Напоминание

"Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Бескончина Лариса Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ №1"
Населённый пункт: Московская область, ленинский городской округ, ЖК "Бутово - парк"
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования администрации Ленинского

городского округа

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»

Статья

По теме: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Бескончина Л. И.

ЖК «Бутово-Парк» 17

Сентябрь 2024 года

В нашем дошкольном отделении «Бутовской СОШ №1», одним из приоритетных

направлений развития дошкольников, является художественно - эстетическое. И я в своей

статье, хочу немного рассказать вам, уважаемые коллеги, о своей работе с детьми в этом

направлении средствами музыки.

Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребенка

сопереживать, радоваться, побуждая его к самовыражению. Без определённой системы и

последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия

музыки. В нашем дошкольном учреждении в процессе музыкальной образовательной

деятельности проводится систематическая работа, направленная на художественно –

эстетическое развитие детей, воспитание и формирование музыкальных и творческих

способностей воспитанников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников

относится:

- музыкальные занятия;

- использование музыки в повседневной жизни ДОУ;

- праздники и развлечения;

- вокальные кружки;

- музыкальное образование в семье;

Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но

основной наиболее эффективной, целенаправленной, формой организации музыкальной

деятельности всё же являются музыкальные занятия. Которые в свою очередь делятся на

индивидуальные и групповые, а по содержанию на типовые, тематические,, комплексные,

интегрированные.

На них хотелось бы остановиться подробнее, так как именно интеграция – одна из

наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного

возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес,

способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения

их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия мною, совместно с воспитателями

и логопедом, проводятся регулярно: например, совместное занятие «Деревья»,

«Путешествие в страну красивой речи», с логопедом, или «Братья наши меньшие» с

воспитателем Якубовой М. Б.

Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл

слова, в мир красок и звуков.

- Помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обобщению;

- Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

- Воздействуют на психические процессы, которые являются основой

формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребенка,

раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Независимо от формы организации детей для достижения цели художественно –

эстетического развития ребенка перед собой я ставлю множество задач:

И первая из них, это создание условий, обеспечивающих эмоциональное

благополучие воспитанников. Для позитивного настроя к предстоящему занятию,

улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я

начинаю со старшими детьми с игр и распевок. Например: «Здравствуйте, дети, лучшие на

свете!»

Для малышей использую игры - распевки с элементами самомассажа.

«Здравствуйте ручки, ножки, щечки носик…» Непременным условием применения таких

распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой

образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запоминать

стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят

голосовой аппарат к предстоящему пению.

Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку.

Учеными доказано, что, ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит и чувствует

музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных

навыков: понимают, что музыку можно слушать, под неё можно танцевать, петь, играть на

музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном,

художественно – эстетическом развитии детей, занимает восприятие музыки. Дети с

интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. Учатся

говорить о музыке, характеризовать её. Например, у меня на музыкальном занятии во

второй младшей группе дети могут уже отличить музыку грустную от веселой, плясовую

от маршевой.

В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие уже более осознанное,

что позволяет возможности знакомить детей со средствами музыкальной

выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т. д. Дошкольники учатся

различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения, определять

характер музыки, её выразительные особенности, яркий музыкальный образ. Например,

при прослушивании музыкальных произведений Э. Грига «Пэр Гюнт» и «У камелька» П.

И. Чайковского, дети сочиняют целые сказочные истории, прослушав эти произведения. И

даже называют музыкальные инструменты, которые были использованы композитором в

оркестре. Но чтобы восприятие музыки воспитывало у детей художественно –

эстетический вкус и развивало детей в этом направлении, необходимо использовать

только высокохудожественные музыкальные произведения.

Тоже касается и пения. Но здесь нужно учитывать не только художественно –

эстетические достоинства музыкального произведения, но и диапазон песни, её ритм,

содержание. Песня должна быть выбрана с учётом возрастных особенностей и

возможностей детей. Если взять для младших дошкольников песню с большим

диапазоном, они её просто не споют, и никакого художественно – эстетического

восприятия от исполнения данной песни не получится.

Ещё хочу сказать немного о ритмопластике на занятиях. Музыкально- ритмические

движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и

физического развития детей в возрасте от трёх до семи лет. Как раз в этот период

закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира,

формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская

двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду

ребенок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется

педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его не достаточно, хочется,

чтобы дети как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в

танце эмоционально - образное содержание. Для этого я применяю танцевально – игровой

метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где ведущий ребёнок, по

правилам игры выбирает кого- нибудь из детей. Далее один ли он, вдвоём или может

какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, хороводная игра «Как на

тоненький ледок», или игра «Колпачок»; дети водят хоровод вокруг выбранного героя, со

словами: «Колпачок, Колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили,

мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай

кого захочешь!». Ребенок выбирает себе пару и они танцуют. Моя задача в этой игре

заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по плану нужно

закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не

замечают, что они чему-то учатся. Таких игр очень много.

Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен. Таких, например,

как «На горе – то, калина», «Ворон». Самое главное, что в этих хороводных играх дети

двигаются естественно и от них не требуется каких – то особых движений. Всё просто и

доступно каждому ребенку. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно

передавать образы персонажей, ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал,

получают радостный эмоциональный подъём. Что ещё лучше может художественно –

эстетически развить детей, чем русский фольклор и народная музыка.

Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает

восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их

содержания, художественно и эстетически развивает, вызывая резонанс в душе ребенка,

формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях.

Художественно-эстетическое развитие – это не только расширение кругозора,

списка прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений. Это организация

человеческих чувств, духовного роста личности.

Художественно – эстетическое развитие дошкольника, предполагает воспитание у

него художественного и эстетического вкуса. А его развитие начинается с

эмоционального настроя педагога детей на занятии, с красивой и доступной для

исполнения и слуха музыки, красивых игрушек, опрятно расставленных стульях в зале.

Музыкальные пособия тоже должны иметь красивый и опрятный вид. И конечно же сами

педагоги (музыкальный руководитель и воспитатель) должны выглядеть всегда

опрятными, быть доброжелательными, активными, жизнерадостными. Дети должны

чувствовать, что в музыкальном зале их ждут радостные сюрпризы, счастливые

мгновения и встречи с прекрасным.

Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и

представления, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет

формироваться духовное богатство человека.

Список используемой литературы:

1.

« От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Из личного опыта работы.



В раздел образования