Напоминание

"Методические приёмы использования песен на уроках английского языка"


Автор: Мельникова Елена Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ СШ № 4
Населённый пункт: город Котельниково Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методические приёмы использования песен на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Методические приёмы использования песен на уроках английского языка

На

современном

этапе,

когда

личность

растущего

человека

находится

в

центре

всей

образовательной и воспитательной деятельности, актуальной становится задача поиска эффективных

способов и приёмов обучения. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не только

на сознание учащихся, но и на проникновение в их эмоциональную сферу.

Одним

из

наиболее

эффективных

способов

воздействия

на

чувства

и

эмоции

школьников

является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в

подспудные глубины сознания. Я.А. Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется

человеку,

не

знающему

грамоты.

Музыка

и

пение

оказывают

неоценимую

помощь

в

изучении

английского языка в силу ряда причин:

1. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и

расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В них уже знакомая лексика

встречается

в

новом

контекстуальном

окружении,

что

помогает

её

активизации.

В

песнях

часто

встречаются

имена

собственные,

географические

названия,

реалии

страны

изучаемого

языка,

поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических

особенностей.

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.

3.

Песни

способствуют

совершенствованию

навыков

иноязычного

произношения,

развитию

музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль

находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более

полному

раскрытию

творческих

способностей

каждого.

Благодаря

музыке

на

уроке

создаётся

благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая

деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского

языка.

5. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития

речемыслительной

деятельности

учащихся,

способствуют

развитию

как

подготовленной,

так

и

не

п о д г о т о в л е н н о й

р е ч и .

На уроке песни чаще всего используются для:

1. Фонетической

зарядки на

начальном

этапе

обучения.

Здесь

можно

использовать

короткие детские песни типа “ABC song”, “Happy Birthday” "Old McDonald had a farm", "Clap your

hands", “What is your name?”, “You put your right hand in” и другие.

2 . Для более прочного закрепления

лексического

и

грамматического

материала.

Песни могут

вводиться

в

связи

с

изучением

лексической

темы,

например:Politics

"Wind of change"; Drugs “Hotel California”(Eagles); Teenagers “Numb”(Linking Park), Appearance “I’

ve got two eyes”.

Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической темы, нап

ример: Present

Simple - песни из к/ф "Love

Story"; Present

Progressive

“I’m

sitting

in

the

morning”, Complex Object "I saw you dancing", Past Simple — "Lady in Red" (Chris de Burg); Past

Simple — "Yesterday", “Hotel California” (Eagles), оборот there is - "Girl" (Beatles) и др.

3. Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на

основе сюжета песни.

4. Как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна

разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Это детские песни как было сказано

выше.

Здесь

с

одним

и

тем

же

песенным

материалом

можно

работать

со

2

класса

по

6

класс

включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и

старшего

звена,

начинаю

с

7

класса

подыскивать

что-то

из

взрослого

репертуара.

Это

либо

произведения, ставшие современной классикой (песни "Beatles", "ABBA" т.д.), либо песни, которые

постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.).

Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов:

— фонетический,

— лексический,

— грамматический,

— социально-лингвистический

— страноведческий.

Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой.

Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как на уроке для этого отводится 5-10

минут.

Система уроков:

1 урок. Начинать работу с песней надо с названия, оно записывается на доске. Даю задание детям:

попытаться догадаться, о чем эта песня.

Учителю необходимо выписать слова, вызывающие фонетические и лексические трудности.Следующий

этап: прослушивание и построчный перевод песни (для этого необходимо раздать тексты). После

первого прослушивания проверяем правильность своих предположений относительно содержания

песни.

2 урок. Работа над грамматической стороной песни. Как правило, все песни написаны в каком-нибудь

одном грамматическом времени. На доске или в раздаточном материале предлагается выполнять

несколько упражнений. Это могут быть пропущены или глаголы, или предлоги, или степени сравнения

прилагательных и т.д. На таком уроке повторяются образование вопросительной и утвердительной

формы.

3 урок. Работа над фонетикой. Отрабатываем чтение первого куплета: звук – слово – словосочетание.

Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песен – чередование ударных и

безударных слогов и слов. Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа

над вторым и третьим куплетом.

4 урок. Работа над запоминанием текста. Можно использовать такие способы запоминания:

— «Цепочка» (Chain). Каждый ученик по очереди произносит одну строчку куплета и так до конца.

— «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет

свою.

— «Закончи фразу» (Complete the phrase). Учитель произносит начало фразы, учащиеся заканчивают её.

5 урок. Исполнение песни под фонограмму «плюс» (с голосом). На этом же уроке попробовать

исполнить песню под фонограмму «минус один» (без голоса).

6 урок. Исполнение песни самостоятельно под фонограмму «минус один». Можно устроить конкурс на

лучшее исполнение песни (соло, дуэты, трио и т.д.).

Проработанная подобным образом песня может быть исполнена во время проведения Недели

английского языка или на школьных праздниках. Также можно добавить и такой вид работы, как

сочинение – размышление на ту или иную тему, затрагиваемую в песне. В этом случае необходимо

предъявить лексический минимум, который будет использован в процессе работы над песней.

Надо признать, что не всегда удается использовать вышеприведенную схему. Это зависит от степени

подготовленности класса, от содержания песни, а самое главное — от желания учащихся.

Вывод:

Как мне кажется, работа с песнями активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их

интерес к культуре стран изучаемого языка, формирует художественный вкус, расширяет кругозор,

углубляет знания языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания не только слов, но и

выражений, целых строф, куплетов. Учащиеся с удовольствием заучивают тексты песен, позже

непроизвольно вставляя их в монологическую и диалогическую речь. Считаю, что таким образом я

обогащаю и расширяю словарный запас школьников. А для тех же учащихся, которые испытывают

трудности в изучении английского языка, песни предоставляют возможность воспринимать и

перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной

форме, тем самым, преодолевая эти трудности. Хотелось бы отметить, что с приходом в наши дома такой

техники как КАРАОКЕ, проблема с фонограммами отпала совсем, а что касается детских аутентичных

песенок, то многие фонограммы можно найти в Интернете.

Методическая разработка для работы над песней “Tom’s Diner”

Предлагаю методику работы на примере песни: “Tom’s Diner”

Целесообразно вводить её при повторении (закреплении) грамматической темы Present Progressive. На

доске выписывается название песни: “Tom’s Diner”. Учащиеся дают ответы относительно того, о чем эта

песня. («Обед у Тома» или «Закусочная Тома»).

Перед прослушиванием необходимо выписать на доске новые слова (количество слов зависит от уровня

владения языком), например:

counter – прилавок, стойка бара.

to argue – возражать, спорить

to pretend – притворяться

reflection – отражение

to hitch up – поднимать, задирать

to straighten - подтягивать

Работа со словами закончена, даю установку на первое прослушивание: Listen to the song and try to

understand what it is about. Дети прослушивают песню, отвечают. Иногда на продвинутом этапе

встречаются более полные ответы, когда дети на слух могут понять довольно много.

Tom's diner

I’m sitting in the morning at the diner on the corner

I’m waiting at the counter for the man to pour the coffee

And he fills it only halfway and before I even argue

He is looking out the window at somebody coming in

“It is always nice to see you” says the man behind the counter

To the woman who has come in, she is shaking her umbrella

And I look the other way as they are kissing their hellos

I’m pretending not to see them and instead I pour the milk

And I open up the paper, there’s a story of an actor

Who had died while he was drinking

It was no one I had heard of

And I’m turning to the horoscope and looking for the funnies

When I’m feeling someone watching me and so I raise my head

There’s a woman on the outside looking inside “Does she see me?”

No, she doesn’t really see me ‘cause she sees her own reflection

And I’m trying not to notice that she’s hitching up her skirt

And while she’s straightening up her stockings and her hair has gotten wet

Oh’ this rain it will continue through the morning as I’m listening

To the bells of the cathedral I’m thinking of your voice.

После этого учащимся раздаются тексты песни, и они переводят её по строчке. Учитель поясняет

трудные места и исправляет ошибки по мере надобности. Затем он просит учеников взглянуть на текст

песни ещё раз и сказать, какое время глагола они видят во всех куплетах. Получив правильный ответ,

учитель с учениками ещё раз на примере предложений из песни рассматривают, как образуется

вопросительная и утвердительная формы Present Progressive.

На следующий урок раздается дидактический материал с песней, в которой пропущены глаголы,

учащиеся самостоятельно вписывают глаголы в нужном времени. Второе задание предполагает найти и

подчеркнуть глаголы в настоящем простом времени.

Exercises:

1. Listen to the song and fill in the gaps with a word you hear:

I __________________ in the morning at the diner on the corner.

I __________________ at the counter for the man to pour the coffee.

And he fills it only halfway, and before I even argue

He ____________________ out the window at somebody coming in.

"It is always nice to see you," says the man behind the counter

to the woman who has come in. She __________________ her umbrella.

And I look the other way as they _________________ their hellos.

____________________ not to see them. Instead I pour the milk.

I open up the paper, there's a story of an actor

who had died while he was drinking. It was no one I had heard of.

And _________________ to the horoscope and __________________ for the funnies

when_____________________ someone __________________ me.

And so I raise my head. There's a woman on the outside _______________inside.

Does she see me?

No she does not really see me 'cause she sees her own reflection.

And ___________________ not to notice that she's hitching up her skirt.

And while she's straightening her stockings, her hair has gotten wet.

Oh, this rain it will continue through the morning.

As ________________ to the bells of the cathedral,

I ____________ of your voice...

And of the midnight picnic once upon a time before the rain began...

I finish up my coffee. It's time to catch the train.

Tom's Diner — answers in correct order

am sitting, am waiting, is looking, is shaking, are saying, I'm pretending,

I'm turning, I'm feeling, watching, looking, I'm trying, I'm listening,

am thinking

2. В этом задание учащиеся должны объяснить значение этих слов по-английски:

Try to explain the meaning of the words:

diner — … (café)

halfway – … (not full)

to argue — … (to quarrel)

funnies – … (comic strips)

3.После этого учащиеся проговаривают слова, используя построчный метод, отрабатывая фонетику и

интонацию отдельных слов и фраз.

4. Затем учитель включает песню ещё раз (фонограмму «плюс»), предложив учащимся спеть её.

5.Придумайте свою песню (хотя бы первый куплет), заменив некоторые слова на свои.

Make up your own song (at least the first part) change some words on your own words:

6. В конце урока учитель, подчеркивая важность непроизвольного запоминания, предлагает спеть эту

песню дома самостоятельно.

На последующих занятиях эта же песня используется в качестве фонетической зарядки, тогда

учащиеся поют под фонограмму «минус один». Можно провести конкурс на лучшее исполнение песни

(соло, дуэтом, трио и т.д.).

Методическая разработка для работы над песней «Yellow

Submarine»

EXERCISES TO THE SONG YELLOW SUBMARINE (BY THE BEATLES)

Comprehension Check

Exercise 1: Listen to the song and fill in the gaps with a word you hear:

Yellow Submarine

In the town where I was _________ (1)

_________ (2) a man who ___________(3) to sea

And he told us of his life

In the land of submarines.

So we __________ (4) on to the sun

Till we __________ (5) the sea of green.

And we lived beneath the ____________ (6)

In our yellow submarine.

We all live in a yellow submarine,

Yellow submarine, yellow submarine.

We all live in a yellow submarine,

Yellow submarine, yellow submarine.

And our friends are all aboard,

Many more of them live ____________ (7).

And the band ______________ (8) to play…

We all live in a yellow submarine,

Yellow submarine, yellow submarine.

We all live in a yellow submarine,

Yellow submarine, yellow submarine.

And we live a life of _____________ (9),

Everyone of us has all we need,

Sky of __________ (10) and sea of ____________ (11)

In our yellow submarine.

Key: 1) born; 2) lived; 3) sailed; 4) sailed; 5) found; 6) waves; 7) next door; 8) begins; 9) ease; 10) blue; 11)

green.

Exercise 2: What is the song about? Tick the topics mentioned in the song:

a.

traveling;

b.

environment problems;

c.

sea;

d.

water pollution;

e.

undersea world;

f.

life of a sailor;

g.

modern art;

h.

music.

Key: a; c; f; h

Speaking and writing.

Exercise 3: Choose one topic from Ex.2 and make a list of questions you will ask your partner. Then work

in pairs and practice the dialogues.

Vocabulary and Grammar Work

Exercise 4: Put the verbs in the correct tense form:

A sailor who (live) in Boston (sail) to the sea one summer day. The weather (be) good, hot and sunny. While he

(sail), he (see) many ships passing by. Suddenly he (see) a small fishing boat with two young men. They

(cry):”Help us, please!” -”What’s the matter?” – asked the sailor. “We (get) lost. Where are we?”–they asked

him. So the sailor (answer): “Well, my friends, (not; worry). You (be) now almost fifty km from the sea shore.

It’s not so far, really.”

Key: lives/lived; sailed; was; was sailing; saw; saw; were crying; got; answered; don’t worry; are

Exercise 5: Use the song and your imagination to complete the story in writing:

A man called ____________ lived in __________. He worked as a ______________.

So one day he invited ________________ to a ________________. He was wearing _____, ____________,

_________ and________. “Let’s sail to the far-away countries”, he made a suggestion. “Where to?” asked one

of the men. “To ____________”, was the answer. They decided to set off on _______________

at__________________ in a _________.

On the ____________ day of their journey they saw a ________________. So they…

Методическая разработка для работы над песней “Everything At Once”

Пример песни, состоящей из повторов одной конструкции “as…as”: “Everything At Once” by Lenka . Эта

весёлая мелодия с забавными словами сейчас у всех на слуху, так как является рекламой Windows 8,

поэтому вызывает повышенный интерес у школьников.

As sly as a fox, as strong as an ox.

As fast as a hare, as brave as a bear.

As free as a bird, as neat as a word.

As quiet as a mouse, as big as a house.

All I wanna be, all I wanna be, oh.

All I wanna be is everything.

As mean as a wolf, as sharp as a tooth.

As deep as a bite, as dark as the night.

As sweet as a song, as right as a wrong.

As long as a road, as ugly as a toad.

As pretty as a picture hanging from a fixture.

Strong like a family, strong as I wanna be.

Bright as day, as light as play.

As hard as nails, as grand as a whale.

All I wanna be oh, all I wanna be, oh.

All I wanna be is everything.

Everything at once.

Everything at once, oh.

Everything at once.

As warm as the sun, as silly as fun.

As cool as a tree, as scary as the sea.

As hot as fire, cold as ice.

Sweet as sugar and everything nice.

As old as time, as straight as a line.

As royal as a queen, as buzzed as a bee.

Stealth as a tiger, smooth as a glider.

Pure as a melody, pure as I wanna be.

All I wanna be oh, all I wanna be, oh.

All I wanna be is everything.

Everything at once.

В начале работы рекомендуется познакомиться с новыми словами:

neat — чёткий, ясный, точный, mean — неприятный, противный, bite — укус, toad [təud] — жаба и пр.

Затем дети слушают песню и вписывают пропущенные слова: в одном куплете существительные, в

другом — прилагательные.

As sly as a ------------------, as strong as an ox

As fast as a -----------------, as brave as a bear

As free as a -----------------, as neat as a word

As quiet as a ----------------, as big as a house

As mean as a --------------------------, as sharp as a ------------------------------.

As deep as a -------------------------, as dark as the -------------------------------

As sweet as a -------------------------, as right as a ---------------------------------.

As long as a ---------------------------, as ugly as a -----------------------------------.

As pretty as a picture hanging from a fixture.

Strong like a family, strong as I wanna be.

Bright as day, as light as play.

As hard as nails, as grand as a whale.

All I wanna be oh, all I wanna be, oh.

All I wanna be is everything.

После проверки задания все вместе поют.



В раздел образования