Напоминание

Конфликтные ситуации в детском саду


Автор: Дрянных Дарья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Теремок"
Населённый пункт: с. Шира, Республика Хакасия
Наименование материала: Конфликтные ситуации в детском саду
Тема: Конфликтные ситуации в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конфликтные ситуации в детском саду

Дрянных Д.Е., воспитатель

МБДОУ № 5, «Теремок»

С. Шира, Республика Хакасия

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как работники

дошкольных

образовательных

учреждений

(далее

ДОУ)

ежедневно

сталкиваются с множеством самых различных конфликтных ситуаций, в

которых участвуют не только родители, воспитатели, но и дети. Чаще всего,

самой проблемной ситуацией в этом случае, оказывается неумение их

предотвращать и управлять конфликтной ситуацией.

Одной

из

самых

важнейших

компетентностей,

которой

должен

обладать воспитатель, является конфликтологическая компетентность — это

совокупность теоретических знаний умений и навыков, позволяющих

цивилизованно, выстраивать общение и выбирать достойные варианты

поведения в конфликтных ситуациях, а также решать эти ситуации по мере их

поступления.

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять

позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам

другой. Именно противоположная направленность интересов является

истинной

причиной

конфликтного

взаимодействия. Межличностный

конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с

различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в

состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей

отличаются в корне [2].

Цель воспитателя в профилактике конфликтов – объяснить детям, что

в общении с окружающими нужно уметь договариваться и разрешать любые

проблемные

ситуации

с

помощью

компромисса.

Для

этого

нужно

придерживаться следующих правил:

1

Установить правила поведения, общения между детьми: не

толкаться, не драться, не использовать обзывать друг друга, делиться

игрушками и т. д.

Беседовать с детьми, спрашивать, из-за чего произошла ссора, как

бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить

враждующие стороны.

Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры

правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. Также

можно использовать для этого сказки, мультфильмы.

Поощрять детей, которые стараются избегать конфликтов, умеют

корректно себя вести.

Объяснять

детям,

что

любую

спорную

ситуацию

можно

разрешить путем компромисса, не прибегая к помощи воспитателя [3].

Если воспитатель видит назревающий в группе конфликт, можно

постараться его предотвратить, например, свести ситуацию к шутке или

отвлечь детей от объекта спора.

Причины конфликтных ситуаций зависят от возраста. В 2-3 года дети

чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые не получилось поделить, и

сломанных сооружений. В этом возрасте малыши проходят очередной этап

становления

личности

на

некоторое

время

становятся

ярыми

собственниками и очень остро переживают посягательства на «свои» вещи.

При этом полноценно выражать эмоции словами дети пока не умеют.

Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и

привлечения взрослых.

К

4-5

годам

дети

в

детском

саду

начинают

все

активнее

взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за

выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе [1].

Стили поведения отличаются степенью активности субъекта конфликта

в удовлетворении собственных потребностей. Выделяются следующие стили

поведения:

2

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек,

обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень

заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в

первую очередь удовлетворить собственные интересы. Однако следует иметь

в виду, что это не тот стиль, который возможен в близких личных

отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет

вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не

обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу

расходится с точкой зрения руководителя.

Стиль

сотрудничества

эффективен,

если,

отстаивая

собственные

интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой

стороны. Этот стиль наиболее труден, так как требует продолжительной

работы. Ее цель – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.

Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг

друга, сдерживать эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот

стиль неэффективным.

Стиль компромисса, суть которого заключается в том, что стороны

стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане

он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на

более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но

знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять

одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При

использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое

удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно

выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания,

следовательно, необходимо принять такое решение, с которым каждый из нас

мог бы согласиться».

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не

столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем

3

для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает

большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных

оснований для продолжения контактов.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой

стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в

целях сглаживания обстановки и восстановления нормальной рабочей

атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно

важен для другой стороны и не очень существен для вас, или когда вы

жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны [4].

Существуют три основных способа, применяемых заведующим ДОУ

для преодоления конфликтной ситуации.

Воспитательное воздействие, убеждение конфликтующих в общности

цели, доказательство взаимной выгоды от совместной работы, анализ причин

конфликта с целью показать его несерьезность.

Разделение

объекта

спора.

Уточнение

границ

полномочий,

ответственности, компетенции. Поручение одному из конфликтующих

решить другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос решает

второй участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу.

Организационные

мероприятия.

Создание

так

называемого

организационного буфера, устраняющего многие служебные контакты. Как

крайнее

средство

используется

перемещение

работников.

Перемещать

рекомендуется обоих работников, применяя этот способ только тогда, когда

другие меры исчерпаны и каждый из конфликтующих действует убежденно

и, по существу, в интересах коллектива [1].

Примерами

конфликтных

ситуаций

может

служить

история

неправомерных требований родителя. Допустим, мама считает, что внимания

к ее ребенку недостаточно. Такие истории бывают достаточно часто.

Воспитателю следует понять, что это нормальное желание любой матери,

чтобы к ее ребенку было особое трепетное отношение. Спорить в данном

4

случае с таким родителем бесполезно. Лучше признать, что важно оказывать

максимальное внимание ребенка и уверить такую маму, что ее ребенок всегда

в поле внимания воспитателя. И затем при встрече рассказывать об успехах

этого ребенка.

Если родители обращаются с воспитателем в недопустимом тоне –

кричат или оскорбляют – такое общение следует сразу прекратить и

попросить родителя вернуться в рамки делового общения и такта. Ели такие

призывы не помогают – решать конфликт через посредника – психолога или

администрацию

ДОУ.

Важно

воспитателю

не

допускать

до

уровня

«агрессивных разборок» и держаться в нормах делового общения.

Следует помнить, что родители, которые скандалят – скандалят везде и

со всеми. Воспитателю не нужно принимать любые обидные слова на свой

счет. Когда человек кричит и злится – это говорит только о том, что он не в

порядке, ему плохо, и он не может самостоятельно справиться с ситуацией.

Можно просто выслушать такого родителя, посочувствовать ему и оказать

посильную помощь. Если воспитатель сам находится в нормальном

психологическом состоянии, то понять и принять такого агрессивного

родителя гораздо проще. Поэтому воспитатель должен заботиться о своем

душевном

состоянии,

развивать

сочувственное

и

доброжелательное

отношение к окружающим [3].

Список использованной литературы:

1. Бондарева Г. С. Конфликты между детьми в детском коллективе и

способы их разрешения / Г.С. Бондарева // Мировая наука. – 2020. – № 6. – С.

26-29.

2. Кадырова М.Ш. Конфликтные ситуации в детском саду / М.Ш.

Кадырова // Мировая наука. – 2019. – № 10. – С. 87-91.

3.

Кобышева

Л.И.

Психолого-педагогические

особенности

психокоррекционной работы с детьми и подростками / Л.И. Кобышева // Мир

науки. Педагогика и психология. – 2016. – № 4. – С. 42.

4. Кравченко Ю.С. Конфликты между родителями и воспитателями /

Ю.С. Кравченко // Мировая наука. – 2021. – № 1. – С. 12-17.

5

6



В раздел образования