Напоминание

"Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Гимадиева Наиля Руслановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Альметьевск, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гимадиева Наиля Руслановна

МБОУ ДО «ДШИ №1» г. Альметьевск

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Аннотация: статья посвящена организации музыкальных

занятий, музыкальному развитию в повседневной жизни детского

сада и в быту. Актуальность статьи состоит в том, что

музыкальное развитие будет всегда актуальным, т.к. музыкальное

развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется

мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и

жизни.

Ключевые

слова: музыкальное

занятие, музыкальное

воспитание, музыкальное развитие.

Занятия

музыкой

предполагают

активную

взаимную

деятельность между педагогом и детьми. Главная задача, которая

стоит перед педагогом – вызвать у детей интерес к музыке и

музыкальной

деятельности,

способствовать

развитию

эмоциональной

отзывчивости.

При

выполнении

этой

задачи

решаются и другие задачи – развитие музыкальных способностей,

формирование умений и навыков, которые они смогут применять в

самостоятельной

деятельности

в

детском

саду

и

семье.

На

музыкальных занятиях решается одна из фундаментальных задач

музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. В

пении и игре на детских музыкальных инструментах у детей

развивается

звуковысотный

слух,

в

музыкально-ритмических

движениях – чувство ритма.

Музыкальные

занятия

проводятся

в

соответствии

с

программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности.

Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя

каждое так, что оно является как самостоятельным, так и целостным

педагогическим процессом. Музыкальное занятие должно быть

связано с предыдущим и последующим. На музыкальных занятиях

происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют,

играют в подвижные и музыкальные игры, слушают музыку.

Педагог должен уметь переключать внимание детей, настраивать их

на иное переживание в связи с изменением характером музыки.

Музыкальное воспитание дошкольников включает в себя

следующие виды деятельности:

·

восприятие музыки;

·

ее исполнение;

·

проявление творчества;

·

образовательная деятельность.

Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые

могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с

другом.

Формирование

музыкальных

способностей

детей

происходит под влиянием каждого из этих видов. Уровень развития

музыкальных способностей у дошкольников различны. Все дети

проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие –

менее. Есть дети способные, но стеснительные. Вера ребенка в свои

силы – необходимое условие успешного развития личности. Важно

уметь использовать коллективные, групповые и индивидуальные

задания, учитывая уровень каждого ребенка. Задания должны быть

разграничены по степени затруднения: более развитый ребенок

получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, но

обязательно

развивающее

его

способности.

Каждому

нужно

подбирать задание по его силам, чтобы оно по возможности

завершалось успехом. Учитывая задачи, возникающие в ходе

работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий.

Ребенок после долгого отсутствия иногда теряется, не понимает, как

себя вести в той или иной ситуации. В таком случае целесообразны

кратковременные двух, трёх минутные индивидуальные занятия,

которые проводятся после общего занятия. Педагог объясняет и

показывает тот или иной прием в пении, элемент в движении и т. д.

Музыкальное развитие в повседневной жизни детского сада

включает в себя использование музыки в быту (слушание записей,

самостоятельное

музицирование,

упражнения,

игры,

утренняя

гимнастика и т. д.), различные виды различений (тематические

музыкальные вечера, беседы – концерты, театральные постановки и

спектакли,

игры,

хороводы),

праздничные

утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя.

Музыкальный руководитель рекомендует музыкальный репертуар,

музыкально-дидактические игры, подбирает задания и упражнения

для обучения детей игре на музыкальных инструментах. В

повседневной жизни возможны и другие виды музицирования, более

активные.

Силами

ребят

ставятся

оперные

спектакли,

как

специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-

Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные самими детьми,

по мотивам русских народных сказок («Репка», «Колобок» и др.).

Постановки

таких

спектаклей

позволяют

педагогу

уделять

внимание,

развитию

каждого

ребенка,

предоставляя

ему

возможность наиболее полно проявить свои способности.

Таким

образом,

музыкальные

занятия,

музыкальное

развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется

мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Список литературы:

1.

Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и

др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной: Методика музыкального воспитания

в детском саду: «Дошкольное воспитание»/ – 3-е изд., испр.и доп. –

М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.;

2.

О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Теория и

методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста:

Учебник для студентов высших учебных заведений/ Феникс+,2011. –

352 с.;

3.

О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская: Теория и методика

музыкального

воспитания:

учебник

для

студ.учреждений

сред.проф.образования/– 3-е изд.стер. – М.: Издательский центр

«Академия», 2014. – 256 с.

Журналы:

1.

Музыкальный руководитель;

2.

Справочник музыкального руководителя.



В раздел образования