повторная нагрузка

будет выполняться, как бы вновь. Следовательно, нагрузки, выполняемые редко

(например, один раз в неделю) в учебно-тренировочном процессе для развития

физических качеств неэффективны.

При организации деятельности учащихся в зависимости от поставленных задач,

использую следующие методы:

Фронтальный метод, позволяет включить в работу всех учащихся одновременно;

Поточный метод, хотя учащиеся выполняют упражнения друг за другом, в период

ожидания можно дать дополнительное задание, что существенно повышает

плотность тренировки;

Метод выполнения упражнений в парах – можно отнести и к фронтальному и к

поточному;

Групповой метод – деление группы на 2 и более подгруппы.

В теоретической и практической направленности борьба все время меняется, вводятся

различные дополнения в правила борьбы, новшества, которые должны повысить

зрелищность борьбы, ее динамизм. Но основным критерием для борцов остается победа.

Этапность развития

Этапность развития устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки

эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком

уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия её выполнения. Развитее

физических способностей при относительно длительном использовании постоянной

нагрузки характеризуется тремя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом

несоответствия нагрузки, возросшим функциональным возможностям организма.

Этапу начального влияния нагрузки свойственен широкий спектр воздействия на

организм, когда развитие одной физической способности может сочетаться с развитием

других способностей. Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции

организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической

работы.

Этап

углубленного

воздействия

наступает

по

мере

неоднократного

выполнения

упражнения с одной и той же нагрузкой. Происходит суммирование направленных

воздействий

на

развиваемую

физическую

способность,

развитие

её

отдельных

компонентов.

Расширяются

возможности

соответствующих

органов

и

структур,

совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы.

Этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма

характеризуется снижением или почти отсутствием развивающего эффекта. Для того

чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменять содержание нагрузки

(увеличить

мощность

работы,

её

продолжительность,

или

условия

выполнения

упражнения), как бы перевести развитие способностей на предыдущие этапы.

Спортивно-игровой метод

Место соревновательных и игровых заданий в тренировочном процессе

Согласно учебным планам, практически на всех тренировках тренер может

использовать игровую деятельность. С этой целью он должен подобрать разнообразные

соревновательные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам тренировочного

процесса. Тем самым подводит учащихся к необходимости приобретения того или иного

умения и навыка соревновательно-игровым методом, который способствует решению

поставленных задач, лучшей плотности тренировки и более правильной дозировке

упражнений на протяжении всей тренировки.

Сложные упражнения в подвижных играх и в различных соревнованиях нужно

чередовать с более простыми, не требующими концентрированного внимания. Кроме

того, следует давать отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые

только что интенсивно работали. Иными словами, необходимо всё время заменять одни

игры и соревновательные упражнения другими, которые до этого не применялись как по

двигательной деятельности, так и по подключению отдельных систем и органов.

В подвижных играх и соревновательных упражнениях, направленных на

совершенствование элементов техники греко-римской борьбы, можно вначале выполнять

упрощенные варианты движений, затем, по мере освоения их, переходить к более

сложным взаимодействиям, с добавлением технических действий.

Включение подвижных игр и соревновательных упражнений в различные части

тренировочного процесса зависит от поставленных задач. А отсюда следует, что они

должны соответствовать задачам той части тренировки, в которую они введены.

Применяя в своей работе соревновательно-игровой метод, следует строить свою

деятельность по трём направлениям:

1. Разучивание техники движений с помощью подводящих упражнений.

2.

Совершенствование

техники

движений

с

помощью

различных

игр,

эстафет,

соревновательных заданий.

3. Проведение соревновательных поединков, их моделирование.

Программированное обучение

В практической деятельности можно эффективно применять идеи программированного

обучения.

Сущность программированного обучения в физической подготовке заключается в том,

что весь объём информации разделяется на части, которые обучающийся обязан усвоить в

строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в

соревновательно-игровой обстановке.

Причем на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между

тренером и обучающимися.

В физическом воспитании алгоритм (алгоритмическое предписание) представляет собой

точное описание выполнения в строго установленном порядке элементов определённого

двигательного

действия,

обеспечивающего

высокую

эффективность

овладения

определёнными двигательными навыками.

Алгоритмизация двигательных действий

В учебно-тренировочном процессе алгоритмизация соревновательно-игровых

упражнений делится на четыре взаимосвязанных этапа: общее ознакомление с техникой

выполнения

двигательного

действия

или

игрового

приёма;

разучивание

его

в

упрощённых, специально созданных условиях; разучивание в усложнённых условиях;

совершенствование приёма в игре или соревновании, близких к официальным.

Общее ознакомление с соревновательно-игровым действием, игрой. На данном этапе

создаётся чёткое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются

неоднократным объяснением и показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а

затем

медленно,

обращая

внимание

на

наиболее

важные

детали

движения.

Рассматривается техника выполнения, даются сведения о наличии данного приёма в

борьбе. Далее учащиеся самостоятельно выполняют двигательное действие или игровой

приём. Необходимо добиваться, чтобы первые пробные попытки выполнения приёма

содержали

меньше

ошибок,

тогда

формирование

двигательного

навыка

будет

происходить более успешно.

Разучивание приёмов соревновательно-игровой деятельности в упрощённых, специально

созданных условиях. Здесь перед учащимися ставится задача овладеть правильной

структурой движения. Приём выполняют в упрощённых условиях, наиболее важные

приёмы изучаются по частям. Только после этого упражнение выполняется полностью.

Для

каждой

игры

или

двигательного

действия

разрабатывается

методика

последовательного разучивания игровых приёмов на основе принципа «от простого к

сложному»: упрощаются условия выполнения приёма путём занятия наиболее удобного

исходного положения и т.д.

При соревновательно-игровом выполнении движений учащихся необходимо выявлять

и исправлять ошибки. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике

исполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для этого применяются повторный показ,

объяснение, выполнение техники приёма по частям, медленно и т.д.

Разучивание приёма соревновательно-игровой деятельности в усложнённых

условиях необходимо для доведения его до исполнения, близкого к реальному, без

ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринуждённо. В усложнённых условиях

добиваются не только правильного взаимодействия с партнёром. Усложнение условий для

разучивания достигается повышением скорости выполнения приёма, увеличением

быстроты, силы, изменением направления движения, усложнением траектории броска,

увеличением амплитуды движения. Другой способ усложнения – выполнение приёма на

повышенной скорости, в сочетании с другими приёмами как, увеличение количества

исполнений за единицу времени, повышение требовательности к точности или скорости

выполнения (в зависимости от специфики двигательного действия). Для усложнения

условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приёма с изменением

количества взаимодействующих партнёров. Объём усложнения зависит от степени

владения учащимися техническим приёмом. При хорошем владении можно вводить

целый комплекс усложняющих условий.

Совершенствованием приёма в игре или соревновании добиваться, чтобы приём

выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а

также рационально использовался учащимися в конкретной игровой обстановке. На

данном этапе используются упражнения, учебные игры с определённой установкой на

выполнение приёма. Совершенствование приёма в игре создаёт условия для творчества,

инициативы, быстрого принятия решений.

Умело используя в учебно-тренировочном процессе программированное обучение с

алгоритмизацией его, тренер-преподаватель может без дополнительных затрат не только

улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятие более

разнообразно и интересно.

Сопоставив эпизодическое использование различных игр и соревновательных

упражнений с алгоритмическим в соревновательно-игровом задании, можно сделать

вывод о том, что обучение и совершенствование двигательных действий при помощи

алгоритмических предписаний существенно улучшает процесс организации работы

занимающихся, создаются конкретные условия для самостоятельной творческой работы,

как учащихся, так и тренера-преподавателя. Одновременно с освоением подвижных игр

или отдельной техники исполнения упражнений, занимающиеся успешно овладевают

методикой их обучения. При этом создаётся рабочая картотека – система методически

подобранных игр, позволяющих в дальнейшем работать творчески и разнообразно.

Способы передачи информации в процессе обучения

Общие сведения

В учебно-тренировочном процессе применяют три основных источника информации.

Обучение происходит через словесную, наглядную и практическую информацию. Два

первых

вида

информации

создают

предпосылки

для

овладения

двигательными

действиями, а их реализация осуществляется при непосредственном использовании

практической информации. В тренировочной практике все вышеназванные виды

информации взаимообусловлены и применяются комплексно.

Передача информации происходит по определённым каналам: словесная – через

абстрактное мышление; наглядная – через зрительное восприятие схематического

изображения действия, а также путём примерного показа и, наконец, практическая –

путём

непосредственных

упражнений

учащихся

в

соревновательно-игровой,

соревновательной деятельности.

Словесная информация

Источником словесной информации на практике являются рассказ, объяснение, беседа,

разбор игровой карточки, задание, указание, распоряжение, которые в педагогике

получили распространение как словесные методы обучения.

Рассказ – это форма изложения учащимся сведений о технико-тактических приёмах,

методике тренировки при организации деятельности.

Объяснение - помогает не только раскрыть форму и характер движения, но и выявить

причины, влияющие на его правильное выполнение. При объяснении основное внимание

уделяется главному действию, без уточнения деталей. Объяснением пользуются при

совершенствовании приёмов группой, а также при установке на соревнование.

Беседа - проводится в виде вопросов и ответов, обмена мнениями, обсуждения

допущенных ошибок и путей их устранения. Беседа может быть групповой, командной и

индивидуальной.

Разбор - в учебной практике широко используется после выполнения какого-либо

задания

(отработки

технического

или

тактического

действия),

при

анализе

закончившегося поединка, перед предстоящим соревнованием. Разбор может быть

односторонним, когда его делает сам тренер-преподаватель, или многосторонним, когда в

нём принимают участие и занимающиеся.

Указание – это краткая форма задания на выполнение упражнения по технике и

тактике. Часто используется при проведении и отработке тактических навыков. Указания

могут даваться в процессе схватки или соревновательного упражнения.

Указание отличается краткостью и лаконичностью. Оно может иметь вид распоряжения

для выполнения упражнения либо подготовки к его выполнению и т.д.

И, наконец, задание в целом является универсальной формой передачи информации,

включающей как алгориметрическую последовательность выполнения двигательного

действия, так и пути его совершенствования.

Наглядная информация

Наглядная информация в учебно-тренировочной деятельности – это показ упражнений

или бросков, демонстрация игровой карточки, пособий (схем, таблиц, кинокольцовок,

кинограмм и т. д.), просмотр учебных схваток или официальных соревнований.

Показ

двигательного

действия

всегда

сочетается

с

использованием

словесной

информации, и, таким образом, учащиеся получают целостное представление о

деятельности, а именно о правильном выполнении упражнений. Осуществляется показ

тренером-преподавателем или одним из учащихся.

Перед этим важно сосредоточить внимание спортсменов, создать необходимые условия

для наблюдения: выполнить выбор места для показа, построение учащихся и т. д.

Для

совершенствования

двигательной

деятельности

также

бывает

совершенно

необходимо дать учащемуся не только словесную информацию о количественных,

пространственных, временных и динамических характеристиках совершаемого движения,

но и наглядную о нём информацию. Особенно если это связано с тонкостями

технического выполнения. Такая информация должна непосредственно обслуживать

педагогический процесс, стать его органической частью. На основе только что

полученной зрительной информации о выполненном движении и допущенных ошибках,

оцениваемых в количественных мерах пространства и времени, учащиеся смогут уже в

следующей

попытке

внести

необходимые

исправления,

улучшающие

качество

двигательного действия.

В учебно-тренировочной деятельности часто практикуют повторный или замедленный

показ двигательных действий. Это даёт возможность сосредоточить внимание учащихся

на наиболее существенных элементах движений, на моментах, где вероятность появления

ошибок является наибольшей.

Двигательная (практическая) информация

Практическая информация – это игры и упражнения, предусматривающие

многократное повторение движений, с тем чтобы учащиеся могли овладеть элементом

техники двигательного действия или целого приёма. Движение может выполняться слитно

или по частям. Разучивание по частям предусматривает освоение отдельных элементов

двигательного действия с последующим их соединением в одно целое.

Расчленение технического материала должно носить форму игрового упражнения, т.е.

законченную форму отдельного движения. Применение данного метода рекомендуется

только в начальной стадии обучения и совершенствования. После того как движение

освоено, его закрепляют с помощью целостного действия.

Отдельные технические приёмы из учебной программы рекомендуется разучивать только

в целостном виде, так как расчленение нарушает структуру движений и усложняет

овладение ими.

Наибольший

эффект

даёт

выполнение

упражнений

в

облегчённых

условиях,

с

применением

подводящих

упражнений.

Их

подбор

и

сложность

зависят

от

подготовленности учащихся. Закрепление действия происходит на фоне выполнения

подвижной игры или упражнения, т.е. в более сложных условиях.

Сфера применения двигательной информации при помощи соревновательно-игровых

действий

получила

большее

распространение

не

только

в

спортивно-игровой

деятельности, но и в учебно-воспитательном процессе, например при совершенствовании

технических приёмов из любых (не игровых) видов спорта. На практике в учебно-

тренировочном процессе большего успеха можно добиться, применяя различные виды

информации комплексно, в зависимости от возраста, подготовленности, сложности

разучиваемых и совершенствуемых соревновательно-игровых двигательных действий.

Основные направления в планировании учебно-тренировочного процесса при

занятиях с юными спортсменами

Начало занятий борьбой нужно строить больше на игровых моментах, так как дети

легко увлекаются игрой, по ходу занятий вводить в игровой форме элементы изучения

технических и тактических действий, различные упражнения борцов для общего и

специального развития. Дети, часто не осознанно, могут осваивать очень трудные

элементы, но до начала занятий нужно каждого ребенка протестировать, чтобы

определить его физические возможности, выявить особенности восприятия изучения

технических действий и тактики, психологические свойства характера (медлительность,

заторможенность

в

действиях,

быстрота

реакции

в

действиях,

вспыльчивость,

обидчивость, желание и нежелание выполнения отдельных упражнений и т.д.)

Следует уделить особое внимание скорости восстановления детского организма после

выполнения

физических

упражнений,

контролировать

дозированными

нагрузками

детский организм. Все это зависит от различных факторов: особенности физической

подготовленности детей, скорости выполнения упражнений, особенностей выполнения

физических упражнений. Занятия планировать с разнообразием форм, приемов и методов.

Чтобы нагрузки воспринимались детьми с интересом и мотивацией. Во время нагрузок

тренер подробно объясняет задание, его особенность выполнения, следит за интервалами

отдыха между упражнениями, дает время для восстановления сил. Дети должны быть

ознакомлены с правилами поведения на занятиях, с правилами техники безопасности. Для

общего физического развития следует для детей проводить игры в футбол, регби,

баскетбол по упрощенным правилам, различные эстафеты. При выполнении физических

упражнений использовать различный спортивный инвентарь: скакалки, набивные мячи,

гантели, канат, перекладину, брусья.

Занятия следует проводить с повторением ранее изученного материала. Занятия могут

различаться в зависимости от задач стоящих перед тренером и учащимися по степени

интенсивности

занятий,

скорости

выполнения

упражнений,

степени

сложности

выполняемых упражнений.

Особенности построения процесса тренировки юных борцов греко-римской борьбы

Разбирая технико-тактическое мастерство спортсменов различных возрастов, следует

уделить внимание некоторым особенностям.

Наблюдая на протяжении многих лет турниры борцов разных возрастов, сразу бросается в

глаза большая разница между атаками успешными и неуспешными и тенденция к

проведению тех или иных технических действий в стойке и партере.

У юношей чаще происходят атаки, но чаще они бывают неуспешными, время на

подготовку приема бывает незначительным, отсюда и высокий процент неуспешных

действий, но вместе с тем они чаще проводят технические действия и так как защита у

юношей не совершенна, они чаще проводят атакующие действия.

У взрослых борцов временные интервалы между атаками более продолжительны, но и

процент реализации более высок. Другое дело, что технические действия несут чаще

однобальные оценки, реже двубальные оценки, в три и пять баллов еще реже. Половина

всех атакующих действий приходится на перевороты накатом, возможность положить на

лопатки этим приемом низка, но он позволяет довольно быстро набрать выигрышные

баллы. Тактика на этот прием продолжает доминировать и я считаю, это снижает

зрелищность борьбы.

Основные причины таких особенностей кроются в следующем:

1.

согласно научным исследованиям, у учащихся 5 – 7 классов очень низкая

дифференциация мышечных усилий. Ошибки в точности усилий составляют 30 –

60%, поэтому очень много ошибок в двигательных действиях, и неправильных

оценок своих кондиций.

2.

Очень

длительный

по

времени

латентный

период,-

время

обдумывания

создавшейся ситуации и принятия решения.

Технико-тактическое мастерство определяется в первую очередь объемом технического

арсенала, разнообразием и надежностью выполнения приемов в правильно подобранном

тактическом

ведении

борцовского

поединка,

в

условиях

высокого

психического

напряжения.

По своим тактическим ведениям схваток, борцов можно разделить на 3 группы, - игровая,

силовая и темповая. К этому у них расположенность по их различным физическим

кондициям,

особенностям

нервной

системы,

индивидуальным

особенностям,

их

склонностях к тем или иным манерам ведения поединков.

Игровая, силовая и темповая манера ведения схваток по своим методам физической

подготовки различаются существенно.

Так у «игровиков» совершенствуется умения проводить технические действия с учетом

создавшейся

ситуации,

ее

особенностей.

Использовать

ошибки

соперника

сосредотачиваясь на встречных и ответных контратаках. Пополнять свой арсенал технико-

тактических

действий.

Совершенствуется

способность

творчески,

оригинально

действовать в различных ситуациях, возникающих в ходе поединка. На тренировках, в

схватках

по

заданию

совершенствуется

умение

проводить

атакующие

действия

комбинированно, используя различные способы тактической подготовки, проведение

приемов на опережение, повторение атаки и т.д.

При совершенствовании общей и специальной подготовленности особое внимание

обратить на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.

У борцов «силовиков» совершенствуется умение использовать хорошее физическое

развитие, вести схватки в плотных захватах и на ближней дистанции, применяют

выведение из равновесия и сковывание соперника. С этой целью можно проводить

учебно-тренировочные схватки по три минуты с перерывом в одну минуту,

При

проведении

и

совершенствовании

общей

и

специальной

физической

подготовленности большая часть времени отводится на развитие силовой выносливости.

В процесс подготовки включать различные варианты круговых тренировок.

В соревновательный комплекс упражнений при круговых тренировках, включать

упражнения для тренировки различных мышц в движениях, моделирующих отдельные

ситуации борьбы и упражнения отражающие специфику борьбы.

Для борцов-темповиков характерна высокая двигательная активность и насыщенность

технико-тактическими действиями. При совершенствовании мастерства эти борцы

должны отрабатывать способность вести поединок от начала и до конца в высоком темпе,

непрерывно проводя атакующие действия и умения правильно применять и выполнять

технические действия в условиях утомления.

Для повышения функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой

систем в процессе подготовки включать бег (равномерный и с ускорениями, кроссы, бег 3

по

800 метров, темповой бег со спуртами, имитирующими модель соревновательного

поединка).

Отсюда, манеру ведения соревновательных схваток можно прогнозировать, основываясь

на

степени

физической

подготовленности,

психологических

и

физиологических

показателях и особенностях борцов.

Методика совершенствования мастерства учитывающая предрасположенность борцов

к определенной манере ведения соревновательного поединка, значительно эффективнее

общепринятой. Она предполагает особый, специальный подход к выбору средств и

методов подготовки. В настоящее время, учитывая, что поединок проводится два, а часть

и три периода по 2 минуты с перерывом в 30 секунд, повышаются требования к

анаэробным

системам

энергоснабжения

организма.

Каждое

задание

в

предсоревновательном периоде подготовки необходимо выполнять с повышенной

интенсивностью. Это должно стать главным методическим приемом каждого спортсмена

и тренера. Только при этом условии у спортсмена будет вырабатываться необходимый

стереотип высокой интенсивной работы.

При построении микроциклов важное значение приобретает восстанавливаемость

организма спортсмена после нагрузок. В спортивной борьбе одним из основных средств

совершенствования скоростно-силовой выносливости являются тренировочные схватки.

Однако во время тренировочных поединков физическая, физиологическая и особенно

психологическая напряженность ниже, чем при схватках соревновательных. Значит, роль

методических приемов направленных на повышение интенсивности тренировочных

поединков возрастает.

Не вызывает сомнения, что выраженное ухудшение работоспособности и

функциональной подготовленности юных спортсменов при выполнении интенсивных

нагрузок соревновательного характера необходимо компенсировать восстановлением при

проведении 7-10-дневного активного отдыха, что следует учитывать при планировании

тренировочного процесса борцов. Исходя из основной концепции о соответствии ритма

воздействия ритму восстановления в подготовке юных спортсменов, целесообразно шире

применять активный отдых и восстановительные нагрузки умеренной интенсивности

аэробной направленности. Такие паузы активного отдыха, специально планируемые этапы

восстановления

должны

рассматриваться

как

составная

часть

общей

структуры

тренировочных нагрузок. В этой связи большое значение имеет введение в тренировку

юных спортсменов восстановительных микроциклов. Необходимо отметить, что в

настоящее время в методике подготовки юных спортсменов существуют явные

противоречия. Для достижения высоких результатов тренеры копируют систему

тренировки взрослых спортсменов, но у юношей существуют значительные ограничения

работоспособности. Отсутствие достаточного восстановления функций после ударных

циклов тренировки и напряженных соревновательных турниров способствует развитию у

юных спортсменов хронического утомления. На заключительном этапе, при подготовке к

ответственным соревнованиям, часто реализуется модель, связанная с узконаправленной

технико-тактической

тренировкой

при

незначительном

использовании

нагрузок,

повышающих

физическую

и

функциональную

подготовленность

из-за

непродолжительного подготовительного периода. Этот вариант является недостаточно

эффективным для юных борцов. Существенное снижение тренированности во время

напряженного соревновательного турнира может привести к перенапряжению организма

и перетренированности. Модель подготовки, связанная с преимущественным развитием

потенциальных резервных возможностей для этого уровня спортивного мастерства, не

может использоваться, она скорее предназначена для начинающих спортсменов. Не вы-

зывает сомнения, что для юных высококвалифицированных борцов ближайшего резерва

сборной страны тренировка должна планироваться таким образом, чтобы учитывались

особенности развития организма в этом возрастном периоде и происходила оптимизация

всех сторон подготовленности, особенно перед участием в соревнованиях. Для этого

необходимо разработать модельные характеристики показателей работоспособности на

разных этапах, отдельно выделяя группу чемпионов. Это позволит существенно повысить

эффективность

тренировки

и

избежать

переутомления

и

перенапряжения

юных

спортсменов.

Деятельный

подход

в

формировании

специализированных

психических

способностей борца греко-римского стиля

В ходе соревнований, успеха добиваются спортсмены проявляющие психологическую

уверенность при проведении технических действий, подобранных при благоприятной

ситуации для проведения именно того или иного действия. Борцы умело используют свое

преимущество в технико-тактическом мастерстве навязывая этим нужный ход поединка,

создают благоприятные ситуации для проведения приемов, умело используют зоны ковра.

Грамотно

сочетают

в

процессе

схваток

наступательные

действия

различной

продолжительности, умело используют паузы в ходе поединка для восстановления сил,

применяют смену темпа схваток и манеру ведения поединка с учетом особенностей

конкретной ситуации.

При проведении технико-тактических действий спортсменом-единоборцем анализ

текущей

ситуации

и

выбор

того

или

иного

исполнительного

акта

следуют

непосредственно один за другим. Причем они даже могут быть совмещены во времени (в

отличие от действий, например, гимнаста или акробата). В целом же поединок

представляет

собой

совокупность

конфликтных

ситуаций,

характеризуется

бескомпромиссной борьбой взаимодействующих спортсменов, каждый из которых

стремится к достижению своей цели и одновременно в меру возможностей старается

помешать в этом своему сопернику. При этом эффективность психической деятельности

спортсмена-единоборца

обусловлена

уровнем

развития

его

специализированных

способностей:

перцептивных,

в

основном

зависящих

от

сформированности

специализированных «чувств» («мышечного чувства», «чувства положения тела»,

«чувства дистанции», «чувства времени» и др.); интеллектуальных, базирующихся на

способности к быстрой оценке конфликтной ситуации поединка и принятия решения

текущей

оперативно-тактической

задачи,

а

также

на

прогнозировании

развития

конфликтного взаимодействия с соперником в ближайшем будущем; психомоторных,

непосредственно связанных с выполнением и регуляцией двигательных действий.

Для

формирования

специализированных

психических

способностей

и

совершенствования поведенческих навыков в конфликтных ситуациях поединка с целью

повышения спортивных результатов требуется время. Одноразовое практическое или

теоретическое занятие в данном случае не дает желаемого эффекта, как и аналогичные

действия, направленные на повышение спортивного мастерства и обретение физических

навыков. Для успешности навыков конфликтного взаимодействия с соперником в

различных ситуациях поединка нужна практика, отработка усвоенных навыков и их

систематическое применение в конкретных соревновательных условиях. Таким образом,

увеличение «известных» ситуаций уменьшает число «неизвестных», которые могут

возникнуть в ходе соревновательного поединка.

Спортсмен-единоборец должен понимать требования, которые на него накладывает

конфликтное взаимодействие с соперником в поединке. Прежде чем что-то делать,

необходимо понять, что именно надо делать в той или иной ситуации поединка. Кроме

того, следует научиться прогнозировать ситуации, которые могут возникнуть в учебно-

тренировочных и соревновательных поединках. Без этого трудно подготовить себя

психологически к тому, что может произойти в соревновательных условиях.

В заключение следует подчеркнуть, что психологическая и теоретическая

(интеллектуальная) подготовка должна проводиться систематически и регулярно наравне

с другими видами подготовок спортсмена. По мере того как у спортсмена формируются

специализированные

способности

и

навыки,

они

включаются

в

его

учебно-

тренировочную и соревновательную деятельность без дополнительных затрат сил и

времени.

Необходимо помнить, что ощутимый результат психологической подготовки

проявляется только спустя достаточно продолжительное время. Более того, как

утверждают специалисты, со временем меняется образ мыслей и восприятие спортсмена.

При этом приобретенные способности и навыки будут определять поведенческие реакции

спортсмена-единоборца, которые станут более эффективными, позитивными и будут в

большей степени основываться на его реальных возможностях при достижении

спортивного результата.

Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, с учетом новых дополнений в

правилах борьбы, можно сделать следующие выводы и внести коррективы в учебно-

тренировочный процесс:

1.

Необходимо

предъявить

повышенные

требования

к

функциональной

подготовленности спортсменов.

2.

Упорядочить систему подготовки борцов. Применять соревновательно-игровые

технологии в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.

3.

Использовать за основу современный наступательный стиль ведения поединка,

расширять двигательные возможности спортсменов, моделировать ход поединка с

учетом особенности подготовки предполагаемых противников.

4.

Учебно-тренировочный процесс распределить путем рациональной нагрузки в

микроциклах, улучшить режим работы и отдыха при выполнении тренировочных

заданий, а так же введение целевых заданий и установок.

5.

К возрастным особенностям адаптации спортсменов следует отнести реакцию

организма на соревновательные нагрузки, во избежание переутомления юных борцов

после окончания соревнований использование 7-10-дневного активного отдыха

способствует не только восстановлению спортсменов, но и сверхвосстановлению

силовых качеств и функционального состояния.

6.

При построении модели тренировки для борцов следует учитывать индивидуальные

особенности развития юного организма и оптимальное соотношение нагрузок

различной

направленности

на

разных

этапах

тренировки,

способствующих

гармоничному росту и развитию всех сторон подготовленности, особенно при

подготовке к наиболее ответственным соревнованиям.

Перспективы развития греко-римской борьбы далеко не исчерпаны. Этот вид спорта не

требует больших материальных затрат, доступен желающим заниматься этим, по

настоящему мужскому единоборству, служит хорошей базой для подготовки будущих

защитников Отечества и просто несет в себе залог крепкого физического и духовного

развития. Обидно, что средства массовой информации обделяют своим вниманием этот,

некогда самый популярный у россиян вид спорта, собиравший полные аншлаги народа во

время состязаний. Традиции борцов в России берут свое начало в национальных видах

борьбы. Самая лучшая реклама, - это успехи наших российских борцов на международной

арене. Традиции борцов греко-римского стиля в России сильны, в успехе наших борцов

заложена огромная работа специалистов преданных своему делу и на смену уходящим

звездам приходит честолюбивая молодежь, доказывающая лидерство России в этом виде

спорта.



В раздел образования