Автор: Бескончина Лариса Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ №1"
Населённый пункт: Московская область, ленинский городской округ, ЖК "Бутово - парк"
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования администрации Ленинского
городского округа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»
Статья
По теме: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Бескончина Л. И.
ЖК «Бутово-Парк» 17
Сентябрь 2024 года
В нашем дошкольном отделении «Бутовской СОШ №1», одним из приоритетных
направлений развития дошкольников, является художественно - эстетическое. И я в своей
статье, хочу немного рассказать вам, уважаемые коллеги, о своей работе с детьми в этом
направлении средствами музыки.
Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребенка
сопереживать, радоваться, побуждая его к самовыражению. Без определённой системы и
последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия
музыки. В нашем дошкольном учреждении в процессе музыкальной образовательной
деятельности проводится систематическая работа, направленная на художественно –
эстетическое развитие детей, воспитание и формирование музыкальных и творческих
способностей воспитанников.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников
относится:
- музыкальные занятия;
- использование музыки в повседневной жизни ДОУ;
- праздники и развлечения;
- вокальные кружки;
- музыкальное образование в семье;
Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но
основной наиболее эффективной, целенаправленной, формой организации музыкальной
деятельности всё же являются музыкальные занятия. Которые в свою очередь делятся на
индивидуальные и групповые, а по содержанию на типовые, тематические,, комплексные,
интегрированные.
На них хотелось бы остановиться подробнее, так как именно интеграция – одна из
наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного
возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес,
способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения
их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия мною, совместно с воспитателями
и логопедом, проводятся регулярно: например, совместное занятие «Деревья»,
«Путешествие в страну красивой речи», с логопедом, или «Братья наши меньшие» с
воспитателем Якубовой М. Б.
Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл
слова, в мир красок и звуков.
- Помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обобщению;
- Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- Воздействуют на психические процессы, которые являются основой
формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребенка,
раскрытия его способностей, выявления его одарённости.
Независимо от формы организации детей для достижения цели художественно –
эстетического развития ребенка перед собой я ставлю множество задач:
И первая из них, это создание условий, обеспечивающих эмоциональное
благополучие воспитанников. Для позитивного настроя к предстоящему занятию,
улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я
начинаю со старшими детьми с игр и распевок. Например: «Здравствуйте, дети, лучшие на
свете!»
Для малышей использую игры - распевки с элементами самомассажа.
«Здравствуйте ручки, ножки, щечки носик…» Непременным условием применения таких
распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой
образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запоминать
стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят
голосовой аппарат к предстоящему пению.
Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку.
Учеными доказано, что, ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит и чувствует
музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных
навыков: понимают, что музыку можно слушать, под неё можно танцевать, петь, играть на
музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном,
художественно – эстетическом развитии детей, занимает восприятие музыки. Дети с
интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. Учатся
говорить о музыке, характеризовать её. Например, у меня на музыкальном занятии во
второй младшей группе дети могут уже отличить музыку грустную от веселой, плясовую
от маршевой.
В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие уже более осознанное,
что позволяет возможности знакомить детей со средствами музыкальной
выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т. д. Дошкольники учатся
различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения, определять
характер музыки, её выразительные особенности, яркий музыкальный образ. Например,
при прослушивании музыкальных произведений Э. Грига «Пэр Гюнт» и «У камелька» П.
И. Чайковского, дети сочиняют целые сказочные истории, прослушав эти произведения. И
даже называют музыкальные инструменты, которые были использованы композитором в
оркестре. Но чтобы восприятие музыки воспитывало у детей художественно –
эстетический вкус и развивало детей в этом направлении, необходимо использовать
только высокохудожественные музыкальные произведения.
Тоже касается и пения. Но здесь нужно учитывать не только художественно –
эстетические достоинства музыкального произведения, но и диапазон песни, её ритм,
содержание. Песня должна быть выбрана с учётом возрастных особенностей и
возможностей детей. Если взять для младших дошкольников песню с большим
диапазоном, они её просто не споют, и никакого художественно – эстетического
восприятия от исполнения данной песни не получится.
Ещё хочу сказать немного о ритмопластике на занятиях. Музыкально- ритмические
движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и
физического развития детей в возрасте от трёх до семи лет. Как раз в этот период
закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира,
формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская
двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду
ребенок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется
педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его не достаточно, хочется,
чтобы дети как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в
танце эмоционально - образное содержание. Для этого я применяю танцевально – игровой
метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где ведущий ребёнок, по
правилам игры выбирает кого- нибудь из детей. Далее один ли он, вдвоём или может
какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, хороводная игра «Как на
тоненький ледок», или игра «Колпачок»; дети водят хоровод вокруг выбранного героя, со
словами: «Колпачок, Колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили,
мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай
кого захочешь!». Ребенок выбирает себе пару и они танцуют. Моя задача в этой игре
заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по плану нужно
закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не
замечают, что они чему-то учатся. Таких игр очень много.
Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен. Таких, например,
как «На горе – то, калина», «Ворон». Самое главное, что в этих хороводных играх дети
двигаются естественно и от них не требуется каких – то особых движений. Всё просто и
доступно каждому ребенку. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно
передавать образы персонажей, ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал,
получают радостный эмоциональный подъём. Что ещё лучше может художественно –
эстетически развить детей, чем русский фольклор и народная музыка.
Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает
восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их
содержания, художественно и эстетически развивает, вызывая резонанс в душе ребенка,
формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях.
Художественно-эстетическое развитие – это не только расширение кругозора,
списка прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений. Это организация
человеческих чувств, духовного роста личности.
Художественно – эстетическое развитие дошкольника, предполагает воспитание у
него художественного и эстетического вкуса. А его развитие начинается с
эмоционального настроя педагога детей на занятии, с красивой и доступной для
исполнения и слуха музыки, красивых игрушек, опрятно расставленных стульях в зале.
Музыкальные пособия тоже должны иметь красивый и опрятный вид. И конечно же сами
педагоги (музыкальный руководитель и воспитатель) должны выглядеть всегда
опрятными, быть доброжелательными, активными, жизнерадостными. Дети должны
чувствовать, что в музыкальном зале их ждут радостные сюрпризы, счастливые
мгновения и встречи с прекрасным.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и
представления, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет
формироваться духовное богатство человека.
Список используемой литературы:
1.
« От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Из личного опыта работы.